Понятие социальной структуры. Виды социальных общностей.




Социальная сфера общества – это сложная система взаимодействия людей через многообразные виды социальных общностей, а социальные отношения – их связи на основе объективно существующих имущественных, профессиональных, демографических, этнонациональных и других различий. Совокупность различного рода социальных общностей и отношений между ними и представляет собой содержание понятия социальной структуры общества.

Виды социальных общностей, их критерии и признаки:

 

Виды социальных общностей Критерии выделения социальных общностей Признаки общностей
Классы (страты) Место в системе общественного производства Отношение к собственности, величина дохода, фактор власти и др.
Профессиональные общности Положение в системе разделения труда Характер трудовой деятельности
Отраслевые общности Сфера приложения труда Содержание производственной деятельности
Этнические общности Принадлежность к этносу Общность происхождения территории, языка, хозяйственной жизни, культуры и психологии
Нации Национальная принадлежность Общность территории, языка, экономической жизни, культуры и психологии
Региональные образования Межэтнические, межнациональные и межгосударственные связи Различные уровни интернациональных связей во всех областях общественной жизни
Демографические общности Половозрастные характеристики индивидов Молодежь, женщины, пенсионеры и другие социальные группы
Территориальные общности Место проживания (город, деревня, район, область) Государственно-административные образования
Расовые группы Морфологические и физические особенности Цвет кожи, рост, объем черепа и т.д.
Производственные коллективы Решение производственных проблем Организационные формы трудовой деятельности
Семья Родственные отношения Совместное проживание, общее хозяйство, взаимная ответственность

 

Социальная структура общества – понятие историческое. Каждый тип общества в зависимости от характера и способа воспроизводства обладает определенной социальной структурой. Так, первобытнообщинный строй имел родоплеменную организацию, в которой род одновременно выступал трудовым и семейным коллективом, а также формой социально-этнической общности. В условиях феодализма образуются классы феодалов и крестьян, которые по мере трансформации экономических отношений уступают место новым социальным общностям: при капитализме – классу наемных работников (рабочему классу) и буржуазии, а при социализме – рабочему классу, крестьянству и интеллигенции. На этапе индустриального общества происходит формирование и развитие наций, растет многообразие отраслевых и профессиональных групп, меняется структура территориальных общностей. В современном обществе появляются новые признаки в идентификации социальных общностей, возрастает социальная мобильность, формируются правящий класс, класс производственных и непроизводственных работников. Возникают новые промежуточные группы, возникают крупные региональные наднациональные и надгосударственные образования.

 

 


[1] Глобализм (франц. global – всеобщий, от лат. globus – шар) – явление, характеризующее целостность мира, а также мировоззренческая установка (как учение о всеобщности), определенный тип сознания, способ видения окружающего мира, когда глобальная компонента становится доминирующим и детерминирующим началом. – Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2005. С. 31.

[2] Глобализация – «процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах общественной жизни. Глобализация выступает также, как явление и как феномен, когда она воспринимается в качестве объективной реальности, которая заявляет о себе замкнутостью глобального процесса, единым мировым хозяйством, всеобщей экологической взаимозависимостью, глобальными коммуникациями и т.п., которая в таком качестве никем не может быть проигнорирована». – Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2005. С. 31.

[3] См.: Бек У. Что такое глобализация? М., 2001; Глобалистика: энциклопедия / Под ред. А.Н. Чумакова. М., 2003; Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2005.

[4] См.: Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996; Основы философии науки / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. Ростов н/Д., 2004.

[5] Эсхатология (от греч. eschatos – последний, конечный) – учение о конечных судьбах мира и человека. Следует различать индивидуальную эсхатологию, т.е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную эсхатологию как учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом следует. – Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 808.

[6] Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958. С. 31.

[7] Звягинцев В.А. Компьютерная революция: проблемы и задачи // Вопросы философии. 1987. № 4.

[8] Андреев В.Н. Информация и моделирование в управлении производством. Л., 1985. С. 5.

[9] Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляровский Р.С. Основы информатики. М., 1968.

[10] Юзвишин И.И. Информациология. М., 1996. С. 15.

[11] Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 2. С. 62.

[12] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

[13] Данные по: Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление М., 2001.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: