Владимир Семёнович Высоцкий




Владимир Семёнович Высоцкий - советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард); автор прозаических произведений и сценариев. Лауреат Государственной премии СССР.

Высоцкий родился в Москве в 1938 году, 25 января. Умер он здесь же 25 июля 1980 года. Отец - Семен Владимирович Высоцкий (1916-1997). Мать - Нина Максимовна (годы жизни - 1912-2003). Владимир раннее детство провел в коммунальной квартире в Москве, находящейся на 1-й Мещанской улице. В 1975 году он напишет об этом периоде своей жизни, что в распоряжении семей была всего одна уборная на 38 комнат.

В 1941-1943 годах он жил в селе Воронцовка в эвакуации вместе с матерью. В 1943 году будущий поэт возвращается на 1-ю Мещанскую улицу. В 1945 году он пошел в первый класс одной из школ Москвы. В 1947 году, через некоторое время после того, как родители развелись, Владимир Высоцкий переезжает к отцу и второй его жене. Они проживали в 1947-1949 годах в Германии, в г. Эберсвальде, где служил отец. Поэт вернулся в столицу в 1949 году и пошел здесь в мужскую школу № 186, в пятый класс. Семья Высоцких в это время жила в Большом Каретном переулке. Высоцкий с 1953 года посещал в Доме учителя драмкружок, руководил которым В. Богомолов, артист МХАТа. Владимир окончил в 1955 году школу № 186 и поступил по настоянию родственников в Московский инженерно-строительный институт, на механический факультет. Ушел он оттуда после первого же семестра.

С 1956-го по 1960 год являлся студентом МХАТа, актерского отделения. Занимался у Вершилова, у Комиссарова и Массальского. Высоцкий познакомился на первом курсе с Изой Жуковой. На этой девушке весной 1960 года он женился.

Первой работой в театре в 1959 году стала роль Порфирия Петровича в спектакле под названием "Преступление и наказание". В это же время Высоцкий получил свою первую эпизодическую роль в кино. В 1960 году в статье "Девятнадцать изМХАТ" Л. Сергеева появилось первое упоминание о Высоцком. Владимир Семенович работал в 1960-1964 годах в Московском драмтеатре им. Пушкина.

На съемках фильма под названием "713-й просит посадку" в 1961 году Владимир Семенович познакомился с Абрамовой Людмилой, которая стала его второй женой. Брак был зарегистрирован официально в 1965 году.

В 1966 году Высоцкий пишет «Песню о друге». Это одно из наиболее ярких произведений в его творчестве, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравственной категории.
Поэт говорит о том, что человек и его способность на самоотверженные поступки раскрываются только в экстремальных ситуациях, в которых лучше всего проверяется такое понятие, как друг. Если в сложный момент человек готов подставить свое плечо, то он заслужил право называться другом, ему можно доверять.
Кроме того, Высоцкий рассуждает о том, когда человек выглядит как «и не друг, и не враг, а — так». Люди общаются, доверяют друг другу свои мысли, делятся мечтами и радостями. Но как только человеку становится нужна реальная помощь и поддержка, дружба куда-то исчезает.
Весьма резко, даже, можно сказать, жестко звучит вердикт, вынесенный B.C. Высоцким во второй строфе по отношению к парню, который «сразу раскис» в горах: «Ты его не брани — гони». Дружеское отношение нужно заслужить своими личными качествами. Для людей, которые не достойны этого,
Однако, несмотря на подлость и предательство, нередко поджидающие человека в жизни, поэт продолжает верить в людей, в то, что такое понятие, как дружба, не иссякнет.
Именно поэтому третья заключительная строфа посвящена положительному образу — образу настоящего друга, который «шел за тобой, как в бой». Предательство в горах тем самым приравнивается к предательству на поле битвы. Образ покорителей вершины в финале стихотворения обладает необыкновенной притягательной силой: ничто не приносит человеку такой огромной радости, как радость победы над собой. Наградой за преодоление тягот и испытаний становится для лирического героя и его верного друга прекрасный вид с покоренной вершины горы.

 

В 60-х годах начинается музыкальная деятельность Высоцкого. Песенное творчество Высоцкого в дальнейшем вместе с актерством стало для Владимира Семеновича делом жизни. В 1964 году создал первые песни к кинофильмам, а также поступил в Театр на Таганке, в котором трудился до конца жизни. Владимир Семенович познакомился в 1967 году, в июле, с Мариной Влади, французской актрисой (Поляковой Мариной Владимировной), которая стала его третьей супругой в 1970 году.

Летом 1969 года пережил клиническую смерть, но выжил благодаря своей жене.

В этом же году пишет стихотворение «Я не люблю», являющееся программным в его творчестве. Лирический герой говорит о том, с чем никогда не сможет смириться. Это смерть, фатальный исход, смириться с которым трудно любому живому существу, жизненные невзгоды, заставляющие отвлечься от творчества.

Герой не верит в неестественность в проявлении человеческих. Сильно ранит его чужое вмешательство в личную жизнь. Он не любит, «когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо». Ему «досадно», «коль слово «честь» забыто и коль в чести наветы за глаза».
Произведение насыщено критикой социальной дисгармонии.
Сытая уверенность одних сочетается со сломанными крыльями (то есть судьбами) других людей.
В финальной строфе появляется еще один примечательный образ — «манежи и арены». Он символизирует попытки всяческого лицедейства в обществе, когда «мильон меняют по рублю», то есть размениваются на малое во имя каких-то ложных ценностей.
В стихотворении «Я не люблю» Высоцкий, можно сказать, излагает свою жизненную программу, следуя которой человек способен сохранить такие качества, как честность, порядочность, возможность уважать себя и сохранить уважение других людей.

Расцвет творчества Высоцкого приходится на 1970-е годы. В 1978 году, 13 февраля, приказом Министерства культуры этому артисту была присвоена высшая категория солиста-вокалиста эстрады. Он заслужил после этого уже официальное признание в качестве певца-профессионала.

Владимир Семенович записывается в 1978 году на телевидении, участвует в следующем году в издании альманаха под названием "Метрополь". В Париже в 1970-х годах Владимир Семенович знакомится с Алешей Дмитриевичем, цыганским артистом и музыкантом, с которым совместно исполнял романсы и песни, собирался даже выпустить пластинку, однако данный проект не осуществился, так как 25 июля 1980 года Высоцкий умер. Точная причина его смерти неизвестна.

В год своей смерти поэт пишет стихотворение «Грусть моя, тоска моя». В характерной для него манере Высоцкий говорит о том, что в последнее время «тоска змеиная» поселилась в его душе. Лирический герой стихотворения «знать не знал» о ней, она как-то неожиданно подкралась и «прыгнула на шею». Он пытался избавиться от нее, однако ничего не помогает. Даже ночами эта тоска преследует его, спит с ним в одной кровати. Он просит ее: «С кем-нибудь другим хотя бы ночь переночуй!» Возможно, Высоцкий чувствовал приближение своего конца, а потому и написал это стихотворение.

Булат Шалвович Окуджава

Булат Шалвович - советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор. Широко известен в качестве одного из самых ярких исполнителей авторской песни в СССР в 50-80-е годы прошлого века.

Родители дали сыну имя Дориан при рождении, назвав в честь героя романа Оскара Уайльда. Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года. Родители его были убежденными коммунистами. Шалва Окуджава, отец, был грузином, приехал в Москву, чтобы учиться в Коммунистической академии. АшхенНалбаднян, мать, армянка, была в близком родстве с ВаганомТерьяном, известным поэтом из Армении.

В 1926 году, по окончании учебы родителей, семья вернулась в Тбилиси. Отец Булата сделал партийную карьеру: он работал в горкоме партии в этом городе, был комиссаром дивизии. Но после конфликта с Берией Шалва Окуджава попросил работу в России и был отправлен на Урал.

Булат Окуджава свое обучение начал на русском языке в Тбилиси, а затем в Нижнем Тагиле, куда вместе с матерью переехал вслед за своим отцом. Карьеру Шалвы прервал ложный донос. Его дальнейшая судьба была следующей: сначала ссылка в лагерь, после чего - расстрел.

Мать мальчика вернулась вместе с сыном в Москву, и они стали жить на Арбате. Ее арестовали в 1938 году, отправили в Караганду, где находился специальный лагерь для жен "изменников Родины". Она вернулась оттуда лишь спустя 17 лет, в 1955 году. Окуджава Булатв течение своей жизни старался не вспоминать об этом времени. Лишь в 1993 годуон рассказал о трагических семейных событиях в своем романе "Упраздненный театр".

Булат в 1940 году вернулся в Тбилиси, где жили его родственники. После окончания школы он поступил на завод и работал некоторое время учеником токаря. После наступления Великой Отечественной, в 1942 году, 17-летний юноша отправился добровольцем на фронт. Именно в то время создал одну из своих первых песен под названием "Нам в теплушках не спалось". В 1943 году после серьезного ранения, полученного под Моздоком, Булат Шалвович был отправлен за линию фронта, в тыл.

По окончании войны, Булат Окуджавасдал экстерном экзамены за среднюю школу. В 1950 году окончил филологический факультет Тбилисского университета и уехал в Калужскую область, в село Шамордино, где преподавал литературу и русский язык в школе. Через шесть лет в местном издательстве Калуги был опубликован его первый стихотворный сборник под названием "Лирика". А в 1954 году в газете "Молодой ленинец" были напечатаны его стихи.

После реабилитации матери Окуджавы, они переезжают в Москву по разрешению правительства. В этом же году Булат Шалвович стал членом КПСС. Активная деятельность его на литературном поприще началась с 1957 года. Он работал в то время в "Комсомольской правде", "Литературной газете" и "Молодой гвардии" редактором. Повесть Булата Окуджавы "Будь здоров, школяр" в 1961 году была включена в литературный альманах "Тарусские страницы".

В 1956-1966 годах он сочинил множество композиций: "Тверской бульвар", "Голубой шарик", "Полночный троллейбус", "О Леньке Королеве", "Песня о муравье", "Сентиментальный марш", "Не бродяги, не пропойцы" и другие. В 1962 году Булат Шалвович был принят также в Союз писателей.

Окуджава в конце 1960-х годов обратился к изучению и осмыслению исторических событий. В это время он написал роман "Бедный Авросимов, пьесу "Глоток свободы".

В 1962 году Булат Шалвович впервые участвовал в создании кино: он исполнил песню "Полночный троллейбус" собственного сочинения в фильме под названием "Цепная реакция". Всенародная слава пришла к Окуджаве в 1970 году, после того как вышла кинолента "Белорусский вокзал", в которой звучала композиция "А нынче нам нужна одна победа".

Окуджава с 1961 года оставил работу по найму, решив посвятить себя исключительно творчеству. Стихи его издавались за границей, он подписал письмо в защиту Синявского и Даниэля. Как ни странно, наказания за подобное "вольнодумство" так и не последовало. Первый концерт Булата состоялся в Харькове в 1961 году. Первые пластинки появились в Польше и Париже в 1968 году, а с середины 1970-х записи песен стали выходить и в нашей стране.

В 1967 написал одну из самых известных своих песен «Виноградную косточку в теплую…»(«Грузинская песня»). Она о любви к жизни, к ее радостям и горестям, которые посланы человеку судьбой. Лирический герой обращается к друзьям с просьбой: «Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву». И, заслушавшись «дали», он надеется, что умрет «от любви и печали». «И когда заклубится закат, по углам залетая», хочет, чтобы «опять и опять» перед ним проплывали «белый буйвол, и синий орел, и форель золотая». «А иначе, зачем на земле этой вечной» живет герой?

В 1990 году Окуджава Булат покинул КПСС.

В 1993 году на авторском вечере бард прочитал стихотворение «У поэта соперников нету». Стихотворение заставляет задуматься о том, что поэт избран не только Богом, но и роком, он выполняет тяжелую миссию, которая является одновременно и горем, и радостью.

По мнению Окуджавы, поэт-пророк всегда стоит особняком в мире, ему нет равных, к нему нельзя подходить с теми мерками, которыми оценивают обыкновенного человека, автор подчеркивает, что поэт одинок везде, на нем лежит печать избранности. Причем творчество самоценно, поэтому поэт не принимает участия в той суете, которая свойственна людям: у него нет даже соперников, поэт выше соперничества, он творец.

Окуджава подчеркивает, что творчество — это мучительный процесс, отнимающий у человека не только духовные силы, но иногда и жизнь. Она как бы вытекает по капле, постепенно, но поэт не отказывается от своего «крика за себя». Метафора «догорает» по отношению к творцу только усиливает смысл предыдущих строчек, мотив гибельности поэтического служения.

Поэт «просит прощения», но «не за вас — за себя». Он считает, что судьба поэта предрешена, что рано или поздно наступит предел, за которым уже ничего нет. При чтении стихотворения создается такое ощущение, что человеку трудно говорить, он словно задыхается от нахлынувших чувств.

«Поле пройдено. Сделано дело». Герой прожил жизнь. И вот теперь им решается вопрос о творчестве: было ли оно сиюминутным делом, желанием облегчить собственную душу, которую так тяжело нести, или стало «нерукотворным памятником». Поэт никогда не рассчитывает на толпу, он не имеет права опускаться до ее уровня, но только время может расставить свои акценты и определить, что является истинной ценностью.

Последнее четверостишие звучит как завещание поэта:

То ли мед, то ли горькая чаша,

то ли адский огонь, то ли храм...

Все, что было его,— нынче ваше.

Все для вас. Посвящается вам

Последний концерт исполнителя состоялся в Париже в июне 1995 года. А12 июня 1997 года, на 74-м году жизни, Булат Окуджава скончался в военном госпитале пригорода Парижа Кламар. Перед самой смертью он был крещён с именем Иоанн в память о святом мученике Иоанне Воине.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: