ð Курс на укрепление самодержавной власти с сер. 17века
ð Уменьшилась роль Боярской думы, собиралась лишь по указаниям царя, изменение состава в основном из дворян
ð С 1653 г. Практически прекращается созыв Земских соборов
ð Усилилось значение приказов (80 приказов)
ð Создан приказ тайных дел по контролю за деятельностью приказов и ведению политического сыска
ð Складывалась самодержавная дворянская монархия
ð дальнейшее укрепление самодержавной власти, укрепление авторитета власти и престижа личности царя
ð развитие приказной системы и усиление роли приказов в управлении государства
ð укрепление позиций центральной власти на местах
ð начало реорганизации русского войска («полки нового строя»)
ð борьба за подчинение церкви государству
1649 г - «Соборного уложения», основные положения:
- окончательное юридическое закрепощение крестьян (бессрочный сыск крестьян)
- регламентация прав всех сословий
- прикрепление жителей посада к «тяглу» и месту жительства
Федор Алексеевич (1676-1682гг.)
Воспитатель: С. Полоцкий
ð 1676 г – введение подворного обложения
ð 1682 г. – стрелецкий бунт («хованщина»)
ð 1682 г. – отмена местничества
Причины отмены местничества в 80-х гг. ХVII в.:
- назревшая потребность преобразований в России требовала изменения принципа назначения на высшие государственные должности;
- местнические порядки негативно отражались на государственной и военной службе, системе распределения чинов и должностей в русском государстве;
- местничество стесняло царя в праве выборе высших должностных лиц;
- местничество вносило соперничество, зависть, споры в среду боярства.
2. Значение отмены местничества:
- основным источником продвижения по службе становились личностные качества, профессиональные навыки, ревностная служба государю;
- был нанесен удар притязаниям феодальной знати на власть;
- представители дворянства, постепенно становившиеся опорой абсолютизма, одержали победу в борьбе с боярством за преобладание в правящей верхушке России.
Софья – регентша (1682-1689гг.)
Государственные деятели: В. Голицын
1687 г. – открытие Славяно-греко-латинской академии
1682г. – межевание земель
1687,1689 гг. – Крымские походы
Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права
ð 17 век – переход от средневековья к новому времени, в Европе в этот период формируются буржуазные отношения. В России – окончательно сложился феодальный строй.
ð Складывается мелкотоварное производство
ð Возникают мануфактуры – крупные предприятия с ручным трудом, разделенным по специальности
ð Формируется всероссийский рынок
ð Организуются ярмарки
ð 1653 г. – введена единая пошлина, отменены внутренние поборы с купцов.
ð 1667 г. – Новоторговый устав (Ордин – Нащокин)
ð Специализация районов
ð Сельское хозяйство основалось отсталым, основой отношений феодалов и крепостных крестьян стала барщинная система и оброк, экстенсивный характер развития
Итак, в 17 веке в России складываются условия для развития буржуазных отношений, основанных на товарно-денежной экономике.
Церковный раскол
1653 г. – проведение церковной реформы патриархом Никоном по унификации (единообразию) службы.
Цель проведения:
ð Москва будучи центром православия, использовала русские обряды, которые не придерживались верующие других стран
ð Возникла необходимость пересмотреть церковные книги, иконопись, вернуть церковь к греческим канонам: обрядам, строительству крестово-купольных церквей.
Противники нововведений с протопопом Аввакумом выступали за старые обряды.
Поизошел раскол церкви, появились старообрядцы (раскольники), которых преследовали, подвергали каре.
Общих характеристики никониан и старообрядцев:
- вера в Святую Троицу;
- вера в спасительный подвиг Иисуса Христа; вера в непорочное зачатие;
- обряды крещения причастия, соборования, отпевания
Различия:
никониане | старообрядцы |
осенять себя крестом из трех пальцев («щепотью») | крещение двумя пальцами |
поясные поклоны | земные поклоны |
троекратное пение «аллилуйя» | Двукратное пение «аллилуйя» |
написание имени Спасителя—Иисус | написание имени Спасителя—Исус |
1658 г. патриарх Никон покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой. Возможно, он рассчитывал, что его попросят вернуться. Но собор 1666—1667 гг., предавший анафеме староверов, также лишил сана и Никона. Алексей Михайлович поддержал это решение. Никона сослали на север, в Ферапонтов монастырь. Некогда всесильный патриарх последние 15 лет жизни провел в заточении.
Никон, не довольствуясь положением духовного владыки, вмешивался в мирские дела: во время отсутствия царя возглавлял все правительственные дела, повелевал боярами. Как и Филарета, его называли «великим государем». Он придерживался идеи о том, что «священство выше царства».
Алексей Михайлович, повзрослев и получив политический и военный опыт, решительно воспротивился все усиливавшимся притязаниям Никона на светскую власть. В этом его поддержал церковный собор 1666 г., т. к. Никон нажил множество врагов и среди священников.