Старшие дошкольники (5-7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:
1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?
2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?
Метод наблюдения
Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:
инициативность – отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение,
чувствительность к воздействиям сверстника – отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него,
преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.
МЕТОД ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Для исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это -- игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3-4 лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.
Приведем несколько примеров возможных проблемных ситуаций:
Строитель.
В игре участвуют двое детей и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой – контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером – следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2-3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя.
Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает».
II
1) Классификация видов агрессии.
Причины агрессии детей и методы их коррекции.
Диагностические методы определения причин агрессии.
Анкета для педагогов "Признаки агрессии"
Карты наблюдений за детьми.
Критерии выявления агрессивного ребенка.
План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
План работы по преодолению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Консультации для родителей
Игры
2)
1 Слушание детской песни «Что такое доброта?»
Цель – акцентировать внимание детей на слове «доброта», помочь им осознать его значение.
2. Чтение стихотворения Н. Кузнецовой «Мы поссорились с подружкой»
Цель – развивать дружелюбное отношение к окружающим.
3. Игра «Назови меня ласково»
Цель – познакомить детей с разными «ласковыми» формами имён, формировать положительное отношение друг к другу.
4. Рассуждение «Что такое доброта?»
Цель - способствовать формированию представления о доброте как положительном качестве человека.
5. Чтение сказки Г. Цыферова «Кто кого добрее?»
Цель – помочь детям понять смысл доброты, её проявления в отношении других людей.
6. Дидактическая игра «Как можно поступить?»
Цель – развивать умение детей видеть решение разных проблемных ситуаций.
7. Рисование автопортретов «Я радуюсь» и «Я злюсь»
Цель – показать отличительные признаки доброты и злобы в человеке..
II Практико-ориентированные задания:
1)
-Причины детских ссор
-Как нельзя реагировать
-Как правильно разрешать детские конфликты
-Способы борьбы с детскими конфликтами
2)
-Что значит быть добрым
-Вспомнить добрых героев и почему именно они
-Зачитать примеры, ответить добрый ли человек
-Нарисовать дом, где живет добрый/злой человек, обсудить
-почему один человек делает добрые дела, а другой злые?
-притча о добре и зле
Однажды дедушка сказал своему внуку: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Дедушка едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Как вы понимаете слова «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».(поступки это пища для «волка» и какого волка ты больше кормишь, т.е. каких поступков совершаешь больше тот «волк» и сильнее, таким человеком ты и становишься - добрым или злым). Чего бы Вы хотели, чтобы на земле было больше добра или зла? (Все зависит от нас, от наших поступков).
-Итог