Понятие и структура воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительном учреждении




План

 

Введение. 3

1. Понятие и структура воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительном учреждении. 4

2. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса с осужденными в исправительном учреждении. 14

3. Закономерности, критерии и степени исправления осужденных. 19

3.1. Понятие исправления осужденных. 19

3.2. Критерии исправления осужденных. 20

3.3. Степени исправления осужденных. 23

Заключение. 25

Список литературы.. 32

 


Введение

 

Воспитательный процесс - определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю. Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях имеет своей целью исправление и перевоспитание лиц совершивших преступления, осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы.

Многолетний опыт деятельности ИУ показывает, что несмотря на широкий комплекс различных педагогико-воспитательных средств и методов, применяемых по отношению к осужденным, цели их перевоспитания нередко, к сожалению, не достигаются, многие лица отбывшие наказание, в виде лишения свободы вновь совершают преступления. В этой связи весьма актуальным представляется глубокое изучение особенностей и закономерностей воспитательной системы и воспитательного процесса в ИУ, изучение форм и методов воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, что позволит воспитателю успешно организовывать и руководить процессом воспитания в состоянии полной или частичной изоляции осужденных от общества.

Раскрытию особенностей и закономерностей воспитания в условиях пенитенциарных учреждений посвящена данная работа.


Понятие и структура воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительном учреждении

 

Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях имеет своей целью исправление и перевоспитание лиц совершивших преступления, осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы.

На осужденного влияют и обстановка ИУ, и настроение ближайшего социального окружения, и сложившаяся система его отношений с другими осужденными, сотрудниками, близкими родственниками, друзьями, знакомыми, и многое другое. На него непосредственно и опосредствованно в течение суток оказывается влияние большого количества источников воздействия. Практически же они могут частично или полностью нейтральными, если воспитуемый остается лишь объектом воздействия и не становится одновременно субъектом перевоспитания, когда он начинает проявлять соответствующую активность в преобразовании (превращении) собственных природных и социально приобретенных способностей и возможностей в общественно значимые побуждения, поступки, действия. Стремление личности к самосовершенствованию определяется социально-психологической атмосферой в ИУ, всем комплексом воздействующих факторов. Система воспитательного воздействия строится таким образом, чтобы она базировалась на широкой общественно полезной деятельности осужденных, развивала социально значимую активность личности, высокую требовательность к себе, к самоконтролю за нравственным поведением в коллективе и вне него1.

В науке уголовно-исправительного права и пенитенциарной педагогике исправление рассматривается в качестве результата комплексного воздействия на личность осужденного, которое превращает его в безопасного и для общества человека (нравственное исправление). Вместе с тем степень исправления конкретного осужденного всегда индивидуальна, следовательно, и достижение цели исправления может быть разным. Главное здесь - изменить искаженные нравственные ориентации осужденного, обуславливающие совершение преступлений, на позитивные социально полезные. Поэтому в ч.1 ст.9 УИК РФ исправление осужденных определяется как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Исправление является главной линией уголовно-исполнительного законодательства, на указанном понятии базируется большинство норм УИК РФ.

 

1. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации.: Под ред. В.М. Анисинков, С.А. Капункин / Ростов на Дону / Феникс 2008 ст.112-113.

2. Уголовно-исполнительное право: Пособие для сдачи экзамена - М.: Юрайт - Издат, 2004, Под ред.С.М. Зубарева, ст. 43.

 

Основными направлениями воспитательной работы выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (чЛ ст.110 УИК РФ).

Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого обществ, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.

Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направленно на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.

Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой формирование трудовых навыков и умений у осужденных, развитие у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни - единственно правильный приемлемый для них дальнейший путь.

Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направленно не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания наказания.

К иным направлениям воспитательного воздействия относится социально-политическое, экономическое, эстетическое, экологическое воспитание.

Процесс перевоспитания в пенитенциарных учреждениях организуется в жестких правовых рамках, что обусловлено специфическим объектом воздействия - осужденными, их правовым статусом. Правовая регламентация процесса перевоспитания вызывается, прежде всего, необходимостью соблюдения законности при исполнении уголовного наказания. Правовому регулированию подвергается практически все основные элементы педагогической системы: производственная, общественная, учебная, бытовая и другие сферы жизни осужденных; служебная деятельность сотрудников, воспитателей; взаимоотношения сотрудников и осужденных; применение основных средств исправления и перевоспитания, форм и методов педагогического воздействия. Заметим, что строгие правовые рамки несут в себе положительный воспитательный потенциал. Они способствуют выработке соответствующего отношения к закону, к требованиям и традициям общества, формируют дисциплинированность и ответственность, умение соотносить свои потребности и возможности с потребностями других людей.

В реальном процессе перевоспитания часто возникают противоречия между педагогической целесообразностью и правовыми предписаниями. Педагогический процесс творческий, требующий постоянного изменения, совершенствования форм, средств и методов воздействия, а правовая форма явление более консервативное. Правовая норма не может отразить в себе всю индивидуальность личности и многообразие возникающих педагогических ситуаций, она является обобщающим предписанием. Педагогические же решения всегда рассматривают конкретную личность. Они во многом определяются ситуацией, особенностями личности как воспйтуемого, так и воспитателя. Взаимное влияние педагогики и права расширяет сферы их положительного воздействия на осужденных и усиливает процесс исправления их личности. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы определенны в ст.110 УИК РФ. Воспитательная работа проводится в трех основных формах: 1) индивидуальной 2) групповой 3) массовой.

При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.

Массовые формы (лекции, вечера вопросов и ответов, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера и др.) используются при проведении воспитательных мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов и постановке задач на определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий.

Более распространенным являются групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.).

Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т.д.

В соответствии с приказом Минюста РФ от 30 декабря 2005 г. № 259 "Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний" отряд осужденных создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом и создания оптимальных условий отбывания наказания осужденными в соответствии с требованиями УИК РФ. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствие с актами Минюста России в исправительной колонии в пределах 50-100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных, в воспитательной колонии - 120 человек.

Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. В содержание индивидуальной работы входят: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимся к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д.

В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе УИС. Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения, который имеет высшее или среднее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). Индивидуальная воспитательная работа включает в себя систему целенаправленных психолого-педагогических и режимно-правовых воздействий, применяемых с учетом индивидуальных особенностей личности. Индивидуальную воспитательную работу в ИУ организует начальник отряда. Для ее правильной организации и проведения необходимо предварительное изучение личного дела осужденного, в том числе - с помощью психологических тестов. Индивидуальная работа базируется на индивидуальном подходе. Он предполагает организацию педагогического воздействия на конкретного осужденного, основанного на знании его черт личности и условий жизни. Тогда индивидуальную воспитательную работу можно определить как систему целенаправленного воздействия субъектов на объект - осужденного. Изучение личности осужденного - сложный и длительный процесс, требующий соблюдения следующих педагогических принципов:

взаимосвязь изучения и воспитания;

плановость изучения (изучать личность не от случая к случаю, а постоянно по специальной программе);

целенаправленность изучения (почему один испытывает напряженность, другой не хочет учиться и т.д.);

непрерывность и преемственность изучения;

всесторонность изучения;

изучение личности в развитии;

взаимопроверка сведений о конкретной личности.

Содержание воспитательной работы в отряде зависит от того, на каком этапе отбывания наказания находится осужденный. Условно можно выделить:

адаптация к условиям ИУ (начальный этап);

реализация комплекса средств исправления (основной этап); - подготовка к освобождению (заключительный этап).

На начальном этапе проводится углубленное ознакомление с личным делом осужденного и психолого-педагогическое изучение личности с выявлением отношения к совершенному преступлению и назначенному наказанию, установлением степени криминальной зараженности и педагогической запущенности. По тому, как проходит процесс социально-психологической адаптации к условиям ИУ, определяется степень восприятия осужденным условий отбывания наказания и оказываемого на него исправительного воздействия.

Результатом первичного изучения личности осужденного должен стать индивидуальный социально-психологический портрет (характеристика), включающий в качестве разделов уголовно-правовую, социально-демографическую, психо лого-педагогическую и иную информацию. Такую работу проводит начальник отряда во взаимодействии с сотрудниками психологической, режимной и оперативной служб, медсанчасти. Результаты отражаются в документации начальника отряда.

В целом на начальном этапе с каждым осужденным проводится:

ознакомительно-ориентационные беседы начальника отряда, в ходе которых выявляются личностные установки по отбытию наказания, круг общения, социальный статус среди осужденных, социально-полезные связи на свободе, отношение к факту совершенного преступления и наказания, степень осознания вины, личные перспективы, согласование вопросов трудоустройства в колонии, разъяснение требований и правил внутреннего распорядка;

наблюдение и контроль со стороны начальника отряда, членов совета воспитателей, а также общественных формирований за его поведением, трудовой деятельностью, кругом общения, взаимоотношениями с другими осужденными и представителями администрации, участием в проводимых мероприятиях;

контроль за выполнением различных поручений администрации, постепенное приобщение к жизни отряда;

в случае необходимости, корректировка его поведения с помощью бесед и мер общественного и дисциплинарного воздействия;

составление плана индивидуально-воспитательной работы на период адаптации и перспективного плана работы с осужденным на весь период отбывания наказания (предлагаемый перечень вопросов может быть изменен и дополнен).

Затем начальник отряда с помощью психолога и социального работника составляет комплексную программу исправления осужденного, результаты которого отражаются в дневнике индивидуальной воспитательной работы. На основном этапе проводится целенаправленная и дифференцированная воспитательная работа с учетом индивидуальных особенностей каждого осужденного, выявленных на начальном этапе, по составленной комплексной программе исправления.

Осужденные, находящиеся на основном этапе отбывания наказания, привлекаются ко всем групповым и массовым мероприятиям, проводимым на уровне отряда и колонии в целом. С каждым осужденным проводится углубленная индивидуальная воспитательная работа.

На основном этапе может быть осуществлен перевод осужденного, в соответствии с установленными законом требованиями и достигнутыми результатами исправления, в облегченные условия отбывания наказания. Такой перевод может быть осуществлен как внутри одного и того же отряда, так и сопровождаться переводом в другой отряд. В целом на основном этапе осуществляется:

определение перспективы прогрессивного перевода на другие условия отбывания наказания (ежегодно);

привлечение к мероприятиям проводимым в отряде (постоянно);

вовлечение в работу самодеятельных организаций (постоянно);

ознакомление с методиками самовоспитания (ежемесячно);

проведение аттестации (ежегодно);

заслушивание на заседании Совета воспитателей отряда;

контроль за соблюдением личной гигиены (еженедельно);

контроль за отношением к лечению (постоянно);

контроль за отношением к работе (постоянно);

контроль за взаимоотношениями среди осужденных в отряде (постоянно);

контроль за дружескими связями (постоянно);

контроль за содержанием спального места (постоянно);

определение отношения к соблюдению режима (постоянно);

определение отношения к воспитательным мероприятиям (постоянно);

изучение переписки (постоянно);

выявление психологических и нравственных изменений за период отбывания наказания (до очередной аттестации);

определение отношения в коллективе (ежемесячно);

возложение поручений на осужденного и осуществление контроля за его исполнением (постоянно);

проведение работы по укреплению социально-полезных связей (ежеквартально);

сбор и обобщение независимых характеристик (каждое полугодие);

заслушивание на заседании самодеятельных организаций осужденных перед годовой аттестацией (ежегодно).

На заключительном этапе проводится целенаправленная работа по подготовке к освобождению. На основе этого осуществляется:

организация школы по подготовке осужденного к освобождению (за год до освобождения);

рассмотрение вопросов трудового, бытового устройства после освобождения путем проведения бесед с осужденным и рассылкой запросов по будущему месту жительства (за пол года до освобождения);

проведение социально-психологических тренингов (за год до освобождения);

решение вопросов о предоставлении краткосрочного отпуска за пределы ИУ (за пол года до освобождения).

При реализации данного этапа начальник отряда наиболее тесно взаимодействует со службой социальной работы ИУ. Целесообразно также привлекать к работе психолога для проведения психологических тренингов, воспроизводящих вхождение в реальную жизнь после освобождения с выработкой соответствующих психологических установок.

Записи в карточках индивидуальной воспитательной работы с осужденными проводится не реже одного раза в полугодие в виде расширенной характеристики поведения осужденного за прошедшее полугодие и результатами выполнения запланированных мероприятий с постановкой задач на следующее полугодие, либо в соответствии с запланированными конкретными сроками.

Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется только начальником отряда. В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения - педагог и воспитатель[1].

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: