Требования к психологу (педагогу) дошкольного учреждения




· Абсолютное принятие ребенка таким, каков он есть

· Устойчивая направленность на целостное развитие личности ребенка

· Глубокое понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и социально-психологических процессов, происходящих в детской группе

· Признание равных прав ребенка в процессе взаимодействия

Принципы работы психолога в дошкольном образовательном учреждении

Индивидуальный подход к ребенку любого возраста Профессиональное взаимодействие психолога с другими взрослыми, имеющими отношение к ребенку
Основывается на безоговорочном признании уникальности ценности ребенка. Включает особенности темперамента, характера, способностей, индивидуально-типологические особенности, интересы, склонности, направленность личности и т. д. Задачи индивидуального подхода для психолога: Наиболее полно выявить индивидуальные способы деятельности ребенка, его возможности, раскрыть неповторимость его личности, найти индивидуальные возможности для самовоспитания и самоогранизации ПСО - это поле взаимодействия психолога с педагогами и родителями в центре которого находится формирующаяся личность ребенка. Это взаимодействие будет эффективными при условиях: - психолог и педагог становятся единомышленниками; - четко различают свои функции и возможности; - доверяют друг другу

 

 

Васильева Н.В.

Раздел II. Организация и содержание

работы детского практического психоло­га

Тема 3. Специфика работы детского практического психоло­га,

связанная с возрастными особенностями психики ребенка.

План

1. Ценность дошкольного детства.

2. Психическое и психологическое здоровье детей.

3. Примерные ориентиры нормального развития ребенка на разных этапах дошкольного детства.

 

1. Ценность дошкольного детства

Существуют две противоположных точки зрения на роль дошкольного периода на психическое развитие человека:

1) не имеет смысла предъявлять какие-либо требования к развитию ребенка в дошкольном возрасте, если оно в пределах нормы. Достижение ребенком возраста 6-7 лет автоматически приводит к достижению требуемого уровня школьной зрелости;

2) ребенка следует готовить к школе, начиная как можно раньше. Дошкольное детство - это подготовка ребенка к школе.

Я. Корчак подчеркивал самоценность дошкольного детства как подлинного, а не предварительного этапа жизни ребенка. Детство - фундамент жизни. Без полноценного переживания его, последующая жизнь ребенка может быть ущербной.

С другой стороны, задача подготовки ребенка к школе активизировала интерес к проблеме развивающей работы с детьми дошкольного возраста, максимальной реализации интеллектуального и личностного развития дошкольника. Пришло сознание того, что активная развивающая работа с детьми продвигает их развитие, расширяет возможности.

А. В. Запорожец считал, что делать это надо не путем форсированного сверхраннего обучения, а наоборот, широко развертывать и максимально обогащать содержание специфических видов детской деятельности (игровой, трудовой и т. п.), а также за счет общения детей друг с другом и со взрослыми.

Каждый возрастной этап имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, свое значение в обеспечении перехода на следующий этап онтогенеза. Это не означает, что развитие идет лишь по своим внутренним законам и не подчиняется никакому внешнему воздействию. Речь идет о том, что можно ускорить или интенсифицировать прохождение тех или иных этапов, но нельзя миновать ни один их них без ущерба для развития личности в целом.

2. Психическое и психологическое здоровье детей

Проблема психического здоровья привлекала и привле­кает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педаго­гов, философов, социологов и др.

Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неодно­значен, он как бы связывает две науки и две области прак­тики - медицинскую и психологическую. В последние де­сятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль - психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психи­ческие состояния становятся главной причиной заболева­ния, в других - они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на про­текание болезни, иногда физические недуги вызывают пси­хические переживания и психологический дискомфорт. Случаи могут быть разные, для нас важно, что взаимовлия­ние «духа» и тела признается безусловно.

В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термина - «психическое здоровье» нет, но есть просто «здо­ровье». Существенно, что этим термином обозначается со­стояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физи­ческих дефектов.

В медицинской литературе и в медицинской практике термин «психическое здоровье» широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется усло­виями психосоциального развития детей.

Мы видим, что в упомянутое выше единство медици­ны и психологии уже включается и социология - ее нау­ка и ее практика. В «Кратком словаре по социологии» (1989, с. 76-77) дается подробное толкование термина «здоровье населения», который означает: 1) состояние, противоположное болезни, полноту жизненных прояв­лений человека; 2) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсут­ствие болезней или физических дефектов; 3) естествен­ное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; 4) состояние опти­мальной жизнедеятельности субъекта (личности и соци­альной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах со­циальной практики; 5) количественно-качественную ха­рактеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности.

Здоровье отдельного человека характеризуется полно­той проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесто­ронностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности.

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) сказано, что нарушения психическо­го здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными не­благоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.

Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) при­знается спокойная и доброжелательная обстановка, созда­ваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмо­циональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое на­блюдение а обеспечивают семью необходимыми материаль­ными средствами. Подчеркивается, что в то же время следу­ет предоставлять ребенку больше самостоятельности и не­зависимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответст­вующие условия для обучения. «Многие дети не имеют та­ких условий», - констатируется в докладе.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослы­ми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Эти же исследования обнаружили, что нарушения пси­хического здоровья в детстве имеют две характерные чер­ты: во-первых, они представляют собой лишь количест­венные отклонения от нормального процесса психичес­кого развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в од­ной ситуации, но успешно справляются с другими ситуа­циями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в школе, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.

У большинства детей в те или иные периоды под влия­нием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут воз­никнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи, и пр. У некоторых же детей эти нарушения проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в дру­гие возрастные периоды.

В. А. Сухомлинский еще в 1974 г. горячо убеждал педа­гогическую общественность в том, что в гармоничном раз­витии ребенка все взаимосвязано. Он писал: «Здоровье за­висит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмо­циональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутрен­них органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, пере­живающего отвращение к занятиям, серьезно расстраива­лось пищеварение, возникали желудочно-кишечные забо­левания и др». (Сухомлинский В. А., 1974, с. 104-105).

Исследования представителями ВОЗ в разных странах мира проблемы воспитания детей родителями, поведение которых отклоняется от нормы, показали, что среди детей преступников и лиц, страдающих психическими расстрой­ствами, чаще встречаются нарушения психического здоро­вья. Генетические факторы могут играть некую роль в этой связи, замечают эксперты, однако совершенно очевидно, что основная причина этих нарушений связана с неблаго­приятной обстановкой в семье и уродливым отношением родителей к детям.

В материалах ВОЗ уделяется большое внимание не толь­ко воспитанию ребенка в семье, но и школе, которая оказы­вает существеннейшее влияние на психосоциальное разви­тие детей. Причем подчеркивается, что решающая роль при­надлежит нравственной атмосфере, которая существует в школе, ее стандартам как социального учреждения и харак­теру взаимоотношений между ее сотрудниками и детьми. Материальная база школы (оборудование, размеры школь­ных помещений и т. д.) имеет второстепенное значение.

Интересным является еще один вывод экспертов ВОЗ: по­вышение уровня благосостояния необязательно способствует психосоциальному развитию детей. Должны быть предприня­ты специальные усилия, чтобы социально-экономические до­стижения способствовали улучшению психосоциального раз­вития, а не приводили к возникновению новых проблем.

Проблемы психического здоровья детей рассматривают­ся в ряде работ медицинского характера (Кабанов М. М., 1983; Захаров А. И., 1982; Исаев Д. Р., 1983; Козлов В. П., 1983; Тромбах С. М., 1988; винокуров А. Н., 1992, и др.). Указыва­ется, что детский возраст характеризуется повышенной чув­ствительностью к средовым влияниям и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особен­но подверженными нервно-психическим расстройствам. Ус­тановленным считается факт, что в основе патогенеза нев­роза у детей и подростков лежит деформация системы отно­шений развивающейся личности. Это приводит ее к невротическому развитию, понимаемому в рамках концеп­ции неврозов В. Н. Мясишева, как нарушение особо значи­мых отношений личности, образующих целостную систему. А. И. Захаров подчеркивает: «Успешно лечить невроз ребен­ка можно, только поняв источники его происхождения, ко­торые неразрывно связаны с личностными особенностями родителей, неправильным воспитанием и нарушенными от­ношениями в семье» (Мясищев В. Н., Личность и неврозы. - Л., 1982, с. 5).

В психологическую литературу понятие психического здо­ровья стало входить сравнительно недавно. Психическое здо­ровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических яв­лений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дис­комфорт возникает в результате фрустрации потребностей, ребенка, приводящей к депривации. Фрустрация одной или нескольких детских потребностей лежит в основе так на­зываемых неврозов, проявляющихся в виде раз­личных заболеваний психосоматического генеза (бронхи­альные астмы, приступы рвоты, головные боли и т. п.).

Определяющую роль в патогенезе играет психологичес­кий, т. е. внутренний, конфликт, который представляет со­бой несовместимость, столкновение противоречивых отно­шений личности, отмечает А. И. Захаров. Присущие кон­фликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряже­ние и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения (Захаров А. И., 1982, с. 6-7).

Чешские психологи И. Лангмейер, З. Матейчик (1984) подчеркивают, что лишь в виде исключения депривация может вызываться воздействием всего одного фактора, прак­тически для каждой депривацнонной ситуации характерно неудовлетворение нескольких важных потребностей ребен­ка, которые у разных детей и в разные периоды развития находятся в различных взаимоотношениях. Поэтому так важ­но установить, какие психические потребности являются в определенный период развития ребенка особенно сильны­ми, и каковы те потребности, недостаточное удовлетворение которых является особенно вредным. При этом следует помнить, что разные дети, испытывающие воздействие одной и той же «депривационной ситуации», будут вести себя различно. Однако, считают авторы, каждый ребенок для своего здорового развития нуждается в первую очередь в теплоте чувств, в любви. Если он окружен достаточной симпатией и обладает эмоциональной опорой, то это возмещает отсутст­вие иных психических элементов. Основное патогенное значение для нарушений, развития и характера имеет недостаточное удовлетворение аффективных потребностей, т. е. эмо­циональная, аффективная депривация. Несмотря на то, что во всех вышеупомянутых работах употребляется термин «психическое здоровье», речь, по существу, идет главным образом о нарушениях психического здоровья: о причинах нарушения здоровья, проявле­нии симптомов нездоровья, неблагоприятных условиях для психического здоровья и т. п. Этот факт еще в 1979 г. отметили эксперты Всемирной организации здравоохранения. Они сформулировали очень важную для психологической службы образования рекомендацию: перейти от изучения факторов, повышающих уязвимость ребенка к психичес­ким расстройствам, к изучению тех факторов, которые за­щищают его от действий стресса, от изучения вредных вли­яний, от изучения неудачных мер воздействия к изучению воздействий, которые бы позволили предупреждать психи­ческие нарушения.

Научные данные последних лет и анализ опыта практи­ческой работы психологов в учреждениях образования сви­детельствуют, что основным фактором, предупреждающим различные психические нарушения в развитии ребенка, является полноценное психическое развитие детей на каждом этапе онтогенеза. Реализация потенциальных возмож­ностей развития детей зависит от создания условий, соот­ветствующих сензитивности возрастного периода.

Таким образом, основу психического здоровья составля­ет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Создание психолого-педагогических условий, обес­печивающих такое развитие, является целые психологической службы образования, но не единственной.

Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект про­блемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.

Занимаясь умственным, психическим и физическим развитием ребенка, беспокоясь о здоровье и гигиене его тела, мы подчас забываем о его духовном развитии. А «ду­ховность человека - это не просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не просто прису­ще человеку наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное - это то, что отличает человека, что присуще только ему и ему одному» (Франк В. Человек в поисках смысла. - М., 1990." С. 93.).

Духовность можно понимать как особое эмоциональ­но-нравственное состояние личности, как такое сознание человека, которое ориентировано на абсолютные ценнос­ти - Истину, Красоту, Добро - и пытается реализовать их в предметно-целесообразной деятельности и общении. В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов солидаризируются с Мишелем Фуко, который называет духовностью «тот поиск, ту практическую деятельность, тот опыт, посредством кото­рых субъект осуществляет в самом себе преобразования, не­обходимые для достижения истины» (Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающий­ся. - М., 1994. С. 273.).

Поэтому весьма перспективным является подход к про­блеме психологического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. Так, во всех работах А. Маслоу писал главным образом о двух составляющих такого здоро­вья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоактуализа­цию. Необходимое условие самоактуализации, по его мне­нию, - нахождение человеком верного представления самого себя. Для этого нужно прислушаться к «голосу импульса», поскольку «большинство из нас чаще прислушиваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государствен­ного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиций и т. д. (Маслоу А., 1971, с. 112). Но одного верного представления о себе недостаточно. Человек должен реализовать то, что заложено в нем природой, а перестройка общества должна вестись путем создания для людей возможностей к их само­актуализации. И вторая составляющая психологического здоровья - стремление к гуманистическим ценностям. Мас­лоу считал, что самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтан­ность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альт­руизм, желание улучшить человечество, склонность к твор­честву (Маслоу А., 1970).

Несколько иной, но в том же контексте развития зре­лой личности, подход к решению проблемы психологичес­кого здоровья мы видим у некоторых других крупных уче­ных. Так, Виктор Франкл пишет: «У каждого времени свои неврозы... Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустра­цией не сексуальных потребностей, как во времена Фрей­да, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Се­годняшний пациент уже не столько страдает от чувства не­полноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты...» (Франкл В., 1990, с. 24). Он приво­дит высказывание Эйнштейна, который заметил, что тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только не счастлив, но и вряд ли жизнеспособен.

В. Франкл в толковании идеи стремления к смыслу со­лидаризируется с Шарлотой Бюлдер, согласно теории, ко­торой полнота, степень самоисполненности зависят от спо­собности индивида ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Такая способность называ­ется у Бюллер самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, т. е. чем отчетливее выражено самоопреде­ление, тем вероятнее самоосуществление. Именно облада­ние такими жизненными целями является условиями со­хранения психического здоровья. Причем под самоосущест­влением Ш. Бюллер имеет в виду осуществление смысла, а не осуществление себя - или самоактуализацию.

Самоактуализация - это не конечное предназначение человека, утверждает В. Франкл. Он пишет: «Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, кото­рый он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя...» и продолжает: «Подобно тому, как бумеранг возвращается к бросившему его охотнику, лишь если он не попал в цель, так и человек возвращается к самому себе и обращает свои помыслы к самоактуализации, только если он промахнулся мимо своего призвания...» (Франкл В., 1990, с. 59).

В. Франки утверждает, что смысл - это всякий раз смысл конкретной ситуации и нет такого человека, для которого жизнь не держала наготове какое-нибудь дело. Надо найти это дело, этот смысл, а у ребенка надо воспитывать готов­ность к нахождению смысла жизни. Возможность осущест­вить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим (Там же, с. 39-40).

По существу, эту же мысль высказывает С. Л. Рубин­штейн, говоря о том, что идеал - это идея, содержание которой выражает нечто значимое для человека, и идеальный человек - это человек, в котором реализованы все его воз­можности по приближению к идеалу (Рубинштейн С. Л. 1976,с.363-365).

Не вводя в свое повествование термин «психологичес­кое здоровье», именно о таком здоровье беспокоился Я. Корчак, когда писал: «Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, оно последовательно, шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой его духа, силой его требова­ний и намерений. Вежлив, послушен, хорош, удобен, и мысли не о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен» (Корчак Я., 1990, с. 24).

Взрослые не часто задумываются над тем, ради каких ценностей будет жить в будущем сегодняшний малыш, ре­бенок, подросток, юноша, в чем будет находить или уже находит смысл своего существования. Полезно прислушать­ся к Н. А. Бердяеву, который отмечал, что «высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества опреде­ляется не могуществом государства, не развитием экономи­ки, а духовной культурой» (Бердяев Н. А. Судьба России. - М., 1990. С.274.).

Поэтому деятельность психологической службы образо­вания должна включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в ос­нове психологического здоровья.

Забота о психологическом здоровье предполагает внима­ние к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и пережи­ваниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружаю­щему миру, происходящим семейным и общественным со­бытиям, к жизни, как таковой.

Психологическое здоровье позволяет личности стать по­степенно самодостаточной, когда она все больше ориенти­руется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные само­ориентиры. Задача взрослых - психологов, педагогов, ро­дителей - помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и само­развития в контексте гуманистического взаимодействия с ок­ружающими его людьми и в условиях культурных, социаль­ных, экономических и экологических реальностей окружа­ющего мира. По существу, эту мысль высказал А. Ф. Лосев, говоря о том, что «личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и так далее, но вообще субъ­ектом, который сам же себя соотносит с собою и сам же себя соотносит со своим окружением» (Лосев А. Ф., 1989).

Итак, главной целью деятельности психологической службы образования является психологическое здоровье детей дошколь­ного и школьного возраста. Психологическое здоровье предпола­гает здоровье психическое, основу которого составляет полно­ценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

3. Примерные ориентиры нормального развития ребенка

на разных возрастных этапах дошкольного детства

Возраст Умения и навыки
1-й год жизни Ребенок использует 7-14 слов Может заниматься одним делом в течение 15 минут Знает смысл слова «нельзя» Учится ходить
1,5 года Знает 30-40 слов Хорошо ходит Узнает и показывает изображения предметов на картинках Понимает обращенную к нему речь Задает вопросы «Кто?», «Что?»
2 года Словарный запас – 200-400 слов Основные вопросы «Кто это?», «Что это?» Осваивает использование в речи глаголов и существительных Формируется фразовая речь Наличие вопросов свидетельствует о благополучном умственном развитии Самостоятельно рисует линии Может построить башню из кубиков
2,5 года Словарный запас – 1000 слов Активно использует в речи прилагательные, наречия; появляются предлоги, союзы Активно использует ориентировочные вопросы («Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?») Задержка речевого развития должна насторожить
3 года Появление первых вопросов о причинно-следственных отношениях («Почему?») Пересказывает услышанное, если помогать наводящими вопросами Строит сложносочиненные, иногда сложноподчиненные предложения Понимает что такое «один» и «много» Различает левую и правую стороны По одной характерной детали на картинке может узнать целое
3,5 года Осваивает конструирование, появляются элементы планирования деятельности Появляются элементы сюжетно-ролевой игры. Сначала с предметами, затем со сверстниками Ярко выражает свои эмоции Становится способным к сочувствию
4 года Способен понять то, чего не видел сам, но о чем ему подробно рассказали Может сочинить простой рассказ по картинке Осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение Способен к обобщению и подведению под понятие Основной вопрос - «Почему?» Ведущий вид деятельности сюжетно-ролевая игра со сверстниками Может заниматься одним делом до 40 минут
4,5 года Способен ставить цели и планировать их достижение Основной вопрос - «Зачем?»
5 лет Называет свою фамилию, имя, адрес, возраст Умеет пользоваться конструктором, собирать игрушки по схеме Умеет рисовать человека со всеми частями тела
6 лет Словарный запас - 4000 слов Доступен смысл простых пословиц и поговорок Легко видит сюжетную связь между картинками и составляет по ним рассказ Обобщает и вычленяет предметы из серии Решает простые арифметические задачи Знает много игр Умеет придумывать сюжет к играм Ориентируется в пространстве и времени, в отношениях между объектами Изображая человека, рисует шею, одежду, обувь, мелкие детали

 

 

Васильева Н.В.

Раздел II. Организация и содержание

работы детского практического психоло­га

Тема 4. Диагностическая работа детского практического психолога

План

1. Психологическое обследование, методы психологического обследования

2. Психологическая диагностика. Особенности психологической диагностики детей дошкольного возраста

3. Проблема определения психологической готовности ребенка к школе

 

1. Психологическое обследование, методы психологического обследования

Психологическая диагностика и психологическое обследование - важнейшие направления деятельности детского практического психолога. На основе диагностики строится вся последующая коррекционная и развивающая работа. От грамотности и профессионализма проведения диагностического обследования во многом зависят результаты работы психолога. Перед детским практическим психологом стоит проблема выбора методов и методик обследования и диагностики детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В научной психологической прак­тике существуют три принципиально разных источника получе­ния информации: L-, Q- и Т-данные.

Первый источник - L-данные (Life record data), полученные путем регистрации жизни человека в основном в результате на­блюдения; сюда же включаются экспертные оценки. В. М. Мель­ников, Л. Т. Ямпольский приводят основные требования к полу­чению таких оценок:

1. Оцениваемые черты должны определяться в терминах на­блюдаемого поведения.

2. Эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведе­нием оцениваемого лица в течение достаточно длительного про­межутка времени.

3. Необходимо не менее 10 экспертов на одного оцениваемо­го.

4. Ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте (характеристике) каждый раз, а не по всем сразу.

Второй источник получения информации - Q-данные (Ques­tionnaire data), полученные на основании опросников и других методов самооценок. К этому источнику относятся MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный перечень), 16-факторный личностный опросник Кэттелла и др. В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский фиксируют познавательные и мотивационные искажения результатов исследования. Первые из них могут быть вызваны низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, отсутствием навыков интроспекции (самонаблюде­ния) и использованием неверных эталонов. Среди причин мотивационных искажений приводятся нежелание отвечать и укло­нение ответов в сторону «социальной желательности».

Третий источник - Т-данные (Objective test data) - это дан­ные объективных тестов, 12 основных групп которых, согласно Р. Б. Кэттеллу и В. Ф. Варбуртону, будут приведены при рассмотрении метода тестирования.

Практическая психология, используя все три источника по­лучения данных, располагает основным арсеналом научных ме­тодов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, экспери­мент, анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия и др. В зависимос­ти от уровня научного познания - теоретического или эмпири­ческого - методы определяются как теоретические или эмпи­рические. В педагогической психологии используются преиму­щественно эмпирические методы.

Наблюдение - основной, наиболее распространенный в психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод целенаправленного систематического изу­чения человека. Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или вы­борочным, - с фиксацией, например, всего хода урока или по­ведения только одного или нескольких учеников. На основе на­блюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты на­блюдения заносятся в специальные протоколы, где отмечается фамилия наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.

Беседа - широко распространенный в пси­хологии (и в педагогической практике) эмпирический метод по­лучения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ведущий бе­седу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фикси­руются либо магнитофонной записью, либо скорописью, стено­графированием (по возможности не привлекающими внимания беседующего). Беседа может быть как самостоятельным методом изучения человека, так и вспомогательным, например предваря­ющим эксперимент, терапию и т.д.

Интервью как специфическая форма беседы может исполь­зоваться для получения сведений не только о самом интервью­ируемом, который знает об этом, но и о других людях, событи­ях и т. д.

Анкетирование - эмпирический социально-психологичес­кий метод получения информации на основании ответов на спе­циально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы. Подготовка анкеты - ответственное, требующее профессионализма дело. При составлении анкеты учитываются: 1) содержание вопросов, 2) их форма - открытые и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет», 3) их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.), 4) количе­ство и порядок следования вопросов. В педагогической практи­ке на анкетирование отводится не более 30-40 мин. Порядок сле­дования вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел.

Анкетирование может быть устным, письменным, индивиду­альным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям - репрезентативности и однородности выборки. Ма­териал анкетирования подвергается количественной и качествен­ной обработке.

Эксперимент - центральный эмпирический метод научно­го исследования, получивший широкое распространение в практической психологии. Различают лабораторный (в специальных условиях, с аппаратурой и т. д.) и естественный эксперименту проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается. Одной из наиболее эффективных и распространенных в последние десятилетия (особенно в отечественной психологии) форм естественного эксперимента является формирующий эксперимент. В его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и лично­стного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием.

Анализ продуктов деятельности (творчества) - метод, опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т. д.) продуктов его деятельности. Этот метод широко (и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений рисунков и т. д. Однако в ходе научного исследования метод анализа продуктов деятельности (творчества) предполагает опреде­ленную цель, гипотезу и способы анализа каждого специфиче­ского продукта (например, текста, рисунка, музыкального произведения).

В связи со спецификой работы с детьми дошкольного возраста, одни из названных выше методов используются чаще, другие - реже. Все большее распространение в практической психологии получает метод тестирования. В связи с боль­шой не только профессиональной, но и этической ответственно­стью исследователя, использующего этот метод, рассмо­трим его подробнее.

Тестирование в строгом смысле слова есть психодиагнос­тическая процедура, и «... пользователь психодиагностически­ми методиками берет на себя ряд обязательств, вытекающих из фморально-этического кодекса психолога» [Бодалев А. А., Столин В. В. Практикум по психодиагностике. - М., 1988, с. 3]. Наибо­лее полно и систематизировано тесты описаны в труде А. Анастази «Психологическое тестирование». В предисловии к этой работе отмечены некоторые существенные для общего по­нимания проблемы диагностирования вообще и тестовой диа­гностики, в частности, положения которой мы изложим в оп­ределенной последовательности. Во-первых, по мнению К. М. Гуревича и В. И. Лубовского - авторов предисловия - «психоло­гическая диагностика в таких ее формах, как тесты, опрос­ники, самоотчеты, тесты достижений (учета успешности), еще не заняла заметного места в работе детских садов, школ, профессио­нально-технических училищ, предприятий, учреждений и вузов», а необходимость ее применения в ус­ловиях нашего образования самоочевидна. Во-вторых, автора­ми отмечается невозможность прямого переноса существующих в других странах тестов в нашу практику дигностирования. «Мож­но сказать, что перенесение теста из той социальной среды, где о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: