средств учебного назначения [1, с. 97-102].
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании невозможно без качественных средств обучения.
Существует большое количество терминов для обозначения образовательных электронных дидактических материалов. Среди них:
— информационные образовательные ресурсы (ИОР),
— электронные средства учебного назначения (ЭСУН),
— цифровые образовательные ресурсы (ЦОР),
— электронные учебные курсы (ЭУК) и др.
В учебной литературе приводятся различные определения этих понятий. Приведем определения некоторых из них.
Информационный образовательный ресурс — наиболее широкое понятие, охватывающее различные виды информационных ресурсов, используемых в образовании. Как средство обучения он представляет собой элемент информационной среды, в которой идет учебный процесс. Среди образовательных ресурсов различают учебную, методическую литературу, программные средства, в которых отражается некоторая предметная область и реализуется технология ее изучения, наглядные средства обучения и т.п.
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) — информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме.
Электронный учебный курс (ЭУК) — это программное приложение, обеспечивающее возможность обучаемому самостоятельно или с помощью преподавателя приобрести знания, умения и навыки по какой-либо учебной дисциплине. ЭУК может содержать также встроенные функций оценки качества усвоения знаний, умений и навыков.
Можно выделить следующие виды информационных образовательных ресурсов.
электронные обучающие системы;
электронные учебники;
электронные задачники;
|
электронные тренажеры, репетиторы;
электронные лабораторные практикумы;
электронные словари, справочники, энциклопедии;
электронные системы тестирования и контроля знаний;
информационные ресурсы сети Интернет — поисковые системы, интернет-каталоги, виртуальные музеи и др.
Классификация информационных образовательных ресурсов, может быть проведена по различным основаниям.
По методическому назначению информационные образовательные ресурсы и их компоненты можно разделить следующим образом:
— обучающие — удовлетворяют потребности системы обучения в формировании знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности, обеспечении необходимого уровня усвоения учебного материала;
— тренажеры (репетиторы) — удовлетворяют потребности системы обучения в отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного материала;
— контролирующие — служат для измерения, контроля или самоконтроля уровня овладения учебным материалом;
— информационно-поисковые и информационно-справочные — используются для сообщения сведений, формирования умений и навыков систематизации информации;
— демонстрационные (слайд- и видеофильмы, модели) — используются для наглядного представления, визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов;
— имитационные — используются для представления определенных аспектов реальности;
— лабораторные — используются для проведения удаленных экспериментов на реальном оборудовании;
— моделирующие — используются для моделирования объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения;
|
— расчетные — для автоматизации различных расчетов и других рутинных операций;
— учебно-игровые — используются для создания учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме;
— игровые — используются для организации досуга учащихся, развития у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств;
— коммуникационные — удовлетворяют потребности системы обучения в организации общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов, общественности; доступа педагогов и обучаемых к требуемым информационным ресурсам;
— интегрированные — сочетают в себе комплекс средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы обучения.
Как и другие, эта классификация программных средств условна, поскольку в одной и той же программе могут присутствовать контроль и обучение, демонстрация и моделирование, обучение и тренаж и т. д. Тип программы указывает лишь на то, какой функции уделяется главная роль.
По форме изложения материала информационные образовательные ресурсы могут быть разделены:
— на конвекционные, соответствующие установившимся традициям классической педагогики и реализующие, в основном, информационную функцию обучения;
— программированные, имеющие форму разветвленной или линейной программы и ориентированные, прежде всего, на самостоятельную работу обучаемого;
— проблемные, базирующиеся на теории проблемного обучения и направленные на развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей овладения знаниями;
— комбинированные (универсальные), содержащие отдельные элементы перечисленных видов информационных образовательных ресурсов.
Существуют и другие классификации информационных образовательных ресурсов. В настоящее время предпринимаются попытки создать единую классификацию ИОР, которая должна быть многоаспектной и многоуровневой.
Требования к информационным образовательным ресурсам [1, с. 102-110]
Требования к образовательным ресурсам можно разделить на две группы: требования, имеющие отношение ко всем образовательным ресурсам (дидактические, эргономические и эстетические требования), и специфические, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам.