Пояснительная записка к рабочей тетради




Цель рабочей тетради по курсу «Развивай себя»:

Преодоление барьеров в общении и обучении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического, мышечного и эмоционального напряжения, создание возможностей для саморазвития, становления адекватной самооценки и полного образа «Я».

Предмет коррекции и развития: познавательная и коммуникативная сфера детей.

Объект: учащиеся третьего класса, имеющие трудности в общении и обучении.

Задачи:

1. Формирование нового уровня развития познавательных способностей и возможностей ребенка.

2. Развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих особенностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа.

3. Формирование интереса к другому человеку, как к личности.

4. Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.

5. Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания.

6. Формирование широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов.

7. Развитие моральных качеств, правильных норм поведения, форм сочувствия и сопереживания другим людям.

8. Формирование навыков рефлексивного мышления, активизация представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и развитием.

Принципы построения рабочей тетради:

Курс «Развивай себя» состоит из 68 занятий.

Продолжительность каждого занятия 45 минут.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, во внеурочное время.

Рабочая тетрадь включает в себя 4 модуля:

I. Калейдоскоп эмоций. Всего 17 занятий

II. Лабиринты моего «Я». Всего 15 занятий.

III. Мир познавательного и творческого потенциала. Всего19 занятий.

IV. Путь к гармонии души и тела. Всего 17 занятий.

Показателям эффективности каждого модуля являются данные, полученные в результате первичного и контрольного диагностирования, представленного в тетради. В качестве промежуточного контроля, используются письменные ответы ребят об их эмоциональном состоянии, степени удовлетворенности занятием (рефлексия урока).

 

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

í Разминка направлена на создание положительного эмоционального фона, снятие напряжения, активизацию мыслительной деятельности, формирование познавательного интереса и позитивного настроя на занятие.

í Основное содержание - направлено на формирование нового опыта, овладение практическими умениями и навыками, связанные с темой занятия. Включает в себя упражнения на развитие познавательных возможностей и способностей ребенка, его интеллекта, упражнения на развитие знаний о себе, своей индивидуальности и индивидуальности других детей, правильных нормах поведения, коррекцию эмоционально – личностной сфер и т.д., при этом учитывается желание ребенка обсуждать полученную информацию в группе или нет. В середине основной части проводится пауза(3-5 минут) направленная на усвоение здоровье - сберегающих приемов и методов саморегуляции, снятие психомышечного и эмоционального напряжения.

í Заключительная часть включает в себя отработку личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, чувств испытанных в процессе работы, выявление эмоционального отношения к проведенному занятию, с помощью рефлексивного упражнения. Закрепление полученных знаний, умений и навыков, перенос их в реальность.

Такое построение занятия позволяет создать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учебе, снижает тревогу, агрессию, нормализует самооценку ребенка, облегчает взаимодействие детей друг с другом, позволяет психологу оценить эффективность занятия, провести его рефлексию.

При определенной нежесткой структурированности занятий, ребенок имеет возможность реализовать себя, показать свой индивидуальный уровень умений, ощутить собственную значимость.

Средства коррекции и развития, используемые в рабочей тетради:

í Групповая дискуссия, элементы психологического тренинга, проективные упражнения.

í Изобразительные игры, эмоциональная гимнастика, упражнения на развитие невербального общения.

í Диагностические методики рисуночного и вербального типов,

í элементы арт - терапии.

í Упражнения на развитие отдельных психических процессов, интеллектуальной и творческой сфер ребенка.

í Упражнения на развитие речевых навыков и мелкой моторики.

í Упражнения, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков.

í Упражнения на развитие психомоторных функций и регулирования поведения в коллективе.

í Упражнения на коррекцию настроения, овладения приемами преодоления негативных, тревожных переживаний.

í Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.

í Упражнения, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.

í Упражнения на коррекцию эмоционально-личностной и поведенческой сфер ребенка.

í Упражнение на осознание и принятие моральных и нравственных норм поведения.

í Упражнение на развитие познавательной и социальной рефлексии.

 

Критерии оценки эффективности рабочей тетради:

Основным критерием оценки эффективности рабочей тетради является изучение мониторинга развития группы и каждого ребенка, за весь период обучения и по каждому модулю в отдельности. Просматривается динамика развития познавательных процессов, изменения мотивации, коррекции негативных черт характера, эмоциональных трудностей и переживаний, мешающих полноценному обучению и общению.

В качестве промежуточного контроля и изучения эффективности тренингового процесса, используются устные или письменные ответы детей в конце каждого занятия (рефлексия): отмечаются основные сложности, достоинства, недостатки урока, эмоциональное состояние и настроение участников после занятия.

Косвенным показателем эффективности являются отзывы учителей, родителей, нормализация учебной деятельности детей, повышение их познавательной и коммуникативной активности, умения регулировать и контролировать свою эмоциональную и поведенческую сферу.

 

Учебно-тематическое планирование курса «Развивай себя»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: