Раздел I. Теоретические основы детской практической психологии




Тема 3. Предмет, задачи, структура психологической службы

в системе образования

План

1. Понятие психологи­ческой службы образования. Детская практическая психология как вид самостоятельной психологической практики.

2. Основные цели детской практической психологии.

3. Понятие о социальном заказе. Особенности клиента, заказчика, пользователя психологической информацией в детской практической психологии.

4. Области применения детской практи­ческой психологии. Задачи каждого звена.

 

1. Понятие психологи­ческой службы образования.

Детская практическая психология как вид самостоятельной психологической практики.

Психологическая служба образования - один из суще­ственнейших компонентов целостной системы образования страны. Психологическая служба образования - интегральное яв­ление, представляющее собой единство четырех его состав­ляющих, или аспектов, - научного, прикладного, практи­ческого и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специ­альной профессиональной подготовки.

Научный аспект предполагает проведение научных ис­следований по проблемам методологии и теории практи­ческой психологии образования - нового научно-практи­ческого направления психологии развития, изучающего индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического развития, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здо­ровья в дошкольном и школьном возрастах. Одна из задач здесь - научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофи­лактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования. Отличие этих исследований от академических заключается в том, что они не только выявляют те или иные психологи­ческие механизмы или закономерности, но и определяют психологические условия развития этих механизмов и за­кономерностей в контексте целостного становления лич­ности конкретного ребенка. Научный сотрудник, выполняющий эти исследования, ориентируется на практичес­кого психолога как основного своего заказчика.

Прикладной аспект предполагает использование психо­логических знаний работниками образования. Главными действующими лицами этого направления являются вос­питатели, педагоги, методисты, дидакты, которые или само­стоятельно, или в сотрудничестве с психологами использу­ют и ассимилируют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, создания учеб­ников, разработке дидактических и методических материа­лов, построении программ обучения и воспитания.

Практический аспект службы обеспечивают непосред­ственно практические психологи детских садов, школ и других образовательных учреждений, задача которых - ра­ботать с детьми, группами и классами, воспитателями, учи­телями, родителями для решения тех или иных конкрет­ных проблем. В их задачу не входит создание новых мето­дов, исследование психологических закономерностей и пр. Но они обязаны профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день.

Организационный аспект включает в себя создание дейст­венной структуры психологической службы образования, обес­печивающей как взаимодействие всех звеньев службы по со­держательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профес­сиональной квалификации практических психологов. Эти звенья, выстроенные в иерархической последовательности, могут быть представлены следующим образом: один или груп­па практических психологов В образовательном учреждении; научно-методические подразделения психологической служ­бы (центры, кабинеты и др.) в районных, городских, област­ных и краевых управлениях образования; отделы психологи­ческой службы - в республиканских и федеральном минис­терствах образования. Только достаточно разработанная структура, звенья которой укомплектованы специалистами, способна обеспечить полноценное психологическое обслужи­вание системы образования, оказывать действенную помощь как детям, родителям, педагогам, так и учреждениям образо­вания и всей образовательной системе в целом.

Развитие прикладного, практического и организацион­ного аспектов психологической службы образования целиком и полностью зависит от развития ее научного аспекта, который определяет основную теоретическую базу и фор­мирует природу психологической службы. Именно на ос­нове этой базы создается концепция психологической служ­бы, и решаются проблемы практическими психологами об­разования.

Детская практическая психология является видом самостоятельной психологической практики. Применяется детская практи­ческая психология в разных областях: в дошкольных учреждениях общего и специального типа, в закры­тых детских учреждениях, в районных психологических центрах и консультациях, в детских поликлиниках и т. п.

2. Основные цели детской практической психологии

Основными целями детской практической психоло­гии являются: обеспечение психического и психологического здоровья ребенка и оптимальных усло­вий его развития; создание условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребенка, поддержка его особенных возможностей, обеспечение эмоционального благополучия.

Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования: 1) реализа­ция в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особеннос­тей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечения, жизненных штанов и др.; 3) созда­ние благоприятного для развития ребенка психологичес­кого климата (в детском саду, интернате, школе н пр.), ко­торый определяется, с одной стороны, организацией про­дуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой - созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой; 4) оказание свое­временной психологической помощи и поддержки, как де­тям, так и их родителям, педагогам.

Основным средством достижения главной цели психо­логической службы образования являются создание и со­блюдение психологических условий, обеспечивающих пол­ноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной ре­ализации возрастных и индивидуальных возможностей де­тей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специаль­но развивающей работы с ними.

В деятельности психологической службы образования мож­но выделить два направления - актуальное и перспективное.

Актуальное направление ориентировано на решение зло­бодневных проблем, связанных с теми или иными труднос­тями в воспитании и обучении детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоя­щее время в образовательных учреждениях много таких проблем, поэтому конкретная помощь детям, педагогам, родителям - существенная задача службы сегодняшнего дня.

Перспективное направление нацелено на развитие ин­дивидуальности каждого ребенка. Напомним, что индиви­дуальность - это психологическая неповторимость отдель­ного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях (Б. Г. Ананьев). Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможнос­тей развития личности каждого ребенка. Здесь в центре профессионального внимания психолога - анализ психо­логических условий развития способностей всех и каждо­го. Конечно, уровень развития и содержательная специфи­ка способностей у детей будут различными, различными будут и задачи, которые решает психолог совместно с педа­гогами и родителями по отношению к каждому ребенку.

Эти два направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, оказывает повсе­дневно конкретную помощь нуждающимся в ней детям, воспитателям, учителям, родителям.

Главная цель психологической службы образования - психологическое здоровье детей - связана, прежде всего, с перспективным направлением ее деятельности, ориентиро­ванным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит «стыковка» представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста. Приве­дем пример.

Психолог, занимаясь в детском саду с детьми дошколь­ного возраста, своей центральной задачей считает создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для продуктивного с точки зрения полноты и многогранности развития проживания детьми своего дошкольного детства. В качестве перспективы их развития он рассматривает сформированность полноценной психологической готовности к обучению в школе. Психолог как бы заглядывает в будущее ребенка и пытается определить, насколько благополучно перешагнет тот с одной возрастной ступени - дошкольной на другую - школьную, что нужно еще сделать, чтобы быть уверенным, что уровень психического и личностного разви­тия ребенка соответствует тем новым требованиям, которые будут предъявлять ему в школе.

Школьный же психолог, участвуя в приеме ребенка в первый класс, пытается понять его прошлое, представить условия, в которых он рос и развивался, определить уро­вень его психологической зрелости, представить перспек­тиву дальнейшего поступательного движения его психичес­кого развития и становления личности.

То, что дошкольным психологом рассматривалось в ка­честве перспективы развития ребенка и цели своей про­фессиональной деятельности, для школьного психолога - это данность сегодняшнего дня. Как наиболее эффективно подойти к этой психологической данности, чтобы она ста­ла плацдармом для развития новых, дальнейших перспек­тив развития ребенка, - вот проблема. И такие проблемы возникают на каждом возрастном этапе.

При профессионально грамотном решении задач психо­логической службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные усло­вия развития ребенка нарушаются, на последующей ступе­ни приходится основное внимание сосредоточивать на кор­рекции и проводить специальную развивающую работу. Поэтому именно взаимодействие специалистов-психологов, работающих с детьми разного возраста, составляет основу перспективного направления деятельности психологической службы. Перспективное направление, по существу, защи­щает (обеспечивает) право каждого родившегося человека на полноценное психическое и духовное развитие.

3. Понятие о социальном заказе. Особенности клиента, заказчика, пользователя психологической информацией в детской практической психологии

Кому же, в первую очередь, нужна психологическая помощь? Кто сформулировал социальный обществен­ный заказ, который привел к появлению этой профес­сии со всеми ее свойствами, атрибутами, профессиональными качествами и действиями?

Социальный заказ на профессию практического пси­холога осознается и формулируется в публици­стической и научно-популярной литературе, анализиру­ющей проблемы современного человека. О необходимо­сти конкретного психологического знания о человеке на­чинают говорить и представители смежных практичес­ких областей: учителя, врачи, юристы. Им это знание необходимо, т. к. они не могут решать главную задачу своей профессии - целенаправленно воздействовать на человека.

Вот в этих двух сферах и рождается доступное об­щественному сознанию представление о содержании профессиональной деятельности практического психоло­га, человека, который мог бы получить объективные данные об индивидуальных особенностях внутреннего мира человека. Требование по сути дела одно - объек­тивные, достоверные данные об индивидуальности человека.

Отсюда возникает множество сложностей в получе­нии, передаче и использовании психологической инфор­мации в работе практического психолога. Сложностей, связанных с постоянным возвращением своим клиентам, представителям смежных специальностей и просто об­щественности того содержания психологической инфор­мации, в котором представлена ее уникальность и конфеденциальность. Если говорить кратко, то практичес­кий психолог своей реальной работой возвращает нашему обществу утраченную ценность - общественную ценность индивидуальности человека.

Чтобы делать это без новых потерь, а с обретением должного общественного статуса своей профессии прак­тический психолог должен только представлять, с кем он имеет дело в своей работе.

Это та реальность его профессиональной деятельно­сти, которая связана с понятием заказчика, клиента и пользователя психологической информации. Кто они, эти люди? Общий ответ - это взрослые и дети. В соответствии с юридическими нормами за ребенка его родители отвечают до 14 лет, с 14 лет подросток уже несет юридическую ответственность за свои действия. Это исходное положение для работы практического психолога с ситуацией получения и ис­пользования психологической информации, для решения вопроса об ответственности за психологическую инфор­мацию, которую он несет как профессионал.

Это исходное юридическое положение позволяет с должной степенью ответственности отнестись и к содер­жанию социального заказа, ориентированного на выяв­ление индивидуальности человека. Характеристики ин­дивидуальности есть у всех людей, но не все люди мо­гут ответственно относиться к этой своей особенности. Практическому психологу надо четко представлять воз­можные варианты проявления индивидуальности чело­века, которые связаны с понятием нормы психического развития. Как известно, психически больной чело­век несет ограниченную ответственность за свою инди­видуальность. Психически здоровый же взрослый чело­век в большинстве случаев обладает возможностью от­вечать за проявление своей индивидуальности.

Можно сказать, что социальный заказ на работу практического психолога ориентирован на те группы населения, которые не являются психически больными людьми (ими занимаются врачи-психиатры), а относят­ся к категории психически нормальных людей, способ­ных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность. В то же время практический психолог не нужен аутентичной, свободной личности, обладающей высокой культурной продуктивностью, спо­собной нести юридическую и моральную ответствен­ность за свою индивидуальность.

Кто же является клиентом практического психоло­га? Клиентом является человек (взрослый или ребенок), который сообщает психологическую информацию, т. е. передает практическому психологу знание о себе или о других людях. При сообщении этого знания он предпо­лагает или реально указывает свою роль в происхожде­нии этого знания. Он считает себя прямо или косвен­но ответственным за содержание этой психологичес­кой информации.

Если воспользоваться другим определением, то кли­ент - это человек, который включен в процесс получе­ния психологической информации. Эта «включенность» мешает ему увидеть главное в психологической инфор­мации - критерии се достоверности, отрефлексировать способы ее получения. Работа практического психолога и направлена на изменение отношения клиента к содер­жанию и способам получения психологической инфор­мации.

Заказчик на работу практического психолога сооб­щает ему психологическую информацию. При этом он не видит своей роли в ее происхождении, он не считает себя ответственным за ее происхождение. Отчужден­ность от психологической информации приводит к тому, что заказчик стремится переложить на психолога от­ветственность за возможное использование этой инфор­мации.

Особенность работы практического психолога состо­ит в том, чтобы в ситуации принятия заказа на свою ра­боту определить с кем он имеет дело - с заказчиком или с клиентом. Для решения этого вопроса психологу приходится выполнять одну очень важную роль, кото­рую можно было бы обозначить как роль психолога-следователя. Суть ее состоит в том, чтобы с высокой степенью достоверности воспроизвести происхождение психологической информации, с которой он собирается работать. Для этого он должен обладать соответствую­щими профессиональными навыками, позволяющими оп­ределить происхождение психологической информации, среди этих навыков главный - это навык ведения ин­тервью с клиентом или заказчиком.

Восстановление последовательности событий, порож­дающих психологическую информацию, предполагает введение контекста и подтекста в текст, сообщаемый психологу. Это структурирует ситуацию взаимодействия психолога и клиента и позволяет решить еще один важный вопрос - вопрос о пользователе психологической информации. Другими словами, вопрос о том, кому и с какой целью может быть передана полученная инфор­мация.

В отношении психологической информации о детях до 14 лет этот вопрос решается однозначно - психоло­гическая информация сообщается людям, которые не­сут ответственность за ребенка, т. е. его родителям. Ро­дители по своему усмотрению могут использовать эту информацию.

В отношении взрослых людей вопрос о пользовате­ле психологической информации решается так: взрос­лому человеку сообщают содержание психологической информации и се назначение, а также критерии оценки содержания психологической информации с точки зре­ния заказчика на нее. Таким образом, клиент имеет возможность сопоставить свои данные с требованиями и может увидеть их соответствие или несоответствие.

Сообщение психологической информации в любом случае носит безоценочный характер, предполагает адек­ватный для клиента язык ее передачи, при этом соблю­дается главный принцип работы практического психо­лога: «не навреди».

Таким образом, социальный заказ на работу прак­тического психолога отражает осознание в обществе ценности индивидуальности человека и отношение к ней как к социальной и психологической реальности. Своей практической работой психолог уточняет этот заказ и создает условия для осознания социального статуса сво­ей профессии.

В детской практической психологии ос­новной клиент - ребёнок. Его тесная связь с родителями (возрастные особенности этой связи) де­лает систему «ребенок - близкий взрослый» совокупным клиен­том. У ребенка отсутствуете запрос на психологическую помощь. Поэтому именно родители являются заказчиками и пользователями психологической инфор­мацией. В роли заказчиков и пользо­вателей психологической инфор­мацией очень часто выступают педагоги и другие специалисты ДОУ.

Психологические проблемы, являющиеся заказом, связанны в основном с логикой пси­хического развития ребенка; возрастными особенностями его развития; кри­зисами развития; компетентностью родителей в проблемах развития ребенка.

4. Области применения детской практи­ческой психологии. Задачи каждого звена

Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспекти­ве - всей страны. Каждое звено этой системы имеет свои чет­ко определенные функции. Гарантией эффективности деятель­ности психологической службы служат последовательное и чет­кое профессиональное взаимодействие всех, подразделений.

В самом общем виде структура включает три звена: прак­тический психолог (или группа психологов) в образователь­ном учреждении, районный кабинет психологической служ­бы, Центр психологической службы.

Детский практический психолог работает в конкретном учебном заведении - детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме и др., осуществляя психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития: каждого ребенка, раннего выявле­ния, преодоления и профилактики неуспеваемости недисциплинированности детей. Консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемах обучения и воспитания, способ­ствует повышению их психологических знании, решению проблей педагогов как профессионалов.

Психологические кабинеты (отделы) при районных, об­ластных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе) ведут непосредственную работу с психологами образователь­ных учреждений, контролируют и организуют их деятель­ность, оказывают методическую и иную профессиональную помощь, пропагандируют психолого-педагогические знания, проводят психодиагностику и психокоррекцию осо­бо сложных случаев, участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несо­вершеннолетних. Консультируют администрацию образо­вательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социаль­но-психологического климата в педагогическом коллекти­ве и другим вопросам профессиональной деятельности. В штат кабинета помимо психологов входят также социаль­ные работники, педагог, врач-психоневрохог.

Центр психологический службы образования - головная организация, руководящая деятельностью психологов, ра­ботающих в образовательных учреждениях, психологичес­ких кабинетах и специалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методи­ческое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться родители, пе­дагоги, другие работники народного образования.

Центр состоит из двух основных отделов - индивиду­альной помощи и психологического обеспечения образо­вательных учреждений.

Руководящим органом психологической службы обра­зования выступает отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием соответствующе­го уровня. На федеральном уровне - отдел психологичес­кой службы Министерства образования России.

 

 

 

Васильева Н.В.

Раздел II. Организация и содержание

работы детского практического психоло­га

Тема 1. Направления профессиональной деятельности

практического психолога в условиях дошкольного учреждения

План

1. Психологическое просвещение

2. Психологическая профилактика

3. Психологическое консультирование

4. Психологическая диагностика и коррекция

 

1. Психологическое просвещение

Психологическое просвещение - это приобщение окружающих ребенка взрослых к психологическим знаниям.

Задачи психологического просвещения:

1. Знакомство педагогов и родителей с основными закономерностями благоприятного психического развития ребенка.

2. Популяризация и разъяснение новейших психологических достижений.

3. Формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком и в интересах собственного развития.

4. Достижение понимания необходимости практической психологии и работы психолога в образовательном учреждении.

 

Формы работы

           
     

 

 


Лекции Выставки Беседы Подбор литературы Семинары

 

Проводя работу по психологическому просвещению важно, чтобы лекции, семинары и другие формы работы проходили не на абстрактном уровне, а имели предметом обсуждения данное образовательное учреждение, данный контингент людей.

2. Психологическая профилактика

Психологическая профилактика - специфический вид деятельности практического психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах детства.

Психологическая профилактика - это малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность этой деятельности подчеркивается всеми учеными и психологами-практиками.

Наиболее содержательно данная проблема представлена в американской психологической литературе, где в психолого-профилактической работе выделяют следующие 3 уровня:

I Первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие проблемы и осуществляет заботу о психическом здоровье детей.

II Вторичная профилактика. Направлена на профилактику «группы риска» (на детей, у которых уже есть проблемы). Главная задача - раннее выявление у детей трудностей в обучении, поведении; преодоление этих трудностей.

III Третичная профилактика. Работа с детьми, уже имеющими ярко выраженные учебные или поведенческие проблемы. Задача - коррекция серьезных трудностей и предупреждение дальнейшего осложнения проблем.

Психологическая профилактика должна предполагать:

- ответственность за соблюдение в ДОУ психологических условий, необходимых для полноценного психического развития ребенка;

- своевременное выявление психических особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям и отклонениям в его развитии;

- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую ступень развития.

Особенностью психологической профилактики является то, что данный вид деятельности является самозапросом в чистом виде. Инициатива принадлежит психологу, поэтому в работу включается не только ребенок, но и сам взрослый.

Задачи психологической профилактики:

1. Предупреждение возможных осложнений и становление личности в связи с переходом на следующую возрастную ступень.

2. Проведение работы по осознанию детьми профессиональных сфер деятельности, в которых они могли бы и хотели бы реализовать свои способности и знания.

3. Создание благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении.

4. Построение отношений между педагогом и родителями.

3. Психологическое консультирование

Психологическое консультирование - оказание помощи клиенту с целью преодоления испытываемых им трудностей и переживаний.

Следует отличать психолога-консультанта, работающего в психологическом центре и психолога, занимающегося консультированием как одним из видов своей практической работы. Отличия:

- Психолог-консультант имеет более узкую специализацию, чем психолог в ДОУ.

- Психолог в ДОУ проводит дальнейшую коррекционную и развивающую работу.

- Разный уровень объективности.

Рассмотрим виды консультирования в образовательном учреждении:

Для педагогов

Для родителей

Для администрации

Для детей

По проблемам педагогов:

Причины трудностей в усвоении ребёнком материала

Нежелание или неумение ребенка учится

Эмоциональные и личностные нарушения

Конфликтные взаимоотношения с детьми и взрослыми

Неэффективность собственных педагогических воздействий

Пути расширения собственных профессиональных умений, возможностей и расширения и развития

I. По проблемам родителей

Подготовка детей к школе

Отсутствие интересов и нежелание учиться

Повышенная рассеянность, плохая память, неорганизованность и несамостоятельность ребенка

Агрессивность, повышенная возбудимость, робость, боязливость, застенчивость

Отношение ребенка к взрослым, братьям, сестрам

II. По проблемам учащихся старших классов

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Самовоспитание

Самоопределение

Следует отличать психологическое консультирование от психологической профилактики. Работа по психологической профилактике начинается тогда, когда проблемы еще нет. Инициатива исходит от психолога. Психологическое консультирование начинается, когда проблема уже есть. Важно уточнить и осмыслить проблему, найти пути решения. Психологически правильно будет предупредить появление ее в дальнейшем.

Смысл психологического консультирования – помочь ребенку самому решить свои проблемы. Только таким образом клиент сможет накапливать опыт решения проблемных ситуаций.

Задачи психологического консультирования (в системе образования):

1. Консультирование администрации и родителей по вопросам обучения и воспитания.

2. Консультирование детей по возникающим вопросам и проблемам.

3. Повышение психологической культуры.

4. Проведение психологической экспертизы психического состояния ребенка, условий его воспитания по запросам суда, органов опеки, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних с целью вынесения данными инстанциями более обоснованных решений.

Один из перспективных методов работы, разновидность психологического консультирования - психолого-педагогический консилиум.

Задачи психолога при проведении психолого-педагогического консилиума:

1. Помочь педагогам с разных сторон подойти к оценке интеллектуального и личностного развития ребенка.

2. Показать сложность и неоднозначность его поведения.

3. Подчеркнуть положительные, сильные стороны ребенка.

4. Представить доказательные гипотезы о причинах происхождения личностных проблем ребенка, обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития.

5. Наметить реальную программу работы с ребенком.

6. Преодолеть стереотипы педагогического, учительского восприятия, пробиться сквозь установку учителя (воспитателя, родителей).

4. Психологическая диагностика и коррекция

Психологическая диагностика и психологическое обследование - важнейшие направления деятельности детского практического психолога

Главная задача психодиагностики - дать информацию о индивидуально-психологических особенностях детей, выявить особенности психического развития, сформированности психических новообразований; выявить психологические причины проблем, трудностей в обучении и воспитании.

Особенности диагностической работы практического психолога образования

1. Практическая диагностика отличается от научно-практической по своим задачам:

- Основная задача научно-практической диагностики - накопление психологических данных, классификация и ранжирование изучаемой группы людей по их психологическим и психофизиологическим особенностям.

- Задача практической диагностики - поиск ответов на вопросы, которые вызвали данные исследования и на дальнейшие вопросы, которые вытекают из этого исследования.

Диагностика причин того или иного явления не является самоцелью практической диагностики, она всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей ребенка, преодоление трудностей и нарушений его развития.

2. Психодиагностика в образовательном учреждении связана с педагогической проблематикой. Данная диагностика всегда предполагает выбор мер педагогического воздействия. Некоторые исследователи считают правильным термин «психолого-педагогическая диагностика».

Ее задачи:

- Контроль динамики психического развития детей, воспитывающихся в ДОУ.

- Коррекция развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития каждого ребенка.

- Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем обучения и воспитания.

3. В основе практической диагностики лежит целостное изучение личности ребенка, его взаимодействия со средой. Нужно помнить о незавершенности психического развития, развитие в настоящее время базируется на прошлом и имеет перспективу на будущее.

Основной принцип диагностической и коррекционной работы

Принцип единства диагностики и коррекции. В рамках психологической службы образования речь не может идти отдельно о диагностике или коррекции. Речь идет о диагностико-коррекционной и диагностико-развивающей работе.

Диагностико-коррекционная и диагностико-развивающая работа предъявляет максимальные требования к квалификации психолога.

Этапы проведения диагностико-коррекционной и диагностико-развивающей работы

I. Изучение практического запроса.

II. Формирование психологической проблемы.

III. Выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.

IV. Выбор методов исследования.

V. Использование методов.

VI. Формулирование психологического диагноза.

VII. Разработка рекомендаций и программ коррекционной или развивающей работы.

VIII. Осуществление программы, контроль за ее выполнением.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

I. Изучение практического запроса

Изучение обращения, которое поступает к психологу. Любой запрос является для психолога сигналом возникновения проблемы у ребенка или взрослого.

Следует отметить, что жалобы часто носят расплывчатый характер, необходимо уточнить запрос. Для этого проводится специальная беседа с человеком, от которого поступил запрос. Беседа служит источником для сбора информации о клиенте. Если в школе среди запросов – неуспеваемость нежелание учится, то в ДОУ – личностные проблемы ребенка.

Запрос может сделать и сам психолог: по поводу поведения и личностных особенностей детей, которые его беспокоят, и он чувствует необходимость выявить эти особенности личностного развития (с согласия родителей).

II. Формирование психологической проблемы

На основе запроса, идущего от практики, необходимо найти и сформулировать психологическую проблему. Это делается на основе сбора и изучения возможно более полной информации о ребенке. Источники информации:

- наблюдения за ребенком в деятельности, на занятиях, в свободное время, в общении;

- беседа с воспитателями, родителями, сверстниками;

- история развития ребенка, которая составлена на основе рассказов родителей.

Правила проведения беседы

- Создание доверительной атмосферы

- Недопустима прямая и косвенная критика педагогических воздействий родителей и воспитателей

- Необходимо разъяснять возможные цели и задачи диагностико-коррекционной и развивающей работы

- Необходимо предупредить возможность возникновения у родителей ожидания немедленных результатов

III. Выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений

Когда психологическая проблема становится ясной, психолог выдвигает гипотезы о причинах нарушений в развитии ребенка и о его потенциальных возможностях. Нужно быть готовым к тому, что в ходе исследования при поступлении новых данных, дополнительных сведений, психолог может и должен менять и корректировать исходные гипотезы.

IV. Выбор методов исследования

В последнее время в психологии принято выделять 2 группы методов исследования: качественные и количественные.

Количественные методы - основаны на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей.

Говоря о количественном подходе к диагностике имеются в виду стандартизированность и высокая формализованность методик, имеющих четкую форму (тест интеллекта Векслера, матрица Равена и др.)

Достоинства тестов Недостатки тестов
Создаются на основе богатого клинического опыта, представляют собой четкий инструментарий, удобны для проведения фронтальных


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: