· Колеса принимают крутящий момент от двигателя, и за счет сил сцепления с дорогой обеспечивают движение автомобиля, а также они воспринимают и сглаживают удары и толчки от неровностей поверхности дороги. От них зависят возможность разгона и торможения, управляемость и устойчивость, плавность хода и безопасность автомобиля.
Классификация.
Согласно сложившейся практике автомобильные колеса классифицируют по назначению, типу применяемых шин, способу крепления на ступице, по конструкции обода, форме посадочных поверхностей и по технологии изготовления. По назначению колеса подразделяют на колеса легковых, грузовых автомобилей и специальные. С учетом типа и конструкции устанавливаемой пневматической шины различают колеса для камерных, бескамерных шин, универсальные колеса, допускающие установку камерных и бескамерных шин, и колеса для шин, повышающих проходимость автомобилей. По способу крепления на ступицу колеса делят на дисковые, бездисковые и на колеса с фланцевым креплением.
В зависимости от конструкции обода различают колеса с симметричным и асимметричным ободьями; колеса с продольно-разборным и поперечно-разборным ободьями; колеса с ободом специальной конструкции. По форме поверхности посадочных полок обода различают следующие колеса: с наклонными коническими полками, со специальной формой полок и с тороидальными полками. В соответствии с технологическим процессом изготовления обода колеса классифицируют на штампованные, профилированные, выполненные из профильного проката, и литые.
Требования.
Спроектированное и изготовленное автомобильное колесо должно иметь следующие основные конструктивные элементы и параметры;
· Прочность, обеспечивающую безопасную эксплуатацию автомобиля на всех режимах движения;
· Размеры, жесткость и качество обода, не снижающие срок службы шины и не ухудшающие условия работы ее бортов;
· Конструкцию крепления, обеспечивающую быструю и точную установку колеса на ступицу;
· Минимальные биение и дисбаланс после установки на ступицу;
· Минимальные массу и момент инерции, так как эти параметры в значительной степени влияют на эксплуатационные свойства автомобиля;
· Технологичные детали для условий серийного производства, на изготовление которых затрачивалось бы минимальное количество металла;
· Высокие монтажно-демонтажные качества, во многом определяющие трудоемкость обслуживания автомобиля в эксплуатации.
· Колесо, которое предназначено для эксплуатации с бескамерной шиной, кроме того, должно иметь следующие конструктивные особенности:
· Посадочные размеры обода одинаковые с аналогичными размерами обода для камерной шины соответствующего типоразмера;
· Простую конструкцию обода, обеспечивающую надежную герметизацию шины без применения дополнительных уплотняющих деталей;
· Обод, позволяющий при необходимости устанавливать в бескамерную шину обычную камеру от соответствующей по размерности камерной шины;
· Герметичный разборный обод с технологией изготовления, существенно не отличающейся от технологии изготовления колес или камерных шин;
· Конструкцию шины и обода, обеспечивающие первоначальную герметизацию при накачивании шины без применения стяжек и приспособлений на протяжении всего срока службы шины и колеса;
· Герметичное соединение шипы с ободом при дорожных и климатических условиях эксплуатации автомобиля, включая движение с минимальным давлением воздуха в шине;
· Коррозионно-стойкое покрытие, обеспечивающее не только надежную защиту металла, но и в значительной степени облегчающее выполнение монтажно-демонтажных работ;
· Эстетичный внешний вид колеса гармонично сочетающийся с внешним обликом автомобиля и с цветовым его оформлением.
Маркировка.
Автомобильные колеса принято обозначать числами, которые соответствуют ширине и посадочному диаметру обода, измеренному в дюймах или миллиметрах.
В обозначении колес с глубоким цельным ободом числа, соответствующие ширине и посадочному диаметру, разделяют знаком «х», а у колес с разборным ободом — знаком «—». После первого числа, соответствующего ширине обода, ставится буква латинского или русского алфавита, которая характеризует комплекс размеров, определяющих профиль бортовой закраины обода. Для обозначения колес легковых автомобилей применяют буквы латинского алфавита I, IK, К и L, а для колес грузовых автомобилей с разборным плоским ободом — буквы Р, R, Sи т. д. Такое обозначение колес является международным.
В СССР для ободьев с коническими полками принято другое буквенное обозначение. Вместо латинского алфавита использован русский, начиная с буквы А. Например, колесо 152Б—508, где 152 — число, соответствующее ширине обода 6", измеренной в миллиметрах; Б — комплекс размеров бортовой закраины; 508 — число, соответствующее посадочному диаметру цилиндрической части обода, измеренному в миллиметрах. В связи с переходом от плоских ободьев на ободья с коническими полками обозначение колес не изменили, хотя посадочный диаметр их увеличился на 6,3 мм и стал равен не 508 мм, а 514,3 мм. Если в обозначении колеса буква отсутствует, то это означает, что размеры бортовой закраины отличаются от принятого типо-размерного ряда.
Принцип обозначения колес для шин с регулируемым давлением такой же, как и описанный выше. Однако для колес с коническими полками и распорным кольцом перед буквами, характеризующими бортовую закраину, дополнительно ставят буквы С или Р. Например, колесо автомобиля ГАЗ-66 обозначается 8,0CV—18. Колеса с тороидальными полками обозначают без букв, указывающих на принадлежность их к шинами с регулируемым давлением (254Г—508, 228Г—508 и т. д.).
Колеса арочных широкопрофильных шин и пневмокатков обозначают числами, соответствующими размерам ширины профиля и посадочного диаметра обода, выраженным в миллиметрах.
В соответствии с отечественными стандартами на автомобильные колеса (ГОСТ 10408—74*, ГОСТ 10409—74*) детали, входящие в обод, должны иметь маркировку. В маркировке указывают наименование или товарный знак предприятия-изготовителя, условное обозначение обода, год и месяц выпуска. Маркировку наносят, используя шрифт с высотой букв не менее 5 мм, на поверхности, обращенной к шине так, чтобы она была видна после окраски деталей.
Зарубежные колесные фирмы аналогично маркируют колеса и их детали.
Эксплуатационные требования.
Условия эксплуатации автомобиля обычно подразделяют на транспортные, климатические и дорожные.
Но к условиям эксплуатации автомобилей относятся состояние и уровень развития служб автомобильного транспорта, оснащенность постов обслуживания автомобилей современным гаражным оборудованием, а также квалификация обслуживающего и водительского состава. В практике могут быть различные сочетания перечисленных условий, что, естественно, отразится на числе отказов, затратах на обслуживание, ремонт и восстановление автомобилей.
Эксплуатационные требования, предъявляемые к конструкции колес.
Оптимальной конструкцией колеса с точки зрения эксплуатационных требований является такая конструкция, при заданной надежности которой число отказов, а также затраты на обслуживание и ремонт минимальны. Следовательно, эксплуатационные требования в основном определяются показателями надежности. Надежность колеса, обусловленная его безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, обеспечивает нормальное функционирование колеса. Безотказность, долговечность и ремонтопригодность (эксплуатационная технологичность) являются показателями качества колеса, зависящими не только от конструктивного и технологического уровней, но и от условий эксплуатации автомобиля. Учитывая высокие требования, предъявляемые к автомобильным колесам, необходимо добиваться их безотказной работы в течение всего срока службы автомобиля.
Ремонтопригодность изделия заключается в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов, а также неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонта. Согласно сложившейся практике эксплуатации автомобильные колеса относят к категории неремонтируемых изделий. Это объясняется высокой функциональной ответственностью роли, которую колеса играют в процессе движения автомобиля.
Долговечность деталей, входящих в конструкцию, определяется сроком их службы до предельного износа или разрушения. В колесах одного и того же типоразмера съемные детали обода взаимозаменяемы, поэтому долговечность колес определяют сроки службы базовых деталей, таких, как основание обода и диск. В результате наблюдений установлено, что основной причиной выхода из строя колес 7,0—20 являются усталостные повреждения дисков. При этом одновременно с диском заменяют одну из металлоемких и дорогостоящих деталей колеса — основание обода, — так как диск и основание обода обычно соединяют неразъемным соединением.
Основными факторами, снижающими надежность колес, являются изнашивание и коррозия рабочих поверхностей сопряженных деталей, в результате которых нарушаются силовая и кинематическая взаимосвязь деталей. Возникновению указанных явлений в значительной мере способствует несоблюдение эксплуатационных режимов нагружения колес, нарушения норм и правил выполнения монтажно-демонтажных работ, неисправности ходовой части автомобилей и т. д.
50. Шины. Классификация. Требования. Маркировка. Особенности эксплуатации.
Автомобильная шина (покрышка, баллон или резина) — один из наиболее важных элементов колеса, представляющий собой упругую резино-металло-тканевую оболочку, установленную на обод колеса. Шина обеспечивает контакт транспортного средства с дорожным полотном, предназначена для поглощения незначительных колебаний, вызываемых несовершенством дорожного покрытия, компенсации погрешности траекторий колёс, реализации и восприятия сил, возникающих в пятне контакта.
Классификация.
I. По назначению шины делятся на две группы:
1. Для легковых автомобилей и прицепов к ним.
2. Для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
II. По способу герметизации шины могут быть:
1. Камерными.
2. Бескамерными.
III. По типу конструкции (в зависимости от построения каркаса) различают шины:
1. Диагональные (нужна схема в разрезе диагональной и радиальной шины)
2. Радиальные.
IV. По форме профиля поперечного сечения шины подразделяют на шины:
1. Обычного профиля.
2. Низкопрофильные.
3. Сверхнизкопрофильные.
Требования.
Для обеспечения наиболее полного использования ресурса и снижения эксплуатационных расходов транспортных предприятий грузовые шины с предельным износом рисунка протектора (п. п. 67 - 69 Правил) при отсутствии дефектов, исключающих их дальнейшее применение, не снимаются с эксплуатации, а восстанавливаются в следующей очередности: углублением канавок протектора нарезкой, а после износа углубленного рисунка наложением нового протектора.
Также необходимо выполнить следующие требования:
а) хранение, комплектация, монтажно-демонтажные работы должны производиться в соответствии с указаниями разделов 5, 6, 7 настоящих Правил, а также рекомендаций заводов - изготовителей транспортных средств;
б) места стоянки автомобилей должны быть очищены от грязи, нефтепродуктов, масел, химикатов и других веществ, разрушающих резину. Должна быть исключена возможность примерзания шин к дорожному покрытию из-за скопления воды около автомобиля;
в) при использовании крытых стоянок автомобили не должны находиться ближе одного метра от отопительной системы;
г) не допускать стоянки автомобиля на одном месте с полной нагрузкой более двух суток, ненагруженных - более 10 суток. При необходимости более продолжительной стоянки автомобилей следует разгружать шины с помощью подставок или передвигать автомобиль;
д) автомобили, подлежащие консервации, следует устанавливать на подставки с полной разгрузкой шин; шины необходимо покрывать водяной эмульсией мела или извести с целью предохранения (на открытой стоянке) от непосредственного воздействия солнечных лучей;
е) давление воздуха в шинах должно соответствовать значениям, установленным руководством (инструкцией) по эксплуатации автомобиля или другим нормативным документом, утвержденным в установленном порядке, так как нарушение давления приводит к снижению ресурса шин согласно приложениям 13, 14;
ж) вывесить таблицу норм внутреннего давления в шинах всех автомобилей, эксплуатируемых в автотранспортном предприятии, на шиномонтажном участке, на участках ТО-1, ТО-2 и контрольно-пропускном пункте;
з) запрещается стоянка автомобилей на шинах, у которых внутреннее давление ниже установленной нормы;
и) стоянка автомобилей на шинах с регулируемым давлением в нагруженном состоянии при нормальном внутреннем давлении в шинах без вывешивания колес на подставки допускается в течение 3 месяцев, внутреннее давление в шинах при этом проверяется через 4 - 5 дней;
к) эксплуатацию шин производить на технически исправном подвижном составе;
Маркировка.
Автомобильные шины маркируются алфавитно-цифровым кодом, который обозначается на борту шины. Этот код определяет размеры шины и некоторые из ее ключевых характеристик, типа индикаторов нагрузки и скорости. Иногда внутренний борт шины содержит информацию, не включенную во внешний борт, и наоборот.
Маркировка шин за последние годы значительно усложнилась, современные автошины имеют маркировку тяги, протектора, температурного сопротивления и пр. показателей.
1 - Модель (имя) шины
2 - Код транспортного средства:
· 'P' - Пассажир
· 'LT' - Легкий Грузовик
· 'С-' - Специальный Трейлер
· 'T' – Временный
3 - Ширина шины в миллиметрах от борта до борта
4 - Отношение высоты борта к полной ширине шины в процентах. Если это обозначение отсутствует, то оно, как предполагают, =82%. Если число является большим чем 200, то это - диаметр всей шины в миллиметрах
5 - R - радиальная шина 6 - Диаметр диска, для которого шина предназначена, в дюймах (на грузовиках может стоять ещё код диапазона нагрузки после этой цифры)
7 - Индекс нагрузки и знак скорости (см. таблицы ниже)
8 - Идентификационный номер DOT в стандартах США
9 - M&S - Mud & Snow = Грязь и Снег
10 - Материал корда и композиция резины
11 - Производитель
12 - Максимальный рейтинг нагрузки
13 - Код тяги, протектора, температурного сопротивления
14 - Максимальное давление (наддув) шины
Дополнительная маркировка шины
· M*S: На зимних шинах, в конце вышеупомянутой маркировки может стоять "Е" - шипованная резина.
· E4 - Шина, сертифицированная согласно ECE-инструкциям, (число указывает страну одобрения).
· 030908 - код сертификации шины
· DOT код: все шины, импортированные в США имеют DOT код, как это требуется Министерством транспорта, этот код определяет компанию и фабрику, почву, партию, и дату производства (2 цифры для недели года плюс 2 цифры для года; или 2 цифры для недели года плюс 1 цифра для года для шин, сделанных до 2000)
· TL - Бескамерная (Tubeless)
· TT - Tubetype, камерная шина
· Made in - Страна производства
· C (коммерческий) - Шина для легких грузовиков (Пример: 185 R14 C)
· B - Шины для мотоциклов (Пример: 150/70 B 17 69 H = диагональная конструкция с поясом под протектором
· SFI - сокр. для "side facing inwards" = внутрь асимметричных шин
· SFO - сокр. для "side facing outwards" = вовне асимметричных шин
· TWI - Индекс изнашивания шины (Tire wear index), индикатор профиля шины, который показывает, когда шина стерта и должна быть заменена
· SL - (standard load = стандартная нагрузка): Шина для нормального использования и нагрузки
· XL - (extra load = сверх нагрузка): Шина для тяжелой нагрузки
· rf - Укрепленные шины (Reinforced tires)
Стрелки - Некоторые типы протекторов шин разработаны так, чтобы давать лучший эффект, когда шина крутится в определенном направлении (по часовой стрелке или против часовой стрелки). Такие шины будут иметь стрелку, показывающую, в какую строну шина должна вращаться, будучи надета на колесо транспортного средства. Для адекватного динамического поведения шин важно соблюдать это указание.
Правила эксплуатации.
· Для максимального использования ресурса шин водитель обязан соблюдать правила эксплуатации и ухода за шинами.
· При получении нового автомобиля, полной или частичной смене шин на автомобиле водитель обязан:
· а) проверить правильность комплектации шинами автомобиля в соответствии с разделом 6 Правил;
· б) при частичной замене шин произвести подбор их и установку по осям, исходя из технического состояния шин;
· в) проверить соответствие записей в карточках учета работы шин (Приложение 12) и расписаться в карточках;
· г) проверить давление в шинах и при необходимости довести его до рекомендуемой нормы, а в запасной шине - до максимально допустимого для данной модели шин; д) не реже одного раза в месяц сверять показания ручного манометра с показаниями контрольного манометра.
· При установке запасной шины на ходовое колесо автомобиля необходимо проверить ее соответствие стоящим на этой оси шинам, записать показание спидометра для учета пробега запасной шины, при необходимости довести давление в запасной шине до нормы.
· Перед выездом на линию водитель обязан:
· а) визуально осмотреть шины;
· б) проверить крепление ободьев и колес;
· в) при утечке воздуха из шины выявить и устранить причину утечки.
· Не реже одного раза в неделю производить проверку внутреннего давления в остывших шинах ручным манометром.
· На линии водитель обязан:
· а) трогать с места автомобиль плавно во избежание пробуксовки колес;
· б) при уводе автомобиля в сторону немедленно остановить его, выявить и устранить причину его увода;
· в) не допускать езды на шинах с пониженным внутренним давлением;
· г) следить за состоянием дороги, в труднопроходимых участках (глубокая колея, железнодорожный переезд и другие) снижать скорость движения;
· д) не допускать резкого торможения при подъездах к месту остановки, около светофоров, шлагбаумов и других;
· е) избегать резких ударов колес об острые металлические и другие выступающие предметы, не подъезжать вплотную к краю тротуара или другим выступающим предметам, чтобы не повредить шины;
· ж) при необходимости движения с открытыми бортами последние закрепить, чтобы исключить возможность повреждения шин;
· з) при использовании цепей противоскольжения необходимо подбирать их по размеру шин и применять только для преодоления труднопроходимых участков пути; запрещается использование цепей на дорогах с твердым покрытием;
· и) на стоянках осматривать шины с целью удаления застрявших в протекторе, боковине, между сдвоенными шинами посторонних предметов (камни, стекла и др.); при необходимости произвести ремонт поврежденных шин, пользуясь автоаптечками;
· к) не допускать перегрузки автомобиля сверх указанной грузоподъемности, следить за равномерным размещением груза и надежным его закреплением (Приложение 14); тяжелый малогабаритный груз размещать в кузове с учетом равномерной нагрузки на все шины.
· Ежедневно после возвращения с линии в автотранспортное предприятие водитель обязан:
· осмотреть шины, ободья, а также вентили с целью наличия колпачков; удалить посторонние предметы из протектора, боковин и между сдвоенными шинами;
· снять шины, подлежащие ремонту, восстановлению, нарезке рисунка протектора, списанию в утиль.
При неравномерном износе протектора выяснить и устранить причину его появления. Пригодность шин к дальнейшей эксплуатации при неравномерном износе на автотранспортных предприятиях определяется комиссией.
· При необходимости смены камеры выполняются демонтажные, а затем монтажные работы в соответствии с разделом 7 настоящих Правил.
· При эксплуатации шин с регулируемым давлением:
· а) необходимо следить за внутренним давлением воздуха в шинах и постоянно поддерживать его в пределах нормы, установленной для данной модели автомобиля;
· б) необходимо проверять подключение всех колес к системе централизованной накачки шин; все шинные краны и запорные вентили должны быть открыты; в) движение автомобиля при пониженном давлении в шинах допускается только для преодоления труднопроходимых участков пути; при переходе на дорогу с твердым покрытием давление в шинах должно быть доведено до нормы, установленной для данной модели автомобиля.
· При установке на автомобиль ошипованных шин необходимо:
· а) установить на заднем стекле или задней стенке кузова опознавательный знак в виде равностороннего треугольника белого цвета, в который вписана буква "Ш" черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы 1/10 стороны);
· б) произвести обкатку шин в пределах 0,8 - 1,0 тыс. км; скорость движения в период обкатки не должна превышать 70 км/ч для легковых и 50 км/ч для грузовых автомобилей, автобусов.
· В условиях Крайнего Севера на грузовых автомобилях, автобусах, прицепах и полуприцепах к ним, автобусах, троллейбусах применять только шины в морозостойком исполнении.
· При работе автотранспорта в условиях Крайнего Севера рекомендуется не оставлять автомобиль с разогретыми шинами на дорогах с уклоном для избежания скатывания автомобиля при образовании ледяной корки на шинах при их остывании.