Арт-терапия как средство развития творческих способностей у студентов педагогических вузов




Арт - терапия — междисциплинарное явление, возникшее на грани науки и искусства, сочетающая в себе достижения различных дисциплин, таких как: педагогики, культурологии, психологии, медицины и социологии.

Методы арт – терапии являются универсальными, и их можно использовать для решения разнообразных задач, например, таких как: проблемы социальной и психологической дезадаптации, укреплением психологического и духовного состояния здоровья, повышением уровня человеческих возможностей; в качестве материала для использования в арт – терапевтической деятельности, клиент применяет разнообразные виды изобразительной деятельности для проявления своего психического самочувствия.

Основная идея арт – терапии заключается в терапевтическом и коррекционном влиянии искусства на личность клиента, проявляющееся в:

· актуализации переживаний и выведении их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности;

· реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью творческохудожественной деятельности;

· актуализации креативных потребностей и их творческом

· создании новых, эмоционально позитивных переживаний, их накоплении, самовыражении.

Основные функции арт – терапии: 1. Катарсическая — помогает освободиться (очиститься) от негативных переживаний; 2. Регулятивная – урегулирует психосоматические процессы, снимает нервно – психическое напряжение, моделирует благоприятное психоэмоциональное состояние; 3. Коммуникативно - рефлексивная — корректирует коммуникативные нарушения, нормализует межличностное поведение, самооценку.

Арт - терапия не акцентируется на целенаправленном обучении и овладении навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности. В настоящее время арт – терапия используется как современный инструмент психологической помощи, который способствует становления здоровой и творчески развитой личности, и в практическом смысле реализует множество функций социализации человека (коррекционную, реабилитационную, регулятивную, адаптационную, мобилизующую, профилактическую).

Большинство отечественных авторов, использующих идею арт - терапии, согласны с ее определением в международной литературе и используют ее как один из методов психологической и психотерапевтической практики, которая основывается на визуализации и пластических приемов самовыражения в связи с психотерапевтическими отношениями. Специалисты арт - терапии в рамках данных отношений погружают клиента в безопасную среду, в которую можно преобразовать студию или кабинет, и обеспечивают его материалами для всяческой изобразительной деятельности – глиной, песком, тканями, красками и другими материалами, в процессе всей его работы находятся рядом. Клиенты используют эти материалы по своему собственному усмотрению, стараясь в своей работе выражать свои чувства и мысли в присутствии арт – терапевта. Специалист арт – терапии призывает субъекта взаимодействовать с данными ему изобразительными материалами, поэтому арт – терапевтическая процедура является формой диалога.

В арт – терапию входит создание визуальных образов, что подразумевает взаимодействие психолога, автора художественной работы и непосредственно самой работы. Арт - терапия, как и другие психотерапевтические направления нацелены на осознание неконтролируемого душевного состояния, в том числе помогают развивать творческие способности. Специалисты арт – терапии уделяют особое внимание особенностям развития изобразительного творчества, используют профессиональные навыки невербального, символического общения и стремятся создать комфортабельную для клиента атмосферу, благодаря которой он чувствовал себя достаточно комфортно и защищенно, и смог бы выразить свои сильные переживания и эмоции.

Арт – терапия является направлением, непосредственно связанным с применением субъектом всяческих изобразительных средств и визуализацией образов, процессами изобразительного творчества и отношением личности к создаваемым результатам творческой деятельности, которые выражают его способности, личные качества интересующие предметы, отличительные черты психического развития, трудности и разногласия.

Согласно предположению ведущего специалиста арт - терапевтического образования, профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт - терапевтов Д. Уоллера, арт - терапия основывается на том, что визуализация образов служит главным аспектом образовательной жизнедеятельности индивидуума; изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет клиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте здесь – и - сейчас осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом.

Содержащиеся в разнообразных зарубежных и отечественных источниках, определения терапии искусства (арт - терапии), отражающие ее высокий профессиональный уровень, исследователи рассматривают ее в качестве психологических методов воздействия, которые используются для психопрофилактики, психокоррекции, реабилитации и лечения, а также обучения людей с некоторыми физическими отклонениями, эмоциональными и психическими расстройствами, а также для лиц, входящих в группу риска.

Арт – терапия и медицинская практика имеют тесную связь. Несмотря на это арт – терапия зачастую имеет преимущества в психопрофилактических, социализирующих и развивающих направленностях, что способствует ее становлению как важного инструмента в деятельности образовательных учреждений, социальной работе и реабилитационных проектах. В настоящее время в различных странах характер и направление арт – терапевтических работ достаточно разнообразны. E. Кейн, В. Ловенфельд заложили на западе одни из первых техник арт – терапии, рассматривая изобразительную деятельность в качестве его неотъемлемой части и становлением эмоциональной и познавательной деятельности, что является успешной базой для развития творческих способностей.

Помимо проведения персональной арт – терапии, существует практика различных вариантов групповой терапии, которая подразумевает работу в студийной группе и предполагает спонтанные действия участников тренинга. Необходимо указать также преимущества метода арт – терапии перед другими психокоррекционными методами. А. И. Копытин выделяет следующие:

· Участвовать может большинство людей (не важен возраст, культурное или социальное положение), для участия в арттерапии не нужно обладать особыми художественными или изобразительными навыками. Будучи в раннем возрасте каждый человек легко мог рисовать, либо лепить или делать поделки. Отсутствуют ограничения по возрасту субъекта.

· Данная терапия практикуется по средствам невербального общения. Символизм в художественной деятельности – основа изобразительного искусства, что за частую более точно предает эмоции и состояние человека, что в свою очередь может помочь 27 ему обратить взор на свои обыденные проблемы или сложную жизненную ситуацию, что способствует скорейшему поиску решения.

· По средствам изобразительной деятельности можно достичь значительного развития коммуникативных способностей клиентов, что так же может служить точками соприкосновения психолога с клиентом, что особенно значимо в ситуациях взаимного отстранения, когда затруднен контакт, при общении на деликатную, тревожную тему.

· Изобразительное творчество, за частую, размывает рамки «цензуры сознания», что способствует упрощению исследуемых бессознательных процессов, выражения скрытых идей, социальных масок и форм поведения, находящиеся в «завуалированном» виде, либо слабо проявляющиеся в обыденной жизни.

· Арт - терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер, предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.

· Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.

· Арт - терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

· Арт - терапия основывается на активизации творческих возможностей человека, внутренних механизмов стабилизации и лечения. Она характеризует главную потребность самоактуализации: раскрытие широких возможностей человека укрепление своей индивидуальности и неповторимости существования в нашем мире.

Арт - терапия помогает расширять жизненный опыт, помогает убедиться в своих силах. Человек сможет ощутить себя неповторимой личностью, то есть прочувствовать свою индивидуальность, если научиться лучше выражать себя. Благодаря терапии искусства у человека формируется творческое отношение к жизнедеятельности, ему легче находить различные способы и средства достижения целей, которые способствуют развитию скрытых талантов для решения нестандартных жизненных задач.

В отличие от многих коррекционно - развивающих направлений, арт - терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Находясь в творческом пространстве, человек получает способность самовыражения, как следствие улучшается эмоциональное и поведенческое состояние. Окружение арт – терапевтической деятельностью помогает раскрыть свой потенциал, что также оказывает благоприятный результат психологической поддержки.

Основной целью арт - терапии является развитие самоосознания и самовыражения субъекта через искусство, принятие объективных решений в условиях окружающего мира. Отсюда следует, что главный принцип арт – терапии — это принятие любого продукта творческой деятельности, качество и содержание которого не имеет значения.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арт-терапии:

· рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве;

· библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;

· музыкотерапию; хореотерапию и др.

Наиболее целостно разработана арт - терапия в узком смысле слова, т.е. рисуночная терапия и драмтерапия. Показаниями для проведения арт - терапии как рисуночной терапии могут являться: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной жизни, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная "Я - концепция", низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

На основании выше сказанного, можно сделать следующие выводы: арт - терапия представляет собой способ коррекции и развития посредством творчества. Причем, важна сама операция, а не конечный продукт и его оценка. Техники арт - терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют обработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную безопасность и снижая противодействие изменениям. Через работу с многогранными символами в искусстве развиваются ассоциативно - образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: