Великая греческая колонизация (VIII-VI вв. до н.э.)




В VIII—VI вв. до н. э. получает широкое развитие греческая колонизация. Возникновение поселений греческих колонистов в странах Средиземноморья сыграло существенную роль в исторической жизни самих греков и в жизни племён и народов, с которыми в результате колонизации греки пришли в непосредственное и длительное соприкосновение. Основные причины колонизации коренятся в общем ходе исторического развития греческого общества. Господство родовой аристократии, концентрация земельных владений в её руках, процесс обезземеливания и порабощения свободной бедноты вынуждали последнюю к эмиграции. Для тех, кто терпел поражение в протекавшей с переменным успехом внутренней борьбе, часто не оставалось иного выхода, как навсегда покинуть свою родину и основать новое поселение. В ряде случаев в такое положение попадали демократические элементы: беднота, мелкие и средние землевладельцы, ремесленники, труд которых начинал вытесняться трудом рабов, и даже богатые — противники утвердившегося правительства. Родину покидали и побеждённые аристократы, нередко со своими приверженцами и родичами. В дальнейшем, с развитием колонизации и расширением морской торговли, инициативу в создании новых поселений часто берут на себя наиболее предприимчивые представители торгово-ремесленйых кругов городского населения, а нередко и само рабовладельческие государство.) Характеризуя причины этой эмиграции, Маркс писал: «В древних государствах, в Греции и Риме, принудительная эмиграция, принимавшая форму периодического устройства колоний, составляла постоянное звено в общественной цепи... Недостаточное развитие производительных сил ставило граждан в зависимость от определенного количественного соотношения, которого нельзя было нарушать. Поэтому единственным выходом из положения была принудительная эмиграция». Основное отличие ранних греческих колоний от колоний финикийских заключалось в том, что греческие колонии первоначально обладали всеми чертами земледельческих поселений, имевших торговые связи только со своей метрополией, тогда как финикийские представляли собой чаще всего торговые фактории. Земледельческими поселениями были, например, колонии, основанные в VIII в. до н. э. эвбейским городом Халкидой на полуострове в северной части Эгейского моря, получившем в дальнейшем название Халкидики, или город Византии, основанный выходцами из дорийских Мегар на фракийском берегу Боспора — пролива, соединявшего Пропонтиду (Мраморное море) с Чёрным морем. Греческие поселения, возникшие примерно в то же время на побережьях Южной Италии и Сицилии, славившихся своим плодородием, также носили земледельческий характер. Оружие и другие металлические изделия, ткани, художественную посуду, оливковое масло, вино — всё это греческие колонисты, по крайней мере вначале, получали из своих метрополий. В свою очередь колонии вывозили в метрополии избытки своей сельскохозяйственной продукции. Колонии из земледельческих постепенно становились земледельческо-торговыми. В дальнейшем жители колоний стали потреблять только часть ввозимых товаров, тогда как другую часть они перепродавали соседним племенам или выменивали у них на продовольствие и сырьё, увеличивая одновременно экспорт в метрополию. С течением времени в колониях получает развитие также собственное ремесленное производство. Расширяя границы эллинского мира и укрепляя связи греков с другими племенами и народами, колонизация, таким образом, форсировала и в метрополиях и в колониях рост товарного производства и существенно повлияла на развитие морской торговли. Размеры, принадлежавших колониям территорий, за некоторыми исключениями, были обычно невелики. Как правило, они прилегали к морскому побережью или находились от него в непосредственной близости. По образному выражению философа Платона (V в. до н. э.), греческие города, разбросанные по берегам морей от Кавказа до Гибралтара, напоминали лягушек, рассевшихся вокруг пруда. В городах, основавших большое число колоний, как, например, в Милете, образовавшем, по преданию, более 60 колоний, колонизационная проблема приобрела настолько большой вес, что оказалась в центре внимания государства. В таких городах стали избираться особые должностные лица — так называемые ойкисты, на обязанности которых лежало устройство новых поселений. Часто в колонии выселялись не только граждане данного полиса, но вместе с ними и жители других городов. В таких случаях город, создающий колонию, приобретал значение своего рода сборного пункта для всех желающих переселиться в новое место. В обстановке общего подъёма экономической жизни, характеризующей рассматриваемый период, многие вновь основанные поселения быстро превращались в такие же большие города, какими были их метрополии. Так, например, основанные коринфянами Сиракузы в Сицилии по количеству жителей и богатству скоро ни в чём уже не уступали своей метрополии — Коринфу. Греческие колонии были такими же независимыми полисами, как и их метрополии. Связь между колонией и метрополией, как правило, выливалась в форму дружественных или союзных отношений, но это были отношения двух самостоятельных государств, между которыми возникали и конфликты, порой доходившие до вооружённых столкновений.

Спарта как тип полиса.

Особое место среди греческих полисов занимала Спарта. Для многих поколений греков она была чем-то близким реальному воплощению идеального государства, и даже противники спартанского государственного устройства отдавали должное его цельности, устойчивости и эффективности.Спарта (Лакедемон) была главным городом Лаконии, области в южном Пелопоннесе, которая охватывала плодороднейшую долину реки Эврот и прилегающие гористые местности. Дорийцы пришли в Лаконию, очевидно, в XI в. до н. э. и обосновались там, постепенно подчинив местное ахейское население. Полис Спарта образовался около 1000 г. в результате объединения четырех поселений, впоследствии к ним присоединилось и пятое поселение - Амиклы. Порабощенное население спартанцы называли илотами по названию ахейского поселения Илос в южной Лаконии. Часть населения, периэки ("живущие рядом"), была свободной, имела внутренее самоуправление, но не имела прав гражданства.К середине VIII в. до н. э. вся Лакония уже была подчинена, и Спарта вела войны с Аргосом за обладание пограничной областью Кинурией. В это время другие греческие полисы в значительной степени из-за нехватки земли стали активно выводить колонии за пределы Балканской Греции. Спарта основала лишь Тарент в южной Италии в конце VIII в. до н. э. (колонистами стали, согласно преданию, дети от смешанных браков спартанских женщин и неграждан), хотя в Спарте ощущался земельный голод и нарастали социальные противоречия, как и во всей Греции. Раздражители были теми же, но реакция оказалась иной: все силы Спарты были направлены на завоевание Мессении - соседней области на юго-западе Пелопоннеса. В результате I Мессенской войны (736-720 гг.) Мессения была захвачена спартанцами, а ее население превращено в илотов. Век спустя, во второй половине VII в. до н.э., мессенцы восстали под предводительством Аристомена (II Мессенская война). Но несмотря на поддержку со стороны полисов Аркадии и Аргоса, мессенцы были вновь порабощены.Первая и особенно Вторая Мессенские войны потребовали мобилизации всех сил спартанского гражданства, и послужили толчком к принятию "законов Ликурга", о которых до сих пор много спорят историки. Еще греческий историк римского времени Плутарх в биографии Ликурга писал: "О законодателе Ликурге невозможно сообщить ничего строго достоверного: и о его происхождении, и о путешествиях, и о кончине, а равно и о его законах, и об устройстве, которое он дал государству, существуют самые разноречивые рассказы. Но более всего расходятся сведения о том, в какую пору он жил". Сейчас невозможно выяснить, насколько реален его образ. Во всяком случае, с именем Ликурга связывались те изменения в законодательстве, которые сделали Спарту уникальным в Греции "гоплитским государством". Согласно традиции, Ликург получил в Дельфах оракул предписывавший, ему произвести преобразования. Эти реформы проводились, очевидно, в конце VII - первой половине VI в. до н.э.Гражданский коллектив Спарты был преобразован в общину "равных" (гомеев). Было нарезано 9 тыс. примерно равных участков ("клеров" - жребиев), каждый из которых должны были обрабатывать несколько семей илотов. Половина урожая должна была отдаваться спартанцу - владельцу (точнее - пользователю) клера. Мужчины-граждане становились воинами и только воинами. Любой другой вид деятельности для них стал немыслим. Обогащение сделалось невозможным, а само стремление к нему считалось постыдным. Жизнь спартанца регламентировалась от рождения до смерти. Должностные лица, а не родители, решали, оставить ли в живых новорожденного с физическими недостатками, или умертвить его. Дети и подростки воспитывались в специальных группах - агелах, где их воспитатели и старшие сверстники (ирены) стремились привить им качества, необходимые истинному спартиату - отвагу, ловкость, смелость, немногословие (лаконизм).

Женщины пользовались в Спарте, по сравнению с другими греческими полисами, относительной свободой, и их жизнь не была подчинена столь жесткой регламентации; большими правами они пользовались и в семье. Воспитание девушек имело целью воспитание будущих матерей.Подчинению интересов индивида интересам коллектива граждан способствовали и совместные трапезы (фидитии или сисситии), присутствие на которых было обязательно для мужчин-граждан (кроме больных и немощных). Исключение не делалось ни для кого: когда после победоносного похода один из спартанских царей-полководцев захотел пообедать с семьей и не пришел на общественную трапезу, на него был наложен штраф.В Спарте в необычной для Греции форме сохранилась царская власть: два царя (басилея), которые считались потомками Геракла, пользовались большим почетом, возглавляли спартанское войско во время походов, однако их функции в самой Спарте были незначительны. Вместе с 28 геронтами (старцами) они составляли герусию (совет старейшин) - орган, который играл важную роль и фактически предопределял решения народного собрания - апеллы. Апелла, на которую собирались все спартанцы, считалась высшим органом власти: она избирала должностных лиц, утверждала решения по важнейшим вопросам - войны и мира и др. Но на рассмотрение апеллы выносились уже готовые проекты, которые одобрялись либо отвергались весьма примитивным способом - учитывалась сила крика. Чисто спартанским институтом был эфорат, появившийся несколько позже "ликурговых законов". Каждый год избирались пять эфоров (наблюдателей), призванных обеспечить исполнение и неизменность ликурговых законов. Их права были столь велики, что они могли отстранять от власти даже царей.Сложившееся в Спарте политическое устройство обеспечивало права господствующей социальной группы спартиатов (гомеев - равных) и эффективную систему подчинения и угнетения других социальных групп спартанского общества, весьма значительных по численности. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в битве с персами при Платеях в 479 г., помимо 5 тыс. спартиатов, принимали участие 5 тыс. периэков и 35 тыс. илотов. Периэки жили в поселениях в гористой местности в Лаконии и пользовались внутренним самоуправлением. В каждом периэкском поселении был гармост, представитель Спарты, осуществлявший надзор. Периэки служили в спартанском войске гоплитами и, несмотря на отсутствие политических прав, оставались в целом надежной опорой спартиатов. Их главными занятиями были ремесло и в небольшой степени торговля. После запрета спартиатам заниматься любыми связанными с обогащением видами деятельности периэки в этих сферах были вне конкуренции, и, несмотря на упадок внешней торговли после реформ Ликурга, обеспечивали Спарту всеми необходимыми товарами - особенно ценились лаконское оружие и простые предметы обихода.Илоты были самой многочисленной группой населения Спартанского государства. Фактически они находились на положении государственных рабов, вынужденных отдавать спартанцам половину урожая." так писал о них поэт Тиртей в конце VII в. до н. э. Илотами стали и жители завоеванной спартанцами Мессении, так что общая их численность, вероятно, в десять раз превосходила численность спартиатов. В отличие от рабов в других греческих государствах илоты жили компактно семьями, принадлежали к одному племени, ненавидели спартиатов ("готовы были пожрать их живьем", - писал один древний автор). Всегда существовала опасность восстания илотов, особенно в периоды внешней опасности или внутренних неурядиц в Спартанском государстве. Так, в 464 г., после страшного землетрясения, когда погибло много спартиатов, илоты восстали и даже пытались захватить саму Спарту, а затем в течение десяти лет сопротивлялись угнетателям. Постоянная опасность восстания илотов и была главной причиной милитаризации Спарты. По отношению к илотам любая жестокость считалась оправданной - время от время спартиаты устраивали криптии (облавы на молодых и сильных илотов). При этом преследовалась двойная цель; убийство молодых и сильных илотов уменьшало опасность восстания, а участвовавшие в этих акциях молодые спартиаты приучались ненавидеть угнетенных и не страшиться жестокости по отношению к ним.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: