II. Аналитическая беседа




Разберемся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.

«Двенадцать» — эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

— Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?

(Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.)

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», — призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

— Как Блок передает «музыку революции»?

(Прежде всего, «музыка» у Блока — метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.)

— Какие ритмы вы услышали?

(В поэме звучат интонации марша:

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг.

Вот — проснется

Лютый враг.

(гл.11)

Слышен городской романе. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше — пошел разгул:

 

Не слышно шуму городского,

Над невской башней тишина,

И больше нет городового —

Гуляй, ребята, без вина!

 

Часто встречается частушечный мотив:

 

Запирайте етажи

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба —

Гуляет нынче голытьба!

 

Прямо процитирована революционная песня:

 

Вперед, вперед,

Рабочий народ!)

 

— Что, кроме музыки, мы слышим?

(Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!», доносятся обрывки разговоров:

 

...И у нас было собрание...

...Вот в этом здании...

 

Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах тах-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.)

— Каков лексический строй поэмы?

(Лексика поэмы разнообразна. Это и язык лозунгов и прокламаций и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов: «етажи», «елекстрический»; и сниженная ругательная лексика: «холера», «жрала», «подлец» и высокий слог:

 

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.)

 

— Как рисует Блок образы героев поэмы?

(Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб»; речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель — / Вития…»; хлесткий эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый —/ Сторонкой за сугроб... / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?» Двенадцать героев составляют один отряд: В зубах — цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз! — коротко и ясно — тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них — Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой держи контроль!»

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча...»).

— В чем особенности сюжета поэмы?

(Сюжет можно определить как двухслойный — внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц и внутренний: побуждения, обоснование поступков двенадцати. Один из центров поэмы — конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

 

Что, Катька, рада? — Ни гу-гу...

Лежи ты, падаль, на снегу!

 

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!)

 

— Проследите, где и как проявляется мотив ненависти?

(Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:

 

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба...

 

и как святотатство:

 

Товарищ, винтовку держи, не трусы!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь —

 

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без креста!)

 

— Какие еще мотивы вы увидели в поэме?

(Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг! Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы — вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы — в 11-й главе:

 

...И идут без имени святого

Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

 

И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.)

— Какие образы-символы заметили в поэме?

(Ветер, вьюга, снег — постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пес безродный», Христос.)

— Возвращаемся к первому вопросу — какое значение имеет образ Христа в поэме?

(Обсуждение.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: