Конфигурации видовых экранов




Система AutoCAD позволяет в пространстве модели создавать конфигура-

ции из любого количества частей (неперекрывающихся видовых экранов), и

каждой такой конфигурации присваивать имя, по которому такая конфигу-

рация может быть в любое время восстановлена. Команда VPORTS (ВЭ-

КРАН), которой соответствуют также кнопка |fjf|j панели Viewports (Видо-

вые экраны) (рис. 9.21) и пункт падающего меню View | Viewports | New

Viewports (Вид | Видовые экраны | Новые ВЭ), создает конфигурации видо-

вых экранов.

Viewports

аサ

ш

Рис. 9.21. Панель инструментов Viewports

Команда VPORTS (ВЭКРАН) открывает диалоговое окно Viewports (Видо-

вые экраны) (рис. 9.22).

Viewports

New Viewports | Named Viewports |

New name:

Standard viewports:

]

Preview-

'Active Model Configuration"

Single

Two: Vertical

Two: Horizontal

Three: Right

Three: Left

Three: Above

Three: Below

Three: Vertical

Three: Horizontal

Four: Equal

Four: Right

Four: Left

Apply to: Setup:

SE Isometric

"Top" "Front*

; Change view to:

JDispla Zi i |SE Isometric

Cancel Help

Рис. 9.22. Диалоговое окно Viewports, вкладка New Viewports

Трехмерные построения 455

Поле New name (Новое имя) этого окна предназначено для задания имени

создаваемой конфигурации видовых экранов. Вводимое имя удовлетворяет

обычным ограничениям, налагаемым на имена таких символов AutoCAD,

как слои, описания блоков, типы линий и др. Если имя не задать, то новая

конфигурация экранов создается (графический экран делится на необходи-

мые части), но не сохраняется (т. е. после перехода к следующей конфигу-

рации данная конфигурация не может быть восстановлена, т. к. она не име-

ет имени).

В области Preview (Образец) отображается внешний вид той конфигурации

(варианта деления на части), которая отмечена в списке Standard viewports

(Стандартные конфигурации). В раскрывающемся списке Apply to (Приме-

нить) можно выбрать одно из двух значений, указывающих, к какой части

графического экрана будет применяться операция деления на части:

• Display (Ко всему экрану);

• Current Viewport (К текущему ВЭкрану).

В раскрывающемся списке Setup (Режим) пользователю доступны только

два значения:

• 2D — текущий вид (т. е. вид, установленный в активном видовом экра-

не, который делится на части) распространяется на все новые видовые

экраны;

• 3D — текущий вид устанавливается в одном из создаваемых видовых

экранов, а в остальных система AutoCAD выбирает соответствующие ор-

тогональные виды.

В раскрывающемся списке Change view to (Сменить вид на) задается вид,

который необходимо установить в видовом экране, отмеченном в области

Preview (Образец) (доступны стандартные имена ортогональных и изомет-

рических видов и имя *Current* (Текущий*)). Отметка нужного экрана вы-

полняется щелчком мыши.

Выберите в списке Standard viewports (Стандартные конфигурации) конфи-

гурацию Three: Above (Три: выше), в раскрывающемся списке Setup (Ре-

жим) установите 3D, а в раскрывающемся списке Change view to (Сменить

вид на) — SE Isometric (ЮВ изометрия). В качестве имени введите, напри-

мер, конфЗ и закройте диалоговое окно кнопкой ОК. Графический экран

разделится на три части (рис. 9.23).

Из трех образовавшихся видовых экранов только один является активным —

это тот экран, в котором курсор имеет вид перекрестия, а не стрелки (кроме

того, активный экран имеет еще и более жирную рамку). В нашем случае ак-

тивным стал верхний видовой экран. Если вам нужно активизировать другой

экран, просто щелкните в нем левой кнопкой мыши.

456 Глава 9

Ш> Ffe Edit yiew Insert Farm* Erォv Cimerjsion Modify Express Window Uelp

!-Г' -4Of <K a; g:

|BByU,ォ 3[= • ByLayer "3' • ByLaye 3T^ー I]:

/

/

Л

О Г 0

r>

оо

а

а:

и

а'

DO:

аа I

•nJ I

J0\

,af

M <! サ ' >M\ModelXLayouli XLayoul2/ III J

^Regenerating model.

Regenerating model.

(Command:

'-1265.2Э11, -360.9780, 0.0000

SNAP GRID" ORTHO! POLAR: OSNAP OTRACK DYN LWT! MODEL. d4

Рис. 9.23. Задание конфигурации неперекрывающихся видовых экранов

Если вы захотите вернуться к конфигурации с одним экраном, то активизи-

руйте нужный видовой экран и командой VPORTS (ВЭКРАН) откройте

диалоговое окно Viewports (Видовые экраны). Во вкладке New Viewports

(Новые ВЭкраны) (см. рис. 9.22) в списке Standard viewports (Стандартные

конфигурации) выберите конфигурацию Single (Один), а в раскрывающемся

списке Apply to (Применить) установите Display (Ко всему экрану). Другая

возможность перейти к одному экрану — щелкнуть по кнопке Q_ панели

инструментов Viewports (Видовые экраны) (см. рис. 9.21).

Вкладка Named Viewports (Именованные ВЭкраны) (рис. 9.24) диалогового

окна Viewports (Видовые экраны) позволяет вам выбрать конфигурацию ви-

довых экранов из тех, которые ранее в вашем рисунке были сохранены

с теми или иными именами.

Каждый из созданных видовых экранов можно разделить на 1, 2, 3 или

4 части. Для этого используются вкладка New Viewports (Новые ВЭкра-

ны) диалогового окна Viewports (Видовые экраны) или пункты падающего

меню View | Viewports | 1 Viewport—4 Viewports (Вид | Видовые экраны |

1 ВЭкран—4 ВЭкрана).

Трехмерные построения 457

HViewpoits

New Viewports Named Viewports

Current name; КОМФЗ

Named viewports: Preview

"Active Model Configuration"

OK Cancel Help

Рис. 9.24. Диалоговое окно Viewports, вкладка Named Viewports

Смежные видовые экраны можно соединять в один. Например, в нижней

части рис. 9.23 можно объединить левый и правый видовые экраны, причем

в зависимости от выбора пользователя в объединенном видовом экране будет

установлен вид из левого или из правого экранов. Для этого следует восполь-

зоваться пунктом падающего меню View | Viewports | Join (Вид | Видовые эк-

раны | Соединить).

Виды

В видовом экране (или во всем графическом экране, если он не разделен)

можно устанавливать вид, задавая в этом экране направление взгляда и

масштаб отображения. Виды, как и видовые экраны, могут именоваться и

затем восстанавливаться по этим именам. Основными путями для осущест-

вления этого являются команда VIEW (ВИД), а также панель инструментов

View (Вид) (рис. 9.25).

Рис. 9.25. Панель инструментов View

458 Глава 9

На панели инструментов View (Вид) расположены следующие элементы:

D кнопка \щ\ — вызывает диалоговое окно View (Вид);

• шесть кнопок установки стандартных ортогональных видов — | ' (вид

сверху), Ш] (вид снизу), [Ц] (вид слева), уЦ] (вид справа), [щ (вид спере-

ди) и Ц ] (вид сзади);

• четыре кнопки установки стандартных изометрических видов — [QJ (юго-

западная (ЮЗ) изометрия), 11>[ (юго-восточная (ЮВ) изометрия),

\-Ь\ (северо-восточная (СВ) изометрия) и

изометрия);

(северо-западная (СЗ)

• кнопка \Щ\ — задает направление взгляда с помощью точки камеры и

точки направления взгляда;

• раскрывающийся список с именами видов, созданных в текущем рисун-

ке, позволяет восстановить вид по имени (если именованных видов нет,

то список недоступен).

Рассмотрим диалоговое окно View (Вид) (рис. 9.26), открываемое командой

VIEW (ВИД) или соответствующей ей кнопкой [ゥ] панели View (Вид).

Named Views j Orthographic & Isometric Views |

Current View: Current

Name

• 4, Current

KOFi

PSH

TZ

1 Category j Location | VP

Model

Model

Model

Model

Layers | UCS

>/ WL

Perspective |

Off

Off

Off

Off

Set Current

New...

Update payers

J{iEdit Boundaries

Details

Delete

OK Cancel Help

Рис. 9.26. Диалоговое окно View, вкладка Named Views

Список видов, занимающий большую часть диалогового окна, имеет семь

колонок с параметрами видов текущего рисунка:

• Name (Имя) — наименование вида;

Трехмерные построения 459

О Category (Категория) — название категории, в которой данный вид фи-

гурирует на вкладке View List (Список видов) в окне SHEET SET

MANAGER (ДИСПЕТЧЕР ПОДШИВОК) (о подшивках см. главу 11);

• Location (Вкладка) — имя вкладки, к которой привязан вид (у нас пока

это только Model (Модель), другие появятся в пространстве листа — см.

главу 10);

• VP (ВЭ) — признак связи вида с видовым экраном на листе или в под-

шивке;

П Layers (Слои) — признак сохранения настроек видимости слоев с видом;

• UCS (ПСК) — имя системы координат, если она сохранена с видом;

• Perspective (Перспектива) — признак установки перспективного вида.

Над всеми видами можно выполнять операции удаления, переименования и

установки вида текущим. Для переименования вида достаточно дважды

щелкнуть на строке с именем вида. Один из видов в списке обязательно

называется Current (Текущий).

Для того чтобы создать новый вид, нужно щелкнуть по кнопке New (Новый),

после чего открывается диалоговое окно New View (Новый вид) (рис. 9.27).

|Ш New View

View jname:

View category:

BOK

• • • •

•?|xj

zl

Г Boundary

| (* Current display С £efine window

Settings

•• I P S tore Current Layer Settings with View

i l? Save UCS withyiew

UCS name: BAT

OK Cancel

zl

Help

Рис. 9.27. Диалоговое окно New View

В этом окне задаются имя вида (в поле View name (Имя вида) — например,

вок) и категория вида в Диспетчере подшивок, определяются размеры вида

(весь экран в случае выбора переключателя Current display (Текущий экран)

или указываемая рамкой часть экрана в случае выбора переключателя Define

460 Глава 9

window (Задать рамкой)). В области Settings (Режимы) с помощью раскры-

вающегося списка UCS name (Имя ПСК) можно выбрать имя ПСК, уста-

навливаемой вместе с видом (эта возможность доступна, если установить

флажок Save UCS with view (Сохранить ПСК с видом)). Если нужно запом-

нить состояние слоев вместе с видом, то необходимо установить флажок

Store Current Layer Settings with View (Сохранять состояния слоев вместе с

видом). Следует отметить, что установка точки зрения (т. е. направления

взгляда) для сохраняемого вида должна быть сделана в текущем видовом

экране до открытия диалоговых окон New View (Новый вид) и View (Вид).

Кнопка Details (Подробности) диалогового окна View (Вид) (см. рис. 9.26)

выводит подробные характеристики вида в окно View Details (Подробности

о виде) (рис. 9.28).

View Details

Name: BOK

"Area "

Width: 314463.25

I Height: 154404.50

; Twist 471

; Clipping

: Front Offset: 0.00 Off

| Back Offset: 0.00 Off

Relative to:

I У World サ

:Target —— - Direction

X: 0.00 X: -1.00

JY: 0.00 Y: 0.00

12 0.00 2: 0.00

Perspective

Lens Length: 50.00 Off

Рис. 9.28. Окно View Details

Области в верхней части диалогового окна View Details (Подробности о ви-

де) определяют размеры и наклон вида, а также направление взгляда. Об-

ласти средней части описывают параметры перспективы и параметры пе-

редней и задней секущих плоскостей. Секущие плоскости позволяют

показывать в виде только ту часть модели, которая находится между перед-

ней и задней плоскостями.

Вкладка Named Views (Именованные виды) диалогового окна View (Вид)

имеет контекстное меню (рис. 9.29) со следующими пунктами:

• Set Current (Установить);

П Rename (Переименовать);

• Delete (Удалить);

• Delete Layer Info (Удалить данные о слоях);

Трехмерные построения 461

П Update Layer Info (Обновить данные о слоях);

• Detach from Viewport (Отключить от ВЭкрана);

• Edit Boundaries (Редактировать границы);

• Details (Подробности).

Set Current

Rename

Delete

Delete Layer Info

Update Layer Info

Detach from Viewport

Edit Boundaries

Details...

Рис. 9.29. Контекстное

меню видов

Большинство пунктов соответствуют кнопкам диалогового окна View (Вид)

(см. рис. 9.26), и их назначение понятно из рассмотренного ранее материа-

ла. Пункт Edit Boundaries (Редактировать границы) дает возможность заново

задать границы вида.

Вторая вкладка окна (Ortographic & Isometric Views (Ортогональные и изо-

метрические виды)) (рис. 9.30) предоставляет доступ к стандартным видам.

Named Views Orthographic & Isometric Views

Current View: Current

SJTop

[^Bottom

' 1 Front

Back

ゥLeft

ff Right I

tyt Southeast Isometric

ф Northeast Isometric

f-) Northwest Isometric

Relative to:

j У World jj]

W Restore orthographic UCS with View

Set Current

OK Cancel Help

Рис. 9.30. Диалоговое окно View, вкладка Ortographic & Isometric Views

462 Глава 9

Настройка вида

Установка перспективы и секущих плоскостей выполняется командой

DVIEW (ДВИД). Первый запрос команды:

Select objects or <use DVIEWBLOCK>:

(Выберите объекты или <использовать DV1 EWBLOCK>:)

В ответ на запрос нужно указать объекты (несколько из тех, что присутствуют в

модели), положение которых в достаточной мере продемонстрирует установку

направления взгляда. При нажатии клавиши <Enter> без выбора объектов де-

монстрация выполняется на стандартном блоке в форме домика. Далее:

Enter option [CAmera/TArget/Distance/POints/PAn/Zoom/TWist/CLip/Hide/Off/

Undo]:

(Задайте опцию [Камера/Цель/Расстояние/Точки/ПАн/ПОказать/ВРащать/

СЕчение/СКрыть/О ТКл/О ТМенить]:)

Опции команды:

П CAmera (Камера) — динамическое указание начальной точки для векто-

ра, определяющего направление взгляда;

• TArget (Цель) — динамическое указание конечной точки для вектора,

определяющего направление взгляда;

П Distance (Расстояние) — ввод нового расстояния между камерой и целью

с одновременным включением перспективной проекции (рис. 9.31);

шкала от 0 до 16 в верхней части экрана позволяет увеличивать расстоя-

ние до 16-кратного;

• POints (Точки) — задание точек цели и камеры в координатах;

РАп (ПАн) — перемещение вида без увеличения, с помощью двух точек

вектора перемещения;

П Zoom (ПОказать) — задание коэффициента увеличения от 0 до 16, а

также фокусного расстояния при включенной перспективе;

• TWist (ВРащать) — вращение и наклон вида относительно направления

взгляда;

• CLip (СЕчение) — установка или отключение на виде секущих плоско-

стей;

• Hide (СКрыть) — подавление скрытых линий для выбранных объектов;

Off (ОТКл) — отключает перспективную проекцию; для ее включения

следует снова воспользоваться опцией Distance (Расстояние);

• Undo (ОТМенить) — отмена действия последней операции команды

DVIEW (ДВИД).

Трехмерные построения 463

Рис. 9.31. Перспективная проекция

Указание точки вместо выбора опций работает как указание точки для оп-

ции TArget (Цель).

В перспективной проекции пиктограмма ПСК отображается пунктиром

(см. рис. 9.31).

Секущие плоскости могут устанавливаться как для обычной, параллельной

проекции, так и для перспективной (задание плоскостей может быть вы-

полнено с помощью команды DVIEW (ДВИД) или рассматриваемой далее

команды 3DORBIT (3-ОРБИТА)).

Еще одна интересная возможность управления видом — команда 3DORBIT

(3-ОРБИТА), которой соответствуют кнопка 0 панели инструментов

3D Orbit (3M орбита) (рис. 9.32) и пункт 3D Orbit (3M орбита) падающего

меню View (Вид).

Рис. 9.32. Панель инструментов 3D Orbit

Команда позволяет динамически изменять вид трехмерных объектов. Если в

момент вызова команды в рисунке были выбраны какие-то объекты, то в

дальнейших манипуляциях установки вида участвуют только они. При от-

сутствии выбранных объектов динамическое изменение показывает новое

положение всех видимых объектов рисунка (хотя при большом объеме ри-

сунка это может происходить медленно).

464 Глава 9

На период работы команды 3DORBIT (3-ОРБИТА) знак ПСК изменяется

на цветной знак трехмерных осей, а на виде появляется орбитальное кольцо

(рис. 9.33).

Рис. 9.33. Орбитальное кольцо

Центр орбитального кольца совпадает с центром вида, вокруг которого

пользователь может перемещать камеру. При движении курсор (перекре-

стие) может принимать разные формы, отражая механизм вращения вида.

Если устройство указания находится внутри орбитального кольца, то курсор

принимает форму сферы с двумя внешними окружностями-орбитами (Wp).

В этом случае нажатие левой кнопки мыши и перемещение курсора внутри

кольца вращает вид вокруг точки цели. Вращение возможно во всех направ-

лениях.

Если курсор находится вне орбитального кольца, он выглядит, как сфера

с внешней окружностью-стрелкой ((•))• В этом случае нажатие левой кноп-

ки мыши и перемещение курсора вне кольца вращает вид вокруг оси, про-

ходящей через центр орбитального кольца перпендикулярно экрану.

Если курсор находится на левом или правом малых кругах, расположенных

в точках левого и правого квадрантов орбитального кольца, то он принима-

ет форму сферы с горизонтальным эллипсом-стрелкой (£*>)• Нажатие левой

i

кнопки мыши и перемещение курсора из этих точек вызывает вращение

вида относительно вертикальной оси, расположенной в плоскости орби-

тального кольца и проходящей через его центр.

Если курсор находится на верхнем или нижнем малых кругах (квадрантах)

орбитального кольца, то он имеет форму сферы с вертикальным эллипсом-

стрелкой (~0~). Нажатие левой кнопки мыши и перемещение курсора из

этих точек вызывает вращение вида относительно горизонтальной оси, рас-

положенной в плоскости кольца и проходящей через его центр.

Трехмерные построения 465

Выход из команды 3DORBIT (3-ОРБИТА) — по нажатию клавиши <Esc>

или <Enter>. Во время работы команды можно воспользоваться контекст-

ным меню, вызываемым нажатием правой кнопки мыши (рис. 9.34).

Exit

Pan

Zoom

•/ Orbit

Projection •

Shading Modes •

Visual Aids •

Reset View

Preset Views •

Saved Views •

Adjust Distance

Swivel Camera

Continuous Orbit

Zoom Window

Zoom Extents

Orbit Maintains Z

• Orbit uses AutoTarget

Adjust Clipping Planes

Front Clipping On

Back Clipping On

Рис. 9.34. Контекстное меню команды 3DORBIT

Перечислим пункты этого меню:.

• Pan (Панорамирование) — перемещение вида с сохранением расстояния

до рассматриваемых объектов;

• Zoom (Зумирование) — изменение фокусного расстояния при рассмотре-

нии объектов, что приближает их к наблюдателю или отдаляет от него;

• Orbit (Орбита) — возврат в стандартный режим трехмерной орбиты по-

сле зумирования, панорамирования или вращения вида;

• More (Другие опции) — возможны опции: Adjust Distance (Регулировка

расстояния), Swivel Camera (Повернуть камеру), Continuous Orbit (Не-

прерывная орбита), Zoom Window (Показать рамкой), Zoom Extents

(Показать в границах), Orbit Maintains Z (Орбита с сохранением Z),

Orbit uses AutoTarget (Орбита с автоприцелом), Adjust Clipping Planes

(Регулировка секущих плоскостей), Front Clipping On (Передняя

плоскость Вкл) и Back Clipping On (Задняя плоскость Вкл);

• Projection (Проекция) — выбор режима проецирования: Parallel (Парал-

лельная) или Perspective (Перспективная);

• Shading Modes (Раскрашивание) — установка режима раскрашивания

объектов: Wireframe (Каркас), Hidden (Скрытие линий), Flat Shaded

(Плоское), Gouraud Shaded (По Гуро), Flat Shaded, Edges On (Плоское,

с кромками) и Gouraud Shaded, Edges On (По Гуро, с кромками);

• Visual Aids (Средства визуализации) — возможны следующие опции:

Compass (Компас), Grid (Сетка) и UCS Icon (Знак ПСК);

466 Глава 9

П Reset View (Восстановить вид) — восстановление на экране вида, пред-

шествовавшего орбитальному режиму;

• Preset Views (Стандартные виды) — установка одного из шести стан-

дартных ортогональных или четырех изометрических видов модели;

• Saved Views (Сохраненные виды) — выбор именованного вида (это под-

меню появляется только при наличии в рисунке сохраненных имено-

ванных видов).

Большая часть этих опций соответствует операциям, выполняемым другими

командами (например, командой DVIEW (ДВИД)) и рассмотренным ранее.

Остановимся на новых моментах.

Опция Continuous Orbit (Непрерывная орбита) подменю More (Другие оп-

ции) контекстного меню позволяет перевести рисунок в режим постоянного

вращения (для этого движением мыши с нажатой левой кнопкой надо ука-

зать направление вращения и отпустить кнопку). Щелчок левой кнопкой, а

также нажатие клавиши <Esc> или <Enter> останавливают постоянное вра-

щение.

Опции подменю Visual Aids (Средства визуализации) контекстного меню

команды 3DORBIT (3-ОРБИТА) предназначены для вывода средств, облег-

чающих рассмотрение вида и ориентацию расположенных в нем объектов.

Опция Compass (Компас) изображает точками на экране три окружности,

имитирующие три основные плоскости (XY, YZu XZ). Установка опции Grid

(Сетка) выводит клетчатую сетку, соответствующую сетке в зоне лимитов

плоскости XY текущей ПСК. Опция UCS Icon (Знак ПСК) изображает

цветную трехмерную пиктограмму системы координат: ось X имеет красный

цвет, ось Y— зеленый, ocbZ— синий (или голубой). На рис. 9.35 отобра-

жены все средства визуализации одновременно.

Рис. 9.35. Средства визуализации орбитального режима

Трехмерные построения 467

Подменю Shading Modes (Раскрашивание) содержит шесть опций, задаю-

щих вариант раскраски объектов рисунка в процессе их вращения:

• Wireframe (Каркас) — объекты изображаются в виде совокупности от

резков и линий (кромок граней и тел), раскрашивание отсутствует;

• Hidden (Скрытие линий) — то же, что и Wireframe (Каркас), но линии

невидимых задних граней не отображаются;

• Flat Shaded (Плоское) — грани раскрашиваются цветом, но с низкой

плавностью раскраски;

• Gouraud Shaded (По Гуро) — грани раскрашиваются цветом; переходы

граней сглаживаются с помощью оттенков; плавность раскраски в этом

случае выше, чем в предыдущей опции;

• Flat Shaded, Edges On (Плоское, с кромками) — комбинируются опции

Wireframe (Каркас) и Flat Shaded (Плоское) (при раскрашивании линии

каркасов просвечивают);

• Gouraud Shaded, Edges On (По Гуро, с кромками) — комбинируются оп-

ции Wireframe (Каркас) и Gouraud Shaded (По Гуро).

Рис. 9.36. Раскрашивание в орбитальном режиме

На рис. 9.36 приведен пример орбитального режима с раскраской.

Кнопки, аналогичные большей части пунктов контекстного меню команды

3DORBIT (3-ОРБИТА), собраны в панели инструментов 3D Orbit (3M орбита)

(см. рис. 9.32). Перечислим кнопки этой панели и соответствующие им

команды:

— 3DPAN (3-ПАН), панорамирование в пространстве;

— 3DZOOM (3-ПОКАЗАТЬ), зумирование в пространстве;

— 3DORBIT (3-ОРБИТА), возврат в режим орбиты после панорамиро-

вания или зумирования;

468 Глава 9

ш<*

— 3DC0RBIT (3-ПОРБИТА), переход к постоянному вращению;

— 3DSWIVEL (3-ШАРНИР), поворот вида;

— 3DDISTANCE (3-РАССТ), изменение фокусного расстояния;

— 3DCLIP (3-СЕКПЛ), регулировка положения секущих плоскостей;

— включение или выключение режима действия передней секущей

плоскости;

— включение или выключение режима действия задней секущей плос-

кости.

Последние две кнопки являются частным случаем команды DVIEW (ДВИД)

(опция Clip (СЕчение)). Раскрывающийся список в правой части панели

инструментов 3D Orbit (ЗМ орбита) (см. рис. 9.32) позволяет устанавливать

именованные виды.

Команда 3DCLIP (3-СЕКПЛ) вызывает окно Adjust Clipping Planes (Регули-

ровка секущих плоскостей) (рис. 9.37) и позволяет задать положение перед-

ней и задней секущих плоскостей.

Щ Adjust Clipping Planes

サ ' \ •

J

м ォ*> e а а в Г

Ah

и

•44-

Г

Н i> > M'\ModelX '• •' L "JJ

J.ICommand.

nCommand• '_3dclip Regenerating model.

i'jCommand: "_3dclip

Ress ESC or ENTER to exit, и right-dick to display shorter-menu.

Рис. 9.37. Окно Adjust Clipping Planes

Трехмерные построения 469

В данном окне отображается вид сверху (относительно текущего вида), и

текущее положение секущих плоскостей указывается двумя горизонтальны-

ми линиями (черная линия, на рисунке она нижняя, соответствует передней

плоскости, зеленая, на рисунке она верхняя, — задней). Линии положения

плоскостей можно перемещать, захватывая их с помощью левой кнопки

мыши. В верхней части окна расположены следующие кнопки:

— переход в режим регулировки передней секущей плоскости (в этом

режиме можно менять положение только передней плоскости);

— переход в режим регулировки задней плоскости (в этом режиме

можно менять положение только задней плоскости);

ь переход в режим одновременного изменения положения обеих плос-

костей (при фиксированном расстоянии между ними);

— включение передней плоскости;

— включение задней плоскости.

После задания положения обеих секущих плоскостей их действие проявля-

ется только при включении двух последних кнопок. На рис. 9.37 видно, как

передняя плоскость отсекает части объектов рисунка. При изменении или

вращении вида секущие плоскости остаются всегда параллельными плос-

кости экрана, поэтому при задании непрерывного вращения (с помощью

команды 3DCORBIT (3-ПОРБИТА) или 3DORBIT (3-ОРБИТА)) возникает

эффект постепенного исчезновения или появления объектов.

Команда PLAN (ПЛАН) дает возможность установить вид по нужной ПСК:

Enter an option [Current ucs/Ucs/World] <Current>:

(Задайте опцию [Текущая/Пек/Мир] <Текущая>:)

Три опции данной команды позволяют устанавливать вид по текущей ПСК,

именованной ПСК или МСК. Текущая ПСК при этом остается прежней.

Еще одна возможность установить нестандартный вид (направление взгля-

да) — команда VPOINT (ТЗРЕНИЯ). Эта команда выдает запрос:

*** Switching to the WCS ***

Current view direction: VIEWDIR=...

Specify a view point or [Rotate] <display compass and tripod>:

(*** Переключение в МСК ***

Текущее направление взгляда: VIEWDIR=...

Задайте точку зрения или [Повернуть] <компас и тройка осей>:)

Если в ответ на запрос указать точку, то она, аналогично точке положения ка-

меры в команде DVIEW (ДВИД), задаст направление взгляда. Если выбрать

опцию Rotate (Повернуть), то будут запрошены углы установки направления

взгляда: сначала угол в плоскости XY относительно оси X, а затем угол относи-

тельно плоскости XY.

470 Глава 9

Опция, предлагаемая по умолчанию, вызывает условную схему с компасом

и тройкой осей (рис. 9.38).

г

Y

Рис. 9.38. Задание точки зрения с помощью компаса и тройки осей

В правом верхнем углу высвечивается двумерное изображение глобуса, при-

чем центр глобуса соответствует северному полюсу, внутренняя окруж-

ность — экватору, а внешняя окружность — южному полюсу. При движе-

нии маленького перекрестия по глобусу тройка осей отражает соответству-

ющую текущему положению перекрестия точку зрения (направление

взгляда).__


[1] Для корректной работы опция должна иметь вид ПЕредняя.

[2] Изменится также направление оси Z



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: