Тема 3. Предмет, задачи, структура психологической службы
в системе образования
План
1. Понятие психологической службы образования. Детская практическая психология как вид самостоятельной психологической практики.
2. Основные цели детской практической психологии.
3. Понятие о социальном заказе. Особенности клиента, заказчика, пользователя психологической информацией в детской практической психологии.
4. Области применения детской практической психологии. Задачи каждого звена.
1. Понятие психологической службы образования.
Детская практическая психология как вид самостоятельной психологической практики.
Психологическая служба образования - один из существеннейших компонентов целостной системы образования страны. Психологическая служба образования - интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, - научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.
Научный аспект предполагает проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования - нового научно-практического направления психологии развития, изучающего индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического развития, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здоровья в дошкольном и школьном возрастах. Одна из задач здесь - научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования. Отличие этих исследований от академических заключается в том, что они не только выявляют те или иные психологические механизмы или закономерности, но и определяют психологические условия развития этих механизмов и закономерностей в контексте целостного становления личности конкретного ребенка. Научный сотрудник, выполняющий эти исследования, ориентируется на практического психолога как основного своего заказчика.
Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний работниками образования. Главными действующими лицами этого направления являются воспитатели, педагоги, методисты, дидакты, которые или самостоятельно, или в сотрудничестве с психологами используют и ассимилируют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, создания учебников, разработке дидактических и методических материалов, построении программ обучения и воспитания.
Практический аспект службы обеспечивают непосредственно практические психологи детских садов, школ и других образовательных учреждений, задача которых - работать с детьми, группами и классами, воспитателями, учителями, родителями для решения тех или иных конкретных проблем. В их задачу не входит создание новых методов, исследование психологических закономерностей и пр. Но они обязаны профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день.
Организационный аспект включает в себя создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профессиональной квалификации практических психологов. Эти звенья, выстроенные в иерархической последовательности, могут быть представлены следующим образом: один или группа практических психологов В образовательном учреждении; научно-методические подразделения психологической службы (центры, кабинеты и др.) в районных, городских, областных и краевых управлениях образования; отделы психологической службы - в республиканских и федеральном министерствах образования. Только достаточно разработанная структура, звенья которой укомплектованы специалистами, способна обеспечить полноценное психологическое обслуживание системы образования, оказывать действенную помощь как детям, родителям, педагогам, так и учреждениям образования и всей образовательной системе в целом.
Развитие прикладного, практического и организационного аспектов психологической службы образования целиком и полностью зависит от развития ее научного аспекта, который определяет основную теоретическую базу и формирует природу психологической службы. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы, и решаются проблемы практическими психологами образования.
Детская практическая психология является видом самостоятельной психологической практики. Применяется детская практическая психология в разных областях: в дошкольных учреждениях общего и специального типа, в закрытых детских учреждениях, в районных психологических центрах и консультациях, в детских поликлиниках и т. п.
2. Основные цели детской практической психологии
Основными целями детской практической психологии являются: обеспечение психического и психологического здоровья ребенка и оптимальных условий его развития; создание условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребенка, поддержка его особенных возможностей, обеспечение эмоционального благополучия.
Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования: 1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечения, жизненных штанов и др.; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе н пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой - созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, педагогам.
Основным средством достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.
В деятельности психологической службы образования можно выделить два направления - актуальное и перспективное.
Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время в образовательных учреждениях много таких проблем, поэтому конкретная помощь детям, педагогам, родителям - существенная задача службы сегодняшнего дня.
Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка. Напомним, что индивидуальность - это психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях (Б. Г. Ананьев). Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможностей развития личности каждого ребенка. Здесь в центре профессионального внимания психолога - анализ психологических условий развития способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития и содержательная специфика способностей у детей будут различными, различными будут и задачи, которые решает психолог совместно с педагогами и родителями по отношению к каждому ребенку.
Эти два направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, оказывает повседневно конкретную помощь нуждающимся в ней детям, воспитателям, учителям, родителям.
Главная цель психологической службы образования - психологическое здоровье детей - связана, прежде всего, с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит «стыковка» представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста. Приведем пример.
Психолог, занимаясь в детском саду с детьми дошкольного возраста, своей центральной задачей считает создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для продуктивного с точки зрения полноты и многогранности развития проживания детьми своего дошкольного детства. В качестве перспективы их развития он рассматривает сформированность полноценной психологической готовности к обучению в школе. Психолог как бы заглядывает в будущее ребенка и пытается определить, насколько благополучно перешагнет тот с одной возрастной ступени - дошкольной на другую - школьную, что нужно еще сделать, чтобы быть уверенным, что уровень психического и личностного развития ребенка соответствует тем новым требованиям, которые будут предъявлять ему в школе.
Школьный же психолог, участвуя в приеме ребенка в первый класс, пытается понять его прошлое, представить условия, в которых он рос и развивался, определить уровень его психологической зрелости, представить перспективу дальнейшего поступательного движения его психического развития и становления личности.
То, что дошкольным психологом рассматривалось в качестве перспективы развития ребенка и цели своей профессиональной деятельности, для школьного психолога - это данность сегодняшнего дня. Как наиболее эффективно подойти к этой психологической данности, чтобы она стала плацдармом для развития новых, дальнейших перспектив развития ребенка, - вот проблема. И такие проблемы возникают на каждом возрастном этапе.
При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить специальную развивающую работу. Поэтому именно взаимодействие специалистов-психологов, работающих с детьми разного возраста, составляет основу перспективного направления деятельности психологической службы. Перспективное направление, по существу, защищает (обеспечивает) право каждого родившегося человека на полноценное психическое и духовное развитие.
3. Понятие о социальном заказе. Особенности клиента, заказчика, пользователя психологической информацией в детской практической психологии
Кому же, в первую очередь, нужна психологическая помощь? Кто сформулировал социальный общественный заказ, который привел к появлению этой профессии со всеми ее свойствами, атрибутами, профессиональными качествами и действиями?
Социальный заказ на профессию практического психолога осознается и формулируется в публицистической и научно-популярной литературе, анализирующей проблемы современного человека. О необходимости конкретного психологического знания о человеке начинают говорить и представители смежных практических областей: учителя, врачи, юристы. Им это знание необходимо, т. к. они не могут решать главную задачу своей профессии - целенаправленно воздействовать на человека.
Вот в этих двух сферах и рождается доступное общественному сознанию представление о содержании профессиональной деятельности практического психолога, человека, который мог бы получить объективные данные об индивидуальных особенностях внутреннего мира человека. Требование по сути дела одно - объективные, достоверные данные об индивидуальности человека.
Отсюда возникает множество сложностей в получении, передаче и использовании психологической информации в работе практического психолога. Сложностей, связанных с постоянным возвращением своим клиентам, представителям смежных специальностей и просто общественности того содержания психологической информации, в котором представлена ее уникальность и конфеденциальность. Если говорить кратко, то практический психолог своей реальной работой возвращает нашему обществу утраченную ценность - общественную ценность индивидуальности человека.
Чтобы делать это без новых потерь, а с обретением должного общественного статуса своей профессии практический психолог должен только представлять, с кем он имеет дело в своей работе.
Это та реальность его профессиональной деятельности, которая связана с понятием заказчика, клиента и пользователя психологической информации. Кто они, эти люди? Общий ответ - это взрослые и дети. В соответствии с юридическими нормами за ребенка его родители отвечают до 14 лет, с 14 лет подросток уже несет юридическую ответственность за свои действия. Это исходное положение для работы практического психолога с ситуацией получения и использования психологической информации, для решения вопроса об ответственности за психологическую информацию, которую он несет как профессионал.
Это исходное юридическое положение позволяет с должной степенью ответственности отнестись и к содержанию социального заказа, ориентированного на выявление индивидуальности человека. Характеристики индивидуальности есть у всех людей, но не все люди могут ответственно относиться к этой своей особенности. Практическому психологу надо четко представлять возможные варианты проявления индивидуальности человека, которые связаны с понятием нормы психического развития. Как известно, психически больной человек несет ограниченную ответственность за свою индивидуальность. Психически здоровый же взрослый человек в большинстве случаев обладает возможностью отвечать за проявление своей индивидуальности.
Можно сказать, что социальный заказ на работу практического психолога ориентирован на те группы населения, которые не являются психически больными людьми (ими занимаются врачи-психиатры), а относятся к категории психически нормальных людей, способных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность. В то же время практический психолог не нужен аутентичной, свободной личности, обладающей высокой культурной продуктивностью, способной нести юридическую и моральную ответственность за свою индивидуальность.
Кто же является клиентом практического психолога? Клиентом является человек (взрослый или ребенок), который сообщает психологическую информацию, т. е. передает практическому психологу знание о себе или о других людях. При сообщении этого знания он предполагает или реально указывает свою роль в происхождении этого знания. Он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.
Если воспользоваться другим определением, то клиент - это человек, который включен в процесс получения психологической информации. Эта «включенность» мешает ему увидеть главное в психологической информации - критерии се достоверности, отрефлексировать способы ее получения. Работа практического психолога и направлена на изменение отношения клиента к содержанию и способам получения психологической информации.
Заказчик на работу практического психолога сообщает ему психологическую информацию. При этом он не видит своей роли в ее происхождении, он не считает себя ответственным за ее происхождение. Отчужденность от психологической информации приводит к тому, что заказчик стремится переложить на психолога ответственность за возможное использование этой информации.
Особенность работы практического психолога состоит в том, чтобы в ситуации принятия заказа на свою работу определить с кем он имеет дело - с заказчиком или с клиентом. Для решения этого вопроса психологу приходится выполнять одну очень важную роль, которую можно было бы обозначить как роль психолога-следователя. Суть ее состоит в том, чтобы с высокой степенью достоверности воспроизвести происхождение психологической информации, с которой он собирается работать. Для этого он должен обладать соответствующими профессиональными навыками, позволяющими определить происхождение психологической информации, среди этих навыков главный - это навык ведения интервью с клиентом или заказчиком.
Восстановление последовательности событий, порождающих психологическую информацию, предполагает введение контекста и подтекста в текст, сообщаемый психологу. Это структурирует ситуацию взаимодействия психолога и клиента и позволяет решить еще один важный вопрос - вопрос о пользователе психологической информации. Другими словами, вопрос о том, кому и с какой целью может быть передана полученная информация.
В отношении психологической информации о детях до 14 лет этот вопрос решается однозначно - психологическая информация сообщается людям, которые несут ответственность за ребенка, т. е. его родителям. Родители по своему усмотрению могут использовать эту информацию.
В отношении взрослых людей вопрос о пользователе психологической информации решается так: взрослому человеку сообщают содержание психологической информации и се назначение, а также критерии оценки содержания психологической информации с точки зрения заказчика на нее. Таким образом, клиент имеет возможность сопоставить свои данные с требованиями и может увидеть их соответствие или несоответствие.
Сообщение психологической информации в любом случае носит безоценочный характер, предполагает адекватный для клиента язык ее передачи, при этом соблюдается главный принцип работы практического психолога: «не навреди».
Таким образом, социальный заказ на работу практического психолога отражает осознание в обществе ценности индивидуальности человека и отношение к ней как к социальной и психологической реальности. Своей практической работой психолог уточняет этот заказ и создает условия для осознания социального статуса своей профессии.
В детской практической психологии основной клиент - ребёнок. Его тесная связь с родителями (возрастные особенности этой связи) делает систему «ребенок - близкий взрослый» совокупным клиентом. У ребенка отсутствуете запрос на психологическую помощь. Поэтому именно родители являются заказчиками и пользователями психологической информацией. В роли заказчиков и пользователей психологической информацией очень часто выступают педагоги и другие специалисты ДОУ.
Психологические проблемы, являющиеся заказом, связанны в основном с логикой психического развития ребенка; возрастными особенностями его развития; кризисами развития; компетентностью родителей в проблемах развития ребенка.
4. Области применения детской практической психологии. Задачи каждого звена
Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе - всей страны. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные функции. Гарантией эффективности деятельности психологической службы служат последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех, подразделений.
В самом общем виде структура включает три звена: практический психолог (или группа психологов) в образовательном учреждении, районный кабинет психологической службы, Центр психологической службы.
Детский практический психолог работает в конкретном учебном заведении - детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме и др., осуществляя психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития: каждого ребенка, раннего выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости недисциплинированности детей. Консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемах обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знании, решению проблей педагогов как профессионалов.
Психологические кабинеты (отделы) при районных, областных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе) ведут непосредственную работу с психологами образовательных учреждений, контролируют и организуют их деятельность, оказывают методическую и иную профессиональную помощь, пропагандируют психолого-педагогические знания, проводят психодиагностику и психокоррекцию особо сложных случаев, участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних. Консультируют администрацию образовательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и другим вопросам профессиональной деятельности. В штат кабинета помимо психологов входят также социальные работники, педагог, врач-психоневрохог.
Центр психологический службы образования - головная организация, руководящая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах и специалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного образования.
Центр состоит из двух основных отделов - индивидуальной помощи и психологического обеспечения образовательных учреждений.
Руководящим органом психологической службы образования выступает отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием соответствующего уровня. На федеральном уровне - отдел психологической службы Министерства образования России.
Васильева Н.В.
Раздел II. Организация и содержание
работы детского практического психолога
Тема 1. Направления профессиональной деятельности
практического психолога в условиях дошкольного учреждения
План
1. Психологическое просвещение
2. Психологическая профилактика
3. Психологическое консультирование
4. Психологическая диагностика и коррекция
1. Психологическое просвещение
Психологическое просвещение - это приобщение окружающих ребенка взрослых к психологическим знаниям.
Задачи психологического просвещения:
1. Знакомство педагогов и родителей с основными закономерностями благоприятного психического развития ребенка.
2. Популяризация и разъяснение новейших психологических достижений.
3. Формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком и в интересах собственного развития.
4. Достижение понимания необходимости практической психологии и работы психолога в образовательном учреждении.
Формы работы
Лекции | Выставки | Беседы | Подбор литературы | Семинары |
Проводя работу по психологическому просвещению важно, чтобы лекции, семинары и другие формы работы проходили не на абстрактном уровне, а имели предметом обсуждения данное образовательное учреждение, данный контингент людей.
2. Психологическая профилактика
Психологическая профилактика - специфический вид деятельности практического психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах детства.
Психологическая профилактика - это малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность этой деятельности подчеркивается всеми учеными и психологами-практиками.
Наиболее содержательно данная проблема представлена в американской психологической литературе, где в психолого-профилактической работе выделяют следующие 3 уровня:
I Первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие проблемы и осуществляет заботу о психическом здоровье детей.
II Вторичная профилактика. Направлена на профилактику «группы риска» (на детей, у которых уже есть проблемы). Главная задача - раннее выявление у детей трудностей в обучении, поведении; преодоление этих трудностей.
III Третичная профилактика. Работа с детьми, уже имеющими ярко выраженные учебные или поведенческие проблемы. Задача - коррекция серьезных трудностей и предупреждение дальнейшего осложнения проблем.
Психологическая профилактика должна предполагать:
- ответственность за соблюдение в ДОУ психологических условий, необходимых для полноценного психического развития ребенка;
- своевременное выявление психических особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям и отклонениям в его развитии;
- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую ступень развития.
Особенностью психологической профилактики является то, что данный вид деятельности является самозапросом в чистом виде. Инициатива принадлежит психологу, поэтому в работу включается не только ребенок, но и сам взрослый.
Задачи психологической профилактики:
1. Предупреждение возможных осложнений и становление личности в связи с переходом на следующую возрастную ступень.
2. Проведение работы по осознанию детьми профессиональных сфер деятельности, в которых они могли бы и хотели бы реализовать свои способности и знания.
3. Создание благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении.
4. Построение отношений между педагогом и родителями.
3. Психологическое консультирование
Психологическое консультирование - оказание помощи клиенту с целью преодоления испытываемых им трудностей и переживаний.
Следует отличать психолога-консультанта, работающего в психологическом центре и психолога, занимающегося консультированием как одним из видов своей практической работы. Отличия:
- Психолог-консультант имеет более узкую специализацию, чем психолог в ДОУ.
- Психолог в ДОУ проводит дальнейшую коррекционную и развивающую работу.
- Разный уровень объективности.
Рассмотрим виды консультирования в образовательном учреждении:
Для педагогов
Для родителей
Для администрации
Для детей
По проблемам педагогов:
Причины трудностей в усвоении ребёнком материала
Нежелание или неумение ребенка учится
Эмоциональные и личностные нарушения
Конфликтные взаимоотношения с детьми и взрослыми
Неэффективность собственных педагогических воздействий
Пути расширения собственных профессиональных умений, возможностей и расширения и развития
I. По проблемам родителей
Подготовка детей к школе
Отсутствие интересов и нежелание учиться
Повышенная рассеянность, плохая память, неорганизованность и несамостоятельность ребенка
Агрессивность, повышенная возбудимость, робость, боязливость, застенчивость
Отношение ребенка к взрослым, братьям, сестрам
II. По проблемам учащихся старших классов
Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Самовоспитание
Самоопределение
Следует отличать психологическое консультирование от психологической профилактики. Работа по психологической профилактике начинается тогда, когда проблемы еще нет. Инициатива исходит от психолога. Психологическое консультирование начинается, когда проблема уже есть. Важно уточнить и осмыслить проблему, найти пути решения. Психологически правильно будет предупредить появление ее в дальнейшем.
Смысл психологического консультирования – помочь ребенку самому решить свои проблемы. Только таким образом клиент сможет накапливать опыт решения проблемных ситуаций.
Задачи психологического консультирования (в системе образования):
1. Консультирование администрации и родителей по вопросам обучения и воспитания.
2. Консультирование детей по возникающим вопросам и проблемам.
3. Повышение психологической культуры.
4. Проведение психологической экспертизы психического состояния ребенка, условий его воспитания по запросам суда, органов опеки, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних с целью вынесения данными инстанциями более обоснованных решений.
Один из перспективных методов работы, разновидность психологического консультирования - психолого-педагогический консилиум.
Задачи психолога при проведении психолого-педагогического консилиума:
1. Помочь педагогам с разных сторон подойти к оценке интеллектуального и личностного развития ребенка.
2. Показать сложность и неоднозначность его поведения.
3. Подчеркнуть положительные, сильные стороны ребенка.
4. Представить доказательные гипотезы о причинах происхождения личностных проблем ребенка, обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития.
5. Наметить реальную программу работы с ребенком.
6. Преодолеть стереотипы педагогического, учительского восприятия, пробиться сквозь установку учителя (воспитателя, родителей).
4. Психологическая диагностика и коррекция
Психологическая диагностика и психологическое обследование - важнейшие направления деятельности детского практического психолога
Главная задача психодиагностики - дать информацию о индивидуально-психологических особенностях детей, выявить особенности психического развития, сформированности психических новообразований; выявить психологические причины проблем, трудностей в обучении и воспитании.
Особенности диагностической работы практического психолога образования
1. Практическая диагностика отличается от научно-практической по своим задачам:
- Основная задача научно-практической диагностики - накопление психологических данных, классификация и ранжирование изучаемой группы людей по их психологическим и психофизиологическим особенностям.
- Задача практической диагностики - поиск ответов на вопросы, которые вызвали данные исследования и на дальнейшие вопросы, которые вытекают из этого исследования.
Диагностика причин того или иного явления не является самоцелью практической диагностики, она всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей ребенка, преодоление трудностей и нарушений его развития.
2. Психодиагностика в образовательном учреждении связана с педагогической проблематикой. Данная диагностика всегда предполагает выбор мер педагогического воздействия. Некоторые исследователи считают правильным термин «психолого-педагогическая диагностика».
Ее задачи:
- Контроль динамики психического развития детей, воспитывающихся в ДОУ.
- Коррекция развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития каждого ребенка.
- Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем обучения и воспитания.
3. В основе практической диагностики лежит целостное изучение личности ребенка, его взаимодействия со средой. Нужно помнить о незавершенности психического развития, развитие в настоящее время базируется на прошлом и имеет перспективу на будущее.
Основной принцип диагностической и коррекционной работы
Принцип единства диагностики и коррекции. В рамках психологической службы образования речь не может идти отдельно о диагностике или коррекции. Речь идет о диагностико-коррекционной и диагностико-развивающей работе.
Диагностико-коррекционная и диагностико-развивающая работа предъявляет максимальные требования к квалификации психолога.
Этапы проведения диагностико-коррекционной и диагностико-развивающей работы
I. Изучение практического запроса.
II. Формирование психологической проблемы.
III. Выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.
IV. Выбор методов исследования.
V. Использование методов.
VI. Формулирование психологического диагноза.
VII. Разработка рекомендаций и программ коррекционной или развивающей работы.
VIII. Осуществление программы, контроль за ее выполнением.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
I. Изучение практического запроса
Изучение обращения, которое поступает к психологу. Любой запрос является для психолога сигналом возникновения проблемы у ребенка или взрослого.
Следует отметить, что жалобы часто носят расплывчатый характер, необходимо уточнить запрос. Для этого проводится специальная беседа с человеком, от которого поступил запрос. Беседа служит источником для сбора информации о клиенте. Если в школе среди запросов – неуспеваемость нежелание учится, то в ДОУ – личностные проблемы ребенка.
Запрос может сделать и сам психолог: по поводу поведения и личностных особенностей детей, которые его беспокоят, и он чувствует необходимость выявить эти особенности личностного развития (с согласия родителей).
II. Формирование психологической проблемы
На основе запроса, идущего от практики, необходимо найти и сформулировать психологическую проблему. Это делается на основе сбора и изучения возможно более полной информации о ребенке. Источники информации:
- наблюдения за ребенком в деятельности, на занятиях, в свободное время, в общении;
- беседа с воспитателями, родителями, сверстниками;
- история развития ребенка, которая составлена на основе рассказов родителей.
Правила проведения беседы
- Создание доверительной атмосферы
- Недопустима прямая и косвенная критика педагогических воздействий родителей и воспитателей
- Необходимо разъяснять возможные цели и задачи диагностико-коррекционной и развивающей работы
- Необходимо предупредить возможность возникновения у родителей ожидания немедленных результатов
III. Выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений
Когда психологическая проблема становится ясной, психолог выдвигает гипотезы о причинах нарушений в развитии ребенка и о его потенциальных возможностях. Нужно быть готовым к тому, что в ходе исследования при поступлении новых данных, дополнительных сведений, психолог может и должен менять и корректировать исходные гипотезы.
IV. Выбор методов исследования
В последнее время в психологии принято выделять 2 группы методов исследования: качественные и количественные.
Количественные методы - основаны на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей.
Говоря о количественном подходе к диагностике имеются в виду стандартизированность и высокая формализованность методик, имеющих четкую форму (тест интеллекта Векслера, матрица Равена и др.)
Достоинства тестов | Недостатки тестов |
Создаются на основе богатого клинического опыта, представляют собой четкий инструментарий, удобны для проведения фронтальных |