Колеса. Классификация. Требования. Маркировка. Особенности эксплуатации.




· Колеса принимают крутящий момент от двигателя, и за счет сил сцепления с дорогой обеспечивают движение автомобиля, а также они воспринимают и сглаживают удары и толчки от неровностей поверхности дороги. От них зависят возможность разгона и торможения, управляемость и устойчивость, плавность хода и безопасность автомобиля.
Классификация.
Согласно сложившейся практике автомобильные колеса классифицируют по назначению, типу применяемых шин, спо­собу крепления на ступице, по конструкции обода, форме поса­дочных поверхностей и по технологии изготовления. По назна­чению колеса подразделяют на колеса легковых, грузовых автомобилей и специальные. С учетом типа и конструкции уста­навливаемой пневматической шины различают колеса для камерных, бескамерных шин, универсальные колеса, допускаю­щие установку камерных и бескамерных шин, и колеса для шин, повышающих проходимость автомобилей. По способу крепления на ступицу колеса делят на дисковые, бездисковые и на колеса с фланцевым креплением.
В зависимости от конструкции обода различают колеса с симметричным и асимметричным ободьями; колеса с продоль­но-разборным и поперечно-разборным ободьями; колеса с ободом специальной конструкции. По форме поверхности посадочных полок обода различают следующие колеса: с наклонными кони­ческими полками, со специальной формой полок и с тороидаль­ными полками. В соответствии с технологическим процессом изготовления обода колеса классифицируют на штампованные, профилированные, выполненные из профильного проката, и ли­тые.
Требования.
Спроектированное и изготовленное автомобильное колесо должно иметь следующие основные конструктивные эле­менты и параметры;

· Прочность, обеспечивающую безопасную эксплуатацию авто­мобиля на всех режимах движения;

· Размеры, жесткость и качество обода, не снижающие срок службы шины и не ухудшающие условия работы ее бортов;

· Конструкцию крепления, обеспечивающую быструю и точ­ную установку колеса на ступицу;

· Минимальные биение и дисбаланс после установки на сту­пицу;

· Минимальные массу и момент инерции, так как эти пара­метры в значительной степени влияют на эксплуатационные свойства автомобиля;

· Технологичные детали для условий серийного производства, на изготовление которых затрачивалось бы минимальное коли­чество металла;

· Высокие монтажно-демонтажные качества, во многом опре­деляющие трудоемкость обслуживания автомобиля в эксплуа­тации.

· Колесо, которое предназначено для эксплуатации с бескамерной шиной, кроме того, должно иметь следующие конструк­тивные особенности:

· Посадочные размеры обода одинаковые с аналогичными размерами обода для камерной шины соответствующего типо­размера;

· Простую конструкцию обода, обеспечивающую надежную герметизацию шины без применения дополнительных уплотняю­щих деталей;

· Обод, позволяющий при необходимости устанавливать в бес­камерную шину обычную камеру от соответствующей по раз­мерности камерной шины;

· Герметичный разборный обод с технологией изготовления, су­щественно не отличающейся от технологии изготовления колес или камерных шин;

· Конструкцию шины и обода, обеспечивающие первоначаль­ную герметизацию при накачивании шины без применения стя­жек и приспособлений на протяжении всего срока службы шины и колеса;

· Герметичное соединение шипы с ободом при дорожных и климатических условиях эксплуатации автомобиля, включая движение с минимальным давлением воздуха в шине;

· Коррозионно-стойкое покрытие, обеспечивающее не только на­дежную защиту металла, но и в значительной степени облег­чающее выполнение монтажно-демонтажных работ;

· Эстетичный внешний вид колеса гармонично сочетающийся с внешним обликом автомобиля и с цветовым его оформлением.

Маркировка.
Автомобильные колеса принято обозначать числами, которые соответст­вуют ширине и посадочному диаметру обода, измеренному в дюймах или миллиметрах.

В обозначении колес с глубоким цельным ободом числа, соот­ветствующие ширине и посадочному диаметру, разделяют знаком «х», а у ко­лес с разборным ободом — знаком «—». После первого числа, соответствую­щего ширине обода, ставится буква латинского или русского алфавита, ко­торая характеризует комплекс размеров, определяющих профиль бортовой закраины обода. Для обозначения колес легковых автомобилей применяют буквы латинского алфавита I, IK, К и L, а для колес грузовых автомобилей с разборным плоским ободом — буквы Р, R, Sи т. д. Такое обозначение колес является международным.

В СССР для ободьев с коническими полками принято другое буквенное обозначение. Вместо латинского алфавита использован русский, начиная с буквы А. Например, колесо 152Б—508, где 152 — число, соответствующее ширине обода 6", измеренной в миллиметрах; Б — комплекс размеров борто­вой закраины; 508 — число, соответствующее посадочному диаметру цилин­дрической части обода, измеренному в миллиметрах. В связи с переходом от плоских ободьев на ободья с коническими полками обозначение колес не изменили, хотя посадочный диаметр их увеличился на 6,3 мм и стал равен не 508 мм, а 514,3 мм. Если в обозначении колеса буква отсутствует, то это означает, что размеры бортовой закраины отличаются от принятого типо-размерного ряда.

Принцип обозначения колес для шин с регулируемым давлением такой же, как и описанный выше. Однако для колес с коническими полками и рас­порным кольцом перед буквами, характеризующими бортовую закраину, до­полнительно ставят буквы С или Р. Например, колесо автомобиля ГАЗ-66 обозначается 8,0CV—18. Колеса с тороидальными полками обозначают без букв, указывающих на принадлежность их к шинами с регулируемым давле­нием (254Г—508, 228Г—508 и т. д.).

Колеса арочных широкопрофильных шин и пневмокатков обозначают чис­лами, соответствующими размерам ширины профиля и посадочного диаметра обода, выраженным в миллиметрах.

В соответствии с отечественными стандартами на автомобильные колеса (ГОСТ 10408—74*, ГОСТ 10409—74*) детали, входящие в обод, должны иметь маркировку. В маркировке указывают наименование или товарный знак пред­приятия-изготовителя, условное обозначение обода, год и месяц выпуска. Маркировку наносят, используя шрифт с высотой букв не менее 5 мм, на поверхности, обращенной к шине так, чтобы она была видна после окраски деталей.

Зарубежные колесные фирмы аналогично маркируют колеса и их детали.
Эксплуатационные требования.
Условия эксплуатации автомобиля обычно подразделяют на транспорт­ные, климатические и дорожные.

Но к условиям эксплуатации автомобилей относятся состояние и уровень развития служб автомобильного транспорта, оснащенность постов обслуживания автомобилей современным гаражным обо­рудованием, а также квалификация обслуживающего и водительского соста­ва. В практике могут быть различные сочетания перечисленных условий, что, естественно, отразится на числе отказов, затратах на обслуживание, ремонт и восстановление автомобилей.

Эксплуатационные требования, предъявляемые к конструкции колес.

Оптимальной конструкцией колеса с точки зрения эксплуа­тационных требований является такая конструкция, при задан­ной надежности которой число отказов, а также затраты на обслуживание и ремонт минимальны. Следовательно, эксплуата­ционные требования в основном определяются показателями на­дежности. Надежность колеса, обусловленная его безотказно­стью, долговечностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, обеспечивает нормальное функционирование колеса. Безотказ­ность, долговечность и ремонтопригодность (эксплуатационная технологичность) являются показателями качества колеса, за­висящими не только от конструктивного и технологического уровней, но и от условий эксплуатации автомобиля. Учитывая высокие требования, предъявляемые к автомобильным колесам, необходимо добиваться их безотказной работы в течение всего срока службы автомобиля.

Ремонтопригодность изделия заключается в его приспособ­ленности к предупреждению, обнаружению и устранению отка­зов, а также неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонта. Согласно сложившейся практике эк­сплуатации автомобильные колеса относят к категории неремонтируемых изделий. Это объясняется высокой функциональной ответственностью роли, которую колеса играют в процессе дви­жения автомобиля.

Долговечность деталей, входящих в конструкцию, определя­ется сроком их службы до предельного износа или разрушения. В колесах одного и того же типоразмера съемные детали обода взаимозаменяемы, поэтому долговечность колес определяют сроки службы базовых деталей, таких, как основание обода и диск. В результате наблюдений установлено, что основной при­чиной выхода из строя колес 7,0—20 являются усталостные пов­реждения дисков. При этом одновременно с диском заменяют одну из металлоемких и дорогостоящих деталей колеса — осно­вание обода, — так как диск и основание обода обычно соеди­няют неразъемным соединением.

Основными факторами, снижающими надежность колес, яв­ляются изнашивание и коррозия рабочих поверхностей сопря­женных деталей, в результате которых нарушаются силовая и кинематическая взаимосвязь деталей. Возникновению указан­ных явлений в значительной мере способствует несоблюдение эксплуатационных режимов нагружения колес, нарушения норм и правил выполнения монтажно-демонтажных работ, неисправ­ности ходовой части автомобилей и т. д.

50. Шины. Классификация. Требования. Маркировка. Особенности эксплуатации.
Автомобильная шина
(покрышка, баллон или резина) — один из наиболее важных элементов колеса, представляющий собой упругую резино-металло-тканевую оболочку, установленную на обод колеса. Шина обеспечивает контакт транспортного средства с дорожным полотном, предназначена для поглощения незначительных колебаний, вызываемых несовершенством дорожного покрытия, компенсации погрешности траекторий колёс, реализации и восприятия сил, возникающих в пятне контакта.
Классификация.
I. По назначению шины делятся на две группы:
1. Для легковых автомобилей и прицепов к ним.
2. Для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.

II. По способу герметизации шины могут быть:
1. Камерными.
2. Бескамерными.

III. По типу конструкции (в зависимости от построения каркаса) различают шины:
1. Диагональные (нужна схема в разрезе диагональной и радиальной шины)
2. Радиальные.

IV. По форме профиля поперечного сечения шины подразделяют на шины:
1. Обычного профиля.
2. Низкопрофильные.
3. Сверхнизкопрофильные.

Требования.
Для обеспечения наиболее полного использования ресурса и снижения эксплуатационных расходов транспортных предприятий грузовые шины с предельным износом рисунка протектора (п. п. 67 - 69 Правил) при отсутствии дефектов, исключающих их дальнейшее применение, не снимаются с эксплуатации, а восстанавливаются в следующей очередности: углублением канавок протектора нарезкой, а после износа углубленного рисунка наложением нового протектора.

Также необходимо выполнить следующие требования:
а) хранение, комплектация, монтажно-демонтажные работы должны производиться в соответствии с указаниями разделов 5, 6, 7 настоящих Правил, а также рекомендаций заводов - изготовителей транспортных средств;
б) места стоянки автомобилей должны быть очищены от грязи, нефтепродуктов, масел, химикатов и других веществ, разрушающих резину. Должна быть исключена возможность примерзания шин к дорожному покрытию из-за скопления воды около автомобиля;
в) при использовании крытых стоянок автомобили не должны находиться ближе одного метра от отопительной системы;
г) не допускать стоянки автомобиля на одном месте с полной нагрузкой более двух суток, ненагруженных - более 10 суток. При необходимости более продолжительной стоянки автомобилей следует разгружать шины с помощью подставок или передвигать автомобиль;
д) автомобили, подлежащие консервации, следует устанавливать на подставки с полной разгрузкой шин; шины необходимо покрывать водяной эмульсией мела или извести с целью предохранения (на открытой стоянке) от непосредственного воздействия солнечных лучей;
е) давление воздуха в шинах должно соответствовать значениям, установленным руководством (инструкцией) по эксплуатации автомобиля или другим нормативным документом, утвержденным в установленном порядке, так как нарушение давления приводит к снижению ресурса шин согласно приложениям 13, 14;
ж) вывесить таблицу норм внутреннего давления в шинах всех автомобилей, эксплуатируемых в автотранспортном предприятии, на шиномонтажном участке, на участках ТО-1, ТО-2 и контрольно-пропускном пункте;
з) запрещается стоянка автомобилей на шинах, у которых внутреннее давление ниже установленной нормы;
и) стоянка автомобилей на шинах с регулируемым давлением в нагруженном состоянии при нормальном внутреннем давлении в шинах без вывешивания колес на подставки допускается в течение 3 месяцев, внутреннее давление в шинах при этом проверяется через 4 - 5 дней;
к) эксплуатацию шин производить на технически исправном подвижном составе;
Маркировка.
Автомобильные шины маркируются алфавитно-цифровым кодом, который обозначается на борту шины. Этот код определяет размеры шины и некоторые из ее ключевых характеристик, типа индикаторов нагрузки и скорости. Иногда внутренний борт шины содержит информацию, не включенную во внешний борт, и наоборот.

Маркировка шин за последние годы значительно усложнилась, современные автошины имеют маркировку тяги, протектора, температурного сопротивления и пр. показателей.
1 - Модель (имя) шины
2 - Код транспортного средства:

· 'P' - Пассажир

· 'LT' - Легкий Грузовик

· 'С-' - Специальный Трейлер

· 'T' – Временный
3 - Ширина шины в миллиметрах от борта до борта
4 - Отношение высоты борта к полной ширине шины в процентах. Если это обозначение отсутствует, то оно, как предполагают, =82%. Если число является большим чем 200, то это - диаметр всей шины в миллиметрах
5 - R - радиальная шина 6 - Диаметр диска, для которого шина предназначена, в дюймах (на грузовиках может стоять ещё код диапазона нагрузки после этой цифры)
7 - Индекс нагрузки и знак скорости (см. таблицы ниже)
8 - Идентификационный номер DOT в стандартах США
9 - M&S - Mud & Snow = Грязь и Снег
10 - Материал корда и композиция резины
11 - Производитель
12 - Максимальный рейтинг нагрузки
13 - Код тяги, протектора, температурного сопротивления
14 - Максимальное давление (наддув) шины


Дополнительная маркировка шины

· M*S: На зимних шинах, в конце вышеупомянутой маркировки может стоять "Е" - шипованная резина.

· E4 - Шина, сертифицированная согласно ECE-инструкциям, (число указывает страну одобрения).

· 030908 - код сертификации шины

· DOT код: все шины, импортированные в США имеют DOT код, как это требуется Министерством транспорта, этот код определяет компанию и фабрику, почву, партию, и дату производства (2 цифры для недели года плюс 2 цифры для года; или 2 цифры для недели года плюс 1 цифра для года для шин, сделанных до 2000)

· TL - Бескамерная (Tubeless)

· TT - Tubetype, камерная шина

· Made in - Страна производства

· C (коммерческий) - Шина для легких грузовиков (Пример: 185 R14 C)

· B - Шины для мотоциклов (Пример: 150/70 B 17 69 H = диагональная конструкция с поясом под протектором

· SFI - сокр. для "side facing inwards" = внутрь асимметричных шин

· SFO - сокр. для "side facing outwards" = вовне асимметричных шин

· TWI - Индекс изнашивания шины (Tire wear index), индикатор профиля шины, который показывает, когда шина стерта и должна быть заменена

· SL - (standard load = стандартная нагрузка): Шина для нормального использования и нагрузки

· XL - (extra load = сверх нагрузка): Шина для тяжелой нагрузки

· rf - Укрепленные шины (Reinforced tires)

Стрелки - Некоторые типы протекторов шин разработаны так, чтобы давать лучший эффект, когда шина крутится в определенном направлении (по часовой стрелке или против часовой стрелки). Такие шины будут иметь стрелку, показывающую, в какую строну шина должна вращаться, будучи надета на колесо транспортного средства. Для адекватного динамического поведения шин важно соблюдать это указание.
Правила эксплуатации.
· Для максимального использования ресурса шин водитель обязан соблюдать правила эксплуатации и ухода за шинами.

· При получении нового автомобиля, полной или частичной смене шин на автомобиле водитель обязан:

· а) проверить правильность комплектации шинами автомобиля в соответствии с разделом 6 Правил;

· б) при частичной замене шин произвести подбор их и установку по осям, исходя из технического состояния шин;

· в) проверить соответствие записей в карточках учета работы шин (Приложение 12) и расписаться в карточках;

· г) проверить давление в шинах и при необходимости довести его до рекомендуемой нормы, а в запасной шине - до максимально допустимого для данной модели шин; д) не реже одного раза в месяц сверять показания ручного манометра с показаниями контрольного манометра.

· При установке запасной шины на ходовое колесо автомобиля необходимо проверить ее соответствие стоящим на этой оси шинам, записать показание спидометра для учета пробега запасной шины, при необходимости довести давление в запасной шине до нормы.

· Перед выездом на линию водитель обязан:

· а) визуально осмотреть шины;

· б) проверить крепление ободьев и колес;

· в) при утечке воздуха из шины выявить и устранить причину утечки.

· Не реже одного раза в неделю производить проверку внутреннего давления в остывших шинах ручным манометром.

· На линии водитель обязан:

· а) трогать с места автомобиль плавно во избежание пробуксовки колес;

· б) при уводе автомобиля в сторону немедленно остановить его, выявить и устранить причину его увода;

· в) не допускать езды на шинах с пониженным внутренним давлением;

· г) следить за состоянием дороги, в труднопроходимых участках (глубокая колея, железнодорожный переезд и другие) снижать скорость движения;

· д) не допускать резкого торможения при подъездах к месту остановки, около светофоров, шлагбаумов и других;

· е) избегать резких ударов колес об острые металлические и другие выступающие предметы, не подъезжать вплотную к краю тротуара или другим выступающим предметам, чтобы не повредить шины;

· ж) при необходимости движения с открытыми бортами последние закрепить, чтобы исключить возможность повреждения шин;

· з) при использовании цепей противоскольжения необходимо подбирать их по размеру шин и применять только для преодоления труднопроходимых участков пути; запрещается использование цепей на дорогах с твердым покрытием;

· и) на стоянках осматривать шины с целью удаления застрявших в протекторе, боковине, между сдвоенными шинами посторонних предметов (камни, стекла и др.); при необходимости произвести ремонт поврежденных шин, пользуясь автоаптечками;

· к) не допускать перегрузки автомобиля сверх указанной грузоподъемности, следить за равномерным размещением груза и надежным его закреплением (Приложение 14); тяжелый малогабаритный груз размещать в кузове с учетом равномерной нагрузки на все шины.

· Ежедневно после возвращения с линии в автотранспортное предприятие водитель обязан:

· осмотреть шины, ободья, а также вентили с целью наличия колпачков; удалить посторонние предметы из протектора, боковин и между сдвоенными шинами;

· снять шины, подлежащие ремонту, восстановлению, нарезке рисунка протектора, списанию в утиль.

При неравномерном износе протектора выяснить и устранить причину его появления. Пригодность шин к дальнейшей эксплуатации при неравномерном износе на автотранспортных предприятиях определяется комиссией.

· При необходимости смены камеры выполняются демонтажные, а затем монтажные работы в соответствии с разделом 7 настоящих Правил.

· При эксплуатации шин с регулируемым давлением:

· а) необходимо следить за внутренним давлением воздуха в шинах и постоянно поддерживать его в пределах нормы, установленной для данной модели автомобиля;

· б) необходимо проверять подключение всех колес к системе централизованной накачки шин; все шинные краны и запорные вентили должны быть открыты; в) движение автомобиля при пониженном давлении в шинах допускается только для преодоления труднопроходимых участков пути; при переходе на дорогу с твердым покрытием давление в шинах должно быть доведено до нормы, установленной для данной модели автомобиля.

· При установке на автомобиль ошипованных шин необходимо:

· а) установить на заднем стекле или задней стенке кузова опознавательный знак в виде равностороннего треугольника белого цвета, в который вписана буква "Ш" черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы 1/10 стороны);

· б) произвести обкатку шин в пределах 0,8 - 1,0 тыс. км; скорость движения в период обкатки не должна превышать 70 км/ч для легковых и 50 км/ч для грузовых автомобилей, автобусов.

· В условиях Крайнего Севера на грузовых автомобилях, автобусах, прицепах и полуприцепах к ним, автобусах, троллейбусах применять только шины в морозостойком исполнении.

· При работе автотранспорта в условиях Крайнего Севера рекомендуется не оставлять автомобиль с разогретыми шинами на дорогах с уклоном для избежания скатывания автомобиля при образовании ледяной корки на шинах при их остывании.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: