Лик и личины науки: наука и не-наука




 

 

Итак, в ходе своего рассмотрения мы исходим из того, что наука - это высокоспециализированная дея­тельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования. Наука, кроме того, - знание, достигшее наибольшей оптимальности по критериям обосно­ванности, достоверности, непротиворечивости, точности и пло­дотворности. Очевидно, что знание, не достигшее по вышеуказанным критериям необходимой зрелости, мы не можем назы­вать наукой. В таком случае, как квалифицировать знание такого типа?

Попробуем обратиться к примерам. Почему, в частности, тела падают по направлению к Земле? Североамериканские индейцы объясняли это явление взыванием духа Матери - Земли к ду­хам, заключенным в конкретных телах. Античный ученый Аристотель полагал, что все тела стремятся к своему естественному месту. Классик науки Нового времени И.Ньютон постулировал наличие сил взаимопритяжения. Тогда как реформатор современной физики А.Эйнштейн считал, что таких сил вовсе нет, а тела движутся по линиям искривленного пространства-времени. Отметим, что доказательная сила уравнений Эйнштейна и Нью­тона такова, что по ним вычисляются орбиты планет, комет, искусственных спутников Земли и многое другое. Необходимо добавить, что явления гравитации изучаются в специально созданных лабораторных условиях.

Существенно по-иному обстоят дела в приведенных выше случаях воззрений ин­дейцев и Аристотеля: их эвристическая сила, как нетрудно заметить, очень мала, и они не нуждаются в каком-либо лабораторном подтверждении. Тогда как концепции Ньютона и Эйнштейна при всем их различии подпадают под все те же критерии научности, которые перечислялись выше. Более того, они определенным образом согласуются друг с дру­гом: уравнения Ньютона — это предельный случай уравнений Эйнштейна. Более развитая научная теория вовсе не отменяет научный статус своей предшественницы. Что же касается воззрений индейцев и Аристотеля, то о них научные теории гравитации полнос­тью умалчивают: они просто вне науки. Вместе с тем будет показательным отметить, что упомянутый нами Аристотель в области логики вполне может квалифицироваться как уче­ный и более того – основоположник этой научной дисциплины.

Итак, изложенное выше дает нам основания констатировать, что наука локализуется в поле производства определенно­го знания, отнюдь не любого знания, а именно подчиняющегося нормам связности, проверяемости и практической эффективности. Можно сказать, что знание на­зывают вполне оправданно научным тогда, когда оно выступа­ет элементом определенной связности, последнюю во всей ее полноте как раз и называют наукой. Впрочем, о науке у нас будет еще много возможностей поговорить в следующих разделах учебного пособия. Здесь же определимся с таким феноменом как не-наука. Рассмотрим этот термин подробнее. В термине "не-наука" приставка не придает слову наука осознанно резкое, негативное содержание: не-наука - это все то, что противостоит науке.

Обратимся теперь к терминам, призванным эксплицировать особен­ности и структурные составляющие не-науки - это нерациональность, обыденное знание, паранаука, девиантная наука, вульгаризированная наука и, наконец, даже лженаука. Науку традиционно принято считать оплотом рациональности, которая и противостоит нерациональ­ности (иррациональности). В действительности же наука яв­ляется оплотом как научной рациональности, так и научной иррациональности (а это, к примеру, столь важные в познании научная ин­туиция, воображение, творчество) без которых научное исследование вообще невозможно. Надо подчеркнуть, что наука как некая безупречная по строгости и обоснованности система знания существует лишь в представлениях людей достаточно далеких от реальной научной работы. Научные исследования проводятся всегда конкретными людьми, объективно ограниченными, с одной стороны, историческими обстоятельствами, с другой – уровнем собственного понимания ценностей и целей научного исследования. И в этом смысле наука на каждом конкретном этапе ее развития просто переполнена разного рода заблуждениями, неясностями, да и просто ошибками. Вот что по этому поводу писал один из выдающихся физиков ХХ столетия Луи де Бройль: «Люди, которые сами занимаются наукой, довольно часто полагают, что науки всегда дают абсолютно достоверные положения; эти люди считают, что научные работники делают свои выводы на основе неоспоримых фактов и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ошибки или возврата назад. Однако состояние современной науки, так же как и история наук в прошлом, доказывает, что дело обстоят совершенно не так»[1].

Следует иметь в виду, что параллельно науке развивается паранаука, которая в ряде случаев начинает играть самостоятельную роль и даже выходит на передний план в духовной жизни общества. В последнее время наблюдается возрастание общественного интереса к проблематике, относящейся к паранауке. В средствах массовой информации оживленно, правда не всегда профессионально, обсуждаются загадочные явления человеческой психики, влияние природно-космической среды на человеческие судьбы, возмож­ные контакты нашей цивилизации с другими обитателями Вселен­ной и т.п. Многие паранаучные идеи превратились во влиятельную социальную силу, породили специфическую эмоциональную атмосферу в обществе. Нельзя не видеть, что в современных условиях в обсуждение вопросов паранаучного ха­рактера втянулись значительные интеллектуальные силы.

Надо разобраться в тех причинах, что играют роль своеобразной подпитки для распространения паранауки. Немаловажное значение здесь приобретает социально-психологический контекст проблемы. Наша страна, увы!, несколько раз за истекший ХХ век сталкивалась с достаточно продолжительными этапами предреволюционной или послереволюционной идейной смуты. Нет нужды специально доказывать, что в этот период в общественном сознании доминируют реформаторские идеи и настроения. В свою очередь доверие к доводам логики, всему устоявшемуся и рациональному резко падает. В такое переходное время массы ждут чуда и жаждут нового духовного опыта, который бы разорвал так надоевшие всем путы сложившейся системы миропонимания – базовых принципов доказательности знания, норм его обоснованности, достоверности и т.п. Эти вновь открывающиеся дали – мистика, оккультизм, религиозный экстаз и т.п. – предлагают всем новообращенным столь долгожданную полноту опыта, приоткрывают, как кажется, закрытый до сих пор полог истины. Рассмотрим обстоятельнее исторические формы паранауки. Начнем с девиантной науки.

Девиантная наука

Известно, что судьба новой идеи во многом зависит от того, как она воспри­нимается в научных кругах. История знает немало примеров, когда многие ценные научные достижения отвергались даже выдающимися учеными. Главная причина такого неприятия в том, что эти достижения не укладывались в господствующие пред­ставления о нормах и идеалах научности. Так получилось, на­пример, с геометрией Лобачевского. Пятая аксиома геометрии известного русского математика отрицает пя­тый постулат евклидовой геометрии, гласящий, что через точку, которая лежит на плоскости вне прямой, на этой плоскости можно провести не более одной прямой, не пересекающей дан­ную прямую. Аксиома Лобачевского была сформулирована так: «Через точку, лежащую на плоскости вне прямой, на этой плос­кости можно провести более одной прямой, не пересекающей данную прямую». Множество аксиом вместе с выведенными из них теоремами было названо Н.И. Лобачевским воображаемой геометрией.

Большинство математиков, современников Н.И. Лобачевско­го, не приняли его воображаемой геометрии не потому, что она содержала в себе какие-то ошибки или логические противоре­чия. Подчеркнем, что это была идеально строгая и точная система. Причины не­признания крылись в ее необычности для мышления тогдашних геометров. Никто из них ни психологически, ни методологиче­ски не был подготовлен к отрицанию пятого постулата евклидо­вой геометрии, история которой насчитывала многие столетия и которая оправдала себя в практических приложениях. Академик М.С. Остроградский опубликовал на работу Н.И. Лобачевского отрицательную рецензию, которая послужила основанием для насме­шек и издевательств над великим математиком и его геометрией. К примеру, журнал «Сын Отечества» поместил фельетон, где его научная теория характе­ризовалась как плод уродливой фантазии, согласно которой чер­ное представляется белым, круглое — четырехугольным и т.д. «Почему бы, — иронизировали авторы, — вместо заглавия «О нача­лах геометрии» не написать, например, «Сатира на геометрию», «Карикатура на геометрию» и что-нибудь подобное? Тогда бы всякий с первого взгляда видел, что это за книга, и автор избе­жал бы множества невыгодных для него толков и суждений».

Признание пришло к великому математику лишь после его смерти — благодаря работам Е. Бельтрами и Ф. Клейна, которые нашли интерпретации первой неевклидовой геометрии и тем са­мым доказали ее истинность. «Вина» Н.И. Лобачевского заключалась в том, что он отклонился от общепринятой научной пара­дигмы и, фактически, бросил вызов сложившейся корпорации исследователей. Случай с Н.И. Лобачевским отнюдь не единичный. Еще раньше мно­гими игнорировались теория всемирного тяготения и оптика Ньютона. Даже он сам был серьезно озабочен тем, что его тео­рии не соответствуют господствующему в то время картезиан­скому образу научных знаний.

Как ненаучные рассматривались вначале результаты иссле­дований А.Л.Чижевского, создателя гелиобиологии — науки о воздействии космических процессов, в первую очередь сол­нечной активности, на массовые явления и процессы, которые протекают в земной биосфере, человеческом организме и обще­стве. Идеи ученого перекликались с утверждениями одной из самых почитаемых в наше время представительниц паранаучных знаний — астрологии, но тогда эти ассоциации оказались едва ли не главной причиной настороженности со стороны на­учной элиты или даже полного их отклонения.

Множественность подобных примеров дает основания выде­лить и сделать предметом специального методологического ана­лиза механизмы возникновения и существования плодотвор­ных, но «еретических» для определенного исторического периода идей в науке. Совокупность их называют девиантной (лат. deviantio — отклонение) наукой. Ее представи­тели, как правило, люди с хорошей научной подготовкой и ост­рой интуицией, но по тем или иным причинам избравшие для исследования объекты, которые находятся на периферии господ­ствующих научных направлений, или принявшие методы, отли­чающиеся от общепринятых.

Разумеется, не все новые идеи, которые не признаются на­учным сообществом, оказываются ценными и плодотворными. Среди них немало просто нелепых. Но их демаркация от тех, которые на самом деле имеют научную ценность, происходит не сразу. Сначала, как правило, они существуют в виде гипотетических утверждений и потому требуют существенного времени для своей проверки и внедрения. Поэтому главное методологическое (и этическое) требование по отношению к девиантным знаниям — терпимость со стороны научного окружения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: