Задачи на нахождение четвертого пропорционального




В задачах этого вида даны три величины, связанные прямо или обратно пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна постоянная, при этом даны два значения одной переменной величины и одно из соответствующих значений другой переменной, а второе значение этой величины является искомым. Использую любые три величины, связанные пропорциональной зависимостью, можно составит шесть видов задач на нахождение четвертого пропорционального.

1)

  Цена Количество Стоимость
Р
одинаковая

 

2 шт. ?
Т 4 шт. 4 р.

2)

  Цена Количество Стоимость
Р
одинаковая

 

2 шт. 2 р.
Т ? 4 р.

3)

  Цена Количество Стоимость
Р 1 р.
одинаковое

?
Т 2 р. 10 р.

4)

  Цена Количество Стоимость
Р 1 р.
одинаковое

5 р.
Т ? 10 р.

5)

  Цена Количество Стоимость
Р 1 р. 10 шт.
одинаковая

Т ? 5 шт.

6)

  Цена Количество Стоимость
Р 1 р. ?
одинаковая

Т 2 р. 5 шт.

 

Анализ учебников по программе М.И. Моро

Рассмотрев учебники 3-4 класса, замечаем, что отдельная тема для изучения типовой задачи на нахождение четвертого пропорционального выделяется лишь на первый вид данных задач. С ним же и начинается знакомство детей с задачами тройками на нахождение четвертого пропорционального.

1 вид:

М3М, часть 1, стр. 46

Расход овощей за 1 день Количество дней Общий расход овощей
одинаковый

 

5 д. 10 кг
3 д. ?

 

 

2 вид:

Далее, в этом же учебнике, мы встречаем задачу, которая относится ко второму виду. Как и говорилось выше, отдельного урока знакомства с такими задачами программа не предусматривает. Никак не выделяется, находится в списке других разных заданий.

М3М, часть 1, стр. 61

Расход ткани на 1 вещь Количество вещей Общий расход ткани
одинаковый

 

8 шт. 24 м.
? 15 м.

3 вид:

Аналогично второму виду, 3 – появляется в первый раз в списке других разнообразных заданий, в 3 классе 1 части учебника, никак не выделяется и подробно не поясняется. А значит, учитель сам должен провести соответствующую работу по ознакомлению учеников с таким видом задачи.

М3М, часть 1, стр. 83

Расход на 1 рулон Количество рулонов Общий расход
7 м.
одинаковое

35 м.
10 м. ?

 

Далее последовательность появления видов задач по программе М.И. Моро нарушается.

6 вид:

М3М, часть 2, стр. 82

В 3 классе 2 части учебника в первый раз встречается задача на обратнопропорциональную зависимость.

  Расход на 1 плащ Количество Общий расход
Д. 2 м. 12 шт.
одинаковый

В. 4 м. ?

В данных задачах мы видим иную зависимость, в отличие от предыдущих видов задач. Здесь, чем больше расход на 1, тем меньше количество при постоянном общем расходе. На данный вид задачи не отводится в учебнике отдельного урока или части на объяснение. А значит учитель должен сам подготовить материал и провести с классом работу по ознакомлению с таким видом задач.

5 вид:

М4М, часть 2, стр. 100

  Цена Количество Стоимость
Р b р. 25 шт.
одинаковая

Т ? 8 шт.

Задача 5 вида встречается в конце 4 класса. Она также на обратнопропорциональную зависимость, как и предыдущая. Детям предлагается по таблице составить выражение, по которому будет находится ответ, на главный вопрос задачи. Специального урока на введение вида нет, также как и достаточного количества задач этого вида для формирования умения.

4 вида задачи в учебниках так и не было обнаружено. А значит учитель должен сам его ввести и объяснить классу.

Анализ учебников по программе М.И. Моро показывает, что специальный урок на изучение выделяется лишь для 1 вида задачи на четвертое пропорциональное. Для остальных видов работу составляет и проводит учитель сам для класса. На 1 вид должно выделяться примерно 1-2 недели, не забывая о формировании общих умений решать задачи.

 

Задание №3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: