Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.09.1996г. за понятием "таможенное регулирование " закрепляет регулирование вопросов, связанных с установлением пошлин и таможенных сборов, процедурами таможенного контроля, организацией деятельности органов таможенного контроля Украины. Таможенный кодекс Украины по отдельности не определяет данное понятие.
Существует 2 уровня таможенного регулирования в практике ВЭД стран мира:
I. Международный уровень предусматривает осуществление регулирования путем принятия и выполнения решений соответствующих международных специализированных организаций.
II. Национальный уровень, основанный на соответствующих актах национального законодательства.
Структуру современного таможенного регулирования в общем виде можно представить следующим образом:
1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
2) таможенные режимы;
3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
4) таможенное оформление;
5) таможенный контроль;
6) предоставление таможенных льгот;
7) ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
8) правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.
Основными целями таможенного регулирования являются:
1. создание законных условий для эффективной деятельности таможенных и других государственных органов по осуществлению таможенного дела, его усовершенствованию.
2. создание надежных условий для обеспечения законных прав и свобод граждан и организаций при осуществлении таможенного дела;
3. обеспечения защиты экономических интересов Украины (защита украинского рынка и национального товаропроизводителя).
Принципы таможенного регулирования ранее были закреплены в ст.4 ТКУ 2002г. В действующем ТКУ данные принципы частично совпадают с принципами таможенного дела. К ним относятся:
1.исключительная юрисдикция Украины на ее таможенной территории. Он проявляется в том, что Украина в соответствии с международно-правовыми стандартами и требованиями самостоятельно определяет свою таможенную политику и последовательно проводит ее в национальное законодательство и практическую деятельность таможенных органов.
2.исключительная компетенция органов доходов и сборов по осуществлению таможенного дела. Это проявляется в существовании собственной таможенной системы, собственных таможенных органов, установления средств их взаимодействия с другими государственными органами. Органы государственной власти, местного самоуправления, гос. учреждения, организации и граждане не имеют права вмешиваться в деятельность таможенных органов.
3.Законности и презумпции невиновности. Данный принцип направлен на защиту прав участников внешнеэкономических отношений путем суворого исполнения норм действующего законодательства таможенными органами при осуществлении ими контрольных действий.
Таможенное регулирование должно осуществляться:
- в рамках полномочий органа, который осуществляет контроль;
- компетентными уполномоченными лицами;
- придерживаться необходимой процедуры и сроков контроля;
- с надлежащим юридическим закреплением этапов и результатов контроля.
С принципом законности связаны все другие принципы таможенного регулирования.
Презумпция невиновности – это общий демократический принцип. Его смысл: 1. Никто не может быть осужден на предположениях о виновности в совершениипреступления.
2. Бремя доказывания виновности лежит не на обвиняемом, а на обвинителе.
3. Все сомнения, возникшие по поводу виновности и объема обвинения, толкуются в пользу обвиняемого.
4. Недоказанная виновность юридически абсолютно равнозначна доказанной невиновности.
4.единого порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины. Этот принцип направлен на соблюдение всеми участниками таможенных отношений установленного действующим законодательством единого порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
5.системности. Принцип системности заключается в структуре таможенного дела, структуре таможенных органов и их взаимозависимости, этапах таможенного оформления и его последствиях, подборе кадров. Кроме того системность предусматривает проведение таможенного регулирования не единожды, от случая к случаю, а постоянно с учетом стратегической политики государства относительно таможенного дела.
6.эффективности. Как правило, масштабом оценки эффективности правовых категорий выступает их цель, вернее уровень достижения этой цели.
7.гласности и прозрачности. Таможенная политика и таможенное дело открыты. Таможенные органы информируют общественность про свою деятельность и ее последствия, выявленные нарушения и принятые по ним меры.