Метод оценки физического развития по шкалам регрессии




 

Этот метод более совершенный, так как шкала регрессии - это оценочные таблицы, учитывающие корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клетки. Они составляются на основании проведения многочисленных исследований на детях одного возраста, пола, национальности и проживания в одной местности. Основой оценочной таблицы является рост ребенка, представленный во всех вариантах (от минимального до максимального значения с интервалом в 1 см) с делением на 5 групп: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Методика оценки по шкалам регрессии заключается в следующем; сначала находят к какой группе роста относится рост данного ребенка, затем соответственно данному росту находят каким должен быть масса тела и окружность грудной клетки ребенка. Далее, из фактических данных массы тела и окружности грудной клетки вычитаем показатели стандарта - по шкалам регрессии - по весу и окружности грудной клетки и делим эту разность на сигму регрессии. которую находим из шкалы регрессии, отдельно по росту и окружности грудной клетки. Полученные величины называются частно-сигмальными отклонениями. Если частно-сигмальные отклонения находятся до ±1d регрессии, то развитие ребенка считается гармоничное; если ±2d регрессии, то развитие дисгармоничное; если более ±2 d, то развитие считается резко дисгармоничным за счет низкого или высокого роста, дефицита или избытка массы тела 1 и 2 степени.

Дети с избыточной массой тела направляются к эндокринологу, так как в значительном проценте случаев среди них встречаются лица с ожирением. Дети с низким ростом также направляются к эндокринологу для решения вопроса, имеет ли место общая задержка физического развития или низкий рост ребенка обусловлен генетическими факторами (низкорослость родителей). Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатром для установления причин этого дефицита.

Указанный метод тоже имеет недостаток, т.к. он позволяет оценить лишь морфологический статус ребенка, но не уровень биологического развития.

 

Комплексная схема оценки физического развития

Эта схема дает возможность оценить не только морфологический статус ребенка, но и биологический уровень развития ребенка. Оценка по комплексной схеме проводится в два этапа: на первом этапе оценивают рост, вес, окружность грудной клетки по шкалам регрессии, давая при этом заключение о гармоничности развития ребенка. На втором этапе приступают к оценке биологического уровня развития, т.е. оцениваются следующие признаки: погодовая прибавка длины тела ребенка, количество зубов, степень развития вторичных половых признаков, динамометрия, жизненная емкость легких и срок наступления менструации у девочек (табл.1).

Таблица 1

Показатели уровня биологического развития школьников

 

Возраст Длина тела, см (М ± s) Погодовая прибавка в росте, см Число зубов (М ± s) Степень развития вторичных половых признаков  
М А Л Ь Ч И К И
  М ± s 4 - 6 7 ± 3  
  М ± s 4 - 6 12 ± 2  
  М ± s 4 - 6 14 ± 2  
  М ± s 4 - 6 18 ± 3  
  М ± s 4 - 6 20 ± 4 Ахо, Ро
  М ± s 4 - 6 24± 3 Ах0, Ро,1
  М ± s 7 - 10 27±1 Ах0, Р1
  М ± s 7 -10   Ах1, Р2
  М ± s 4- 7   Ах2, Р3
  М ± s 3 - 4   Ах3, Р3.4
  М ± s 1 - 2   Ах3, Р4
Д Е В О Ч К И
  М ± s 4 - 5 9 ±3  
  М ± s 4 - 5 12±3  
  М ± s 4 - 5 15±3  
  М ± s 4 - 5 19 ±3 Ах0, Р0, Ма0
  М ± s 6 - 8 21±3 Ах0-1, Р0-1, Ма1
  М ± s 6 - 8 25±2 Ах1-2, Р1-2, Ма2
  М ± s 4 - 6   Ах2-3, Р2-3, Ма2-3, менархе
  М ± s 2 - 4   Ах 2-3, Р3, Ма2-3, менархе
  М ± s 1 - 2   Ах3, Р3, Ма3, мензес
  М ± s 1 - 2   Ах3-4, Р3-4, Ма3-4, мензес
  М ± s 0 -1   Ах3-4, Р4, Ма4, мензес

Р - pubis -развитие волос на лобке

Р0-4 - от отсутствия волос до четвертой степени развития

Ах – axillaris - развитие волос в подмышечной впадине

Ах 0 - 4 - от отсутствия волос до четвертой степени развития

Ма - mamma - развитие молочной железы

Ма 0 – 4 - от отсутствия до четвертой степени развития

Menarche - время появления первой менструации

Меnses - установление менструального цикла

Для оценки физического развития по комплексной схеме предлагаются таблицы 1, 2, 3, которые могут быть использованы в любом районе с поправкой на средний возраст. Ведущими показателями биологического развития в младшем возрасте является длина тела и число постоянных зубов. В среднем и старшем возрасте - характер погодовых прибавок и степень выраженности вторичных половых признаков. Общая формулировка физического развития ребенка будет звучать так: ребенок... лет, при высоком (низком) росте, гармоничного (или дисгармоничного) развития, по большинству оцениваемых признаков соответствует (или отстает, или опережает) своему календарному возрасту.

 

Таблица 2

Жизненная емкость легких девочек и мальчиков

школьного возраста(см3)

 

  ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ
Возраст М ± m M ± m
  1372 ± 40,8 1387± 32,5
  1510 ± 24,0 1633± 23,8
  1734 ± 25,0 1921± 26,4
  1859 ± 24,3 2086± 27,5
  2060 ± 30,7 2223± 26,5
  2370 ± 35,8 2493± 28,1
  2632 ± 34,8 2841± 33,7
  2833 ± 36,5 3160± 40,2
  3037 ± 33,7 3729± 47,7
  3048 ± 33,0 4085± 56,1
  30 28 ± 49,2 4481± 51,7

 

 

Таблица 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: