Анализ интервью преподавателей




Проект-инициатива

«Бермудский треугольник»

 

 

Руководитель проекта:

канд. филол. наук, доцент

Е.Ю. Погудина

 

Авторы:

Т.В. Гордиевских, Е. А. Лебедева,

А.С. Мавколенко Н.И. Нужина,

Е.В. Раенко, Д.Н. Соколов

 

 

Оглавление

Введение    
Описание исследования    
Анализ опроса студентов    
Анализ интервью преподавателей    
Анализ интервью работодателей    
Постановка проблемы и обоснование путей ее решения    
Заключение    
Литература    

 

Введение

Актуальность. Зачем человек поступает в университет? Кто-то делает это для самореализации, кто-то по традиции, кто-то по настоянию родителей, кто-то ради собственного интереса и любопытства, но абсолютное большинство людей принимает решение о получении высшего образования с целью дальнейшего трудоустройства.

Разумеется, университет не остается безучастным к проблеме трудоустройства своих выпускников. В течение обучения и по его окончании студенту предоставляется огромное количество возможностей найти временную или постоянную работу: от информационных стендов с объявлениями о вакансиях около кафедр до различных служб и центров по помощи в трудоустройстве.

Однако наилучшим вариантом является тот, когда студент заканчивает университет уже трудоустроенным. Это самый простой и желаемый вариант, как для студента, так и для университета. Но как сделать так, чтобы большинство студентов получали работу еще в процессе обучения?

Самым мощным инструментом решения этой проблемы являются производственные практики, которые проходят во время обучения. Во время производственной практики студент имеет возможность не только найти практическое применение полученным во время учебы знаниям, но и познакомиться с потенциальными работодателями. На данном этапе студент уже вполне способен заинтересовать организацию в своих услугах. Кроме того, он может определиться и со своими собственными предпочтениями относительно организации, в которой ему хотелось бы работать.

Немаловажной составляющей в процессе производственной практики является так же активное участие в нем преподавателей университета. С одной стороны, это работа со студентами: помощь в выборе места прохождения практики, формирование необходимых навыков и просто моральная поддержка. С другой стороны, сотрудничество с организациями: расширение базы потенциальных работодателей, исследование рынка вакансий, рекомендации по работе со студентами и получение обратной связи от работодателя.

Однако основной целью преподавателя во время практики является взаимодействие со студентом в контексте совместной научной работы. Здесь контакт должен быть двусторонним: преподаватель помогает студенту (проводить исследование, выполнять то или иное задание от организации), а студент может помогать преподавателю (собрать какую-либо информацию, провести необходимые интервью или анкетирование) и таким образом участвовать в его научной деятельности.

Необходимость в разработке нового инструмента взаимодействия между университетом (студентами, преподавателями) и работодателями назревала уже давно. Известно, что существует «порочный круг», в котором оказываются многие выпускники сразу после получения диплома: на работу по специальности не берут, потому что нет опыта, а опыта, в свою очередь нет именно потому, что не берут. Наш проект задуман как один из вариантов решения этой проблемы. В лучшем случае, студент выйдет из университета уже трудоустроенным. При менее удачных обстоятельствах, он хотя бы будет иметь ряд предложений и список контактов потенциальных работодателей. Работодатель, который нуждается в квалифицированных кадрах, в свою очередь, будет принимать на работу уже проверенного человека, который знаком с коллективом и адаптирован к организации.

Нам близка точка зрения, что студент является особой категорией персонала в университете [1], поэтому данный проект будет актуален для сферы управления персоналом в целом и для нашей специальности в частности.

 

Цель: оптимизация взаимодействия студентов, преподавателей и работодателей в вузовском, а также послевузовском пространстве.

 

 

Задачи:

- провести опрос студентов и интервью с преподавателями и работодателями, чтобы сформулировать проблему;

- рассмотреть возможные пути решения проблемы и выбрать, с нашей точки зрения, наиболее эффективный;

- детально проработать выбранный путь решения с целью создания готового продукта (проекта).

Методы исследования: опрос, интервью, анализ данных, наблюдение.

 

 

 

Описание исследования

Студенты факультета психологии специальности «управление персоналом» взаимодействуют с организациями в основном только в ходе производственной практики (организационно-экономической), поэтому наше исследование ориентировано на отношение этих субъектов (студенты, преподаватели и работодатели) именно к практике студентов. Практика студентов организуется по следующей схеме:

 

 

 

Схема 1. «Бермудский треугольник»

 

 

Для эффективной организации практики эти элементы должны находиться в постоянном взаимодействии.

С целью оценки эффективности взаимодействия данных субъектов в настоящий момент, на кафедре управление образованием было проведено исследование.

Рассмотрим каждый блок этого треугольника.

Итак, первый блок - студенты.

Анализ опроса студентов

Цель опроса: выявить и проанализировать мнения студентов по различным аспектам, касающимся производственной практики в рамках обучения по специальности «Управление Персоналом».

Было опрошено 26 студентов очной формы обучения (1-5 курс).

Были заданы следующие вопросы:

1. Как Вы относитесь к производственной практике?

2. Есть ли критерии, по которым Вы выбираете место практики?

3. Ситуация: представьте, что вы пришли на практику.

а) Какие задания Вы бы хотели получать в процессе прохождения производственной практики?

б) Что может разочаровать Вас при прохождении практики?

в) По Вашему мнению, как себя должен показать студент на практике, чтобы ему предложили работу?

4. Откуда Вы узнаете об особенностях прохождения практики?

5. Достаточно ли Вам этого источника информации?

 

Результаты опроса:

Рисунок 1 – Отношение студентов к производственной практике

1 – только положительное; 2 – только отрицательное

3 – в целом положительное

Результат опроса показывает, что 92,3% опрошенных имели положительное отношение к производственной практике до её начала, которое не изменилось после её прохождения. Негативное отношение к практике 7,7% опрошенных было вызвано некачественным подходом руководителя практики в организации, отсутствием четко сформулированных заданий, невозможностью получить практический опыт, подойти к развитию профессиональных навыков.

Рисунок 2 – Наличие критериев для выбора места прохождения практики

1 – есть; 2 - нет

В ходе опроса было выяснено, что 84,6% опрошенных имели четко сформулированные критерии, по которым выбирали место прохождения производственной практики. Наиболее распространенными критериями являются масштаб и статус организации, сфера деятельности, возможность собрать необходимый объем информации для выполнения отчета, курсового проекта. Большинство студентов предпочли бы пройти практику в известной крупной компании и корпорации или в государственном учреждении. 15,3 % опрошенных либо не определились с критериями, либо полагались на собственный интерес к конкретной организации.

Рисунок 3 – Виды заданий, которые студенты желают выполнять на практике

1 – задания, формирующие знания, умения, навыки по специальности; 2 – готовы выполнять любые задания; 3 – предпочтения отсутствуют

В процессе прохождения практики 50% опрошенных студентов желают получать задания, которые позволят им либо приобрести новые знания, улучшить умения и навыки, полученные в университете, либо развить новые навыки, необходимые специалистам в области управления персоналом. 34,6% опрошенных готовы выполнять задания даже, если они не относятся непосредственно к специальности. Для таких студентов важны навыки, которые невозможно приобрести в рамках теоретических курсов, но которые будут полезны в будущем. 15,3% студентов, участвующих в опросе не высказали конкретных предпочтений, но не хотели бы выполнять механическую работу, не требующую знаний по специальности.

 

Рисунок 4 – Факторы, способные разочаровать студентов в результате прохождения практики

1 – задания для выполнения; 2 – социально-психологический климат; 3 – адаптация студентов (качество взаимоотношений с сотрудниками, руководством); 4 – все вышеуказанное; 5 – не определились

30,7% опрошенных высказали мнение о том, что разочаровались бы в пройденной производственной практике в случае, если бы пришлось выполнять задания, не относящиеся к обучению по специальности. 19,2% студентов важен социально-психологический климат в организации, отношения между сотрудниками, в том числе к студентам. 11,5 % способно разочаровать отсутствие программы адаптации студентов на практике, нежелание руководства серьезно заниматься вопросами, связанными со стажерами, подбирать задания и информацию. 23,2 % опрошенных беспокоят все вышеуказанные факторы. 15,3 % студентов не смогли сформулировать мнение по данному вопросу.

 

Рисунок 5 – Качества, позволяющие получить работу в компании

1 – знания, умения, навыки по специальности; 2 – личностные качества; 3 – все вышеуказанное

11,5 % опрошенных считают, что устроиться на работу им помогут прочные знания, умения и навыки по специальности. 46,1 % делают акцент на личностные качества, такие как коммуникабельность, инициативность, ответственность, гибкость. Такие студенты ставят личностные качества выше профессиональных знаний исходя из того, что полученная в университете база знаний может не пригодиться в профессиональной деятельности. 42,3 % студентов, участвующих в опросе, считают одинаково важным развивать в себе как личностные качества, так и профессиональные навыки.

 

Рисунок 6 – Источник информации об особенностях прохождения производственной практики

1 – дисциплина «Практический менеджмент»; 2 – руководитель практики в организации (непосредственно во время практики); 3 – общение со студентами старших курсов

Для 55,7 % опрошенных основным источником информации о предстоящей производственной практике, её особенностях является дисциплина ««Практический менеджмент». Значительная часть студентов в данной категории отмечает богатый опыт преподавателя, который отвечает за организацию практики на кафедре, её помощь в подборе организации и любых вопросах, касающейся всех этапов практики. Также они отмечают, что полезным будет проведение встреч со студентами старших курсов, чтобы вторые поделились опытом, возможно, предупредили распространенные ошибки, дали полезные наставления. 30,8 % студентов узнают об особенностях прохождения практики непосредственно у руководителя в организации в первые дни практики. Остальные 11,5 % опрошенных высказались, что советуются со студентами старших курсов, которые уже имеют опыт прохождения практики в различных организациях.

 

 

 

Рисунок 7 – Результаты ответа на вопрос № 5

1 – достаточно на 100%; 2 – в целом достаточно; 3 – не достаточно

19,2 % опрошенных высказали мнение о том, что того источника, из которого они получают информацию, вполне достаточно для подготовки к прохождению практики. Столько же студентом заявили, что вполне довольные тем объемом информации о предстоящей практике, что получили из имеющегося источника, но хотели бы получить больше. 61,2 % опрошенных неудовлетворенны тем источником информации, которым пользовались, т.е. не получили достаточно сведений для подготовки к практике. В данном случае возникает обоснованный вопрос о том, что возможно стоило бы воспользоваться не только одним источником для того, чтобы информации было достаточно. Стоит отметить, что независимо от того, из какого источника студенты получали информацию о производственной практике, были как полностью удовлетворенные, так и те, для кого этого источники было недостаточно.

 

Таким образом, опрос выявил, что студенты положительно относятся к прохождению производственной практики и осознают её значимость как для дальнейшего обучения в университете, так и для будущей профессиональной деятельности. Опрос показал, что студенты ответственно подходит к выбору места прохождения практики, стараясь найти организацию с развитой системой управления персоналом, руководство которой использует различные технологии для оптимизации работы с персоналом. Ведь в такой организации студенты смогут получить новые навыки практической деятельности, характерной для работников кадровых служб, а так же поучаствовать в различных интересных проектах. Студенты стремятся решать задачи, с которыми сталкиваются hr-специлисты в своей работе, начиная с простых, постепенно повышая сложность. В данном направлении студенты адекватно оценивают роль руководителя компании и наставника в организации работы со студентом. Следовательно, может разочаровать нежелание руководства направлять и поддерживать их при получении новых навыков. Также студентов волнует социально-психологический климат в организации, т.к. с одной стороны от этого зависит эффективность получения ими новых знаний, а с другой – характеризует качество работы персонала организации. Среди основных качеств, способных помочь найти работу по специальности студенты Томского Государственного Университета (специальность «Управление Персоналом») выделяют прочные знания, полученные в университете, коммуникативные навыки, ответственность и инициативность.

 

 

Анализ интервью преподавателей

Второй блок - преподаватели. Для выявления отношения преподавателей к производственным практикам студентов было проведено интервью с семью преподавателями психологического факультета кафедры управления образованием. Вопросы для интервью были следующими:

1. Как Вы считаете, когда должна организовываться производственная практика (на каком курсе, почему)?

2. Влияет ли, по Вашему мнению, прохождение студентами практики на процесс обучения? Влияет ли на восприятие конкретно Вашего курса(ов)?

3. Хотели бы вы использовать практику в учебных целях своего курса (встроить практику в курс)? Существует ли сейчас такая возможность?

Нет: причины, почему не существует. Если бы существовала, связывали бы практику со своим курсом?

Да: причины, почему сейчас учеба слабо связана с практикой.

4. Какую помощь может оказать преподаватель студенту в прохождении практики? Как преподаватель, исходя из научной деятельности студента (курсовая работа, диплом) может направить в подходящую для студента организацию (какая информация для этого нужна), что бы практика была полезной как для научной деятельности студента, так и для организации.

5. Чем студент может помочь преподавателю в ходе практики? Чем может быть полезным? (собрать какую-либо информацию, провести исследование, интервью/анкетирование и т.д., смотря, в чем заинтересован преподаватель)

Проанализировав полученные ответы, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, все преподаватели сошлись в едином мнении, что производственная практика должна по возможности начинаться с первого курса обучения. Практика может проходить поэтапно, возможно на первом курсе она должна нести лишь ознакомительный характер. Это позволит студенту понять для себя, ту ли специальность он выбрал в университете. Далее практика может усложняться нести в себе элементы исследования, разработки управленческих решений и т.д. В одном из интервью была озвучена следующая фраза: «Менеджменту нельзя научить, но ему можно научиться». Бесспорно, овладевать нужными компетенциями проще, когда ты находишься на практике и сам понимаешь, какие навыки тебе необходимы и чему стоило бы еще научиться.

Во-вторых, по итогам проведенных интервью можно сделать вывод и о том, что производственные практики влияют на процесс обучения студента. Это влияние проявляется как с положительной, так и с отрицательной стороны. Например, для преподавателя отрицательным моментом может быть внезапная смена темы дипломной или курсовой работы студентом. Для студента же отрицательным моментом является неудовлетворенность производственной практикой. В первую очередь результаты практики (как отрицательные, так и положительные) зависят от самого студента. То, как он смог себя проявить в компании, смог ли применить полученные им знания на практике, смог ли заинтересовать собой потенциального работодателя.

В-третьих, на вопрос о том, хотели бы преподаватели в свой практический курс внести элементы практики, ответ также был единогласен: «да». Это было связано с тем, что преподаватели хотят показать студентам, как теория воплощается на практике. Но с некоторыми предметами это крайне тяжело сделать, так как многие из них имеют междисциплинарный характер: психология + менеджмент. Существует риск ухода от изучения студентом менеджмента в психологическую сферу организации.

В-четвертых, в ответе на предпоследний вопрос преподаватели разошлись в своем мнении, как преподаватель может помочь студенту в ходе его производственной практики. Одни преподаватели уже и так активно участвуют в практиках своих студентов (разработка вопросов для интервью, понимание области исследования, разработка плана действий). Вторые готовы помогать, но для этого нет отлаженной системы коммуникаций между студентами и преподавателями, третьи отказались каким-либо образом участвовать в практиках студентов, ссылаясь на то, что это не в их компетенциях. То есть, будет ли студенту оказана помощь в прохождении практики, зависит от преподавателя: от его предмета, от его виденья на производственную практику.

В-пятых, в результате анализа ответов на последний вопрос интервью, можно сделать вывод: студент, в ходе своей практики, может помочь преподавателю сбором информации для исследовательских работ. Но конкретно на нашей кафедре управления образованием существует проблема: преподаватели на кафедре находятся в процессе поиска исследовательских программ. Не выстроена система исследовательского интереса преподавателей и студента. Преподаватель имеет широкий спектр исследований на разные темы, и эта ситуация не позволяет сделать акценты на какой-то конкретной теме; в результате преподаватель не может передать собственный исследовательский интерес студенту.

Итак, проведенные интервью показывают, что производственные практики играют важную роль в формировании компетенций будущего специалиста. Фундамент для получения этих компетенций закладывают преподаватели, именно они дают те теоретические знания, которые в дальнейшем применяются студентами на практике. Также из интервью становится ясно, что диалог «преподавателя - студент» и «преподаватель - организация» выстроен не эффективно или не выстроен вообще. Существуют прецеденты, когда студенты после практики внезапно меняли темы своих курсовых и дипломных работ, хотя они могли бы в течение практики связаться с куратором своего исследования и узнать: на что обратить внимание, что стоит спросить и т.д.

Диалога «преподаватель – организация» не существует в принципе. Руководители фирм не понимают, что в лице студента они могут «заказать» какое либо исследование совершенно бесплатно, за что специалистам бы пришлось выплатить немалую сумму. Если бы руководители фирм интересовались темами исследований студентов пришедших к ним на практику, зная, что за студентами закреплен высококвалифицированный специалист, то они могли бы сами приглашать на практику того студента, чья исследовательская деятельность им интересна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: