Основные этапы формирования певческих навыков




 

Навык – автоматизированное умение. 

Выработка певческих стереотипов, при осуществлении которых в голосе образуются качества хорошо поставленного голоса, происходит в процессе специального систематического обучения, занимающего, как правило, много лет.

Воспитание верного звучания голоса — первая и основная задача педагога. Процесс образования двигательных навыков принято условно делить на три этапа, которые для певческих навыков будут выглядеть следующим образом.

Первый этап — нахождение верной певческой работы голосового аппарата — верного звукообразования на некоторых гласных и на ограниченном участке диапазона голоса.

Второй этап — сохранение и уточнение этих навыков верной работы в различных музыкальных заданиях и при произношении различных слов на всем диапазоне. Этот этап охватывает усвоение различных типов звуковедения, перенесение верных принципов работы голосового аппарата на весь диапазон и сохранение их на слове.

Третий этап — автоматизация, шлифовка и нахождение многочисленных вариантов этой верной работы. Это этап доведения правильного звукообразования и звуковедения до автоматизма, полного «раскрепощения» голосового аппарата и приобретения возможности варьировать голосом в пределах верного звучания, т. е. развитие нюансировки.

Обучение пению начинается с тех или иных объяснений, как надо взять дыхание, как атаковать звук, как поддержать возникшее звучание и т. п. С первых же попыток выполнить движение вместе с раздражениями второй сигнальной системы в форме реакции педагога по поводу выполнения задания в регулировку вступают и сигналы от первой системы через многочисленные системы обратных связей. В осуществлении контроля над выполнением формирующихся вокальных навыков на разных этапах обучения основную роль играют различные факторы. Ученик часто представляет себе правильное певческое звучание совершенно искаженно, а верное ему кажется дефектным. Иногда педагогу приходится бороться с учеником, который неверно себя слышит и сопротивляется формированию нового звучания, которое ему не нравится. Воспитание идеала верного звучания голоса, осуществляемое педагогом на всех этапах обучения, особенно важно на первом, когда его слух недостаточно развит, как и другие виды самоконтроля. Поэтому на первом этапе формирования певческого навыка особенно большое значение в формировании регулировочного образа имеют раздражители второй сигнальной системы, т. е. объяснения словами и звуковые раздражители от непосредственного показа педагога.

Мышечные, вибрационные ощущения и другие обратные связи еще не занимают существенного места. На этапе уточнения, наряду со словесным и звуковыми раздражениями, значительную роль начинают играть двигательный анализатор и другие органы чувств, которые должны обрести к этому времени достаточно тонкое развитие. На этапе совершенствования, когда все получается хорошо, на первое место выступает двигательный анализатор и тонкие дифференцировки, которые образуются в других анализаторах. Общеизвестно, что опытный певец по мышечным ощущениям легко может определить высоту взятой ноты, а по вибрационным (резонаторным) — оценить ее тембровое качество. Разберем отдельно этапы образования певческого двигательного навыка и отметим те характерные черты, которые должны определять рациональную методику их выработки. От первых попыток — до выполнения вокального задания.

Первый этап формирования певческих навыков — это отрезок от первых попыток осуществить звуковое задание до умения в общих грубых чертах его правильно выполнить, т. е. до относительно слаженной работы органов, входящих в голосовой аппарат. Как и при выработке любых других двигательных навыков, вначале нужная работа получается весьма несовершенной, примерной, неловкой вследствие нескоординированности работы органов и групп мышц как по их напряжению, так и по времени включения. Это объясняется тем, что благодаря иррадиации процесса возбуждения в выполнение движения включаются центры тех мышц, которые не должны были бы в нем участвовать, да и неподвластные воле части голосового аппарата еще не сумели приспособиться для новой функции. Характерная черта этого этапа: неловкость, грубость движения и наличие лишних движений. Следовательно, характерным: для этого этапа является недостаточность тормозных рефлексов ненужные движения и напряжения лишних мышц еще не заторможены. Другой характерной чертой этого этапа, кроме лишних движений, является недостаточная согласованность всех движений, соединенных в единую систему. Стараясь выполнить одну деталь, ученик упускает другие. Например, выполняя верно указания по дыханию, он забывает опустить нижнюю челюсть и т. п. Этот первый этап формирования певческого двигательного навыка — один из самых ответственных так как неправильности формирования его при дальнейшем повторении закрепляются, входят в стереотип. Позднее уже крайне трудно от них избавиться. Из сформированного стереотипа нельзя просто вынуть то или иное звено, как и беспрепятственно добавить новое. Эти попытки связаны с частичным разрушением образованного стереотипа, а такие эксперименты — всегда сложны для нервной системы. Именно поэтому научить легче, чем переучить. Выбирая упражнения, оценивая степень их сложности, — надо ясно отдавать себе отчет в том, достаточно ли подготовлен ученик для их в ы п о л н е н и я. Это определяется прежде всего степенью развития его слуха и других музыкальных способностей. Способен ли ученик ясно уловить тот оттенок звучания, который педагог от него требует, тот мелодический и ритмический рисунок, который диктуется задуманным упражнением? У р о в е н ь т р е б о в а н и й к ученику всегда должен с о о т в е т с т в о в а т ь с т е п е н и его п р о д в и н у т о с т и в музыкально-слуховом отношении. Затем необходимо учесть, насколько он продвинут в в о к а л ь н о т е х н и ч е с к о м о т н о ш е н и и, т. е. насколько богат его предыдущий двигательный вокальный опыт, насколько «управляем», т. е. контролируем сознанием его голосовой аппарат, в какой степени скоординирована и развита нужная мускулатура. Бывает так, что работа голосового аппарата верна, но он еще плохо вытренирован, т. е. мускулы, приобретая ловкость, еще не приобрели достаточной силы. Этот первый этап требует особого внимания к правильности оценки подготовленности ученика, степени его музыкально и вокально-технического развития. Если выполнение задания требует такого развития слуха и такого вокально-технического опыта, которого на данном этапе у ученика нет, то это может привести к неверной работе голосового аппарата, к формированию других стереотипов с соответственно иными звуковыми результатами. Так, например, может сформироваться привычка петь ф о р с и р о в а н н ы м з в у к о м непосильные на данном этапе произведения. Произведение или вокально-техническое задание, непосильные для выполнения при наличии верных стереотипов движения не достигших еще полной слаженности и нужной силы, толкает певца на форсировку. В результате происходит иррадиация процессов возбуждения, так как усилия становятся чрезмерными, «на помощь» включаются другие мышцы. При повторении эти лишние движения и чрезмерное напряжение закрепляются, красиво звучавший голос начинает звучать форсировано. Функциональные возможности нервной системы повышаются п о с т е п е н н о, в результате систематической тренировки достигаются необходимое движение, или звучание. Неверно же усвоенная и закрепленная координация оставляет стойкий след. Потому неверно «запетые» произведения или неверно сформированные ходы, отдельные ноты остаются надолго неудачными и неудобными даже на том этапе, когда новые и более трудные произведения и ходы уже выходят совершенно верно и правильные навыки хорошо закреплены. Итак, оценка возможности использовать то или иное упражнение, вокальное произведение должна исходить из я с н о го п р е д с т а в л е н и я о п р е д ш е с т в у ю щ е м в о к а л ь н о д в и г а т е л ь н о м опыте: что умеет и что сможет сделать ученик.

Каждый последующий этап должен быть сложнее предыдущего и строиться на его базе.

Любые задания по звуковедению должны являться усложнением или новой комбинацией того, что ученик уже умеет делать в более примитивном виде. Одни движения подготавливают другие. При верной последовательности подбора упражнений подход к сложному заданию идет через р я д п о д г о т о в и т е л ь ных д в и ж е н и й. Это прямое выражение принципа последовательности. В освоении верного звукообразования обычно большое место занимает р а б о т а над о т д е л ь н ы м и з в е н ь я м и певческого акта. В виде отдельных мышечных приемов осваивается, например, как надо вздохнуть, как открыть рот, как сделать зевок, положить язык и т. п. Все эти п о д в о д я щ и е, ч а с т и ч н ы е д в и ж е н и я, отрабатываемые отдельно, потом должны быть соединены в единой координации. Это части будущего общего навыка. В начале освоения какого-либо нового навыка необходимо не д е л а т ь б о л ь ш и х п е р е р ы в о в в з а н я т и я х. Следы от работы голосового аппарата в нервной системе (как в двигательном анализаторе, так и в слуховом и вибрационном » других) еще свежи и их надо подкреплять часто. Однако выполнять подряд много раз одно и то же вокальное задание не следует — это ведет к утомлению. Лучше, повторив его несколько раз, вернуться к нему на следующем занятии, которое не должно быть, однако, отодвинуто далеко.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: