Демонстрация иллюстративного материала




МЕТОДЫОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ

ПЛАН.

1. Наглядные: наблюдение, демонстрация илюстративного материала, демонстрация ТСО.

2. Практические: труд,опыты, игры.

3. Словесные: рассказ воспитателя, исп худ лит-ры, беседа.

 

Лит-ра: Ярышева 156-210.

 

 

1. Задачи программы д/с по ознакомлению с природой осуществляется с помощью различных методов. Итак, метод – это способ взаимосвязанной деятельности воспитателя и детей, направленый на лучшее усвоение знаний, приобретение определенных умений и навыков, развитие познавательной активности, самостоятельности и твоческих способностей детей.

 

В ознакомлении дошкольников с природой используются методы: наблюдение, демонстрирование картин, кинофильмов, диафильмов, несложные опыты, труд в природе, игры, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседа.

Используя тот или иной метод воспитатель пользуется приемами: показ, вопрос, пояснение. Т.о. прием является составной частью метода.

В педагогике существует система классификации методов обучения по источнику знаний:

- наглядные (наблюдение, рассматривание иллюстративного материала);

- практические (труд в природе, опыты);

- словесные (рассказ, беседа, чтение худ лит-ры).

В концепции дошкольного воспитания большое внимание отводится методам воспитания и обучения, которые обеспечивают всестороннее развитие детей и помогают осуществить индивидуальный подход.

От чего зависит выбор метода?

1. От особенностей познавательной деятельности дошкольников (Т.к. наглядно-образное мышление является основным в этом возрасте и ребенок знакомится со многими объектами природы впервые, необходимо отдавать предпочтение методам, которые обеспечат непосредственный контакт: наблюдение, труд, опыт, игра с природным материалом).

2. От конкретных заданий учебно-воспитательной работы, от этапа усвоения знаний детьми (В усвоении детьми знаний выделяются 3 этапа: - первичное ознакомление; - закрепление; - систематизация, обобщение). Для 1 этапа эффективно использовать наглядные, практические методы. Для 2 этапа – игры, труд, демонстрация картин, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, рассказ воспитателя, чтение детской лит-ры о природе. Для 3 этапа – беседа, дидактические игры.

3. От конкретных условий работы д/с. (В сельской местности можно наблюдать за живыми объектами природы, в отличии от городских д/с, где больше используются картинки).

Все методы взаимосвязаны и часто используются в комплексе, например наблюдение с рассказом воспитателя и игрой.

 

Наглядные методы.

Наблюдение

– основной метод ознакомления детей с природой.

В педагогической и психологической лит-ре наблюдение рассматривали: Г.О. Люблинская, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, М.М.Скаткин, Л.В.Занков, И.Я.Лернер, П.А.Рудик, А.О.Смирнов, Г.К.Матвеева, П.Г.Саморукова, Г.И.Васильэва, Н.И.Ветрова и др.

Значение н аблюдения:

- способствует развитию речи детей;

- в процессе развиваются анализаторы: зрение, слух, обоняние, ощущение, усваиваются сенсорные эталоны;

- наблюдение дает возможность успешно решать задачи экологического воспитания;

- велика роль в формировании любви к родному краю;

- наблюдение формирует эстетические впечатления;

- полезны наблюдения и для физического развития детей, т.к. осуществляются на природе.

Наблюдения классифицируются в зависимости от:

А) длительности (эпизодические – за радугой, длительные – за фазой развития растения, от посадки до цветения);

Б) дидактической цели (первичные – первое представление о особенностях объекта, повторные – связаны с получением новой информации о особенностях объекта, изменениях, происходящих в процессе развития, заключительные – представление о изменениях, произошедших в природе за определенный промежуток времени – времена года, сравнительные- для активизации умственной деятельности, обобщений, классификации объектов природы);

В) способа организации (коллективные – вся группа детей или подгруппа и индивидуальные, плановые и внеплановые – по инициативе детей).

 

Методика руководства наблюдениями

Структура.

Наблюдение условно делится на 4 этапа:

1. подготовительный. Цель его: вызвать у детей интерес к наблюдаемому объекту. Для этого используется короткая беседа (для определения, что дети уже знают); иллюстрации, диафильм. Такая работа проводится за 1-2 дня до начала наблюдения

2. начало наблюдения. Цель: поддерживать интерес к объекту, сосредоточить их внимание. Для этого в группах младшего дошкольного возраста используется сюрпризный момент появления объекта. После появления воспитатель ставит цель – сейчас рассмотрим его. В группах старшего возраста используются загадки

3. основной (наиболее длительный по времени). Вначале наблюдения 1-2мин необходимо дать детям молча воспринимать объект, чтобы сформировался целостный образ. Далее слово воспитателя должно быть нацелено на восприятие эстетического вида объекта (Посмотрите, какой хорошенький). Дальнейшее рассматривание объекта включает анализ его особенностей и приспособление к окружающей среде, общие признаки с другими объектами, взаимосвязи с ними, с человеком. В результате у детей должны сформироваться точные представления о объекте природы

4. заключительный. Цель его: подведение итогов, закрепления тех знаний, которые получили дети в процессе наблюдения.

Схема наблюдения за объектами.

Во время наблюдения за явлениями неживой природы целесообразно пользоваться схемой:

- оценка красоты, своеобразие явления природы;

- определение доступных пониманию детей причин явления;

- значение этого явления в жизни природы, деятельности человека.

Например, наблюдение за облаками. «Посмотрите, какие сегодня нежные облака на голубом небе. Вы уже видели когда-нибудь такие? Кто знает, как они называются? На что они похожи? Почему их назвали перистыми? Выпадает ли из таких облаков дождь или снег? Пояснение воспитателя:- эти облак находятся высоко в небе. Кто из вас летал на самолете, знает, что на высоте очень холодно и облака эти состоят маленьких снежинок. Вы правильно заметили, что из этих облаков не выпадает снег и дождь. Люди любуются прозрачным голубым небом с легкими, как перья облаками и художники рисуют их на картинах»

Во время наблюдения за живыми объектами. Растениями:

- оценка эстетического вида и особенностей строения растения;

- требования растения к условиям жизни;

- значение для природы и жизни человека

- интерпритация воспринятого в свете знаний детей

Во время наблюдения за живыми объектами. Животными:

- оценка эстетического вида и особенностей строения животных в зависимости от способа жизни;

- способ жизни животных (где живет, чем питается, как защищается, какие сезонные изменения происходят);

- интерпритация воспринятого в свете знаний детей.

Подготовка воспитателя к наблюдению.

Воспитатель обязан знать программу д/с, для того чтобы реализовать в процессе наблюдения обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Обучающие – предполагают формирование конкретных представлений о объектах, связи между ними. Развивающие – нацелены на развитие психических процессов. Воспитательные – на формирование у детей правильного отношения.

Успех проведения наблюдения зависит от:

- выбора места для наблюдения. Необходимо выбирать тот объект, в котором наиболее полно выявлены те свойства, на которые надо обратить внимание, например выбрать группу деревьев, в которых ярко выражены признаки золотой осени. Необходимо продумывать как размещать детей, например летом – в тени.;

- во время наблюдений за домашними животными в у/п необходимо подготовить объект. Чтобы животные проявили характерные черты поведения, не рекомендуется кормить зараннее. Например, завернуть мясо в бумагу, привязать на нитку – дети увидят действие острых когтей, тонкого нюха;

- слова, которыми воспитатель называет действие животного, должны быть правильно подобраны – кролик прыгает, а не бегает, кошка – лакает, а не пьнт молоко;

- во время наблюдения необходимо разместить детей так, чтобы всем было хорошо видно объект.

Приемы активизации познавательной деятельности детей в процессе наблюдения

Основным методическим приемом в процессе наблюдения является вопрос. Продумать и сформулировать вопрос к наблюдению – ответственный момент в подготовке к наблюдению. Каждый вопрос должен содержать конкретную мысль, доступную пониманию детей, обязательно должен быть учитан и предидущий опыт детей.

Характер вопросов, их сложность зависит от возраста детей. В группах младшего дошкольного возраста вопрос воспитателя должен быть нацелен на определение свойств и качеств объектов: Какого цвета? Что делает? Что ест?

В группах старшего возраста испоьзуются вопросы, нацеленные на определение зависимости между явлениями в природе (посковых, проблемных): Почему весной на снегу образуется корочка? Почему весной снег на улице растаял, а в саду лежит? Дети не всегда сами могут найти правильный ответ, в этих случаях используется пояснение. В младших группах пояснения короткие: Голубь полетел в голубятник. Это домик, где живут голуби.

Пояснения для детей старшего возраста должны подводить детей к установлению зависимости и представлений: поясняя детям роль защитной окраски у насекомых, воспитатель подводит детей к представлению, что такая окраска помогает сохранить жизнь.

Кроме пояснений можно использовать рассказ. Воспитатель рассказывает о том, что непосредственно не видно: наблюдая за муравейником – сверху видно лишь часть муравейника. Муравьи живут под землей, там они построили много ходов, живут сами и их личинки.

Большую роль в наблюдении играет сравнение – оно помогает сформировать более точные представления. Необходимо учить детей сравнивать разные явления. Для этого надо поставить перед детьми познавательное задание, чтобы решение его было невозможным без использования сравнения: чем отличается?, что общего?

В проведении наблюдений используются игровые приемы. Они вызывают интерес, и делают процесс наблюдения доступным и привлекательным. Например, имитация движений животных: попрыгали как воробушки.

Большое значение во время наблюдений играет художественное слово. Оно обостряет чувственное восприятие, способствует созданию более ярких образов. Используются: стихотворения, фольклор – загадки, легенды, приметы.

Методика проведения наблюдений одна как в повседневной жизни так и вовремя проведения занятий – проводятся во все времена года, и связаны с постепенными изменениями в природе. Объем знаний определяется программой д/с: ознакомление с явлениями неживой природы, животным миром, ростительным, трудом человека в природе в разное время года.

Демонстрация иллюстративного материала

Имеет большое значение в воспитании эстетических чувств, формировании гуманного, бережного отношения к родной природе.

Требования к илюстративному материалу

Должен вызывать чувственные образы и должен быть изображен реалистично.

Классификация ил.материала по озн детей с природой:

- предметные картинки (на которых изображен конкретный объект)

- сюжетные (изображено несколько объектов в определенной связи)

- художественные картины – репродукции известных художников (Левитан, Шишкин..).

Широко исп в д/с предметные и сюжетные картинки из серии С.О.Веретенниковой «Домашние животные», «Птицы», «Травянистые растения,» О.И. Соловйовой «Четыре времени года», П.С. Меньшиковой «Дикие животные».

В Украине издательством «Мистецтво» изданы серии картин «Домашние животные», «Дикие» (З.П.Плохий), «Дошкольникам о лесе, луге, водойоме», «Дошкольникам о природе» 3 выпуска (Н.Ф.Ярышева).

Используется книжная графика – иллюстрации Э. Чарушина, Ю.Васнецова, М.Устинова.

Рассматривание картин проводится в повседневной жизни и во время занятий. Индивидуально и группами, утром во время приема детей и во время вечерней прогулки.

С детьми раннего возраста и 1 младшей группы – исп предметные картинки, иллюстрации с изображением немногих объектов (заяц, петух, медведь…). Цель: научить узнавать и называть.

11 младшая группа – исп для уточнения и конкретизации знаний детей, а также закрепления. Цель: узнавать, называть характерные признаки, части тела, действия

Средняя группа – рассматривание нацелено на расширение знаний детей. Должно сопровождаться с рассказом воспитателя.

Старшие группы – для уточнения представлений, формирования понятий в процессе беседы по картине. Использовать сравнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: