Развитие творческих навыков на уроке сольфеджио.




Сольфеджирование и чтение с листа на уроках сольфеджио

Сольфеджирование используется в педагогике для развития точности интонации, навыков чтения с листа.

Чтение с листа – это необходимый навык, который должны обрести учащиеся в процессе занятий сольфеджио.

Для чтения с листа необходимы:

ü теоретические знания;

ü ладовый слух;

ü чувство метроритма;

ü вокальные навыки;

ü понимание муз. формы;

ü логика муз. мысли;

ü умение выразительно передавать содержание.

Чтение с листа – это сложный процесс, в который входят след. этапы:

ü вижу

ü понимаю

ü мысленно представляю

ü исполняю

Особое внимание при работе с учеником нужно уделять развитию внутреннего слуха (мысленной подготовке)

Для чтения с листа большое значение имеет развитая память.

Важным принципом является последовательность в нарастании трудностей, умении правильно подбирать примеры.

Виды трудностей:

ü вокальные трудности (диапазон мелодии, тесситура мелодии)

ü ритмические трудности (легче исполняются мелодии повторного кв. строения с одной или двумя характерными ритм. фигурами)

ü графика мелодической линии (ломаные ходы в мелодии, скачки поются сложнее, чем поступенное движение)

ü темп (легче читаются средние темпы, быстрее темпы требуют хорошей техники исполнения)

ü жанровые трудности (легче поются народные песни и мелодии вок. музыки. Труднее – инструментальная музыка)

ü стилевая трудность (легче интонируется музыка романтиков, чем венских классиков)

Для чтения с листа практические приёмы работы:

ü внимательно просмотреть пример, обратить внимание на отдельные трудные обороты. Мысленно их пропеть.

ü проанализировать лад, тональность, отклонение, модуляции, метроритм, штрихи, динамику.

ü настроиться в тональности и представить нужный темп

ü смотреть на такт вперёд во время пения

ü слушать себя во время пения, корректировать себя, петь красиво.

ü Педагог должен воспитывать самостоятельность учеников, их умения самостоятельно исправлять ошибки и причины ошибок.

Чтение с листа может быть как без аккомпанемента, так и с аккомпанементом преподавателя (при пении худ. примеров)

Иногда в старших классах можно проводить многоголосное пение.

Во время чтения с листа нужно дирижировать, но на ранних этапах можно тактировать.

Примеры для чтения с листа должно быть худ. красивым.

Вывод: таким образом, чтение с листа – это навык, являющийся результатом развития слуха и обучения.

основная задача педагога уметь правильно увеличивать трудности, воспитывать правильный процесс чтения с листа и следить за качеством исполнения.

 

 

Роль и виды вокально-интонационных упражнений на уроках сольфеджио.

 

Вокально-интонационные упражнения развивают умение интонировать отдельные попевки, часто встречающиеся в песнях, мелодиях классического репертуара; цепочки ступеней, интервалов, мелодических оборотов, аккордов, гармонических оборотов. Они подготавливают музыкально-слуховую базу для переходов к формированию навыков чтения с листа, заучиванию наизусть, сочинению и импровизации. Кроме того, цель интонационных упражнений – укрепить активным исполнением полученные на уроке теоретические сведения. Физические ощущения при работе голосового аппарата и многократное вслушивание в свое пение способствуют запоминанию. Таким образом - роль вокально-интонационных упражнений в процессе формирования и развития музыкального слуха очень велика.

Иногда у педагогов возникает вопрос, можно ли обойтись без интонационных упражнений? Да, можно, но только тогда, когда учащиеся обладают отличными слуховыми и вокальными данными.

При построении интонационных упражнений надо избегать штампов, заученных схем: менять ритм, расположение, направление, движения.

 

Развитие творческих навыков на уроке сольфеджио.

Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире сказки, игры, музыки, фантазии, творчества» Творчество даёт огромный импульс личностному росту.

В современной муз. педагогике развивающего обучения роль творческих заданий очень велика.

У детей младшего возраста, как правило, хорошо развито воображение, которое следует развивать.

Творческие упражнения для развития ритмического чувства:

ü придумать слова, фразы в данном ритме

ü сочинить ритм. ответ на вопрос учителя

ü придумать «перевёртышь» ритм. мотива.

Упражнения на развитие ладового слуха:

ü сочинить на данных ступенях мотив, фразу

ü сочинить ответ на мелод. вопрос

ü импровизировать муз. диалог

Задания для развития интонационного слуха:

ü передать в интонации разные чувства (грусть, радость)

ü импровизировать мелодию в разных характерах

Упражнения для развития худ-образных представлений:

ü сочинить вокальную или инструментальную загадку на тему: «Что я видел и слышал в лесу»

ü проанализировать рассказ инструментальным сопровождением

ü определить средства худ. выразительности для сочинения пьес: птичья полька, шествие медведей.

Импровизация – это доступная форма муз. самовыражения детей, в которой ребёнок раскрывает свои тв. способности и проявляет самостоятельность муз. мышления.

Виды импровизации:

ü речевая (выразит. чтение стихов, сказок, с опред. динамикой, штрихами)

ü пластическая (пластические этюды, свободное дирижирование под музыку)

ü изобразительная (рисование под музыку, подбор цветов, картинок к звучащей музыке)

ü вокальная (досочиние мелодии, муз. диалог, доведение мелодий до тоники)

ü Инструментальная импровизация (создание на инструменте картин, пейзажей)

Досочинение. Сочинение музыки является важным этапом в развитии тв. способностей ребёнка. Сочинению могут предшествовать формы работы:

ü досочинение (довести до тоники, создать подголосок, придумать бас, подбор аккомпанемента)

ü пересочинение (придумать жанровые, стилистические, мелодические, фактурные вариации)

ü сочинение (на словесный текст, в опред. жанре, стиле, на аккордовую последовательность)

Игра. Увлечённое отношение к игре явл. характерной особенностью детей мл. шк. возраста. Через игру ребёнок познаёт жизнь, игра помогает развитию тв. способностей.

В муз. педагогике игра особенно важна. Дети особенно склонны к ролевым играм, в которых разыгрывают определённые события. Ребёнок проявляет в игре: активность, организаторские способности, находчивость, артистизм.

Муз. сказка.

Игра «по-секрету»

«Репортёры»

«Живой рояль»

Вывод: таким образом тв. упражнения способствуют развитию всех сторон слуха, музыкальности, закреплению теоретических знаний, практических навыков, воспитание муз. вкуса и псих. раскрепощения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: