Анализ понятия «творческие способности» в трудах отечественных и зарубежных ученых




Глава I. Теоретические аспекты проблемы исследования творческих способностей у студентов педагогического вуза

Анализ понятия «творческие способности» в трудах отечественных и зарубежных ученых

Анализ проблемы развития творческих способностей определяется содержанием, которое вкладывается в это понятие. Всеобщее мнение, что творческие способности – это склонность к всевозможным разновидностям художественной деятельности: умение красиво рисовать, сочинять музыку, писать стихи. Однако, словосочетание «творческие способности» включает в себя несомненно более глубокий смысл и требует раздельного переосмысления понятий «творчество» и «способности».

Сегодня, в различной литературе, педагогического, психологического, философского характера, существуют различные подходы к определению творчества. Одной из главных особенностей конкретизации понятия творчества, связана в первую очередь с отсутствием непосредственно психологического наполнения данного понятия. Философы рассматривают творчество как основополагающее и обязательное условие развития материи, преобразования ее, создания новых форм. Философская энциклопедия определяет творчество таким образом: "Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда раннее не бывшее".

Творчество определяется как деятельность человека, создающая особые материальные и духовные ценности, привносящие новшества и обладающие общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее, и не являющееся предметом обсуждения. Философы рассматривают творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.

Описывая понятие «творчество», можно взглянуть на него более в широком смысле. Творчество - это процесс создания субъективно нового продукта, основанного на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности и мышления человека. Психологический словарь объясняет творчество как "деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей… Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью". Педагогика определяет, что творчество - "высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне).

Творчество необходимо рассматривать с разных сторон, в различных аспектах: продукт творчества - это то, что было создано; процесс творчества подразумевает, как это было создано; процесс подготовки к творчеству - как необходимо развивать творчество. Одним из популярных и востребованных в настоящее время считается явление интеллектуального творчества. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность открывать методы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству (Виноградов, 1990).

Критерием, отличающим интеллектуальное творчество можно считать усовершенствование, и поиск альтернативных способов решения уже известных проблем. В интеллектуальном творчестве, одну из важнейших ролей играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, зачастую завуалированном виде субъективные представления, в пригодные для человеческого общения и восприятия формы (словесно - речевые, категориальные, коммуникативные).

Понятие природы творчества тесно связано с вопросом о критериях творческой деятельности. К этим критериям относятся: оригинальность, оптимальность, неочевидность решения и общественно-историческая уникальность. Эти критерии наиболее явно выражаются в результате творческой деятельности – продукте творчества. Продукты творчества – могут быть не только материальными, но и духовными: новые мысли, идеи, решения. Творчество - это создание новшеств, во всевозможных измерениях. Творчество характеризуется не только как социально значимые открытия, но и те, которые человек делает для себя. Проявление творчества можно проследить и у детей – в игре, труде, учебной деятельности, где можно проявить свою активность, самостоятельность мыслительной деятельности, инициативу, оригинальность суждений, воображение, принятие решений.

В педагогике и психологии одним из самых ценных является сам творческий процесс, подготовка к творчеству, изучение предмета творчества, выявление форм, методов и средств развития творчества. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует умственной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Творчество определяется как целеустремленный, упорный, напряженный труд. Требующее мыслительной активной деятельности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Исследования механизмов творчества можно сформулировать следующим образом:

1. Творчество – конкретное явление, анализ которого включает в себя выявление специфических сторон и указание на общий характер соответствующих им закономерностей.

2. Синтез итогов специальных исследований каждой из выделенных сторон с целью создания возможностей рационального управления ходом конкретной творческой деятельности, расчетом творческого потенциала.

По мнению зарубежных авторов, творчество - это: "… сплав восприятий, осуществляемый новым способом" (Маккаллар), "способность находить новые связи" (Кюби), "… появление новых сочинений" (Меррей), "деятельность ума, приводящая к новым прозрениям" (Жерар), "трансформация опыта в новую организацию" (Тейлор). Американский ученый П. Хилл определяет творчество как "успешный полет мысли за пределы неизвестного".

Из всех зарубежных концепций и теорий наиболее близкой по своим позициям к взглядам большинства отечественных психологов, исследующих творчество, является гуманистическая психология. Ее представители (А. Маслоу, К. Роджерс) считают, что творчество - это способность к глубокому осознанию собственного опыта, это самоактуализация, самовыражение, усиление себя через реализацию своего внутреннего потенциала.

В своем исследовании Н.А. Бердяев "Смысл творчества" дает определение творчеству как свободе личности, а смыслу творчества – поиска путей разрешения, эмоциональных переживаний и путей противоречия его разрешения.В.И. Страхов в творчестве выделает два аспекта: связанный с деятельностью и творческим способностями человека; творчество характеризуется совокупностью труда и таланта. По мнению советского психолога А. Матейко, главная суть творческого процесса основывается в изменении имеющегося опыта и создание новых комбинаций на его основе [49]. Э.В. Ильенков описывает творчество как диалог, не смотря на отсутствие решенного результата, будет являться субъектно - субъектным поиском.

Помимо выше перечисленных, творчество и диалог с противоречиями, неопределенностью сопоставляли многие исследователи. Я.А. Пономарев трактовал творчество как "взаимодействие, ведущее к развитию".

Проявление, совершенствование и развитие творчества в человеческой деятельности происходит под влиянием потребностно – мотивационных установок, составляющих основные черты индивидуальности и основные жизненные позиции. (Г.С. Альтшуллер, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский). Согласно утверждениям Л.С. Выготского, наибольшее проявление творчества до сегодняшнего времени подвластно лишь небольшому числу избранных гениев человечества, несмотря на это в повседневной обыденной жизни, необходимым условием для существования будет являться творчество. Все выходящее за рамки повседневности и все что заключает хоть немного нового, не сможет появиться без творческого потенциала.

Трем типам творческих способностей, образующих три вида феноменологии творчества соответствуют:

· Стимульно-продуктивный (продуктивность деятельности, подвержена внешнему стимулу, т.е. так или иначе в различной мере будет завить от внешних факторов)

· Эвристический (деятельность имеет творческую направленность). Человек располагающий достаточно надежным способом решения, продолжает вести анализ состава, структурируя свою деятельность, проводит сопоставления между отдельными задачами, что несет за собой открытия оригинальных, новых, креативных способов решения, а по своей сути более рациональных.

· Креативный – эмпирическая закономерность, как самостоятельно найденная не является путем решения, а служит новой проблемой. Закономерности найденные в процессе решения задач, доказываются через анализ их исходного основания, генетического кода.

Действие личности несет порождающий характер и со временем, все сильнее начинает терять форму ответа: и конечный результат становится намного шире, нежели исходная задача. Следовательно, творчество берет начало там, где прекращает существование только лишь как ответ, как решение заранее поставленной задачи. Но оно не ограничивается ни ответом, ни решением, тем не менее в нем присутствует что – то более возвышенное, что и определяет сам творческий статус.

На сегодняшний день учеными выделены 2 вида творческих способностей:

· репродуктивный (приобретение навыков конкретной деятельности по образу и подобию, усвоение знаний в кратчайшие сроки);

· творческий (создание нового, неординарного путем самостоятельной деятельности индивидуума).

Процесс творческой деятельности разделяется на два этапа: этап поиска способа решения, этап внедрения решения. Причем считается, что наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого этапа, так как научное творчество нельзя свести к логическим операциям «применение решения».

Наиболее четко можно рассмотреть в творческой деятельности следующие этапы:

1. Накопление знаний и навыков, которые необходимы для подробного описания и создания задачи.

2. Нахождение новой информации и концентрация усилий, разработка плана решения задач.

3. Отстранение от проблемы, переход на другую деятельность.

4. Озарение или инсайт (простые догадки, умозаключения или гениальные выводы, любой скачек в творческом видении проблемы, приобретение результата, не следующего из предпосылок)

5. Оценка правильности решения, доработка и осуществление.

Один и тот же человек может обладать различными способностями, однако, некоторые из способностей могут быть более развитыми чем другие. Несмотря на это, разные люди обладают одинаковыми способностями, которые имеют различия по уровню развития. В ходе эмпирических исследований у личности выделилась особенная способность – создавать неординарные идеи, отступать в восприятии от обыденных схем, мгновенно решать проблемы. Таково определение креативности (творчества). Креативные способности напрямую не связаны с уровнем общих и специальных способностей, являющиеся настоящим залогом успешной деятельности, при этом не дают определения творческому потенциалу индивидуума. В полной мере их вклад раскрывается только тогда, когда сможет переломиться мотивационную деятельность личности, ее ценностные направления, то есть не существует таких творческих способностей, которые идут в одном направлении с общими и специальными (креативность и коэффициент интеллекта, разделенные Гилфордом). В тоже время креативные возможности личности не являются результатом только потенциал личности не является результатом чисто количественного развития способностей.

Определение творческих способностей, данное Д.Б. Богоявленской, это способность к осуществлению ситуативно не стимулированной продуктивной деятельности, то есть возможность к когнитивной деятельности. Она не ограничивается направлением профессий интеллектуального труда и описывает творческий характер труда любого вида

. Креативность (от лат. Creatio - создание, сотворение) зачастую применяется как синоним творческих способностей. П. Торренс рассматривает понятие креативности как "процесс ощущения трудностей, проблем, разрывов в информации, недостающих элементов, перекоса в чем-то; построения догадок и формулировок гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез, возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения результатов". К. Тейлор, параллельно с Дж. Гилфордом, считают креативность совокупностью различных способностей, представленных в различной степени, а не как единственное обстоятельство. Креативность с точки зрения Дж. Рензулле есть особенность поведения личности, которая проявляется оригинальными способами достижениями результата, нахождением нового решения проблемы, различных подходах к проблеме с разносторонних точек зрения. С. Медник описывает креативность как процесс перестроения частиц в новых комбинациях, которые окажутся более полезными и смогут нести специальные, определенные функции. Он считал, чем глубже находится элементы проблем, тем более творческим окажется их решение. Ф. Баррон понимает креативность как способ дополнить опыт чем-то новым, а М. Воллах - как умение преподносить неординарные идеи в ситуации решения и представления не решенных проблем.

Опираясь на изложенные ранее точки зрения, можно выделить не менее двух основополагающих подходов к сути творческих (креативных) способностей:

1. Необходимым, но недостаточным условием творческой активности человека является интеллектуальная одаренность.

2. Основополагающую роль в развитии творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Маслоу, А. Олох, А. Танненбаум, и др.).

К основным чертам творческой личности эти исследователи приравнивают эмпатию, автономность в противоречивых и трудных и ситуациях. В обособленном положении стоит процессуально-деятельностный подход Д.Б. Богоявленской. Она рассматривает творчество как активность личности, заключающуюся в возможности выхода за пределы заданного. Согласно данной теории, предполагается взаимосвязь целей и мотивов: глубокий интерес к деятельности. В этом случае деятельность не останавливается ни на минуту, в том числе тогда, когда исходная задача уже решена, первоначальная цель выполнена. Можно смело судить о том, что деятельность развивалась по инициативе самой личности, что и является творчеством.

Согласно другой теории, между уровнем интеллекта и уровнем креативности, существует несущественная связь. Например, процесс решения творческих задач воспринимается как взаимодействие других процессов (памяти, мышления и др.). Такое решение проблемы соответствует одному из подходов, выделенных В.Н. Дружининым: творческого процесса как специфической формы психической активности нет, творческие способности приравниваются к общим способностям. Данной точки зрения придерживается весомая часть специалистов, изучающих интеллект человека (Р. Уайсберг, Ф. Гальтон, Г. Айзенк, Д. Векслер, Р. Стернберг, Л. Термен, и другие).

Понятие "творческие способности" можно определить исходя из положений таких исследователей, как К.К. Шатонов, А.Г. Ковалев, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, В.И. Андреев, В.Н. Мясищев, Т.И. Артемьев, В.А. Крутецкий, А.Н. Лук, и другие. Из чего следует, что творческие способности - это совокупность индивидуальных особенностей личности, которые определяют возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливают уровень ее результативности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, а также в качестве уровня развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области. Таким образом, общий вид определения творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элементы творчества могут присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то можно смело судить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: