III. История иконы «Белозерская Богоматерь Умиление».




Образ Белозерской Богоматери – один из древнейших в России. Он напоминает нам историю Белозерска, некогда крупного богатого торгового города, по праву считавшегося экономическим, политическим и культурным центром региона. С середины 13 века Белоозеро – столица независимого Белозерского княжества. Именно на это время приходится расцвет города. Возможно, тогда и появилась икона «Белозерская Богоматерь Умиление». История ее создания и бытования в древний период неизвестна. Северный Белозерский край некогда находился на самой окраине Киевского государства. У него всегда были прочные связи с Новгородом Великим и одновременно с Ростово-Суздальскими землями. Но утверждение о принадлежности иконы новгородскому или владимиро-суздальскому письму не имеет под собой оснований. Уже в XIII столетии на территориях вокруг Белого озера и по берегам Шексны образовалось самостоятельное княжество. Своей иконописной школы в это время здесь, разумеется, еще не сложилось. Вместе с тем весьма совершенная по технике исполнения икона Богоматери во многом отвечает принципам византийского монументального стиля эпохи Комнинов. Вернее всего будет предположить, что ее писал приезжий греческий иконописец или русский иконописец, прошедший основательную выучку у византийского мастера. Возможно, образ создавался и не в самом Белозерском княжестве, а в каких-то близлежащих землях — большую по размерам икону навряд ли везли издалека. Предположительно, икона написана в 1240-е годы в Великом Новгороде. Размер полотна – 155х106, 3 см.

Предполагается, что «Богоматерь Белозерская» — список с «Владимирской», сделанный до того, как после многочисленных поновлений ноги Младенца на оригинальном изображении были переписаны и в результате левая нога Эммануила оказалась с вывернутой ступней (Антонова В.И. К вопросу о первоначальной композиции иконы Владимирской Богоматери // Византийский временник. Т. XVIII. — М., 1961. С. 204.). Если это так, то «Богоматерь Белозерская» донесла до нас первоначальный облик прославленной владимирской иконы.

Икона из Белозерска содержит несколько характерных индивидуальных особенностей, которые выделяют ее из общего ряда ранних Богородичных образов. Икона белофонная — редчайшее явление в начальном периоде древнерусской иконописи. На белом фоне средника выделяются фигуры Богоматери и Спаса Эммануила, облаченного в хитон и гиматий охряных цветов. Его изображение чрезвычайно укрупнено по сравнению с образом Богоматери. Он показан скорее не младенцем Эммануилом, а отроком, поучавшим первосвященников в Иерусалимском храме.

В среднике по сторонам от Богородицы даны медальерные изображения архангелов Михаила и Гавриила. На верхнем темно-синем поле иконы в медальонах слева направо представлены: Моисей, Аарон (?), Иоанн Предтеча, Захария. На боковых полях парами выписаны Исайя и Иеремия, Давид и Соломон, Авраам и Мельхиседек, Иезекииль и Нафан, Илия и Елисей, Аввакум и, очевидно, Даниил (его изображение не сохранилось). На нижнем поле — три святые жены, чьи лики не поддаются опознаванию. Все эти ветхозаветные святые и праведники, предрекавшие приход в мир Мессии, составили основание христианской Церкви. Медальоны, в которые заключены пророки, — ранний пример лицевых изображений на иконных полях, в дальнейшем эта тенденция разовьется в клейменные богородичные иконы.

Большую роль в раскрытии содержания иконы играет символика цвета. Белый фон на языке иконописи трактуется как символ чистоты и девства, как символ Рая, Царства Божия, Небесного Иерусалима. Ярко-красный, киноварный цвет сдвоенных нимбов Богоматери и Христа — цвет жертвенности и мученичества. На Богоматери пурпурный мафорий — указание на то, что она представлена как Царица Небесная.

«Богоматерь Белозерская» воспринимается как образ Богородицы-Церкви, воплотившейся в земной Церкви на основе евхаристической жертвы и соединения Ветхого и Нового Заветов.

За расцветом города последовал его упадок. Из-за кризиса пушного промысла, торговли, эпидемии чумы Белозерск был перенесён на его современное место. Считается, что сюда перевезли и престол главного храма древнего города и особо чтимые иконы, одной из которых была «Белозерская Богоматерь Умиление».

Икона пребывала в деревянных храмах Белозерска до тех пор, пока во второй половине 17 века не был построен Спасо – Преображенский собор. «Белозерская Богоматерь Умиление» была особо чтимой иконой в Белозерске. В 19 веке по православным праздникам образ выносили из собора и крестным ходом шли в одну из церквей города. В это время родители старались подвести малышей к иконе.

В 20 веке, когда репрессировали священников, закрывали и разрушали храмы, многое из церковных ценностей было утрачено безвозвратно. Древняя икона «Белозерская Богоматерь Умиление» была вывезена из Белозерска в Ленинград в 30-е годы. Сегодня её можно увидеть в одном из залов древнерусской живописи Русского музея в Санкт-Петербурге.

В дни празднования юбилея Белозерска копия иконы займёт своё место слева от царских врат уникального иконостаса Спасо-Преображенского собора.

 

 


[1] Е.Сибирцева, В Спасо-Преображенском соборе появится копия иконы XIII века. «Красный Север» №46 2012 г., с.8.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: