Методическая система изучения состава слова, ознакомления со словообразовательными моделями.




Рассмотрим основные методы, которые используются для изучения морфемики русского языка в начальной школе. Это наблюдение над фактами языка, морфемный анализ слова и конструирование. Такие методы обучения, как словообразовательный и этимологический анализ слова, на начальном этапе используются в школьной практике только как приемы.

Метод наблюдения над фактами языка может быть представлен следующими приемами:

1. Определение значения каждой морфемы в слове:

- для определения значения слова, например: водитель – корень -вод- указывает на род занятий (от глагола водить), суффикс -тель- на носителя действия, т.е. водитель – «тот, кто водит, управляет чем-либо»;

- для формирования представления об отношениях между аффиксами, например: суффикс -ист- обозначает лиц определенного рода занятий, профессии (футболист, тракторист) и имеет значение «неполное проявление свойств, качеств, их оттенков»: цвет ис тый;

- для понимания роли аффикса в однокоренных словах: например, в паронимах болотистый – «имеющий свойство болота» и болотный – «принадлежащий болоту»;

2. Сравнение слов и наблюдение:

- над многозначностью морфем (пере леты – повторяемость, пере лесок – пространство между чем-нибудь; пере дозировка – чрезмерность);

- над омонимией морфем (по шире, по громче, по читать – значение смягченной меры признака; по бежать, по лететь – значение начала действия);

- над словообразовательной синонимией (вы мазать – из мазать – пере мазать; ис пугать – на пугать);

- над словообразовательной антонимией (стол – стол ик – стол ище; при крутить – от крутить – вы крутить).

3. Распределение слов:

- по словообразовательным гнездам. Например: испортить, подсолнечный, польза, солнце, использование, использовать, порча, испорченность, подсолнечник, испорченный.

порча – испортить – испорченный – испорченность;

солнце – подсолнечный – подсолнечник;

польза – использовать – использование;

- по словообразовательным моделям:

_________ порча, польза

       
   


________ испортить, использовать.

 

4. Подбор однокоренных слов для определения единого словообразовательного гнезда: березовый (лес) – берез а, берез онька, берез няк, выделяем корень берез-. Суффикс -ов- указывает на относительное прилагательное и имеет значение «состоящий из породы дерева», указанного в корне (сравним: сосновый – состоящий из сосен, еловый – из елей и т.п.).

В начальной школе не изучают способы словообразования, но словообразовательный разбор применяют, так как именно с него начинается определение морфемного состава. Задачей морфемного анализа является установление морфемного состава слова, т. е. определение, из каких значимых частей это слово состоит. Однако не всегда это легко сделать, поэтому учителю рекомендуется прибегать и к словообразовательному, и к этимологическому разбору. Например, при объяснении правописания многих словарных слов этимология помогает запомнить исторический корень, в котором сомнительный гласный звучит под ударением: рябина – исторически от корня рябь.

Морфемный анализ является простейшей характеристикой строения слова. Этот тип анализа в начальной школе дополняется словообразовательным анализом. Задача словообразовательного анализа – установить, по образцу какого словообразовательного типа образовано данное слово, т. е. понять, от какой производной основы, с помощью каких словообразовательных средств и каким способом образовано слово. Например, рассмотрим слово переподготовка. Морфемный состав этого слова: пере-под-готов-к-а. Нам становится понятно, что основа этого слова производная. Слово переподготовка «подготовка с целью улучшения умений в чем-нибудь» образовано от существительного подготовка «сделать что-нибудь предварительно» при помощи приставки пере- «повторение действия заново»;слово подготовка образовано от глагола подготовить при помощи суффикса -к- со значением действия; слово подготовить образовано от глагола готовить «делать годным для использования» при помощи приставки под- со значением «законченность действия».

Метод реконструкции на начальном этапе обучения может быть представлен следующими приемами:

1. Составление слов по данным схемам, например: подберите слова к схемам

________; ________ (столик, приходить).

2. Определение части речи по морфемам-«сигналам», например:

по к а – имя существительное и т.п.

3. Упражнения, при выполнении которых требуется устранить ошибки в словообразовании (излучать благожеланство, наругать ребенка и т.д.).

Метод конструирования на начальном этапе обучения позволяет использовать игровые элементы словотворчества. На этапе закрепления можно предложить следующие игры.

1. Игра «Одень корень». На доске пишется корень, вокруг различные (подходящие и неподходящие) морфемы – следует составить как можно больше слов с данным корнем. Дается лексическое значение слова, которое следует получить из этого корня и «рассыпанных» вокруг морфем. Без вспомогательного материала создаются однокоренные слова и помечаются морфемы, с помощью которых это сделано, и т.п.

2. Игра «Найди свой домик». Ученикам раздаются карточки с морфемами – приставками, корнями, суффиксами, окончаниями (первое время они могут быть обозначены, далее – без подсказки), а четыре ученика держат карточки с условными обозначением этих морфем. Дети бродят под музыку поодиночке, но, как только музыка (или другой условный знак) затихнет, они должны успеть собраться около своего ведущего (кто быстрее и правильно соберет свои морфемы, тот победитель).

3. Игра «Я из твоей семейки». Ученикам раздаются карточки с морфемами (например, одному ряду – приставки, другому – суффиксы, третьему – корни) и предлагается составить слово (создать «семейку»). У корня роль ведущего, поэтому ученик с корнем подходит к другим рядам для выбора себе приставки и суффикса. Можно это делать по очереди (пока один ученик не выберет, другой не поднимается с места), в другом варианте предлагается «корням», сидя за партой, подыскать себе «семейку», а по сигналу каждый быстро забирает учеников со «своими» суффиксами и приставками. В результате каждая «семейка» должна объяснить значение того слова, которое она составляет. Оценивается сложность слова, правильное объяснение его значения и скорость выполнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: