Формы и методы государственного управления




Формы государственного управления – это устойчивые способы организации и совокупности приемов и методов, с помощью которых система управления достигает поставленных целей.

Государственное управление характеризуется большим разно­образием форм и применяемых методов. Обобщенно выделяют две группы форм государственного управления: правовые и организационные.

1. Правовые формы государственного управления включают в себя следующие действия: издание нормативных правовых актов, заключение договоров, регистрацию, лицензирование, применение мер административного воздействия. Применение правовых форм всегда предполагает наступление определенных юридических последствий. Действия субъекта управления при применении правовых форм носят императивный и формально определенный характер.

2. Организационные формы государственного управления охватывают: принятие управленческих решений (стратегических и тактических), определение путей и средств их реализации, принятие оперативных мер реагирования на кризисные ситуации. Организационные формы характеризуются гибкостью применения, предполагают проведение широкого спектра мероприятий. Итогом применения организационных форм управления зачастую является управленческое решение, которое впоследствии приобретает правовую форму.

Организационные и правовые формы государственного управления тесно взаимосвязаны и на практике взаимно дополняют друг друга. Правовые формы нуждаются в организации их осуществления, организационные формы имеют правовые последствия.

Методы государственного управления – это способы воздействия государственных органов на общественные процессы и деятельность государственных структур в пределах их компетенции в установленном порядке.

Через методы государственного управления непосредственно осуществляются функции государственного управления и достигаются цели и задачи государственного управления.

Существует две основные группы методов государственного управления: методы функционирования органов государственной власти и методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления.

Методы функционирования органов государственной власти непосредственно связаны с реализацией целей и задач государственного управления. Они содержат механизмы взаимодействия субъекта и объекта государственного управления и реализации компетенции органов управления для решения задач в соответствии с их полномочиями.

По характеру воздействия на объект управления методы функционирования органов государственной власти делятся на методы прямого административного воздействия и методы косвенного регулирующего воздействия.

Методы прямого административного воздействия включают в себя методы правового регулирования, убеждения, принуждения, публичного администрирования и государственного контроля.

1. Метод правового регулирования предполагает совершение юридически значимых действий через предоставление прав и наложение обязанностей, а также возможности выбора вариантов поведения в рамках правовых норм.

2. Метод убеждения характеризуется широким арсеналом средств воздействия на человеческое сознание, которые может применять государственная власть. Здесь находят применение технологии public relations, пропаганда, авторитет власти, мотивация должностного поведения. Следует отметить, что по воздействию на общество убеждение дает, как правило, гораздо больший эффект нежели карательно-принудительные методы.

3. Метод принуждения в современной теории государственного управления трактуется как вынужденный, необходимый в ряде сфер, например в правоохранительной деятельности.

4. Метод публичного администрирования охватывает сферу государственного строительства, формирования и функционирования властных структур и правовой системы. Под администрированием здесь понимается система мер, практикуемых государственными органами для реализации их управленческих функций. Публичный характер администрирования означает, что деятельность государственных органов осуществляется в общественных интересах, гласно, прозрачно и на общественные средства (государственное имущество, налоги, финансы).

5. Метод государственного контроля подразумевает деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению соблюдения законов и других правовых актов.

Методы косвенного регулирующего воздействия включают в себя методы воспитания, демократизации управления, размещения государственных заказов, налогообложения и т. д.

Методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления отличаются значительным разнообразием и могут быть структурированы следующим образом.

Административные методы составляют основу деятельности исполнительной власти. Их суть заключается в воздействии на объект управления с целью побудить к соблюдению установленных норм. Посредством административных методов функционирует механизм реализации властных полномочий субъекта управления, включающий в себя властную вертикаль, действующую на основе субординации, и обязательность исполнения распоряжений вышестоящего уровня управления. Невыполнение руководящих указаний влечет за собой применение санкций.

Административные методы предполагают прямое управленческое воздействие на объект управления путем издания нормативного акта, распоряжения, команды, предписания, через которые выражается воля субъекта управления. Административное воздействие должно быть обязательно юридически обосновано и четко определено по объекту воздействия и применяемым методам.

Социально-политические методы управления включают в себя разнообразные методы воздействия на общество и общественные отношения, начиная с создания системы социальной защиты населения и заканчивая пропагандистскими акциями. Ключевую роль в развитии демократических институтов и формировании гражданского общества играют выборы как главный механизм воздействия общества на систему государственного и муниципального управления.

Экономические методы государственного управления в Российской Федерации основываются на конституционных положениях, провозглашающих равенство всех форм собственности и возлагающих на государство обязанность обеспечения свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции.

К экономическим методам государственного управления относятся: приватизация; проведение налоговой, бюджетной, финансовой политики; материальное стимулирование; бюджетные трансферты; субвенции; поддержка депрессивных территорий; целевые программы и т. п. В процессе применения экономических методов регулирования важно не допускать негативного, тормозящего воздействия на экономическое развитие общества.

Оперативно-исполнительные методы заключаются в праве органов исполнительной власти принимать подзаконные акты, а также обеспечивать контроль за исполнением уже принятых.

Методы подбора и расстановки управленческих кадров имеют большое значение для эффективности системы государственного управления. Следует заметить, что в современных принципах кадрового подбора государственного аппарата уже заложено противоречие. В некоторых странах система гарантий для госслужащих включает механизмы их несменяемости, что, в свою очередь, порождает кадровый застой в системе государственного управления и может приводить к весьма негативным последствиям. Российская система государственного управления унаследовала от советского периода принцип подбора кадров госслужащих, где зачастую главным критерием является не профессиональная пригодность, а лояльность в отношении вышестоящего руководителя. Прямое следствие подобной практики – безответственность на уровнях управления, растущая неэффективность системы управления.

Методы контроля включают в себя предварительный, текущий и последующий контроль, выборочную проверку, документальную и фактическую ревизии. Следует отметить, что без действенных и независимых механизмов контроля построить эффективную систему управления практически невозможно.

Социально-психологические методы управления пересекаются с методами убеждения и политтехнологическими методами. Они также воздействуют непосредственно на сознание людей для формирования целевых установок, ценностных ориентиров, социальной идентификации.

Политтехнологические методы управления предполагают использование пропаганды, методик public relations и скрытого манипулирования общественным сознанием. Политические технологии получают все более широкое распространение, хотя могут привести и к подмене реальных управленческих решений в системе государственного и муниципального управления политическими технологиями.

Контрольные вопросы

1. Что такое субъект и объект государственного управления?

2. В чем состоит универсальная цель государственного управления?

3. Каковы основные принципы государственного управления?

4. Что представляют собой общие функции государственного управления?

5. Какова взаимосвязь правовых и организационных форм государственного управления?

6. Какие существуют методы государственного управления?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: