Дидактические требования к информационным образовательным ресурсам




 

Информационные образовательные ресурсы, прежде всего, должны отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционной учебной литературе, таким как учебники, учебные и методические пособия. Рассмотрим кратко традиционные дидактические требования.

 

Требование обеспечения принципа научности обучения с использованием ИОР означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала с учетом последних достижений науки. В соответствии с потребностями системы образования процесс усвоения учебного материала с помощью ИКТ должен строиться с учетом основных методов научного познания: эксперимент, наблюдение, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование и системный анализ.

 

Требование обеспечения принципа доступности обучения, осуществляемого с использованием информационных образовательных ресурсов, означает необходимость поддержки степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, которые сделают его непосильным для изучения.

 

Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью информационных образовательных ресурсов значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и пособий.

 

Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета наблюдения и чувственного восприятия учащимися изучаемых объектов, их макетов или моделей. Данное требование при использовании ИОР реализуется на принципиально новом уровне, поскольку компьютер позволяет создавать и предъявлять обучаемым многоцветные, динамичные, интерактивные модели изучаемых явлений, включать в состав этих моделей также и знаковые, вербальные абстрактно-теоретические компоненты.

 

Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение средствами информационных образовательных ресурсов самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом осознанным для учащегося является то содержание, на которое направлена его учебная деятельность.

 

Требование обеспечения систематичности и последовательности обучения при использовании информационных образовательных ресурсов означает обеспечение потребности системы обучения в последовательном усвоении учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области, потребности в том, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в логически обоснованном порядке. Для этого необходимо:

— предъявление учебного материала в систематизированном и структурированном виде;

— учет как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при представлении каждой порции учебной информации;

— учет межпредметных связей изучаемого материала;

— организация процесса получения знаний в последовательности, определяемой логикой развития знаний о предмете обучения;

— обеспечение связи абстрактных знаний с практикой за счет подбора примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

 

В отношении ИОР, обеспечивающих диагностику и контроль усвоения знаний, умений и навыков предъявляются требования обеспечения содержательной, функциональной валидности и надежности.

Содержательная валидность — это соответствие задания содержанию контролируемого учебного материала.

Функциональная валидность — это соответствие теста оцениваемому уровню деятельности.

Требование обеспечения надежности в использовании контрольно-измерительных информационных образовательных ресурсов и их компонентов определяется как необходимость правильного измерения уровня усвоения учебного материала с использованием ИОР. Это требование обозначает устойчивость результатов многократного измерения результативности обучения одного и того же испытуемого.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: