Использование игр во время озн детей с природой




Игра- осн деятельность ребенка дошк возраста. Они вызывают радость, повышают эмоциональный тонус.

Используют:

- строительные. С природным материалом – песком, водой, глиной, льдом, листьями, плодами

- сюжетно-ролевые. После экскурсий

- подвижные – на закрепление. «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Совушка-сова», «Гуси-гуси», «Зайцы и волк»…

- дидактические:

а) с природным материалом «С какого дерева листок», «Вершки и корешки».

б) с картинками «Что кому необходимо»

в) с игрушками «Чудесный мешочек»

г) словесные «Бывает-не бывает»

Методика проведения дидактических игр

Младшая группа

1. Сюрпризный момент

2. Рассматривание и короткая беседа

3. Объяснение правил в ходе игры

4. Ход игры

5. Позитивная оценка всех детей

Средняя группа

1. Сюрпризный момент только 1 полугодие

2. Рассматривание предметов и короткая беседа

3. Пояснение правил

4. Закрепление правил

5. Ход

6. Диференцированная оценка

Старшая группа

1. Короткая беседа об объекте

2. Пояснение правил, закрепление

3. Ход игры в первом варианте

4. Пояснение другого варианта игры, закрепление (усложнение заданий)

5. Ход другого варианта

6. Итог игры – оценка воспитателем деятельности детей в игре

7. Участие детей в анализе и оценке действий товарищей

Игры:

Младшая гр – «Отгадай какой цветок», «Отгадай на вкус», «Чей домик».

Средняя гр – «Магазин», «Найди пару»

Старшая гр - «Отгадай, что растет», «Когда это бывает», «Путаница»

 

 

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ

Рассказ воспитателя.

Ценность его:

1. Оперативность

2. Возможность использовать в пед ситуациях, когда у детей возникает интерес к объекту.

3. Исп во время наблюдений и рассматривании картинок, что обеспечивает тесную связь между наглядностью и словом.

4. Всегда строится с учетом возраста детей и их подготовленности.

 

Требования к рассказу в-ля

1. Должна способствовать формированию очевидных знаний о природе

2. Должны в доступной форме раскрываться связи и зависимости в природе

3. Должен быть образным, эмоциональным, интересным направленным на формирование у детей разумного, доброго отношения к природе.

 

В рассказе используют словесные логические задания. Ценность их:

- проблемный вопро воспитателя вызывает у детей активный интерес, что содействует лучшему усвоению знаний;

- раскрытие причинных связей способствует формированию критичности мышления;

- моральные ситуации, которые лежат в основе логических заданий, вызывают гуманные чувства, сочувствие;

- в процессе решения заданий дети самоутверждаются в отношении к природе.

 

Чаще в повседневной жизни и на занятиях используются описательные рассказы. Описательный рассказ включает в себя такие элементы информации:

1. Эстетические свойства объекта и особенности строения.

2. Связь растений, животных с условиями жизни

3. Значение растений, животных в природе и жизни человека..

Описательный рассказ можно использовать во время наблюдений на прогулке, при рассматривании картинок и на занятиях.

Во время рассказа активизировать детей вопросами, выслушивать их мнение, использовать картинки.

 

 

Использование детской литературы о природе

Значение:

1. Способствует расширению круга знаний о природе.

2. Чтение худ лит-ры и разучивание стихотворений способствуют развитию речи, формированию умения образно выражать свои мысли.

3. Книга явл-ся богатым материалом для воспитания у детей познавательных интересов, наблюдательности.

4. Велика воспитательная роль книги о природе (влияет на эмоциональную сферу)

 

Условия подбора худ произведений о природе:

1. Информация должна быть правильная и реалистичная.

2. Связи и зависимости должны раскрываться в доступной детям форме.

3. Худ произведения должны быть интересными

4. Язык – выразительным и поэтичным.

5. Идея должна быть направлена на разумное бережное отношение к природе.

 

Этим требованиям отвечают произведения писателей-классиков:

- К.Д.Ушинский «Бишка», «Васька», «Четыре желания»;

- Л.Н.Толстой «Лев и собачка», «Акула», «Прыжок»;

- В. Бианки «Хвосты», «Чей нос лучше», «Первая охота»;

- М.Пришвин «Старый гриб», «Золотой луг».

Широко используются произведения украинских поэтов Т.Шевченко, И.Франко, Л.Украинка, М.Рыльский, П.Тичина и росийских А.Пушкин, Ф.Тючев, А.Фет…

Современные украинские писатели: Е.Шморгун, В.Чухлиб

Росийские: Н.Павлова, И.Акимушкин, М.Сладков, Ю.Дмитриев, Г.Снегирев.

Чтение худ лит-ры связано с беседой. В процессе важно помогать детям понять смысл и полнее усвоить.

Небольшой рассказ, сказку можно прочитать детям до наблюдения, чтобы вызвать интерес, во время наблюдений.

Загадки, пословицы, поговорки.

 

Беседа

Это целенаправленный, организованный разговор с детьми.

Значение:

- активизирует умственную деятельность;

- в ходе беседы знания детей закрепляются, обогащаютя, уточняются;

- во время беседы просходит установление причинных связей;

- воспитывается правильное отношение к природе.

Бывают:

Вступительная – цель: связать полученные знания с изучением новых. Проводят перед наблюдением, экскурсией.

Сопровождающая – в процессе наблюдений, рассматриванием илюстраций, опытов.

Заключительная – направлена на систематизацию и обобщение полученных знаний, их конкретизацию, закрепление, уточнение. Могут проводится после наблюдения.

Из всех видов бесед - заключительная требует наибольшей подготовки как детей так и воспитателя.

Успех беседы зависит от:

1. Чувственного опыта детей.

2. Плана беседы, в котором следует предусмотреть, какие вопросы надо уточнить, к каким выводам необходимо подвести детей.

3. Правильного подбора илюстративного материала.

 

Беседа – это результат проведеной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача пополнить представления детей с помощью наблюдений, трудовой деятельности, игр, чтения лит-ры, рассказов.

 

К вопросам воспитателя ставятся определенные условия!

1. Вопросы предлагаются всей группе детей.

2. Должны быть понятными, точными, короткими.

3. Должны содержать одну мысль.

Нельзя ставить вопрос, на который можно ответить «да» или «нет».

Число вопросов в беседе 12-14.

Необходимо использовать наглядный материал. Календари природы, рисунки детей, илюстрации, картинки, ТСО. Стихотворения, загадки, пословицы, поговорки.

Беседу необходимо вести непринужденно. Надо выслушивать детей, целесообразно привлекать к оценке мнений других. Важно, чтобы дети сами делали вывод, а не повторяли за воспитателем.

Заключительные беседы завершают работу по озн детей с сезонными явлениями природы, поэтому должны проводится в конце сезона. Весной и летом (богаче познавательный материал) можно проводить 2-3 беседы («Что мы видели в лесу», «Что мы видели на поле».).

Часто заключительные беседы проводятся с детьми старшего дошк возраста как контрольные занятия. Можно организовать «Что, где, когда».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: