Основные методы патопсихологического исследования.




Объект, предмет патопсихологии. Отличия от клинической психологии и нейропсихологии.

Предмет - нарушения психической деятельности, психические аномалии.

Объект – больные люди

Нейропсихология отражает мед. психологию, занимается соотношением психических феноменов с пораженным субстратом ГМ.

Это отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; развивалась как раздел неврологии.

Клиническая психология изучает психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность.

Основные сферы патопсихологического исследования.

-Особенности нейродинамики

Нейродинамика включает всё то, что является сугубо органически детерминированным. Здесь, прежде всего исследуются гнозис (восприятие, узнавание предметов), праксис (способность к практическим действиям). Первое что узнаётся у больного: ориентировка во времени, пространстве и собственной личности.

-интеллект

В наибольшей степени коррелирует с наличием или отсутствием тех или иных органических аномалий – повреждение головного мозга. Другой вариант снижения интеллекта – псевдоолигофренический дефект при шизофрении (когда дезинтеграция личности, схизис её достигнет такого уровня, когда человек не сможет пользоваться имеющимся у него интеллектом). Чем выше начальный интеллект, тем более сложную картину мы будем наблюдать в ситуации психического расстройства.

Интеллект: вербальный, невербальный, флюидный. Невербальный интеллект детерминирован органически. Основные показатели невербального интеллекта: память (кратковременная, долговременная, оперативная), способность удержания внимания, гнозис (способны ли мы воспринимать окружающий мир, если способны, то насколько), праксис (функции оперирования с окружающим миром). Функции невербального интеллекта являются врождёнными. Вербальный интеллект: багаж знаний – навыки, задатки и т.д. Вербальный и невербальный интеллект составляют IQ. Флюидная составляющая может переходить из невербального интеллекта в вербальный – это креативность, способность к созданию чего-то нового.

-мышление

Нарушения мышления далеко не всегда органически детерминированы. Для выявления патопсихологических феноменов мышление наиболее важно. Если в мышлении нет аномальных явлений, то любые органические моменты не играют роли, можно говорить об их хорошей компенсации. Мышление – это то, что поволяет нам выявить если неспецифические, то характерные варианты нарушений для психических расстройств.

Сферы мышления:

Операциональная.

Ответственна за логические операции, целенаправленность мыслительного процесса. Отвечает за возможность выполнения простых логических операций.

Две основные группы структурных нарушений:

А. Снижение уровня обобщения – конкретность мыслительного процесса. Больной не способен абстрагироваться от выполнения задачи, ему не понятны аналогии, он не способен понять ассоциативный ряд. Эти расстройства характерны для лиц с органическими поражениями и снижением интеллекта, также наблюдается при олигофреноподобном снижении интеллекта при шизофрении. Снижение уровня обобщения также приводит к снижению уровня критичности к умственному процессу.

Б. Искажения мыслительного процесса. Также приводит к снижению уровня критичности к умственным процессам. Уровень развития высок, но он искажён. Основные варианты искажений: опора на незначительные признаки предметов, паралогизмы (умозаключения не следуют понятной со стороны логике). Искажения не бывает при органике. Оно иногда бывает при психопатии и истерии. Но чаще всего это признак шизофрении.

Изучение операциональной сферы мышления невозможно в случае сильно изменённого эмоционального состояния больного (при депрессиях, маниях).

При маниях мышление ускорено, «скачка идей».

2) Мотивационная

Отвечает за продуктивность мыслительного процесса.

Основные варианты снижения продуктивности мыслительного процесса:

А. Обстоятельность. Застревание на незначительных деталях, тугоподвижность. Мышление медленно, но оно идёт к цели. Характерно для органических поражений.

Б. Разноплановость. Мышление идёт сразу на нескольких уровнях: человек будет постоянно соскальзывать на не относящиеся к делу предметы. В принципе целенаправленность в мышлении остаётся. Такие нарушения наблюдаются при острых невротических состояниях, при изменениях личности по алкогольному и наркотическому типу. «Алкогольный юмор»: специфическая лексика + элементы циничной самоиронии.

Г. Резонерство. Бессмысленное мудрствование вокруг какой-то важной для него идеи.

Резонёрство и атактические замыкания могут быть кроме шизофрении при истерии. Истерия может копировать большинство расстройств, но там эти расстройства будут транзиторными, временными.

Д. Смысловые соскальзывания

Мышление теряет свою целенаправленность

Атактические замыкания (единичные смысловые соскальзывания)

Мышление по типу «словесной окрошки» (речь правильная, но предложения друг с другом почти не связаны по смыслу)

Личностная

1. Паранойя. Мышление подчиняется собственной сверхценной идее или внутренним переживаниям.

2. Фиксация или ригидность мыслительного процесса. Человек оказывается всегда вокруг того момента, который его волнует.

3. Персеверация мыслительного процесса. Всё что с нами происходит, мы переворачиваем, переосмысливаем в соответствии с тем, что, как нам кажется, касается нас или значимой для нас проблемы.

-личность

Это всё то, что вносит в мыслительный операции индивидуальный компонент. Наши собственные переживания, идеи, мысли. Прежде всего, к основным нарушениям личностной сферы относятся

-эмоциональная сфера

Основные группы:

Повышенная лабильность. Эмоции человека быстро меняются. Человек не может удержать один эмоциональный настрой. Внешние проявления: человек сначала смеялся, потом вдруг начал плакать или бросаться на окружающих с кулаками. Внимание человека постоянно перескакивает. Это нарушение наблюдается в рамках сосудистых расстройств головного мозга. Как правило, бывает у пожилых людей. Их сосуды истощаются, постоянно происходят микроинсульты.

1) Эмоциональная холодность (эмоциональная выхолощеность, тупость). Человек не способен ощущать эмоции, ни свои, ни окружающих. Достаточно мало из происходящего вызывает в нём эмоциональный отклик. Максимальная выраженность: anesthesia de la rosa

2) Эмоциональная ригидность, застревание. Больной застревает на эмоции. Появляется туннельное сознание. Это не сужение сознания до точки как при аффекте, но значительное сокращение его поля. Человек знает цель, но эта цель управляет человеком.

3) Эмоциональная аситонность. Невозможность понимать эмоциональные ощущения окружающих. Действия человека не связаны с его эмоциональными переживаниями. Человек говорит одно, а делает другое. Переживания человека расходятся с его эмоциональной составляющей.

Основные методы патопсихологического исследования.

См. конспект

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: