Подходящая и неподходящая работа




Начнем с того, что подходящей считается такая работа (в том числе временного характера), которая соответствует гражданину с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья и транспортной доступности рабочего места (п. 1 ст. 4 Закона о занятости). Как правило, максимальная удаленность работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного ­транспорта в данной местности (п. 10 Порядка регистрации).

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о занятости оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая предварительной подготовки, считается подходящей для следующих граждан:

  • впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии (специальности);
  • уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность;
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после ­длительного (более одного года) перерыва;
  • направленных органами службы занятости на обучение ­и отчисленных за виновные действия;
  • отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии, получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также не работавших более трех лет;
  • обратившихся в органы службы занятости после окончания ­сезонных работ.

В свою очередь подходящей не может считаться работа, если:

  • она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
  • условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  • предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Однако данное положение не распространяется на граждан, заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения. В этом случае исходят из того, что доход должен быть не ниже величины прожиточного минимума (п. 4 ст. 4 Закона о занятости).

Прием на работу. Действия работодателя

Работник государственного учреждения службы занятости по телефону согласовывает с работодателем направление гражданина на собеседование и выдает соискателю направление на работу, оформленное в соответствии с Приложением № 6 к Регламенту (п. 54 Регламента). При этом ­безработному лицу может быть одновременно выдано не более двух направлений.

В свою очередь работодатель вправе принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с лицами, имеющими направление органов службы занятости (п. 1 ст. 26 Закона о занятости).

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема сотрудника (см. Пример 2). В случае отказа в приеме на работу работодатель делает в направлении отметку о дне явки и причине отказа и возвращает направление гражданину (п. 5 ст. 25 Закона о занятости).

Пример 2

Повышение квалификации

Положение об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения утверждено постановлением Минтруда № 3 и Минобразования № 1 от 13.01.2000 г. (далее – Положение о профессиональной подготовке). Административный регламент предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального ­обучения прописан в приказе Минздравсоцразвития от 01.11.2007 г. № 680.

Следует отметить, что профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения должно проводиться по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда. При этом гражданину не может быть предложена профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности дважды (п. 2 Положения о профессиональной подготовке).

Согласно п. 1 ст. 23 Закона о занятости профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

  • гражданин не имеет профессии;
  • невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия ­у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
  • гражданину необходимо изменить профессию в связи с отсутствием ­работы, отвечающей имеющимся у него профессиональным навыкам;
  • гражданином утрачена способность к выполнению работы ­по прежней профессии.

Приоритетным правом на профподготовку пользуются следующие лица (п. 3 ст. 23 Закона о занятости):

  • инвалиды;
  • безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
  • граждане, уволенные с военной службы;
  • жены (мужья) военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы;
  • выпускники общеобразовательных учреждений;
  • граждане, ранее не работавшие и при этом не имеющие профессии.

Заметим, что продолжительность обучения не должна превышать 6 месяцев, а в отдельных случаях – 12 месяцев (п. 4 Положения о профессиональной подготовке). Так что получение безработными гражданами второго высшего либо среднего профессионального образования по направлению органов службы занятости невозможно (п. 8 Положения ­о профессиональной подготовке).

В соответствии с п. 25 Положения о профессиональной подготовке безработным гражданам, направленным на профессиональное обучение, государство гарантирует:

  • бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование;
  • бесплатное обучение;
  • выплату стипендии (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Размеры стипендии, выплачиваемой в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости

Между тем размер стипендии может быть уменьшен на 25% сроком на один месяц либо ее выплата может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины (п. 5 ст. 29 Закона о занятости).

При этом гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, стипендия начисляется начиная с первого дня по окончании периода, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (п. 4 ст. 29 Закона о занятости).

Общественные работы

В целях обеспечения временной занятости населения органы службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ. В данном случае речь идет о трудовой деятельности, имеющей социально полезную направленность (п. 1 ст. 24 Закона о занятости). Положение об организации общественных работ утверждено постановлением Правительства от 14.07.1997 г. № 875 (далее – Положение об общественных работах). Административный регламент предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ прописан в приказе Минздравсоцразвития от 07.06.2007 г. № 401.

Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются граждане, не получающие пособия по безработице, и лица, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. При этом участие граждан в таких работах допускается только с их согласия (п. 2 ст. 24 Закона о занятости).

В данном случае с лицами, участвующими в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. При этом указанный документ может быть досрочно расторгнут гражданином при его устройстве на постоянную или временную работу (п. 2 ст. 24 Закона о занятости). На лиц, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании (п. 4 ст. 24 Закона о занятости). Финансирование таких работ производится за счет средств организаций, в которых они проводятся (п. 5 ст. 24 Закона о занятости).

В этот период за гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице. Исключение составляют лишь уже упомянутые лица, для которых в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о занятости данная работа считается подходящей (п. 3 ст. 24 Закона о занятости). Основанием для выплаты пособия в период участия безработного гражданина в общественных работах является уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки о фактически отработанном времени, ежемесячно выдаваемой работодателем (п. 18 Положения об общественных работах).

Кстати, время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию (п. 14 ­Положения об общественных работах).

Выплаты безработным



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: