Борису Андреевичу Леонову




(Отрывок из повести «Вовкин батя»)

…с фронтов мировой войны приходят, хлебнувшие окопного лиха, борцы за свободу рабочих и крестьян. Среди них Василий Дровяников - двоюродный брат жены Михаила Ивановича Лолы, член большевистской партии с 17-го года, пламенный революционер.

Фронтовики приносили с собой большевистские убеждения. Изгнали из села старосту волостного правления и выбрали Василия Дровяникова председателем Революционного комитета, который про изгнанного старосту сказал: "И он ушед плача и посыпая пеплом главу". Революционеры не жалели о старом режиме и с энтузиазмом строили новую жизнь. В начале 20-го года в селе Царский дар организовалась партийная ячейка, секретарем избрали Михаила Лолу, тогда уже он был преподавателем высшего начального училища. Другой преподаватель и инспектор училища Джугели был избран председателем ячейки. Шла борьба за умы. Часто проходили митинги на площади перед Ревкомом. Голос Дровяникова, прирожденного агитатора и оратора раздавался на все село. Неудивительно. Это был будущий солист Большого театра - бас. Свой редкостный голос пока он употреблял на становление Советской власти на Северном Кавказе. Во время войны с войсками Деникина Дровяников командовал партизанскими отрядами, на захваченной белыми территории работал в подполье. В эти годы они не расставались с Михаилом Лолой и в последующем поддерживали связь. Впоследствии судьба развела их по разным фронтам борьбы за Советскую власть, но оба они до конца жизни оставались по одну сторону баррикады.

О Василии Евдокимовиче Дровяникове, оставившем заметный след в судьбе Кубанского казака Лолы Михаила, наш изумленный рассказ. Он составлен из воспоминаний Лолы Михаила Ивановича, его сына Лолы Владимира Михайловича, земляков Дровяникова: Николая Григорьевича Швеца, Гавриила Никитовича Подопригоры и кратких сообщений в периодической печати.

Дровяников родился в 1890 году в селе Царский дар, ныне село Великовечное, в бедной многодетной казацкой семье. Казаченок был голосистый, и настоятель храма попытался залучить его в церковный хор. Но семье была нужна подмога, и родители отдали сына в пастухи. Хоть и трудным, трудовым были детство и юность, но церковно приходская школа была успешно окончена. Даже бедные казаки отдавали должное учености, образованию и в селах и казацких станицах были начальные церковно приходские училища, в которых учились дети как состоятельных так и не очень состоятельных родителей. Казаки в большинстве своем были грамотными. Грамотным пошел в армию и Василий Дровяников. Служил, набирался жизненной мудрости, вместе с военной наукой постигал науку о классовом неравенстве. В 1914 году попал в окопы первой мировой войны, воевал исправно, заслужил полный бант Георгиевских крестов. Одновременно пришел к убеждению, что народу нужен мир, крестьянам - земля, власть должна принадлежать рабочим, крестьянам и солдатам. Он это твердо усвоил сам и мог рассказать другим. Могучий бас Василия Дровяникова гремел на солдатских митингах, призывал к "братанию" с немецкими солдатами, провозглашая лозунг: "Долой войну!". В 1917 году Дровяников вступил в РКП(б) и был избран в солдатский комитет.

После свержения Царя прибыл в родное село устанавливать власть большевиков на Северном Кавказе. В первые годы советской власти Дровяников работал на разных должностях, там, где требовались ум, энергия, сила воли, убежденность в правоте идей большевизма: председатель ревкома, зам. пред окружного исполкома, член политбюро Чрезвычайной комиссии. Создает газеты "Красный Сочи", "Вольная Кубань" и редактирует их. Выдвигается на ответственную работу в орготдел ЦК РКП(б). Работу в Москве совмещает с учебой в музтехникуме, общественной работой и журналистикой.

Певческий талант, голос необыкновенной красоты и силы не остались незамеченными. Дровяникова приняли в студию Большого театра, назначили персональную стипендию и направили на стажировку в Италию. Вот что об этом писал Николай Григорьевич Швец: "Дровяников был направлен в знаменитую Миланскую консерваторию; характеристику-рекомендацию подписал А.В.Луначарский.

Два года певец учился в прославленной консерватории имени Джузеппе Верди, шлифуя природное дарование, обретая мастерство. Европейская музыкальная общественность сравнивала Дровяникова с такими светилами, как Шаляпин, Баттистини, Титта Руффо..." А.М.Горький, услышав редчайший голос, был поражен его мощью и красотой. Алексей Максимович назначил от себя стипендию Дровяникову, следил за его успехами, встречался с ним в Италии. Во время стажировки Дровяников активно гастролировал по Западной Европе. Дал 34 концерта. Его слушали и ему рукоплескали Рим, Неаполь, Венеция, Милан, Палермо, Турин, Париж, Берлин. В 1929 году состоялся концерт Шаляпина и Дровяникова в Париже. Газета "Известия" 16 мая 1929 года писала: "Дровяников явно превзошел Шаляпина. Шаляпин исполнил 11 арий при умеренных аплодисментах, Дровяников - 23 арии при бурных овациях". Одна из газет писала, что Дровяников поставил рекорд непрерывного пения, исполнив в течение двух с половиной часов 23 арии. Американские меценаты предлагали певцу месячный тур за 25 тысяч долларов. Дровяников отказался. После учебы в Миланской консерватории он твердо решил вернуться на родину, чтобы своим талантом служить трудовому народу.

Дровяников был солистом Большого театра с 1926 по 1941 год. Много ездил по стране с оперным репертуаром и с исполнением революционных баллад. Сам сделал оранжировку баллады "Тяжелые годы", песни Нивушка, которые исполнялись в концертах и на сцене Большого театра.

В 1940 году режиссер Таджикской киностудии Камиль Ярматов приступил к съемкам фильма "Дочь Памира" с Дровяниковым в главной роли Абдуло. Съемки проходили в горах, было снято несколько эпизодов, но фильм остался незавершенным. Может быть, где-то хранятся отснятые кадры...

Когда началась война с фашистами, свое место видел только на фронте. Неизлечимая болезнь, поселившаяся в могучем теле, о которой Дровяников не знал, победила пламенного борца. Он умер от рака в 1941 году.

В календаре знаменательных дат по Краснодарскому краю на 2010 год записано: "120 лет со дня рождения В.Е Дровяникова (1890-1941) оперного певца артиста Большого театра СССР. Детство провел в селе Царский дар (ныне село Великовечное Белореченского района). Активный участник Гражданской войны. С 1926 г. Работал в составе оперной труппы Большого театра СССР".

Вот список публикаций о выдающемся певце, помещённый в интернете:

ДРОВЯНИКОВ Василий Евдокимович (1890-1941)

Певец (бас). Учился в муз. техникуме (кл. Г. Гандольфи) и два года у Е. Чернышевой. Стажировался в Италии (1928-29). Солист Большого т-ра (1925-41).Бас-самородок //

Крас. газета. 1923. 13 декабря.Бас В. Дровяников // Заря Востока. Тбилиси. 1927. 31 июля.

К приезду В. Е. Дровяникова // Коммуна. Самара. 1927. 25 августа.

Рабочий - солист Большого театра В. Е. Дровяников // Веч. Москва. 1927. 11 августа.

Сын батрака - солист Большого театра Дровяников едет в Италию // Комс. правда. 1 21 июля.

Выступление В. Дровяникова в Италии // Известия. 1928. 8 июля.

Донецкий М. Наш самородок // Молот. Ростов/Дон. 1928. 18 февраля.

Баранчиков П. Голос беспредельных возможностей // Известия. 1929. 14 июня.

Правда Севера. Вологда. 1929. 7 июня.

В Москву вернулся... // Жизнь искусства. 1929.? 25. С. 14.

Дровяников и Шаляпин // Заря Востока. Тбилиси. 1929. 12 июля.

Концерт В. Дровяникова // Молот. Ростов/Дон. 1929. 17 сентября. [В. Х-н.]

На концерте Дровяникова // Рабочая Москва. 1929. 10 июля.

Нездоровая реклама: После концерта Дровяникова // Правда. 1929. 11 июля.

С нездоровой рекламой пора кончать // Рабочая Москва. 1929. 17 июля. [Б.]

Артист ГАБТа Дровяников на нашем заводе // Догнать и перегнать. Орг. Авто-з-да им. Сталина. 1936. 21 июня. [Е. Г.]

Концерт В. Дровяникова // Коммуна. Воронеж. 1936. 8 октября. [Арт.]

В. Е. Дровяников: К 15-летию работы в Большом теат-ре // Сов. артист. 1940. 25 октября. [Группа товарищей.]

Солист ГАБТа В. Дровяников в Сталинабаде // Ком. Таджикистана. Душанбе. 1940. 11 августа.

Калишевский В. Жизнь и голос - как из легенды // Сов. культура. 1983. 27 декабря.

Швец Н. "Он пел у вас..." // Ком. Таджикистана. Душанбе. 1983. 30 ноября.

Швец Н. Талант истинно народный // Сов. Кубань. Краснодар. 1983. 22 сентября. Сенкевич О., Подопригора Г. Звездою яркою // Черномор. здравница. Сочи. 1984. 21 сентября.

Швец Н. "Донести всю красоту русской песни" // Огонек. 1984.?21. С. 22.

Подопригора Г. "Поиск продолжается" // Огонек. 1984.?21. С. 22.

Швец Н. Он пел в Тамбове // Тамб. правда. 1984. 21 января.

Швец Н. Помнят ли саратовцы? // Коммунист. Саратов. 1984. 6 января.

Панкратов Н. Он пел в Большом... // Труд. 1985.9 ноября.Подопригора Г.

Уникальная фотография // Соц. Осетия. Орджоникидзе. 1985. 8 марта.

Швец Н.Г. "Кубанский самородок".

 

По названиям публикаций можно составить некоторое представление о творческом пути замечательного артиста. Но как давно это было, и все труднее составлять достоверное жизнеописание выдающегося певца, солиста Большого театра баса Дровяникова, и не всегда ему отдается должное. Вот, к примеру, повествование (шуточный рассказ) о Дровяникове Бориса Андреевича Леонова - доктора филологических наук, профессора в книге "История советской литературы".

1972 год. Начало работы Леонова заместителем главного редактора журнала "Молодая гвардия". Далее цитируется: "...я услышал стук в дверь. Затем дверь открылась, и на пороге появился высокий седой человек. Густым басом представился:

- Бывший красный партизан, певец Дровяников.

- Очень приятно! Чем могу быть полезен?

- Хочу опубликовать у вас в журнале воспоминания о Шаляпине.

Сердце у меня так и ёкнуло: "Вот повезло!" Но стараясь не выдать радости, спросил:

- А вы с ним встречались, вместе где-то жили или общались какое-то время?

- Да, был у него в Париже.

- В каком же году? - спросил я, уже проверяя достоверность "воспоминаний".

- В тридцать шестом.

Шаляпин был еще жив, но не очень здоров. Через два года его не стало.

- И что же? - обратился я к Дровяникову.

- Пришел к нему. Но слуга сказал, что Федор Иванович принимают ванну и просил меня подождать. Больше часа сидел я в прихожей. Потом из ванной вышел Шаляпин. В халате, полотенцем перевязана голова. Подошел ко мне и спросил: "Поешь?" Я ответил, что пою. "Ну и пой!" - сказал Шаляпин и ушел к себе.

- Ну, а потом-то вы встречались с Федором Ивановичем?

- Да нет, - ответил Дровяников. - Не довелось. Ну, как, пойдут мои воспоминания?

- Видите ли, - осторожно начал я. - Это скорее не воспоминания, а всего лишь курьезный, забавный случай. Воспоминания предполагают хорошее знание человека или же мимолетные встречи с ним, но такие, в которых интересный и известный человек открывается неожиданными сторонами своего характера или своего таланта.

- Ясно, - спокойно подытожил Дровяников. - Тогда, может, я выступлю у вас? Аудитория-то у вас кака?

- Да в основном все с высшим образованием.

- Ну, тогда для начала "О скалы грозные", а там, как пойдет, - гремел голос Дровяникова.

- Видите ли, - опять начал я извинительно, - вряд ли у нас состоится встреча. Дело в том, что многие наши сотрудники находятся в командировках, и собрать коллектив не удастся.

- Ну что ж. Тогда извиняйте.

Дровяников встал, поклонился и вышел из кабинета...

Через некоторое время у меня зазвенел телефон. По голосу узнал заместителя главного редактора журнала "Сельская молодежь" Станислава Романовского:

- Аудитория-то у вас кака?..."

Я слышала от своего свекра Михаила Ивановича Лолы об этой истории – встрече Дровяникова с Шаляпиным в Париже. Только не приходил Дровяников к заместителю редактора "Молодой гвардии" Леонову в 1972 году. Он умер в 1941-м. Должно быть, Борис Андреевич Леонов как и я, от кого-то слышал эту невыдуманную историю. Она показалась ему занятной, и он, известный «приколист», подработав ее, поместил в свою книгу, с собой в главной роли. Но зря профессор Леонов издевается над малороссийским акцентом Дровяникова. Он, скорее всего, был довольно грамотным человеком. Как я писала выше, основал две газеты на Кубани: "Красный Сочи" и "Вольная Кубань". И был их редактором. Занимался журналистикой в Москве. Кроме того будучи оперным певцом солистом, он, безусловно не мог не знать наизусть тексты оперного репертуара, написанные литературным языком. А акцент говора Кубанских станиц в его обыденной речи, возможно, присутствовал и иногда давал о себе знать. Писатель Леонов, должно быть, об этом знал от кого-то и обыграл этот изъян в своей юмореске. И как похож на Василия Дровяникова посетитель редакции «Молодая гвардия», изображенный писателем. Только, мне кажется, что он никогда не был седым. Этот штрих писатель Леонов добавил должно быть для того, чтобы отдать дань реализму. Наверное, знал, что Дровяников Василий Евдокимович родился в 1890 году, значит, в 1972 году он должен быть седым и иметь за плечами 82 года. Но, повторяюсь, Василий Евдокимович Дровяников умер в 1941 году, в возрасте 51 год, и, скорее всего, он не был бы седым.

 

***

 

«О самом главном»

(письмо к читателям)

В январе 2015 года мы обратились к читателям Конаковских газет с предложением участвовать в составлении книги «О самом главном», подразумевая под этим названием состояние дел в нашем сельском хозяйстве. Многие откликнулись с одобрением нашего проекта, как специалисты, так и люди не связанныне с сельским хозяйством, но принимающие близко к сердцу эту часть нашей жизни. Несколько человек прислали статьи, очерки, эссе, рассказы и стихи, в которых отразили свой опыт, свои наблюдения, воспоминания. Эти произведения касаются истории сельского хозяйства, начиная с 19-го века, современной аграрной политики, значения и возделывания отдельных культур, философии владения землей, обсуждения вопроса о сельскохозяйственных предприятиях бывших, настоящих и будущих. Из собранных материалов мы составили книгу-альманах, которая в настоящее время отпечатана в нескольких экземплярах. С ней можно ознакомиться в библиотеках города, в электронном журнале «Самиздат», заказать в издательстве Алтаспера. Кроме того, книгу можно получить в собственность от составителя Лола М.В., для этого позвоните по номеру 3-15-95, и мы договоримся, как передать книгу. В альманахе помещены произведения пятнадцати авторов. В настоящее время начата работа над вторым выпуском. Несколько авторов уже начали писать. К участию приглашаем всех, кому небезразлично сельское хозяйство всего Мира, и у кого есть, что сказать. Надеемся что спустя год, второй выпуск Альманаха «О самом главном» увидит свет.

Предлагаем познакомиться с предисловием к первому выпуску альманаха

Предисловие

Многие люди заблуждаются относительно «самого главного» в жизни. Многие, но не все. Кое-кто знают - чтобы человечество не погибло раньше срока, надо беспрерывно снабжать его продуктами питания, а потом уже все остальное – неглавное. Откуда берутся продукты, знают все - из земли. Вспахал её, посеял, собрал урожай – ешь и живи. Самый главный продукт, который дает земля – зерно. Из него хлебобулочные изделия, макароны, крупы и т.д. это для людей; корма - для животных; сырьё для выработки спирта (но последнее совсем немного).

Сколько же надо вырастить и собрать зерна? Это известно – на душу населения в год требуется 1 тонна зерна. Имеем ли мы в своей стране – России столько? Не имеем! Нас 140 миллионов человек, а зерна в 2013 году собрали 90 миллионов тонн, да еще 25 миллионов тонн продали за рубеж. И в другие годы, примерно, так же. В 2015, по предварительным данным, будет 100 миллионов тонн, но надо 140. Как же мы тогда существуем? Может, норма 1 тонна в год велика, и мы обходимся меньшим количеством? Но нет. Наверное, мы имеем эту тонну. Об этом говорит изобилие продуктов питания, основой которых является зерно, и общее наше благосостояние.

Так откуда же берется недостающее? Секрета тут нет - торгуем природными ресурсами – углеродом полезных ископаемых земли. Нефть и газ щедрыми потоками стремятся прямо за рубеж, а оттуда деньги, на которые живем. Но потоки иссякнут. Ресурсы эти невозобновляемые. Что тогда будет делать человечество? Есть такая проблема, но она преодолима! У человечества есть солнце, и пока оно светит, земля (почва) будет давать несметные урожаи, содержащие углерод, связанный в хитроумных молекулах органических соединений.

Но это в том случае, если люди не забудут, как возделывать землю, как сеять и выращивать растения, сколько и каких вносить удобрений, в какой климатической зоне что выращивать, какую культуру за какой располагать в севообороте. То есть, если люди не позабудут агрономическую науку и навыки замечательной деятельности, которая в настоящее время называется сельским хозяйством. А к этому идет. Слышно, что в России 40 миллионов гектар осталось не засеянными в прошлом году. Сколько же людей отвернулось от сельского хозяйства? Сколько работников - специалистов перешло на работу не связанную с сельским хозяйством? Надо ли дожидаться того времени, когда кончатся ресурсы углеродного сырья накопленные в недрах земли, и придет нужда в использовании более рационально, и с большей благодарностью бесплатной солнечной радиации, которую дарит нам вселенная?

Сельское хозяйство, предназначенное для создания органического вещества для питания населяющих землю людей, это тот механизм, который позволяет использовать бесплатный солнечный свет. На как же мал процент его использования в настоящее время, и как велико пренебрежение к этому дару природы. Низкие урожаи, недостаточное количество зерна на душу населения свидетельствуют о том, что механизм использования солнечной энергии (т.е. сельское хозяйство) в нашей стране несовершенен.

Как же так это случилось? Ведь сельскохозяйственная наука в нашей стране достигла больших успехов. Разработаны системы ведения сельского хозяйства по зонам и областям, выведены сорта культур необычайно высокой продуктивности, разработаны системы удобрения и защиты растений. Но эти не вспаханные и не засеянные 40 миллионов гектар удивляют. Пугают и низкие урожаи на вспаханных полях тоже.

Возникла идея инициировать общественный диалог о сельском хозяйстве нашей страны. Перечислить проблемы. Показать примеры их решения и образцового ведения сельскохозяйственного производства. Глубже понять уроки истории и примеры упадка. Порассуждать о том, как надо вести сельское хозяйство. Вдохновить людей рассказом о том, как могут и должны процветать сельскохозяйственные предприятия, получающие высокие урожаи, имеющие у себя заводы переработки продукции и имеющие высокую степень культуры производства и жизни.

Для этих целей через районную газету «Заря» мы обратились к неравнодушным людям, специалистам, учёным и практикам в сфере сельского хозяйства. Пришла в голову мысль собрать в одной книге (сборнике - альманахе) идеи, воспоминания ныне живущих специалистов, научных работников и практиков сельского хозяйства о самом главном в жизни человечества – о сельском хозяйстве. Захотелось, так и назвать эту книгу - «О самом главном …» Пусть она будет своеобразным итогом наблюдений, размышлений, опыта людей, обладающих также знаниями сельскохозяйственной науки, окончивших сельскохозяйственные и лесохозяйственные ВУЗы и техникумы, биологические факультеты, другие учебные учреждения, имеющие касательство к «самому главному».

Как сказал наш современник - философ Б.Ю.Кригер: «…лучшим средством продления бренного существования является писание. Запись мыслей позволяет законсервировать время, позволить автору еще раз и еще раз побеседовать с вами. Чем объёмнее литературные произведения, тем дольше и больше раз хочется продолжать беседу с авторами».

На газетный призыв откликнулись многие: и аграрии, и люди далёкие от профессии, но переживающие о сельском хозяйстве: то ли в силу своего деревенского происхождения, то ли в силу гражданской озабоченности о российской действительности. Многие прислали свои материалы и стали соавторами этой книги. Некоторые статьи взяты нами из ранее опубликованных материалов.

Список авторов сборника:

Тамара Ивановна Крылова – учёный агроном, выпускница Тимирязевской академии 1950 года, писатель;

Владимир Дмитриевич Трубин – Агроном Северного Края, выпускник Велико-Устюгского сельскохозяйственного техникума 1929 года;

Галина Павловна Саладина – ученый агроном-селекционер;

Елена Егоровна Лапина – кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник Института водных проблем АН РФ;

Надежда Николаевна Скворцова – зоотехник, зав библиотекой совхоза «Конаковский»;

Ираида Егоровна Коростелёва – строитель-энергетик, поэт;

Николай Фёдорович Степаненко – инженер-энергетик, поэт;

Павел Васильевич Тучин – лесовод, специалист-практик и учёный, выходец из дальней северной деревни;

Николай Николаевич Судариков – член Союза журналистов

Василий Александрович Цапков – председатель колхоза в Тверской области с 40-летним стажем;

Борис Владимирович Трубин – Заслуженный ученый- лесовод РФ;

Виктор Иванович Кашин – учёный-лесовод;

Ирина Николаевна Бганцева – член союза журналистов РФ, автор статьи об агрохозяйстве барона Штейнгеля;

Софья Корепанова – журналист, автор статей об агрохолдинге «Дмитрова Гора»;

Александр Евгеньевич Ужанов – кандидат социологических наук, член-корр. Академии военных наук, автор статей об агрохолдинге «Дмитрова Гора».

Составители книги: Дмитрий Владимирович Трубин и Маргарита Владимировна Лола (Трубина) – кандидаты сельскохозяйственных наук.

В результате получилось издание, содержащее контрастные и подчас яркие примеры, на основе воспоминаний, фактов своей трудовой деятельности, биографии родителей и прародителей, а также на основе прочитанного. Есть описания, как делались открытия большие и малые. Как добывали научные данные всемирно известные ученые и никому не известные научные сотрудники, аспиранты, студенты.

Надо сказать, что добывать научные данные не так и легко. Проводя опыты, научные работники проходят весь путь крестьянских робот от посева до уборки, иногда на довольно больших участках. Однако не настолько больших, чтобы применять стопроцентную механизацию. Многие работы приходится выполнять вручную. Кроме того, в опытах ведутся наблюдения, подсчеты, берутся пробы почвы на разной глубине. Приходится бурить скважины, копать «разрезы». Чаще всего сам исследователь выполняет многочисленные химические анализы почвы и растений. Всего не перечислишь. На основе этих работ делаются выводы о способах агротехники, удобрении, подборе сортов возделываемых культур, принятии севооборота, о разработке системы ведения сельскохозяйственного производства в том или ином климате, той или иной зоне. Наша книга, несмотря на её многообещающее название, не даёт ответа на все вопросы, рождающиеся в мозгах людей, но за всем за этим стоит вопрос о жизни человечества. Это настолько важный вопрос, что нет пока слова в русском языке, чтобы выразить в полной мере его значение. Это вопрос жизни, существования человека на земле, существования самой земли, в смысле планеты, и в смысле земли – почвы, верхнего слоя планеты «способного давать урожай растений». В книге -

примеры крестьянской жизни, примеры её упадка и конца, и в то же время - примеры возрождения при любых политических условиях, возникновения новых способов работы на земле. Кто же берется за такую работу? Это уже не прежние крестьяне, колхозники, фермеры и не новые помещики. Кто же они? Желаем им удачи.

 

От автора

В этом небольшом сборнике я привела свои размышления о литературе в надежде ответить на вопрос: «Можно ли мне стать писателем?». Вопрос остался открытым, но один человек – известный писатель, секретарь Союза писателей Александр Анатольевич Трапезников написал предисловия к моим книгам, в которых неожиданно высоко оценил моё творчество. Привожу здесь полностью эти отзывы Александра Анатольевича на мои три книги.

А.Трапезников

Предисловие к сборнику рассказов М.В.Лола «Заводы»

Мне нравится хорошее, честное и ясное русское Слово. А кому нет? Люди устали от уродливых химер в современной беллетристике и на экранах телевизоров. Того и гляди к тебе в квартиру влезут и под кровать заберутся. Веником потом не выгонишь. Вот почему читатели и зрители всё больше и больше возвращаются к советскому периоду истории нашей страны. Там, по крайней мере, было какое-то «светлое ожидание». Теперь даже ожидания нет. Лишь предчувствие близящегося конца. Всего и всему.

Но это преамбула, а суть в том, что проза самобытной и талантливой писательницы Маргариты Владимировны Лолы уносит нас вместе со всеми нашими чувствами, мыслями и памятью в мир классической русской прозы. Искусство написания рассказа сродни бегу на короткую дистанцию. В этой «стометровке» обязательно должен быть мощный старт, нарастающее ускорение и победный финиш. Нельзя отвлекаться на детали, а то споткнешься и потеряешь темп. Это тебе не бег трусцой, то есть романистика… Вот там можно и поспать на ходу.

А у нашего автора не заснешь. Её проза выверена, остроумна, лаконична. И несет душевную теплоту. Но это вовсе не означает, что она как-то сглаживает острые углы. Нет, она критична в оценках прошлого и настоящего, бьет точно в цель. И возвращает нам полузабытые образы тех лет, когда мы были молоды и счастливы. Таковы рассказы «За стеной военного завода» и «Как продавалась сталь», такова повесть «Иван Краснов и Альберт Лапиков». Последняя вообще достойна экранизации. Да где ж сегодня такого режиссера взять? Не говоря уж о продюсерах, нацеленных лишь на черноту и пошлость.

Когда-то очень давно, в двадцатых годах прошлого столетия, наш замечательный художник-иллюстратор Иван Билибин, находясь в эмиграции в Каире на вопрос «Какие есть направления в литературе?», ответил: «Их только два. Одно разрушает душу читателя, другое возвышает её». Писатель, берясь за перо (садясь за компьютер), должен, прежде всего, вспомнить эту фразу. Ведь на нем лежит громадная ответственность за изреченное Слово. Не уведи читателя в пустыню, а напои его животворящей водой. Вот именно так и поступает Лола.

Подписано: Секретарь Правления Союза писателей России –Александр Трапезников

Предисловие к книге «Не в деньгах счастье»

Что выгодно отличает прозу Маргариты Владимировны Лолы от массы ремесленнически сработанных за последние два десятка лет литературных новоделов? Прежде всего – и это сразу бросается в глаза – бережное отношение к русскому языку, почти безукоризненность стиля. Такое теперь встретишь не часто. Всё больше натыкаешься, если не на примитивно-школьную лексику, не говоря уж об откровенной нецензурщине, щедрой рукой хама-сеятеля разбросанной по страницам масскульта, то на явное небрежение к основе основ – к Слову. А тут иное. Читаешь и будто возвращаешься в чистое русло классической русской литературы, в век этак девятнадцатый, или в начало двадцатого. Вот почему у меня всегда, когда я открываю новое её произведение, возникает такое ощущение, что мне попался неведомый доселе рассказ Чехова или Бунина. Еще даже не вчитавшись в текст, я уже испытываю удовольствие от щедрости языка, стиля. Такаяработа над Словом– большой труд, отличающий профессионального писателя от подёнщика. В Православии это называется «умное делание». Которое должно быть применимо, в принципе, в любой сфере жизни. А уж в словотворчестве особенно.

Вот и новый её сборник рассказов «Не в деньгах счастье» - это приглашение на щедрый пир занимательных сюжетов, ироничных сцен жизни, бытовых зарисовок и реалий окружающей среды. У нашего автора пристальное внимание к обыкновенному человеку, к его внутреннему миру, вообще к душам людским. А это важнее всяческого внешнего антуража, вроде хитросплетений литературных схем или эпатирующих эскапад. Хотя и с сюжетом, и с композиционными построениями, и с жанровым разнообразием у Лолы всё в порядке.

Маргарита Владимировна реалист и идеалист одновременно. Её идеализм проистекает из эстетических ценностей того же Чехова и других классиков русской литературы. А как можно совмещать реальное и идеальное, да и возможно ли это вообще? Лев Шестов в своих «Умозрениях и откровениях» объясняет: «Пушкин не ушел с дороги, увидев перед собой грозного сфинкса, пожравшего уже не одного великого борца за человечество. Сфинкс спросил его: как можно быть идеалистом, оставаясь вместе с тем и реалистом, как можно, глядя на жизнь, верить в правду и добро? Пушкин ответил ему: да можно, и насмешливое и грозное чудовище ушло с дороги». Вот почему даже самые, казалось бы, безысходные рассказы Лолы (есть в сборнике и такие), оставляют в душе светлую печаль, а не беспросветную тоску. Это тоже немалое достоинство писателя: не множить зло.

Еще один наш известный мыслитель Николай Бердяев в «Философии свободного духа» писал, что «есть два прошлых, прошлое, которое было и которое исчезло, и прошлое, которое и сейчас для нас как составная часть нашего настоящего. Второе прошлое, существующее в памяти настоящего, есть уже совсем другое прошлое, прошлое преображённое и просветлённое, относительно его мы совершили творческий акт, и лишь после этого творческого акта оно вошло в состав нашего настоящего». Именно подобное отношение к прошлому и составляет творческую основу подлинного писателя. Не важно, рассказывает ли он о настоящем или предвидит будущее. И именно об этом говорит в своих рассказах М.В. Лола.

Подписано: Александр Трапезников, секретарь Правления Союза писателей России, обозреватель «Литературной России».

 

 

Предисловие к роману Маргариты Лола «Деревенские и городские»

С большим удовольствием и неослабевающим интересом прочитал новое широкомасштабное произведение Маргариты Лолы - “Деревенские и городские”. Наши творческие взаимоотношения можно назвать эпистолярными. Мы созваниваемся, переписываемся вот уже несколько лет, и я всегда поражаюсь живостью ее ума, природной скромностью, наблюдательностью. А уж о литературном даре этого автора и говорить нечего тому свидетельствуют ее предыдущие книги: и детективного характера, и какого-то озорного, как, например, “Откуда взялся Остап Бендер”, и документально-мемуарного (“От первого до последнего десятилетия 20-го века”). Словом, писатель это сложившийся, самобытный, со своим взглядом на окружающий мир. Ей присуще бережное отношение к русскому языку, мягкая ирония, глубокое проникновение в людские судьбы.

А о чем ее новый роман? И роман ли это том смысле, как определяет его литературоведение? Скорее всего, это документально-художественное полифоническое произведение, в которое включены фрагменты из ее предыдущих книг, но объединенных общим замыслом - историей русского крестьянства, историей рода Трубиных и Томиловых (в романе - Литвиновы), а по сути, историей рода человеческого…. Ведь любая книга - это история автора, его микро- и макрокосмос, весь мир. Нельзя пересказать всю книгу, это невозможно сделать в Предисловии. Хочется лишь сказать о самом главном - ее сердцевинном значении. Русская земля и ее люди за прошедший век прошли через страшные испытания, но сумели сохраниться и не рассыпаться в пыль. В этом и есть сакральная тайна России, ее Голгофа и Воскрешение. Вот об этом и пишет М.В.Лола, свое повествование она облекает в увлекательную форму, где юмористические страницы соседствуют с трагическими, где показана целая эпоха, а голоса людей слышны сквозь шум времени. Пушкин как-то сказал, что читателя больше всего трогают три струны: ужас, смех и сострадание. Эти же три струны гармонично звучат в новом произведении Лолы. И еще - теперь уже обращаясь к Античности. В знаменитом трактате Аристотеля “Поэтика” говорится, что достоинство словесного выражения - это быть ясным. Так надо писать, и так писали все русские писатели - без всякой зауми и низости (но что расцвело пышным цветом в нынешнее время). И слова Аристотеля можно в полной мере отнести к творчеству Маргариты Владимировны Лолы. Слог ее ясен, проникает в самое сердце и стремится к горнему свету. Честь ей за это и хвала.
Подписано: А.Трвпезников, секретарь Союза писателей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: