Социальная сфера общества – это сложная система взаимодействия людей через многообразные виды социальных общностей, а социальные отношения – их связи на основе объективно существующих имущественных, профессиональных, демографических, этнонациональных и других различий. Совокупность различного рода социальных общностей и отношений между ними и представляет собой содержание понятия социальной структуры общества.
Виды социальных общностей, их критерии и признаки:
Виды социальных общностей | Критерии выделения социальных общностей | Признаки общностей |
Классы (страты) | Место в системе общественного производства | Отношение к собственности, величина дохода, фактор власти и др. |
Профессиональные общности | Положение в системе разделения труда | Характер трудовой деятельности |
Отраслевые общности | Сфера приложения труда | Содержание производственной деятельности |
Этнические общности | Принадлежность к этносу | Общность происхождения территории, языка, хозяйственной жизни, культуры и психологии |
Нации | Национальная принадлежность | Общность территории, языка, экономической жизни, культуры и психологии |
Региональные образования | Межэтнические, межнациональные и межгосударственные связи | Различные уровни интернациональных связей во всех областях общественной жизни |
Демографические общности | Половозрастные характеристики индивидов | Молодежь, женщины, пенсионеры и другие социальные группы |
Территориальные общности | Место проживания (город, деревня, район, область) | Государственно-административные образования |
Расовые группы | Морфологические и физические особенности | Цвет кожи, рост, объем черепа и т.д. |
Производственные коллективы | Решение производственных проблем | Организационные формы трудовой деятельности |
Семья | Родственные отношения | Совместное проживание, общее хозяйство, взаимная ответственность |
Социальная структура общества – понятие историческое. Каждый тип общества в зависимости от характера и способа воспроизводства обладает определенной социальной структурой. Так, первобытнообщинный строй имел родоплеменную организацию, в которой род одновременно выступал трудовым и семейным коллективом, а также формой социально-этнической общности. В условиях феодализма образуются классы феодалов и крестьян, которые по мере трансформации экономических отношений уступают место новым социальным общностям: при капитализме – классу наемных работников (рабочему классу) и буржуазии, а при социализме – рабочему классу, крестьянству и интеллигенции. На этапе индустриального общества происходит формирование и развитие наций, растет многообразие отраслевых и профессиональных групп, меняется структура территориальных общностей. В современном обществе появляются новые признаки в идентификации социальных общностей, возрастает социальная мобильность, формируются правящий класс, класс производственных и непроизводственных работников. Возникают новые промежуточные группы, возникают крупные региональные наднациональные и надгосударственные образования.
[1] Глобализм (франц. global – всеобщий, от лат. globus – шар) – явление, характеризующее целостность мира, а также мировоззренческая установка (как учение о всеобщности), определенный тип сознания, способ видения окружающего мира, когда глобальная компонента становится доминирующим и детерминирующим началом. – Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2005. С. 31.
[2] Глобализация – «процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах общественной жизни. Глобализация выступает также, как явление и как феномен, когда она воспринимается в качестве объективной реальности, которая заявляет о себе замкнутостью глобального процесса, единым мировым хозяйством, всеобщей экологической взаимозависимостью, глобальными коммуникациями и т.п., которая в таком качестве никем не может быть проигнорирована». – Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2005. С. 31.
[3] См.: Бек У. Что такое глобализация? М., 2001; Глобалистика: энциклопедия / Под ред. А.Н. Чумакова. М., 2003; Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2005.
[4] См.: Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996; Основы философии науки / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. Ростов н/Д., 2004.
[5] Эсхатология (от греч. eschatos – последний, конечный) – учение о конечных судьбах мира и человека. Следует различать индивидуальную эсхатологию, т.е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную эсхатологию как учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом следует. – Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 808.
[6] Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958. С. 31.
[7] Звягинцев В.А. Компьютерная революция: проблемы и задачи // Вопросы философии. 1987. № 4.
[8] Андреев В.Н. Информация и моделирование в управлении производством. Л., 1985. С. 5.
[9] Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляровский Р.С. Основы информатики. М., 1968.
[10] Юзвишин И.И. Информациология. М., 1996. С. 15.
[11] Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 2. С. 62.
[12] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
[13] Данные по: Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление М., 2001.