Педагогическая ситуация №2




В старшей группе подрались два мальчика. Воспитатель стал ругать их, говоря, что драться некрасиво, что все вопросы необходимо решать цивилизованно, без драк. Тогда один из драчунов сказал: «А меня папа учил всегда давать сдачи». На что воспитатель парировал: «Твой папа - не прав».

1. Объясните данную ситуацию с психолого-педагогической, методической точек зрения:

· Определите понятия «агрессия» и «агрессивность». Назовите виды агрессии и кратко их охарактеризуйте.

· Дайте определение «родительскому авторитету» с точки зрения педагогической науки. Что писал А.С. Макаренко о родительском авторитете?

· Дайте оценку профессиональной деятельности педагога в данной ситуации.

· Проранжируйте психолого-педагогические средства, которые будут способствовать сохранению взаимопонимания между педагогом и родителями, и обоснуйте их применение на практике.

· Сформулируйте сущность социально-нравственного воспитания дошкольников.

· Какие диагностические методики можно порекомендовать воспитателю по изучению межличностных конфликтов в группе?

2. Практико-ориентированные задания:

· Предложите план консультации для педагогов по проблеме, описанной в педагогической ситуации.

· Предложите план этической беседы со старшими дошкольниками на тему: «Быть добрым-это…»


 

I

1) Агрессия (от лат. aggressio — нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

Виды:

1. физическая Агрессия (нападение) - использование физической силы против др. лица или объекта;

2. вербальная Агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

3. прямая Агрессия - непосредственно направленная против к.-л. объекта или субъекта;

4. косвенная Агрессия - действия, которые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаньи ногами, битье кулаками по столу и т.п.);

5. инструментальная Агрессия, являющаяся средством достижения к.-л. цели;

6. враждебная Агрессия - выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;

7. аутоагрессия - агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

8. альтруистическая Агрессия, имеющая цель защиты др. от чьих-то агрессивных действий.

Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Агрессия - проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

 

2) Авторитет - влияние какого-либо ли­ца, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре. Пре­восходство родителей, которые авторитетны для ребенка, опреде­ляется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты. Ощущение жизненной уверенности, о которой говорилось выше, - одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необ­ходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

А.С. Макаренко:

— авторитет подавления — повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам;

— авторитет расстояния — родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними, как начальники;

— авторитет чванства — возвышение над окружающими в связи со своим положением, в том числе и дома;

— авторитет педантизма — большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы они относились к ним как к непререкаемому авторитету;

— авторитет резонерства — бесконечные назидания и наставления ребенка;

— авторитет любви — стремление повседневной повсеместно демонстрировать свою любовь к ребенку и демонстрация любви ребенка к ним;

— авторитет доброты — чрезмерная мягкость, доброта. Уступчивость по отношению к поведению ребенка;

— авторитет подкупа — послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.

Настоящий родительский авторитет — это авторитет, основанный на жизни и работе родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, предоставляя возможность детям самостоятельно выходить из сложных ситуаций, формируя свой характер.

3)

4) Открытые занятия с детьми в ДУ для родителей.

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДУ. Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов) [3, С.56].

· Педагогический совет с участием родителей.

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей

· Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой

· Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью

· Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон

· Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей

· Посещение семьи. Каждое посещение имеет свою цель.

· Педагогические беседы с родителями. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам [3, С.58].

· Тематические консультации. Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям

· Групповые собрания родителей. На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов. В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность - 1, 5 часа. По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии

· "Круглый стол" с родителями. Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами

· Общие собрания родителей. На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения. На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих. Планирует и проводит общее родительское собрание директор детского сада совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году

 

5) Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми

Нравственное воспитание - это:

- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;

- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

- формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Нравственность – одно из тех качеств, которое отличает современное гуманное прогрессивное общество. Формирование такого качества у предыдущего поколения – важный этап становления нового поколения. На этом пути детский сад и семья идут неразлучно друг с другом.

 

6) Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются:

социометрия,

метод наблюдения,

метод проблемных ситуаций.

Социометрия

Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие -- менее. Обычно предпочтения одних детей перед другими связывают с понятием «лидерство». Проблема лидерства является одной из важнейших в социальной психологии. При всем многообразии трактовок этого понятия сущность лидерства в основном понимается как способность к социальной воздейственности, руководству, доминированию и подчинению себе других. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в частности к группе детского сада. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. Поэтому более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы. Остановимся на описании некоторых из методик, соответствующих возрастным особенностям дошкольников 4--7 лет.

Капитан корабля

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

4. Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Два домика

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой -- маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном -- игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: