БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
«Куфр дуна куфр»
📜 Содержание:
✔️ Вступление.
✔️ 1. Сподвижник Пророка Ибн Аббас (ум. 68 г.х.)
✔️ 2. Табиин Саид Ибн Джубейр, ученик Ибн Аббаса (46 – 95 г.х.)
✔️ 3. Табиин Ата Ибн Аби Рабах, ученик Ибн Аббаса (27- 114 г.х.)
✔️ 4. Табиин Таус Ибн Кейсан, ученик Ибн Аббаса (14 – 106 г.х.)
✔️ 5. Аль-Хасан аль Басри, ученик Ибн Аббаса (21-110 г.х.)
✔️ 6. Имам Абдуллах Ибн Таус (ум. 132 г.х.)
✔️ 7. Имам ахли-Сунна, Суфьян Ибн Уейна (107-198 г.х.)
✔️ 8. Имам ахли-Сунна Абу Убейд Ибн Косим Ибн Салям (150-224 г.х.)
✔️ 9. Имам ахли-Сунна, Ахмад Ибн Ханбаль (164-241 г.х.)
✔️ 10 Имам Ибн Наср аль-Маруази.
✔️ 11 Имам Бухари.
✔️ 12 Имам муфассиров Ибн Джарир Ат-Табари (224-310 г.х.)
✔️ 13 Имам Ибн аль Мунзир (241-316 г.х.)
✔️ 14 Имам Ибн аль Анбари (271-328 г.х.)
✔️ 15 Имам ахли-Сунна, аль-Кассаб аль-Караджи аш Шафии (ум. 360 г.х.)
✔️ 16 Имам ахли-Сунна, Ибн Батта (304 – 387 г.х.)
✔️ 17 Имам ахли-Сунна, Ибн Аби Заманин (324-395 г.х.)
✔️ 18 Имам Ибн Абдуль Барр (368-463 г.х.)
✔️ 19 Имам ахли-Сунна, Абу аль-Музаффар Ас-Сам’ани (426-489 г.х.)
✔️ 20 Имам Аль-Багауи.
✔️ 21 Аль-Куртуби.
✔️ 22 Имам Абу аль Аббас Ибн Теймия (661-728)
✔️ 23 Имам Ибн аль-Каййим (691- 751 г.х.)
✔️ 24 Имам Ибн Роджаб аль-Ханбали (736- 795 г.х.)
✔️ 25. Слова других имамов
✒️ Слова имамов призыва.
✅ 1. Абдуллах и Хусейн, два сына имама Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба
✅ 2. Шейх Абдуль Латыф Ибн Абдур Рахман
✅ 3. Шейх Сулейман Ибн Сахман
✅ 4. Шейх Сулейман Ибн Абдуллах Ибн Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб
✏️ Современные ученые.
☑️ 1 Шейх Мухаммад ибн Ибрахим.
☑️ 2 Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди
☑️ 3 Шейх ибн Аль Усеймин.
☑️ 4 Шейх Аль-Альбани.
☑️ 5 Шейх Аль-Фаузан.
☑️ 6 Так же из современников на это сообщение опирались следующие ученные:
📎 Ответ на некоторые сомнения.
🔴 1 Сомнение: «Указание на слабость асара от ибн Аббаса»
🔴 2 Сомнение: «Ибн Аббас считал наоборот суд не по законам Аллаха большим куфром?»
🔴 3 Сомнение: «Ибн Мас’уд понял совсем по-другому чем понял Ибн Аббас»
🔴 4 Сомнение: Аргументация словами шейха Сулейман Ибн Сахмана.
✔️ Вступление.
Сначала проанализируем пути асара Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, и утвердим его достоверность, а затем приведем схожие с ним слова ученых ахли-Сунна и тех, кто опирался на этот асар, в конце будет дан ответ на некоторые сомнений во круг этого асара.
✔️ 1. Сподвижник Пророка Ибн Аббас (ум. 68 г.х.)
Сообщение Ибн Аббаса в этом разделе всем предельно известное, а это то, что он сказал об этом аяте, что это малое неверие.
Это сообщение – опора ахли-Сунна в этом разделе, как сказали об этом большие имамы, и не известен ни от кого из предшественников ослабление этого асара со стороны иснада, а тем более, со стороны смысла.
Тем не менее, некоторые современники противоречили в этом, и сказали что это сообщение недостоверное.
Мы приведем здесь варианты этого сообщения от Ибн Аббаса, поговорим о цепочках передатчиков, приведем ученых саляфов и их последователей, кто опирался на это сообщение Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах.
⚫️ Первый риваят
1. Сказал шейх уль Ислам Абу Бакр аль-Марузи:
«Рассказал нам Абу Абдуллах (имам Ахмад), рассказал нам Уаки’, от Суфьяна, от Мамара, от Ибн Тауса, от Тауса, от Ибн Аббаса, что он сказал касательно аята: «Кто не правит по тому что ниспослал Аллах – те неверные»: «Это куфр, однако не такой, как куфр того, кто не верует в Аллаха, Его Ангелов, Его Книги, и Посланников»
Источник: «Ас-Сунна» аль-Халляль, 1414, по этому же пути передал Мухаммад Ибн Наср, см. «Тазым кадр ас-соля», 571, и многие другие.
Иснад этого сообщения достоверный и чист как стёклышко
⚫️ Второй риваят
2. Сказал имам Ибн Аби Хатим:
«Рассказал мне мой отец, что рассказал ему Абу Солих, что рассказал ему Муавия Ибн Солих, от Али Ибн Аби Тальхи, от Ибн Аббаса, касательно слов Аллаха: «Кто не правит по тому что ниспослал Аллах...» - что он сказал: «Кто отрицает хукм по тому что ниспослал Аллах – тот неверный, а кто признал это, и не правил поэтому, тот несправедливый нечестивец. А кто отрицал что-то из худудов Аллаха тот стал кафиром».
Источник: «Тафсир Ибн Аби Хатим», 6426, также передал ат Табари по этому же пути, см. «Ат-Тафсир», 12063.
Иснад:
И свиток Али Ибн Аби Тальхи с тафсиром от Ибн Аббаса, который передал Абдуллах Абу Солих от Муавии Ибн Солиха - известен и достоверен у ученых, опирался на него имам аль Бухари в своём «Сахихе» и передавал та’ликан в форме «джазм».
Сказал Ибн Хаджар аль-Аскалани:
«И этот свиток был у Абу Солиха, писца Лейса, от передал его от Муавии Ибн Аби Солиха от Али Ибн Аби Тальхи, и ее передает аль-Бухари от Абу Солиха, и много опирается на нее в своем «Сахихе», в том, что он передает та’ликан от Ибн Аббаса... И сказала группа, что Ибн Аби Тальха не слышал от Ибн Аббаса тафсир, а лишь взял его от Муджахида или Саида Ибн Джубейра. И раз известна это промежуточное звено, а это достоверный человек – то никакого вреда в этом нет».
Источник: «Аль-Иткан фи улюм аль-Кур’ан», 2/496.
Сказал также Ибн Хаджар аль-Аскалани:
«Аль-Бухари и Ибн Аби Хатим и другие имамы опирались на этот свиток»
Источник: «Аль-Уджаб фи баян аль-асбаб», 1/207.
Сказал имам Ахмад Ибн Ханбаль:
«В Мисре есть свиток с тафсиром, который передал Али Ибн Аби Тальха, и если бы ктото поехал в Миср специально ради этого, это не было бы чем то большим»
Источник: «Аль-Иткан», 2/496.
Сказал имам Абу Джа’фар Ибн Нуххас, ученик имама ан Насаи:
«Те, кто ослабляют этот иснад, говорят, что Ибн Аби Тальха не слышал от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, а лишь взял тафсир от Муджахида и Икримы. И это слово не обязывает ослабление иснада, ведь он взял тафсир от двух достоверных людей, и сам он достоверный и правдивый». Источник: «Ан-Насых уаль мансух», 1/461-462.
Сказал ат-Тахави:
«Многие специалисты по хадису сказали, что этот иснад достоверен, и что Али Ибн аби Тальха хоть и не видел Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, но он взял это от Муджахида и Икримы, вольноотпущенника Ибн Аббаса».
Источник: «Шарх маани аль-асар», 3/279.
И сказал ат Тахави:
«И мы принимаем передачу Али Ибн Аби Тальхи от Ибн Аббаса, даже если он и не видел его, потому что он передал это от Муджахида и Икримы от Ибн Аббаса»
Источник: «Баян мушкиль аль асар», 12/389.
Сказал имам аль-Миззи:
«Он передавал от Ибн Аббаса и это мурсаль, и между ними Муджахид».
Источник: «Тахзиб аль-Камаль», 20/490.
И также сказал аз Захаби:
«Он взял тафсир Ибн Аббаса от Муджахида, однако не упомянул Муджахида, а передал его мурсалян от Ибн Аббаса». См. «Мизан аль-итидаль», 3-134.
Сказал шейхуль Ислам Ибн Теймия:
«Тафсир Али Ибн Аби Тальхи аль Вабили от Ибн Аббаса – известный и распространенный, передают из него все муфассиры, которые передают тафсиры с иснадом, как Ибн Джарир ат Табари, Ибн Аби Хатим, Усман Ибн Саид ад Дарими, аль Бейхакы, и те, которые упоминают иснад в общем, как ас-Саляби, аль Багави, и те, которые не упоминают иснад, как аль-Маварди, и Ибн аль Джоузи»
Источник: «Ар-Родд аля манн каля би фанаиннар», 57.
Сказал доктор исследователь Мухаммад Камиль Хусейн:
«Истинно, свиток Али Ибн Аби Тальхи в тафсире Корана – это из старейших из риваятов записанных от Ибн Аббаса, и эта передача – из самых достоверных путей от него, и аль-Бухари, и Ибн Джарири ат Табари, и другие ученые, передали (из) этого свитка в свои книгах, и общее слово состоит в том, что этот иснад – из самых достоверных путей в тафсире от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах»
Источник: «Мукаддима муджам гариб аль-Кур’ан».
И иснад данного асара более верно, что является аргументом сам по себе, а даже если сказать, что он слабый, то это слабость лёгкая, позволяющая подкреплять и усиливать этим риваятом.
⚫️ Третья передача
Сказал имам Саид Ибн Мансур:
«Рассказал нам Суфьян (Ибн Уейна), от Хишама Ибн Худжейра, от Тауса, от Ибн Аббаса, касательно слов Аллаха: «Те, кто правят не по тому что ниспослал Аллах – являются неверными», что он сказал: «Это не тот куфр, о котором вы думаете».
Источник: «Сунан Саид Ибн Мансур», 749, передали по этому же пути: Мухаммад Ибн Насар аль-Марвази, в «Тазым кадр ас-соля», 569, Ат-Табари, 6467, аль-Халляль, 4/160, Ибн Аби Хатим, 4/484, Ибн Абдуль Барр, в «Ат-Тамхид», 4/484, и другие.
Что же касается его понимания, то сказал имам ахли-Сунна Суфьян Ибн Уейна приведя этот асар: "То есть - не тот куфр, который выводит из религии, касательно аята: " Тот, кто не правит по тому что ниспослал Аллах те неверные"
Источник: "Ас-Сунна", аль Халляль, 4/160.
Иснад:
Что касается иснада, то хоть и есть разногласие имамов о Хишаме Ибн Худжейре, но имамы ахли-Сунна взяли эту передачу Ибн Аббаса и передали ее в своих книгах по акыде, аргументируя ей, и опираясь на неё, и приписывая ее Ибн Аббасу, и мы не знаем никого из предшествующих имамов кто ослабил бы ее по данной причине, и мы идём по их стопам и не изобретаем.
И из тех, кто удостоверил эту передачу или оперлись на неё или привели ее в книгах по акыде ахли-Сунна:
- Ахмад Ибн Ханбаль, см. «Ахкам ан-Ниса имама Ахмада», 1/16, «Тазым кадр ас-Соля», 2/527
- Абу Убейд Ибн Косим Ибн Салям, см. «Аль-Иман», 1/34
- аль-Хаким, см. «Аль-Мустадрак», 2/313
- Ибн Абдуль Барр, «Ат-Тамхид», 5/74
- Ибн Роджаб, в «Фатх аль Бари», 1/126
И многие другие имамы кого перечислять будет слишком долго.
⚫️ Четвертая передача
Сказал имам Ибн Аби Хатим:
«Рассказал нам аль-Хасан Ибн Аби ар Раби, что рассказал ему Абдур-Раззак, от Мамара, от Ибн Тауса, от его отца Тауса, что он сказал: «Был спрошен Ибн Аббас о слове Аллаха: «Кто не правит по тому, что ниспослал Аллах, те являются неверными », и он ответил: «Это большой грех».
Источник: «Тафсир Ибн Аби Хатим», 6435.
Иснад:
Аль-Хасан Ибн Аби ар Раби –он же аль-Хасан Ибн Яхья Ибн Джа’д, назвали его достоверным Абу Хатим ар-Рази, ад-Даракутни, Ибн Хиббан, аль-Мунзири, аль-Хейсами, аз-Захаби, см. «Тарих аль-Багдад», 7/453, «Сунан ад Даракутни», 1/121, «Ат-Тархиб уа ат таргиб», 4/97, «Ас-Сикат», 12858, «Маджма аз-заваид», 10/445, «Аль-Кашиф», 5149, и нет им противоречащего.
Что же касается остальных передатчиков то их достоверность предельно известна, поэтому, иснад этого асара достоверен и чист как стёклышко! И вся хвала Аллаху.
⚫️ Пятая передача
Сказал имам Мухаммад Ибн Наср аль-Марвази:
«Рассказал нам Мухаммад Ибн Яхья, что рассказал им Абдур-Раззак, от Суфьяна, от мужчины, от Тауса, от Ибн Аббаса, что он сказал об этом аяте: «Неверие, которое не выводит из религии».
Источник: «Тазым кадр ас-соля», 2/522.
Иснад: все передатчики достоверные, кроме неназванного мужчины, который не известен.
⚫️ Шестая передача
Сказал Суфьян ас-Саури:
«От Ибн Тауса, от Тауса, что он сказал: «Было сказано Ибн Аббасу (Каков смысл) аята «И тот, кто правит не потому что ниспослал Аллах – те неверные»? И он ответил: «Это куфр, но не подобный куфру в Аллаха и Судный День».
Источник: «Тафсир ас-Саури», 1/101, и передал поэтому же пути ат-Тахави в «Шарх мушкиль аль-асар», 716, 717.
Иснад: достоверен
⚫️ Седьмая передача
Сказал имам Абдур-Раззак:
«От Ма’мара, от Ибн Тауса, от Тауса, что был спрошен Ибн Аббас о словах Аллаха: «Кто не правит по тому, что ниспослал Аллах – те неверные», и он сказал: «Это куфр».
И сказал Ибн Таус: «Это не такой куфр, как куфр в Аллаха, и Его Посланников, и Его Ангелов».
Источник: «Тафсир Абдур-Раззак», 2/206.
И его иснад достоверный.
Удивительно что некоторые арабо-язычные современники попытались создать противоречие между всеми ясными риваятами Ибн Аббаса и его учеников, и этой передачей, и ослабить то, что передано в 6 ясных передачах, из которых минимум 4, а на деле 5 – достоверны, и разъяснены, и сделать эту обобщенную передачу единственно достоверной и разъяснённой.
Ответ на это с нескольких сторон:
1. Откуда вы взяли, что Ибн Аббас говорит в этой передаче что это большой куфр, ведь он лишь обобщил и сказал куфр не сказав ни большой, ни маленький? Да в основе куфр употребляется касательно большого, однако в этом моменте у нас есть ясные косвенные доводы, воспрещающие это, как иджма ахли-Сунна, другие слова Ибн Аббаса, и др.
2. Если в этом моменте слово осталось не разъясненным, то в шести других передачах Ибн Аббас разъяснил что имеется ввиду малый куфр, зачем же цепляться за неясность и оставлять ясное?
3. Передав данную передачу, Абдуллах Ибн Таус, ученик многих больших учеников Ибн Аббаса и большой имам, входящий в один временной слой с малыми табиинами, разъяснил, что имел ввиду Ибн Аббас, специально, чтобы не возникло неправильное понимание. Почему же оставляются его слова и его разъяснение слов Ибн Аббаса и берется свое понимание, в котором этих современников не опередил ни один из саляфов?
4. Почему оставляется понимание великих табиинов-учеников Ибн Аббаса – Ибн Джубейра, Ата Ибн Аби Рабаха, Тауса, Икримы, Хасана, и других, и понимание великих имамов саляфов, и берется свое понимание, в котором этих современников не опередил ни один из саляфов?
И в этом достаточный ответ на это сомнение.
И асар Ибн Аббаса без сомнения достоверный, и еще более подкрепляет это слова учеников Ибн Аббаса, которые мы приведем.
✔️ 2. Табиин Саид Ибн Джубейр, ученик Ибн Аббаса (46 – 95 г.х.)
Сказал величайший табиин, ученик Ибн Аббаса, Саид Ибн Джубейр:
«Что же касается аятов муташабихат, то это аяты в Коране, смысл которых не совсем понятен людям, когда они их читают. И поэтому заблуждается тот, кто заблуждается, когда читает тот, кто описан в этом слове. И каждая группа читает аят из Корана и утверждает, что он в их пользу, и посредством его они постигли истинную дорогу.
И из того, за чем следуют харуриты (хариджиты) из аятов-муташабих – слово Всевышнего Аллаха: «Тот, кто не правит по тому, что ниспослал Аллах, является неверным». Они читают вместе с ним: «Затем кафиры приравнивают к своему Господу», и затем, когда видят, как имам правит не по истине, говорят: «Это куфр», и тот, кто впал в куфр – приравнял к своему Господу, а тот, кто приравнял к своему Господу – совершил ширк, поэтому эти правители – мушрики, и те, кто подчинился им – тоже. И они выходят на них, и делают то что вы видели. И это потому что они толкуют подобным образом, и такое толкование этого аята открыло им большую дверь»
Источник: «Тафсир Ибн аль-Мунзир», 1/121.
✔️ 3. Табиин Ата Ибн Аби Рабах, ученик Ибн Аббаса (27- 114 г.х.)
Сказал имам Абу Дауд ас-Сиджистани:
«Сказал Ахмад: «Рассказал нам Уаки, от Суфьяна, от Ибн Джурейджа, от Ата, что он сказал об этом аяте: «Неверие без неверия, зульм без зульма, и нечестие без нечестия»
Источник: «Масаиль Аби Дауд», 1357, также передали по этому пути: Аль-Халляль, в «Ас-Сунна», 1417, Ибн Батта в «Аль-Ибана», 1011, Суфьян ас-Саури в «Тафсир ас-Саури», 101, Ат-Табари, 12047, и другие.
Иснад этого асара достоверный, кроме разногласия касательно передачи Ата от Ибн Джурейджа, и данное сообщение передал ат-Табари от Ато по двум другим путям, поэтому нет сомнений что это достоверно от Ата’
✔️ 4. Табиин Таус Ибн Кейсан, ученик Ибн Аббаса (14 – 106 г.х.)
Сказал имам Мухаммад Ибн Наср аль-Марвази:
«Рассказал нам Исхак, что рассказал ему Уаки, от Суфьяна, от Саида аль-Макки, от Тауса, что он сказал: «Это не куфр, который выводит из религии».
Источник: «Та’зым кадр ас-соля», 574, передали также по этому пути: Абу Дауд в «Аль-Масаиль», 1356, Аль-Халляль в «Ас-Сунна», 1418, Ибн Батта в «Аль-Ибана», 1006, Ат-Табари, 12052, и другие. И иснад достоверен.
✔️ 5. Аль-Хасан аль Басри, ученик Ибн Аббаса (21-110 г.х.)
Сказал имам Ибн Аби Заманин:
«Сказал Хасан аль Басри: «Кто не взял то, что ниспослал Аллах, религией, и не признал это – именно тот из числа неверных».
Источник: «Тафсир Ибн Аби Заманин», 1/162.
Иснад: не нашёл данное сообщение с иснадом, но нет проблем привести его тут.
✔️ 6. Имам Абдуллах Ибн Таус (ум. 132 г.х.)
Передал имам Абдур-Раззак от Ма’мара, от Ибн Тауса, что он сказал об этом аяте:
«Это не такой куфр, как куфр в Аллаха, и Его Посланников, и Его Ангелов»
Источник: «Тафсир Абдур-Раззак», 697. Иснад достоверен.
✔️ 7. Имам ахли-Сунна, Суфьян Ибн Уейна (107-198 г.х.)
Сказал имам ахли-Сунна Суфьян Ибн Уейна приведя асар Тауса:
"То есть - не тот куфр, который выводит из религии, касательно аята: "Тот кто не правит по тому что ниспослал Аллах те неверные".
Источник: "Ас-Сунна", аль Халляль, 4/160.
✔️ 8. Имам ахли-Сунна Абу Убейд Ибн Косим Ибн Салям (150-224 г.х.)
Сказал имам Абу Убейд:
«Слова Всевышнего Аллаха: «И кто не правит по тому что ниспослал Аллах, является неверным», и сказал Ибн Аббас: «Это не куфр, выводящий из религии», и сказал Ата Ибн Аби Рабах: «Куфр дуна куфр» (Неверие без неверия), и разъяснилось нам, что это не куфр, выводящий из религии, и что религия остается как и была, даже если с ней смешались грехи, и нет смысла в этом аяте кроме как тот смысл, что это о противоречии кафирам и их путям, равно как то что я уже объяснил тебе про ширк (что есть большой и малый). Потому что из путей кафиров – хукм не по тому что ниспослал Аллах, разве ты не слышал слово Аллаха: «Неужели они ищут хукма джахилии?». И толкование аята «Кто не правит по тому что ниспослал Аллах – является неверным» у людей тафсира – что тот, кто правил не по тому что ниспослал Аллах, будучи мусульманином, тот был подобен по причине этого правления людям джахилии, потому что люди джахилии правили также».
Источник: «Аль-Иман», 1/34.
Тут мало того, что имам Абу Убейд опирается на асар Ибн Аббаса, так он ещё и говорит, что таково толкование у всех людей тафсира.
✔️ 9. Имам ахли-Сунна, Ахмад Ибн Ханбаль (164-241 г.х.)
1. Говорит Ибн Хани аль-Асрам, имам, ученик Ахмада:
"Я спросил его (имама Ахмада) о слове Тауса (ученика Ибн Аббаса) - куфр, который не выводит из религии?
И имам Ахмад ответил: "Это касается аята "Тот, кто правит не тем что ниспослал Аллах - те неверные".
Источник: "Масаиль Ибн Хани", 2042.
2. Привел имам Ахмад в тафсире 44 аята суры аль-Маида слова Тауса: «Куфр не выводящий из религий», и слова Ато’ «Неверие без неверия» (Куфр дуна куфр), см. «Масаиль Абу Дауд», 1/283
3. Сказал имам Ахмад, перечисляя виды упорствующих на большом грехе:
«И это подобно слову Ибн Аббаса касательно: «И кто не правит по тому, что ниспослал Аллах, тот является неверным».
И сказал ему ученик Исмаил Ибн Саид: «Что это за неверие упомянутое здесь?»
Имам Ахмад ответил: «Куфр не выводящий из религии»
Источник: «Ахкам ан-Ниса имама Ахмада», 1/16, «Тазым кадр ас-Соля», 2/527.
4. Когда имама Ахмада спросили: “О каком неверии говорится в аяте?”, он ответил: “О неверии, которое не выводит из религии, как это пришло от Ибн ‘Аббаса”. См. “ас-Саля уа хукму тарикиха” 49, “Суалят Ибн Хани” 2/192, “Масаиль Абу Дауд” 114.
✔️ 10 Имам Ибн Наср аль-Маруази.
Имам Ибн Наср аль-Маруази, разъясняя то, что куфр подразделяется и бывает не выводящий из Ислама, сказал: “И об этом слова Ибн ‘Аббаса к аяту: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными» ”. См. “Та’зыму къадри-ссаля” 2/520.
✔️ 11 Имам Бухари.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Сказал Ибн ‘Аббас и другие саляфы в отношении аята: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными»: «Неверие меньше неверия, нечестие меньше нечестия и несправедливость меньше несправедливости!» И об этом упоминали Ахмад, аль-Бухари и другие”. См. “Маджму’уль-фатауа” 7/522.
Что же касается того, что об этом говорил и имам аль-Бухари, то шейхуль-Ислам подразумевает название одной из глав в своем Сахихе имамом аль-Бухари: «Куфран ‘ашир уа куфр дуна куфр».
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Что касается слов автора (аль-Бухари): «Куфр дуна куфр», то он тем самым указывает на сообщение, которое приводит Ахмад в «аль-Иман», что передается от ‘Ата ибн Аби Раббаха и других”. См. “Фатхуль-Бари” 1/105.
Также и ас-Суюты в примечаниях к Сахиху аль-Бухари, к словам: «Куфр дуна куфр» сказал: “Это слова сообщения, что приводит Ахмад в «аль-Иман», которое передает ‘Ата ибн Аби Раббах”.
См. “ат-Тауших шарх аль-Джами’ ас-сахих” 1/193.
Также хафиз Ибн Хаджар, в комментарии к другой главе, которую имам аль-Бухари назвал: «Зульм дуна зульм» (Несправедливость меньше несправедливости) сказал: “Этот заголовок является хадисом, который передает имам Ахмад в “Китаб аль-иман” от ‘Ата. Также это передается через версию Таууса со слов Ибн ‘Аббаса с тем же смыслом в отношении слов Всевышнего: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными»”. См. “Фатхуль-Бари” 1/109.
Тут можно обратить внимание также на то, что хафиз Ибн Хаджар не упомянул степень достоверности этого сообщения от Ибн ‘Аббаса. А известно, что Ибн Хаджар в предисловии к «Фатх аль-Бари» писал, что те сообщения, достоверность которых он не упоминает, их иснад он считает хорошим.
Хафиз Ибн Раджаб о словах имама аль-Бухари: «Куфр дуна куфр» сказал: “Этими словами он имеет ввиду, что некоторые грехи именуются куфром, однако под этим не идет речь о куфре, выводящем из религии. Это как слова Ибн ‘Аббаса, который в отношении слов Всевышнего: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными», сказал: «Это не куфр, к которому вы клоните, и это не куфр, который выводит из религии! Это куфр дуна куфр!» Данное сообщение привел аль-Хаким и сказал: «Иснад его достоверный». Также от Ибн ‘Аббаса в отношении этого аята передаются и другие слова: «Это неверие, однако, не неверие подобное неверию в Аллаха, в ангелов, в Писания, в посланников и в Судный день!» Также говорили, ‘Ата и другие: «Куфр дуна куфр»”.
См. “Фатхуль-Бари” 1/137-138, Ибн Раджаба.
✔️ 12. Имам муфассиров Ибн Джарир Ат-Табари (224-310 г.х.)
Сказал имам Ибн Джарир ат Табари, перечислив все слова, переданные в тафсире аята:
«И самое верное из всех этих слов по моему мнению – слово тех, кто сказал, что эти аяты ниспосланы о кафирах из числа людей Писания. И это потому, что аяты до них и после них – о них ниспосланы, и они подразумеваются под этими аятами, и эти аяты в контексте сообщения о них, и будет вернее то, что они о них.
И если кто-то скажет: истинно, Аллах обобщил сообщением об этом всех, кто правит не по тому что ниспослал Аллах, как же ты сделал это частным?
То отвечено будет: Истинно, Аллах обобщил сообщением об этом людей, которые отрицали хукм Аллаха в Его Книге, и Он сообщил о них, что по причине оставления хукма Аллаха таким образом они стали кафирами, и также мы скажем о каждом, кто не правит по тому что ниспослал Аллах, отрицая хукм Аллаха - он кафир в Аллаха, как сказал Ибн Аббас».
Источник: «Тафсир ат Табари», 10/358.
✔️ 13. Имам Ибн аль Мунзир (241-316 г.х.)
Сказал имам Ибн аль-Мунзир, большой имам специалист, ученик учеников имама аш Шафии:
«И истолковал Ибн аль-Мубарак слово Посланника Аллаха, мир ему и благословение: «Кто поклялся не Аллахом - стал кафиром» - что он имел ввиду ужесточение и устрожение, а не истинный куфр, и это - как передано от Ибн Аббаса касательно слова Аллаха: «Кто не правит по тому что ниспослал Аллах – те неверные» - что он сказал: «Они кафиры но не как те кто проявляет неверие в Аллаха, Его Ангелов, Книги, и Посланников». И также сказал Ата’: «Куфр без куфра, фиск без фиска, зульм без зульма». И к этому же типу относятся слова Пророка (салля Ллаху алейхи уа саллам): «Ругание мусульманина нечестие, а сражение с ним неверие»».
Источник: «Аль-Авсат», 12/147.
✔️ 14. Имам Ибн аль Анбари (271-328 г.х.)
Сказал имам Ибн аль Анбари:
«Подразумевается здесь уподобление кафиру, так как тот, кто судил не по тому что ниспослал Аллах, совершил действие подобное действию кафиров».
Источник: «Тафсир ан Найсабури», 3/169.
Имам Ибн аль Анбари – большой имам специалист из числа саляфов, специалист в языке и чтениях и науках Корана, и не следует его путать с мутазилитом Убейдуллахом аль-‘Анбари (через айн), за которым в наше время следуют заблудшие в вопросе оправдания по тауилю и ошибке в основах религии.
✔️ 15. Имам ахли-Сунна, аль-Кассаб аль-Караджи аш Шафии (ум. 360 г.х.)
Имам аль Кассаб в своём тафсире Корана крайне подробно разъяснил, что муваххид, который придерживается таухида и сторонится ширка, не становится неверным по причине суда не по закону Аллаха, кроме как если он будет отрицать закон Аллаха, или отвергать его, или считать своё действие разрешенным, и опроверг шубухаты хариджитов.
См. «Нукат аль-Кур’ан ад далляту аляль баян фи ануаиль улюми уаль ахкам», 1/308-316 стр.
✔️ 16. Имам ахли-Сунна, Ибн Батта (304 – 387 г.х.)
Сказал имам Ибн Батта в своей книге по вероубеждению:
«Раздел об упоминании грехов, по причине которых совершивший их впадает в куфр не выводящий из религии»
Затем передал асары Ибн Аббаса, Ата, и других (о том, что суд не по законам Аллаха, малый куфр).
Источник: «Аль-Ибана аль Кубра», 2/723.
✔️ 17. Имам ахли-Сунна, Ибн Аби Заманин (324-395 г.х.)
Сказал имам Ибн Аби Заманин:
«Мы знаем, что есть ширк не такой, как ширк того, кто поклоняется кому-то наряду с Аллахом. И из этого раздела слово Аллаха: «И тот, кто не правит по тому что ниспослал Аллах – неверные», сказал Ибн Аббас тому, кто спросил его об этом аяте: «Это не тот куфр, который выводит из религии».
Источник: «Усуль ас-Сунна», 162.
✔️ 18. Имам Ибн Абдуль Барр (368-463 г.х.)
Сказал имам Ибн Абдуль Барр:
«Заблудилась группа нововведенцев – мутазилитов и хариджитов в этом разделе, и аргументировали этими сообщениями, и подобными им, на такфир грешников. И аргументировали аятами из книги Аллаха, которые не на внешнем смысле, подобным слову Аллаха: «И те, кто не судят по тому, что ниспослал Аллах, являются неверными». И передано от Ибн Аббаса об этом аяте, что он сказал: «Это не куфр, выводящий из религии, однако это куфр дуна куфр (неверие без неверия)»
Источник: «Ат-Тамхид», 16/17.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Было сказано: «Это не куфр, который выводит из религии, если судит не по закону Аллаха мусульманин, до тех пор, пока он не проявит куфр по отношению к Аллаху, в Его ангелам, Писания, пророков и в Судный день». И это толкование передается от многих ученых, среди которых Ибн ‘Аббас, Тауус и ‘Ата”. См. “ат-Тамхид” 5/74.
✔️ 19. Имам ахли-Сунна, Абу аль-Музаффар Ас-Сам’ани (426-489 г.х.)
Сказал имам ас-саляфи Абу аль-Музаффар ас-Сам’ани:
«Сказал Ибн Аббас: аят касательно мусульман, и Аллах имел ввиду неверие меньше неверия (куфр дуна куфр). И знай, что хариджиты аргументируют этим аятом, и говорят: «Кто не правил по тому что ниспослал Аллах – тот кафир ». Что же касается ахлю-Сунна, то они сказали – «Не становится человек неверным по причине оставления правления по тому что ниспослал Аллах». А у этого аята два толкования – смысл первого, что тот, кто не правил по тому что ниспослал Аллах, отвергая и отрицая, то те неверные. Смысл второго, что кто не правил по всему, что ниспослал Аллах, те неверные».
Источник: «Тафсир ас-Сам’ани», 2/42.
✔️ 20. Имам Аль-Багауи.
Имам аль-Багъауи говорил: “Сказал Ибн ‘Аббас, а также Тауус: «Это куфр, не выводящий из религии!»” См. “Тафсир аль-Багъауи” 3/61.
✔️ 21. Аль-Куртуби.
аль-Къуртуби сказал: “Тот, кто судит не на основании ниспосланного Аллахом, отвергая Коран и отрицая слова посланника (мир ему и благословение Аллаха), тот кафир, как это сказал Ибн ‘Аббас и Муджахид!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 6/190.
✔️ 22. Имам Абу аль Аббас Ибн Теймия (661-728)
Сказал шейх уль Ислам:
«И из слова саляфов было, что в человеке может быть Иман и нифак (малый), и также в их слове – что в нем может быть Иман и куфр, но не тот куфр который выводит из религии, как сказал Ибн Аббас и его ученики касательно слова: «Кто не правит по тому что ниспослал Аллах – тот неверный», они сказали: «Неверие которое не выводит из религии», и последовали в этом за ними Ахмад Ибн Ханбаль и другие имамы Сунны ».
Источник: «Маджму аль-фатауа», 7/312.
У, шейх уль Ислама есть еще много подобных высказываний в маджууль фатауа и других книгах.
✔️ 23. Имам Ибн аль-Каййим (691- 751 г.х.)
1. Сказал имам Ибн аль-Каййим, рахимахуЛлах, говоря о малом куфре:
«И это толкование Ибн Аббаса и всех сподвижников касательно слова Всевышнего Аллаха: «И кто не правит по тому, что ниспослал Аллах, те неверные».
Сказал Ибн Аббас: «Это не то неверие, которое выводит из религии, однако кто сделал это, тот впал в неверие, однако это не подобно неверию того, кто не верует в Аллаха, и Судный День».
И также сказал Таус. И сказал Ато: «Неверие без неверия, нечестие без нечестия, зульм без зульма»
Затем имам Ибн аль Каййим перечислил некоторые другие толкования к этому аяту, и поговорил о них и их ошибочности, затем сказал:
«И верным из всего этого будет то, что хукм не по тому, что ниспослал Аллах, включает в себя два вида куфра – большой и малый, а зависимости от состояния правителя (судьи).
(1) Если он убежден в обязательности вынесения решения по тому что ниспослал Аллах в данном происшествии, однако отклонился от этого по причине ослушания, наряду с тем, что он признаёт, что он заслуживает наказания, то это малый куфр.
(2) Если же он был убежден, что вынесение решения не по тому что ниспослал Аллах, не обязательно, и что у него есть право выбора в этом, наряду с тем что он понимает, что это хукм Аллаха – то это большой куфр
Если же он был невеждой, или ошибся – то это ошибившийся, его хукм – хукм ошибившихся»
Источник: «Мадаридж ас-саликин», 1/337.
2. Также разъяснил имам Ибн аль-Каййим, что хукм не по закону Аллаха – относится к малому куфру, который не противоречит Иману и собирается вместе с Исламом в одном человеке, см. «Ас-Соля уа хукму тарикиха», 70,79.
✔️ 24. Имам Ибн Роджаб аль-Ханбали (736- 795 г.х.)
Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали:
«Сказал аль-Бухари: «Куфр дуна куфр». И куфр может приходить в общей форме и подразумеваться под ним куфр не выводящий из религии, подобно неблагодарности к супругу, и подобному этому. Это что касается обобщенной формы, что же касается того, когда куфр пришёл конкретизированным чем то, то в этом вообще нет проблем, подобно слову Аллаха: «Они проявляли куфр в блага Аллаха »
И имеется ввиду лишь здесь – что может прийти куфр обобщенно, а затем быть истолкованным как куфр не выводящий из религии.
И это как в слове Ибн Аббаса касательно слова Всевышнего Аллаха: «И те, кто правят не по тому, что ниспослал Аллах являются неверными», что это неверие меньше неверия. Передал это аль-Хаким, и сказал: «Иснад этого достоверный». И также от Ибн Аббаса касательно того аята, что он сказал: «Это куфр, однако не такой, как куфр того, кто проявляет куфр в Аллаха, и Его Ангелов, и Книги, и Посланников, и Судный День». И также сказали Ато и другие: «Неверия меньше неверия» (куфр дуна куфр)».
Источник: «Фатх аль-Бари», 1/127.
✔️ 25. Слова других имамов
Слова других имамов, опиравшихся на это сообщение Ибн ‘Аббаса и приводивших его в качестве довода можно цитировать еще довольно долго.
Но коротко можно еще добавить, что также на эти слова Ибн ‘Аббаса опирались такие имамы нашей уммы, как:
Имам аль-Хаким в «аль-Мустадрак» 2/313;
Имам Ибн Батта в «аль-Ибана» 2/723;
Имам Абу Хайян в своем тафсире «аль-Бахр аль-мухит» 3/492;
Имам аль-Уахиди в «аль-Уасыт» 2/191;
Абу Бакр ибн аль-‘Араби в своем тафсире «Ахкамуль-Къуран» 2/624;
Ибн аль-Джаузи в своем тафсире «Задуль-масир» 2/366;
Имам аль-Хазин в своем тафсире 1/310.
Хафиз Ибн Касир в своем тафсире «Тафсируль-Къураниль-‘Азым» 2/64;
✒️ Слова имамов призыва.
✅ 1. Абдуллах и Хусейн, два сына имама Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба
Сказали они в своих ответах по акыде:
«Куфр и ширк бывают разных видов – среди них то, что выводит из религии. И также среди них то, что не выводит из религии, как сказал Ибн Аббас да будет доволен им Аллах, касательно слов Аллаха: «И те, кто не правит тем что ниспослал Аллах – неверные »- «Куфр дуна куфр, ширк дуна ширк, зульм дуна зульм».
Источник: «Маджмуа ар-расаиль уаль масаиль ан надждия», 1/70.
✅ 2. Шейх Абдуль Латыф Ибн Абдур Рахман
1. Сказал шейх Абдуль Латыф Ибн Абдур-Рахман Ибн Хасан:
«И запрещено править лишь тем, что опирается на ложный Шариат, который противоречит Корану и Сунне, подобно ахкамам римлян, французов, татаров, и их законам, источник которых – их взгляды и страсти, и также адатами предков и бедуинов.
И тот, кто считает разрешенным править по этим законам в крови, и остальном, тот кафир. Сказал Всевышний Аллах: «И кто не правит по тому, что ниспослал Аллах – те неверные».
И касательно этого аята упомянула часть толкователей, что куфр, о котором говорится в нём – это куфр малый, а не большой куфр. И это потому что они поняли, что этот аят касается тех, кто правит не по тому что ниспослал Аллах, в то время как он не считает это разрешенным.
Однако у них нет разногласия, что этот аят касается своим внешним смыслом тех, кто считает это разрешенным, и что его куфр – выводящий из религии».
Источник: «Минхадж ат-та’сис уа