Методы регулирования рынка труда в России.




Регулирование рынка труда государством осуществляется по трем направлениям:
1) трудоустроить незанятое население, а также оказать помощь в переквалификации и профподготовке;
2) стимулировать образование более гибкого рынка труда;
3) защита населения от безработицы.

В России регулирует защиту от безработицы Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", где прописаны все методы и способы защиты государства от безработицы. [1]
По данным статистических исследований, численность занятого населения и процент безработных с 2007 по 2017 год:

Исходя из данных, мы видим, что численность занятого населения сначала падала, а потом начала расти и увеличилась. На 2017 год численность занятого населения составила 76,5 млн. чел., это на 5,7 млн. чел. больше, чем в 2007 году. Соответсвенно и процент безработных сначала увеличился, а следом – уменьшился и по данным на 2017 год, мы видим, что он стал на 0,9% меньше, чем в 2007 году.[3]

Огромное влияние на рынок труда оказывают государственные социальные прогрммы: помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и другое.

В России существуют программы по снижению уровня безработицы и содействию занятости населения, в которую входит три подпрограммы: повышение занятости граждан РФ и снижения безработицы; внешняя трудовая миграция; развитие институтов рынка труда.

Существуют государственные меры борьбы с безработицей в России:

● создание Федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения;

● выдача кредитов под заработную плату на начальных этапах переходного периода в России;

● среди госслужащих, в начале переходного периода, для предотвращения безработицы широко использовался досрочный выход на пенсию;

● расширение программ переподготовки;

● социальная помощь безработным посредством пособий по безработице.

Динамика экономически активного населения и уровня безработицы

Спрос на рынке труда – совокупность спроса на трудовые ресурсы в государстве, при любой цене на них. Предложение на рынке труда — это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.
Существует ряд факторов, влияющих на спрос и предложение на рынке труда. Главный показатель - оплата труда, которая определяется исходя из стоимости благ, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Ниже этой точки невозможно установление заработной платы. Конечный уровень оплаты труда определяется под воздействием множества факторов, к основным из которых относится спрос и предложение на рынке труда.

К ним относят:
1) Возрастная и половая структура рынка труда. Огромное влияние оказывает количество на нем возрастных и половых групп людей;.
2) Уровень жизни населения;
3) Характер интенсивности общественного труда;
4) Производительность общественного труда;
5) Уровень социально-экономического развития национальной экономики;
6) Уровень научно-технического развития национальной экономики;
7) Географическое, природное и климатическое размещение трудовых ресурсов.
Изменение спроса и предложения на рынке труда находится в прямом взаимодействии с изменением уровня и размера оплаты труда. Спрос – следующий не менее важный фактор, который оказывает определяющее воздействие на рынок труда и его функционирование. Это потребность работодателя в сотрудниках, которые отличаются своей профессиональной и квалификационной характеристикой.[12]
Под влиянием следующих факторов формируется спрос на рынке труда:
1) Структуры общественного производства;
2) Уровень развития и масштабов структуры общественного производства;
3) Доминирующие формы общественного производства;
4) Объем общественного производства;
5) Уровень научно-технического развития и оснащенность национальной экономики;
6) Темпы роста и развития национальной экономики.
Под влиянием следующих факторов формируется предложение на рынке труда:
1) Средний уровень оплаты труда;
2) Количество населения и в целом демографическая ситуация;
3) Профессиональная структура рынка труда;
4) Мобильность населения;
5) Этнические, религиозные, культурные, психологические особенности населения.

Наличие устойчивой безработицы говорит о том, что на рынке труда нет условий совершенной конкуренции: свободного перемещения ресурсов на различных сегментах рынка труда, гибкой заработной платы и прочего. На рынке труда присутствуют внеконкурентные факторы, к которым относятся такие институты как: государство, которое активно регулирует рынок труда и лишат заработную плату рыночной гибкости; профсоюзы, которые оказывают сильное влияние на уровень заработной платы в направлении ее увеличения по сравнению с равновесной; крупные корпорации тяготеют к установлению стабильной стандартной ставки заработной платы, они отказываются часто пересматривать ее в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда.
Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и прочее.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что рынок труда в России имеет множество отличительных черт, например, теневая экономика, которая распространена в нашей стране. А также мы узнали, что у рынка труда есть свои особенности функционирования, без которых работа рынка будет невозможна.


 

Заключение.
В ходе работы мы познакомились с функционированием рынка труда и его теориями, их всего 6: институциональная, кейнсианская, экономическая, монетаристская, классическая и неоклассическая. Каждая из них раскрывается по-своему и основана великими экономистами.
Данный рынок имеет множество классификаций, которые в свою очередь делятся на подпункты.
Рынок труда в России весьма специфичен, он характеризуется в большей степени теневой экономикой. Главную роль на любом рынке играет спрос и предложение, так и на рынке труда спрос на труд и его предложение – главные составляющие функционирования.
Также существует ряд особенностей функционирования рынка труда, например, продолжительный контакт продавца – наемного рабочего и покупателя – бизнесмена, действие финансовых факторов сделки и другие.
По данным Российской статистики на май 2017 года, численность официально работающих составляет 65,2% от общей численности трудоспособного населения. Это значит, что большая часть населения работает. Оставшаяся часть либо не трудоустроена, либо относится к самозанятым гражданам.
Хочется заметить, что с 1 января 2019 года вступит в силу закон о том, что все самозанятые граждане обязаны выплачивать единый платеж с выручки, в который входят налог и страховые взносы. Перечисления будут производиться в фонд обязательного медицинского страхования. Сборы составят 3% при оказании услуг физическому лицу и 6% - юридическому.
Пилотные проекты пройдут с нового года в Москове, Татарстане, Московской и Калужской областях.
Таким образом государство пытается устранить теневую экономику и увеличить рынок труда, путем юридического оформления самозанятых, как индивидуальных предпринимателей.


 

Список литературы

1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2018)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: