Решение познавательных задач




наблюдениям, шимпанзе используют соломинки или палоч­ки для извлечения термитов; этими орудиями они протыкают отверстия в термитниках, заделанные мхом. Разжёвывая массу прошлогодних листьев, обезьяны делают своего рода «губки», с помощью которых достают воду из углублений в деревьях. Используя свои знания и учитывая наблюдения Лавик-Гудолл, сформулируйте существенные отличия трудовой деятельно­сти человека от орудийных действий животных. Укажите три отличия.

8. Учёные наблюдали за чайками, которые защищали от опас­ности птенцов. Когда в колонию чаек проникал^ хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищни­ка — могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое прин­ципиальное отличие описанных действий животных от защи­ты своих детей человеком.

9. Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие счи­тают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения вы разде­ляете? Приведите три обоснования выбранной точки зрения.

10. Известный психолог, читая студентам лекцию о способно­стях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных я со­циальных факторов в развитии способностей человека?

11. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты чело­века в результате общественной истории оказались расшатаны и стёрты. По выражению А. Пьерона, «человечество освобо­дилось от деспотизма наследственности». В чём проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сфор­мулируйте три утверждения.

Отец великого Моцарта был отличным скрипачом и органи­стом. К нему часто приходили друзья-музыканты, и в доме звучала музыка. Музыкой очень увлёкся сын и уже в раннем возрасте стал на путь' музыканта и композитора. Назовите фактор, повлиявший на развитие личности юного Моцарта. Укажите два других фактора, определяющих развитие лично­сти.

Отечественный учёный-психолог Б. Г. Ананьев и его последо­ватели утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребёнок-маугли). Разделяете ли вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мне­ния.

14. В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация — это-«окультуривание» человека. Пояс­ните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение. [

15. Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, учёные сделали вывод: наследственность обусловливает от 25 до 50 % разновидностей личностных черт. А под влиянием каких фак­торов формируются остальные личностные качества? Опира­ясь на знания курса, укажите любые три фактора.

16. Объясните, что имел в виду Иоганнес Бехер, утверждая: «Че­ловек становится человеком только среди людей». Приведите три суждения-объяснения.

17. Фирма организовала для своих сотрудников мероприятие. Коллективу было поручено разработать стратегию фирмы в условиях экономического кризиса и предполагаемой угрозы банкротства. Цель деятельности: предложить ряд конкретных антикризисных шагов: Часть сотрудников выступила в роли экспертов, часть — в качестве представителей СМИ, началь­ник отдела и его заместители попали в жюри, оценивающее результаты представленных проектов. Определите вид дея-

Решение познавательных задач

S

тельности, которым занимались сотрудники фирмы. Приве­дите два аргумента в обоснование своего вывода.

18. В процессе подготовки к поступлению в технический вуз стар­шеклассник использует учебники и пособия, решает множе­ство задач по математике и физике, участвует в олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности. К какому виду может быть отнесена данная дея­тельность? Поясните свой ответ.

19. В течение 15 лет проводились исследования по выявлению отношения россиян к ценности свободы. Результаты пред­ставлены в приведённой ниже таблице. Какой вывод можно сделать на основе представленных данных? Приведите три об­основания.

Отношение россиян к ценности свободы (закрытый опрос, один вариант ответа в каждой из бинарных оппозиций), %

Вопрос№1 1993 г. 2003 г. 2009 г.
Свобода человека реализуется в его по­литических правах и свободах.      
Свобода — это возможность быть само­му себе хозяином. 67..    
Вопрос №2 1993 г. 2003 г. 2009 г.
Свобода — то, без чего жизнь человека теряет смысл.      
Главное в жизни — материальное благо­получие, а свобода второстепенна.      

20. В 1996 г. в 40 странах мира было проведено исследование о рас­пространённости занятий в свободное время. Было опрошено по 1000 человек в каждой стране. В России исследование про­водилось Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) (сумма превышает 100%, так как респон­денты могли давать несколько ответов).

 
  США Россия Венгрия
Видыдосуга Цифры даны в % от числа опрошенных
Просмотр телепередач, видеозаписей      
Прослушивание музыки     ,84
Чтение      
Компьютерные игры      
Посещение концертов, театров, вы­ставок      
Другие ответы      

Сформулируйте любые два вывода по результатам опроса. Приве­дите обоснование каадого сделанного вывода.

§ 4. Составление сложного плана по заданной теме

9 1. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Приро­да человека и его мышление».

t 2. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «По­требности, интересы и способности человека».

*- 3. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Меж­личностные отношения и взаимодействия».

4. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Социа­лизация личности».

г 5. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Миро­воззрение и его формы».. v

я б. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Дея­тельность как способ существования людей».

% 7. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Трудо­вая деятельность».

* 8. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Игра и её роль в формировании и развитии человеческой лично­сти».

Написание эссе

9. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Обще­ние как форма межличностных взаимодействий».

10. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Свобо­да и ответственность».

§ 5. Написание эссе

1. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).

2. «Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с<человеком» (А де Септ-Экзюпери).

3. «Человек ответственен за то, что он есть» (Ж. -Я. Сартр).

4. «Цель творчества- самоотдача» (Б.Пастернак).

5. «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует» (И.Гёте).

6. «В своих бедствиях люди склонны вшдагь судьбу, богов и все что угодно, но только не самих себя» (Платон).

7. «Создаёт человека природа, но развивает и образует его обще­ство» (В. Белинский)..

8 «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае со­веты, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквипскж).

9 «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной лю­бовью, то бессмертае совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни»/#. Соловьёв).

.10. «Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, кото­рое тянет в одну сторовд в то времй как моё желание тянет вдругую, прямо противоположную» (Дж. Локк).

11. «Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступ­ков» (Лао-Цзы). ■, \ ^.

12. «Зверь никоща не доходит до такого "страшного падения, до какого доходит человек» (#. Бердяев).

13. «-Щжд& растут не столько от насущной необходимости, сколь­ко от капризных желаний» (Ж-Ж. Руссо).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: