Учение о четырёх причинах




Атомизм Демокрита

Атомизм или по-другому атомистика – это учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов) и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении и разъединении этих элементов. Первоначальная формулировка дана в древнеиндийских философских учениях, но наиболее последовательно и полно - в философии Левкипта, Демокрита, Эпикура и Лукреция.Атомы рассматривались как последние, неделимые, предельно малые частицы, несотворимые и неуничтожимые. Различия в числе, весе, скорости движения и взаимном расположении атомов в телах считались причиной многообразия качеств в мире.

 

Демокрит (ОК. 460- ОК.370 ДО Н.Э.), древнегреческий философ- материалист, ученик Левкипта, является одним из основателей атомистики. Он признавал два первоначала - пустоту и атомы. При этом атомы, т.е. неделимые частицы материи, неизменны; они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Другие свойства, такие как звук, цвет, вкус и т.д., атомам не присущи, а существуют лишь условно, «не по природе самих вещей». Из соединения атомов образуются тела; распад атомов ведет к их гибели. Бесконечное множество атомов движется в бесконечной пустоте (Великая Пустота, как говорил Демокрит); перемещаясь в разных направлениях, хаотично, они вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков сталкиваются друг с другом образуя вихри атомов. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Так происходит бесконечное множество «рождающихся и умирающих» миров, которые не сотворены Богом, а возникают и уничтожаются естественным путем, по необходимости.

 

В теории познания он исходит из предположения, что от вещи отделяются тончайшие «пленки» (поверхности), втекающие в глаза, уши и т.д. Иначе говоря, от предметов истекают своего рода флюиды, которые, попадая в наше тело через органы чувств, порождают у нас ощущения, восприятия, т.е. образы, которые мы чувствуем, не в нас, а там, где находится воспринимаемый предмет: иначе ведь мы тянулись бы ложкой не в тарелку, скажем, с супом, а в свои глаза. При этом визуальный образ формируется истечением, исходящим из глаз, и из того, что видимо. Чувственное восприятие – основной источник познания, но оно дает лишь «темное» знание о предметах, над этим знанием возвышается «светлое», более тонкое – знание посредством разума, ведущее к познанию сущности мира: атомов и пустоты. Этим Демокрит ставил проблему соотношения чувств и разума в познании.

 

Согласно Демокриту душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергичностью, она является причиной движения живых существ. Атомическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть организма сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Тело человека состоит из грубых атомов, а душа - из тонких.Потому, когда человек умирает, душа еще продолжает жить некоторое время, но впоследствии тоже рассыпается.

В период 17-19 вв. А. разрабатывается в трудах Ньютона, Ломоносова, Бутлерова, Менделеева и др. и превращается в физико-химическую теорию строения материи. А. почти всегда выступала как основа материалистического миропонимания. Это представление об атоме и по сей день господствует в воззрениях на мир и природу там, где допускается механическое понимание причинных связей, и лишь постепенно начинает уступать место современному взгляду на предмет – целостному его рассмотрению.

 

Диалектика Гераклита

Диалектика (от греч. веду беседу, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само понятие диалектики возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин «диалектика».

Первоначально этим термином обозначались:

· способность вести спор посредством вопросов и ответов;

· искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия, движения и множества.

 

Концепция Гераклита, основателя античной диалектики, древнегреческого философа- материалиста, заключается в следующем: первовещество- огонь, ибо он наиболее способен к изменению и подвижен. Из огня произошел мир в целом, отдельные вещества и даже души. «Этот космос один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Все вещи возникают из огня согласно необходимости, которую Гераклит называет «Логосом». Мировой процесс цикличен: по истечении «великого года» все вещи вновь обращаются в «огонь ». Жизнь природы - непрерывный процесс движения. В нем всякая вещь и всякое свойство переходят в свою противоположность: холодное становиться теплым, теплое – холодным и т.п. Т.к. все, непрерывно изменяясь, обновляется, то нельзя дважды вступить в одну и ту же реку: на входящего во второй раз текут уже новые волны. В человеческой жизни этот переход всего в свое противоположное не простое изменение, а борьба. Она всеобща, «отец всего, царь всего». В борьбе противоположностей обнаруживается, однако, их тождество: одно и то же, путь вверх и вниз, жизнь и смерть, и т.д. Всеобщность изменения и переход каждого свойства в свою противоположность делает все качества и оценки относительными. В основе познания лежат ощущения. Однако только мышление приводит к мудрости. Если бы нечто осталось скрытым от света, воспринимаемого чувствами, оно не смогло бы укрыться от света разума. Свое мировоззрение Гераклит противопоставляет мировоззрению большинства своих современников и сограждан. Гераклит говорит, что такой подход является универсальным и может объяснить все, но утверждает, что далеко не каждый может постичь эту теорию. Эта концепция была продолжена учеником Кротилом. Он заявил, что в одну и ту же реку зайти нельзя и один раз. Каждую секунду все меняется. Единственное, что можно точно утверждать, так это показать на какой-то предмет и сказать: "Это …. и т.д.". Это повлияло и на социологию. Говорили, что общество меняется невероятно быстро, и потому создавать какие-то концепции неразумно, потому что они будут говорить лишь о прошлом.

6. Философское учение Аристотеля

Аристотель (384—322 гг. до н. э.), в отличие от Платона, — прежде всего систематизатор всего античного знания. Аристотель — отец современного европейского знания, науки. Трудно назвать хоть одну отрасль науки, которая не находила бы начала у Аристотеля. Он, скорее, ученый, а не философ. Создает универсальную систему знания. Работы Аристотеля охватывают практически все области античного знания: 1. Логика. В средние века логические работы Аристотеля были объединены под латинским наименованием «Органон». 2. Работы из области теории физики; о частях животных — биология, входит в физику. 3. То, что после физики — метафизика (общие вопросы бытия). 4. Практическая философия — этика, политика и т.д. 5. Эстетика.

Аристотель - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: "Платон мне друг, но истина дороже!" Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие).К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве)[2][3]. Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.

Учение о четырёх причинах

В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

· Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий):воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

· Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

· Действующая, или производящая причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

· Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

 

Идея души. Аристотель считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма. Душа - энтелехия тела. Энтелехия - целеустремленная энергия, движущая сила, превращающая возможность в действительность.

Поэтому правы те, кто полагает, что душа не может существовать без тела, но сама она имматериальна, нетелесна. Аристотель дал анализ различных "частей" души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него - к обобщенному представлению; от мнения через понятие - к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания - к разумной воле. Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Теория познания и логика. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта - в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений. Разум же усматривает общее в единичном. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.

Он сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия ("не противоречь сам себе") и закон исключенного третьего ("А или не-А истинно, третьего не дано"). Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

Об обществе и государстве. Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское учение.

По Аристотелю, человек - политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к "совместному сожительству" (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи - муж и жена, родители и дети... Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к "благой жизни", а лишь стремление к жизни вообще. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь, - совершенность государства. Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же - к властвованию.

Он выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, от политии - демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают свое притязание на власть в государстве на том, что имущественное благосостояние - удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов: общей же пользы ни одна из этих форм не имеет. Наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель имеет в виду "средний" между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами.

 

Учение Аристотеля было «высшей точкой» развития античной науки. Именно Аристотелем была сформирована первая в истории науки естественнонаучная парадигма. Это учение ознаменовало собою конец второго, наиболее продуктивного, этапа развития древней науки.

После Аристотеля сохранилась, как уже сказано, его школа, действовала и Академия последователей Платона, появились новые течения, школы стоиков, скептиков, эпикурейцев. Последовавшие за Аристотелем поколения ученых развивали, уточняли его парадигму и расширяли области ее применения, то есть занимались, по определению Т.Куна, нормальной наукой.

 

7. Проблема мира и человека в Средневековой культуре и философии

Средневековая философия охватывает период с 5 по 14 века (от Древнего мира до Нового времени). Политеизм заменяется монотеизмом (религия, признающая одного Бога), в странах Западной Европы это христианство. Философы ориентировались на установки христианства, дополняющие необоснованные жизненным опытом утверждения (например, космологические идеи). Неотомизм – течение, представляющее собой союз теологии и философии. Два периода философии Средневековья – патристика и схоластика.

Патристика обосновывала и разрабатывала идеи христианства (до 10 века).

Климент Александрийский (Тит Флавий): 1. философия – служанка богословия; 2. Философии наиболее полезен способ рационального доказательства.

Августин Блаженный: 1. необходимость церкви как посредника между Богом и верующими; 2. истинная философия = истинная религия; 3. Бог – Всесильная Личность, сотворившая целесообразное устройство живых существ; 4. Бог бестелесен – это Воля и высшее Благо; 5. Создание Богом всего на Земле – Бытие; 6. Время характерно для конечных вещей, вечность – для Бога; 7. Углубление в душу есть путь к Богу; «я ошибаюсь и обманываю себя, следовательно, я существую»; 8. Бесконечный процесс борьбы града Земного – мира зла, - и града Божьего - мира добра. Креационизм – положение о творении природы и материи «из ничего» Богом.

 

Схоластика – средневековая христианская философия, господствовавшая в школьном(университетском) преподавании и всецело зависевшая от теологии; развитие и продолжение патристики, это обоснование положений христианского вероучения. Вера в авторитет Священного Писания и авторитет «отцов церкви». Рост политического и экономического могущества христианской церкви приводит к возникновению папского государства. Создаются монастырские, епископские, придворные и нецерковные городские школы, а также первые европейские университеты. Проблема «универсалий» (общих понятий). Реалисты считали, что универсалии (дерево как понятие или «человек вообще») реальны и порождают вещи единичные. Номиналисты говорили, что универсалии – это имена после вещей (единичные вещи реальны, их названия – нет). Общее содержится в единичных вещах и извлекается человеческим умом.

Иоанн Скот Эриугена: 1. Верховная роль божества в жизни человека и природы в целом; 2. Человеческий разум и воля совместимы; 3. Важнейшая задача человека – толкование Священного Писания

 

Фома Аквинский: 1. Философия и религия тесно связаны: теология идёт от Бога к природе, а философия – от природы к Богу; 2. Религия «сверхразумна»: разуму недоступна вера; 3. Бытие Бога постигается и верой, и разумом. 4. Пять подтверждений существования Бога:

· движение – следствие перводвигателя (движимое не может быть одновременно и двигающим)

· всё, что мы видим вокруг, имеет причины к существованию и движению

· необходимо небытие; высшая необходимость – Бог

· должна быть высшая сущность, причина всяческого совершенства

· множество тел созданы кем-то с какой-то целью

Уильям Оккам: 1. уровень разумного и уровень просветлённой веры асимметричны, и между ними пропасть; 2. Понятие – результат абстракции; 3. В сфере разума следует находить наиболее точные и простые объяснения (т.н. «бритва Оккама»); 4. Знание бывает интуитивным и абстрагированным.

 

 

8.Блаженный Августин и Фома Аквинский. Учение о гармонии веры и разума.

Августин Аврелий (Блаженный) – 340-430 – является одним из самых крупных церковных авторитетов до 13 века, хотя сам являлся прозелитом (–«вновь обращенный»). - принял христианство во взрослом возрасте. Он ставил под сомнение важность античной культуры, считая ее ненужной, поскольку в качестве главной ценности он видел веру. Августин Блаженный разделил всё человечество на избранных к познанию и неизбранных к познанию. Основная масса людей – неизбранные к познанию, которые должны идти за своими пастырями, учителями, т.е. за епископами, доверяя им абсолютно. Епископы не обладали харизмой, а «получали» её через специальный обряд. Таким образом, основная идея Августина заключается в божественном провидении. По этому же принципу он делит реальность на 2 «мира»: град божественный (люди, живущие по духу, ограничивающие себя сами) и град земной (люди, желающие жить по плоти, тяготеющие к наслаждению, удовольствию). Августин различает два вида государства - земное государство, основанное на эгоизме и гордыне, и государство небесное, основанное на принципах справедливости и любви. Противоречие между «градом земным» и «градом небесным» лежит в основе религиозно осмысленной Августином человеческой истории. В качестве града земного он рассматривает государство как сосредоточие зла. Но несмотря на это отмечает, что без него не обойтись, так как оно призвано следить за порядком. Августин Аврелий рассуждал на тему отношения между государством и церковью, потому что нельзя отрицать, что между ними существует взаимосвязь. Блаженный полагал, что церковь должна признавать специфические цели государства и не должна противоречить законам государства. А государство в свою очередь должно признавать авторитет церкви в духовной сфере и подчиняться этому духовному авторитету.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: