I. Спасо-Преображенский собор.




Спасо-Преображенский собор

 

Работу выполнил:

Рыжов Антон, 7 класс

МОУ «Батранская ООШ»

Руководитель:

Белова Любовь Александровна,

учитель математики и физики

МОУ «Батранская ООШ»

 

2012 год

 

д.Батран Череповецкого района Вологодской области

 

 

16 марта 2012 года в областной газете «Красный Север» появилось сообщение о том, что в Белозерске накануне юбилея появится копия иконы «Белозерская Богоматерь умиление»[1]. Её разместят в Спасо-Преображенском соборе. Автор копии – реставратор Государственного Русского музея из Санкт-Петербурга Михаил Бушуев. Именно это сообщение позволило мне остановить свой выбор для небольшого исследования на истории и архитектуре Спасо-Преображенского собора. Я дважды бывал в Белозерске, но ни разу не удалось войти внутрь собора, но внешним его видом налюбовался вдоволь.

 

I. Спасо-Преображенский собор.

Один из самых древнейших городов России - Белозерск - в этом году будет отмечать свой 1050-летний юбилей. У каждого города своя судьба. Трудная и славная доля выпала Белозерску. Первое упоминание о граде Белоозеро мы находим в летописи «Сказание о призвании Варягов». Относится оно к 862 году. С этой даты и ведёт город своё летоисчисление.

К сожалению, 20 век оказался безжалостным и для этого северного уголка нашей Родины: половина храмов были уничтожены, другие – разорены и обезглавлены. Но каким-то чудом удалось сохранить то, что составляет главную гордость Белозерска и вызывает настоящий восторг даже у искушенных европейских туристов. Речь идёт об иконостасе городского Спасо-Преображенского собора (ныне музей), датированный 1801 годом. Этот иконостас не имеет аналогов на Русском Севере.

 


Собор выстроен внутри земляного вала в 1668-1670г. г., он привлекает внимание лаконичностью своего архитектурного облика. Снаружи пытается казаться постройкой предыдущего века, но ему это не вполне удается. Собор красивый, но никак не тянет на то, чтобы считаться ярким памятником своего времени. Скорее - довольно обычный храм консервативного соборного типа. Самое впечатляющее в его внешнем виде – шарообразные главы и разлапистый крест на центральном куполе. Большой, несколько вросший в землю четверик венчают пять мощных луковичных глав на световых барабанах. С востока примыкает алтарь. Массивные стены очень скупо декорированы – пилястры членят плоскость стены на три прясла. На этом фоне выделяются перспективные порталы, явно тяготеющие к XVI в. Стены органично переходят в полуциркульные закомары. Пышно декорированы барабаны: маленькие округлые кокошники у основания, аркатурный пояс, орнаментальная кирпичная кладка – все говорит о стиле "узорочье", получившем распространение в XVII в.
Храм не дошел до наших дней в первоначальном виде. В конце XVIII-начале XIX вв. позакомарное покрытие было переделано на четырехскатное и расширены оконные проёмы, тогда же был пристроен притвор.

 

 


 

Сейчас Спасо-Преображенский собор одинок в оправе валов белозерской крепости. До 1930-х годов компанию ему составляли теплый "двойной" храм Василия Великого и Николая Чудотворца и колокольня (и то, и то - XVIII век).

При последней реставрации была понижена кровля и открыты кокошники в основании барабанов, а также убран барочный "балдахин" над алтарем (аналог его сохранился на другом белозерском храме - Спаса Всемилостивого). Для сравнения современный вид с той же точки.

 

II. Резной иконостас конца XVIII - начала XIX века
Спасо-Преображенского собора города Белозерска

Спасо-Преображенский собор, стоящий на территории древнего кремля города Белозерска, как уже говорилось ранее, построен в конце 60-х-70-е годы XVII века. В результате перестройки, предпринятой в следующем столетии, появилось его современное покрытие. Тогда же были растесаны и украшены новыми наличниками оконные проемы храма. Точное время этой перестройки не установлено. Однако ясно, что она предшествовала появлению в соборе редкого по красоте и цельности ансамбля произведений монументально-декоративного искусства, созданного по замыслу незаурядного художника и архитектора. В его составе - деревянные резные иконостас, надпрестольная сень, киоты, настенные и настолпные обрамления икон. Они украшены золочением и росписью, иконостас - золоченой полихромной скульптурой.

Сохранилось не всё. Часть скульптур была передана в музей еще до революции, и нынешнее их местонахождение неизвестно. Многие детали и иконы утрачены в советское время, после закрытия собора. Центральную часть мы можем видеть во всем великолепии на снимке С.М. Прокудина-Горского, посетившего Белозерск в 1909 году.

В начале 20 века фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский при поддержке императора Николая II сделал фотообзор Российской Империи. Уникальные цветные фотографии позволяют увидеть многие достопримечательности в полном великолепии, в том числе и иконостас Белозерского собора.


Слева – фото С.М. Прокудина-Горского, справа – современный вид. Как видим, иконостас сохранился с большими потерями.

Иконостас Спасо-Преображенского собора по своей форме восходит к триумфальной арке. Он кардинальным образом отличается от традиционных русских иконостасов, которые представляют собой сплошную преграду, отделяющую алтарь от помещения для молящихся, и состоят из горизонтальных рядов икон. Иконостасы нового типа появляются в ранних постройках Петербурга под влиянием архитектуры и декора алтарей западноевропейских католических храмов. Отсюда заимствуется трехмерность и открытость их структуры, образованной плоскими, криволинейными и сферическими поверхностями, которые направляют взгляд зрителя не только снизу вверх, к куполу, но и в глубину, в "святая святых" - алтарь.

Боковые колонны являются зрительной опорой арки. В простенках между ними находятся рамы с иконами - прямоугольными местными образами, овальными праздниками. Центральные колонны стоят полукругом, заходящим в алтарное пространство, и несут полусферу, которая осеняет царские врата. Врата Спасо-Преображенского собора находятся в глубине, за линией предалтарных столбов. По их сторонам, в простенках между колоннами полукружия, помещены иконы, которые соответственно имеют вогнутую поверхность.

С темой Богоматери и Воплощения Христова идейно связаны фигуры пророков Моисея и Аарона, стоявшие по сторонам царских врат с их традиционными атрибутами: Моисей - со скрижалями Ветхого Завета, Аарон - с процветшим жезлом. Два ангела - представители небесного чина, совершающего вечную службу перед Святой Девой и рожденным ею сыном Бога, - были помещены между колоннами, на углах предалтарных столбов Овальная икона Тайной вечери помещена в "замке" арки иконостаса. С арки спускаются драпировки. Они открывают вид на скульптурную группу, помещенную в глубине полусферы: Христа, возносящегося на облаке в окружении орла, льва, тельца и ангела.

Белозерский иконостас имеет уникальное завершение. В его фронтоне помещен Ковчег Завета, а выше вздымается к самому куполу скульптурная композиция на сюжет из первой главы "Откровения Иоанна Богослова": припавший к земле Иоанн, в страхе смотрящий вверх - на "подобного Сыну Человеческому", окруженного семью горящими светильниками.

Композиция "Видение Иоанна Богослова" дошла до нашего времени с утратами. Иоанн в страхе смотрел вверх, на Христа в окружении семи светильников. Увы, теперь на месте Иоанна - пустое место справа...

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: