Освоение диатоники (1-4 кл)




Освоение диатоники включает в себя восприятие функциональных взаимоотношений ступеней на основе явлений устойчивости и неустойчивости. Учащимся объясняется значение каждой ступени, «их модель поведения»

Начинать работу над развитием лад. слуха следует с нескольких звуков, используя релятивную систему. В качестве исходной ячейки для работы выступает трихорд, состоящий из 1-ых трёх ступеней мажорного лада. В нём содержатся устойчивые и неустойчивые звуки, которые необходимы для восприятия устойчивых и неустойчивых ступеней. Эти звуки нужно комбинировать, составлять из них маленькие попевки. Педагог может показывать звуки по болгарской столбице, либо рукой.

Постепенно целесообразно начинать одноименно минор. Постепенно вводится 4 ступень лада, а также постепенно 5, 6, 7.

В результате дети без труда овладевают целым звукорядом одноименного мажора и минора.

При ощущении ступеней лада не следует забывать об их интервальной стороне. Например, интонируя 1 и 4 ступень, можно ориентироваться на ощущение интервала кварта.

Ощущение хроматики (5-7 кл)

1. Интонирование и слуховое ощущение вспомогательного хроматизма и диатонической ступени.

2. Интонирование и слуховое ощущение проходящего хроматизма между диатоническими ступенями.

3. Интонирование альтерированных звуков.

4. Более сложные виды хроматизмов: скачковый хроматизм, и хроматизм на расстоянии (хроматизм в разбивку) (Бородин, симфония №2, начало)

В ощущении хроматики важную роль играют как функциональное слышание устоев в неустои, интервальный слух.

Модуляция (7 класс)

Т.к. модуляция – это переход из одной тональности в другую следует правильно ощущать исходную тональность, ощущение новой тональности.

Для отработки процесса модулирования эффективны следующие вокальные упражнения импровизации на переход из одной тональности в разные.

Учителем поётся фраза («вопрос») исходной тональности, а каждый ученик импровизирует «ответ» с переходом в какую-либо другую тональность.

Атональность

Восприятие ладовой организации музыки 20 века. Включает в себя способность слуха мобильно и гибко ориентироваться в условиях 12-титоновой тональной системы, постоянных тональных переходов и внутритональных смещений и сдвигов.

Для интонирования такого рода музыки эффективным становятся интервальные ощущения, т.к. ощущение функций лада вообще может исчезнуть.

Вывод: таким образом ладовый слух является сложным, комплексным явлением, включающим в себя функциональную и интервальную стороны звуковысотных отношений и является базовым, фундаментальным в формировании профессионального муз. слуха.

 

 

Авторские методики преподавания сольфеджио (К. Орф, Л. Масленкова, М. Пороховниченко)

Карл Орф.

Муз. педагогическая система К. Орфа является знаменитой во всём мире. Средствами наиболее сильного воздействия на человека Орф считал синтетические.

Речь идёт о комплексе, в котором синтезируются: слово, пение, жест, игра на муз. инструментах, танец.

Орф делает акцент на то, чтобы заложить фундамент музыкальности в каждом ребёнке. Его методика направлена не столько на узкопрофессиональное образование, а на муз. воспитание каждого ребёнка.

В основе методики Орфа 0 коллективное детское музицирование. Для этого Орф считал необходимым шумовой оркестр, где помимо ударных были клавишные, духовые, струнные.

Орф в свой оркестр привлекал инструмен с красивым звучанием.

Орф создал 2 тома пьес для детского музицирования «шульверг» - это пьесы-модели для детского творчества. Орф считал, что в творчестве нет и не должно быть ничего застывшего и догматического. Всё должно быть в движении и развитии.

«Шульрерг» даёт возможность детям пересочинять, становится соавторами музыки при её исполнении.

Орф говорил: «В музыку нужно включаться не как слушатель, а как участник», «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок, музыкантом или врачом, учёным или рабочим, задачи педагогов – воспитать в нём творческое начало, творческое мышление».

 

Масленкова Л.М.

Обобщая лучшие достижения советской методики (Вахрамеев, Давывода, Островский) делает акцент на одном известных постулатов современной педагогики – развивающее обучение, в котором большую роль играет творческий подход. Масленкова считает, что главной задачей на уроках сольфеджио является развитие музыкального слуха во всех его аспектах. Для развития муз. слуха важны:

ü развитие памяти, мышления, внимания

ü муз. материал разных эпох и стилей.

ü преодоление механистических способов работы по инерции. Афоризм: «Профессиональная жизнь музыканта постоянно преподаёт ему уроки сольфеджио».

Пороховниченко М.Е.

Методика Пороховниченко ориентирована на хоровое сольфеджио для музыкантов-профессиональв, поэтому её требования высоки.

2 главные задачи:

ü воспитание интонационно-слуховой активности

ü качественное позиционное интонирование.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: