Этап закрепления выработанных вокальных навыков. Достижение автоматизма




В этой фазе навыки выполняются легко, слаженно, свободно, не требуя большого внимания, которое уже может быть перенесено на другие объекты, и лишь частично контролировать их выполнение. Они уже устойчивы: к сбивающим моментам и безотказно выполняются на публике, на экзамене и в других сложных психологических ситуациях. С точки зрения понятия постановки голоса—этот этап характеризуется с т а д и е й у с т о й ч и в о г о о в л а д е н и я в о к а л о м, когда голос имеет все необходимые вокальные качества, звучит ровно и свободно на всем диапазоне, п о з в о л яя п е в ц у с п о к о й н о п е р е н о с и т ь о с н о в н о е в н и м а н ие на и с п о л н е н и е.

В практике пения говорят: «голос устроился». Этот этап овладения навыками позволяет певцу легко варьировать звукообразование, на выходя, разумеется, за пределы, ограниченные понятием академического звучания. Возможность нюансировки и р а з в и т и е ее в п о л н о й м е ре относится именно к этому этапу. На более ранних этапах формирования двигательных певческих навыков основное внимание уделяется нахождению и укреплению верной работы голосовых органов. Потому певец прежде всего стремится к формально правильному звукообразованию и обычно бывает исполнительски скован и беден выразительными возможностями. Этап автоматизации навыков позволяет проявиться вариа н т а м этих навыков, что и составляет основу различных нюансов. М а с т е р с т в о пения характеризуется именно этой бесконечной вариабильностью, диктуемой художественной исполнительской задачей. Певец «играет» голосом, делает им то, что хочет, не выходя при этом из рамок правильного профессионального звучания. Нахождение и накопление этих вариантов работы голосового аппарата возможно только тогда, когда найдены и закреплены основные верные навыки. Поэтому на ранних этапах, в стадии нахождения и укрепления навыков надо временно мириться с некоторой единоплановостью звучания, со скромностью в динамических и тембровых нюансах, в требованиях к выразительности слова. Основное внимание на этих этапах — выработка и закрепление правильной работы всех частей голосового аппарата, диктуемой музыкальным заданием. Потому музыкально-исполнительские задачи на первых этапах должны быть, как правило, весьма скромны, но всегда должны присутствовать, ибо «запуск» всей сложной системы органов голосового аппарата должен во всех случаях определяться музыкально-исполнительской задачей.

Музыкальный материал должен включать в себя самые разнообразные типы вокальных движений, разные типы голосоведения. Он может быть разнохарактерным по эмоционально-смысловому содержанию. Музыкальные исполнительские требования заставят певца находить нужные варианты навыка, приведут к развитию динамических и тембровых возможностей голоса.

 

 

З а к л ю ч е н и е

 

Все голоса от природы несовершенны. Задача педагога — выработать, усовершенствовать голос, создать «инструмент» певца и одновременно научить его «играть» на этом инструменте. Педагог должен найти в голосовом аппарате нужный характер работы, развить необходимые певческие навыки. С физиологической точки зрения это соответствует образованию новых связей в двигательном анализаторе, образованию двигательных стереотипов правильного пения. Голос певца должен быть в одно и то же время вокально правильным, ровным, иметь однородный певческий тембр — и бесконечно разнообразным в пределах этой правильности, без чего невозможно выразительное пение. С физиологической стороны этому соответствует выработка множества певческих двигательных стереотипов, строящихся на единой основе правильного взаимодействия частей голосового аппарата, на основе единой системы связей.

Ведущим моментом в образовании певческих навыков является внутренний музыкально-вокальный образ. На первых этапах его формирование в основном определяется рассказом и показом педагога. Результаты попыток выполнить задуманное звучание оценивается многочисленными анализаторами во главе со слуховым.

В формировании певческих навыков можно условно выделить три этапа:

· этап нахождения верной работы голосового аппарата,

· этап укрепления и уточнения этой работы и

· этап автоматизации и шлифовки.

Каждый из этапов имеет свои характерные черты и требует от педагога их учета. Многообразие выработанных певческих навыков, большой вокальный двигательный опыт позволяет свободно проявиться творческому подходу в преподавании.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: