Цифра | Характеристика | ||
Род вагона | |||
Крытые вагоны | |||
Платформы | |||
Первая | Вагоны,принадлежащие предприятиям других | ||
министерств и ведомств | |||
Полувагоны | |||
Цистерны | |||
Изотермические вагоны | |||
Специализированный подвижной состав | |||
Вторая | Осность и основная характеристика вагона | ||
0–8 | Четырехосные вагоны | ||
Восьмиосные | |||
Третья | 0–9 | Дополнительная характеристика вагона | |
Четвертая | 000–999 | Служат для формирования номера вагона | |
Пятая | |||
Шестая | |||
Седьмая | Наличие тормозной площадки | ||
0–8 | Без тормозной площадки | ||
С тормозной площадкой | |||
Восьмая | 0–9 | Контрольный знак |
Контрольным знаком номера вагона является результат дополнения этой суммы до очередного целого числа, кратного 10.
Пример: | |||||||
х | |||||||
---------------------------------------
1 + 4 + 8 + 4 + 6 + 8 + 2 + 2 = 35
Дополнение этого числа (35) до очередного десятка (40) будет кон - трольным знаком номера вагона, т. е. восьмой цифрой будет – 5.
Таким образом, номер вагона будет – 78264215.
Метод расчета контрольного знака по модулю 10 позволяет обнару - жить все ошибки, вызванные искажением одной цифры номера и боль - шую часть двойных цифр от перестановки соседних цифр.
1.2.2. Кодирование станций
Код станции в АСУЖТ состоит из пяти цифр. Первые четыре циф - ры – основная часть кода, пятая – контрольный знак.
Первая и вторая цифры – порядковый номер сетевого района, ко - торому принадлежит станция. Железнодорожная сеть разделена на 99 сетевых районов, нумерация которых возрастает с запада на восток. Для станций Дальневосточной железной дороги отведены номера 90,91, 96, 97, 98.
Третья, четвертая – порядковый номер станции внутри сетевогорайона.
Пятая цифра – контрольный знак.
Коды станций на участке возрастают в четном направлении.
В каждом сетевом районе выделяется решающая станция, открытая для всех видов грузовых операций, имеющая в коде ЕСР два нуля.
Для защиты кодов станций широко используется метод с модулем К = 11. Весовой ряд имеет вид:{Zi}=1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,1,2,....
Каждая цифра кода ЕСР умножается на числовой ряд (1234). Затем суммируются все полученные произведения. Контрольным знаком будет остаток, полученный от деления суммы на 11.
Пример: | ||||
х | ||||
------------------------------------
0 + 4 + 21 + 20 = 45 /11 = 4(1)
Таким образом, контрольным знаком будет 1, т. е. 02751.
Если контрольный знак получается двузначным, например,an=1=10,
то производится повторный расчет. В этом случае код станции умножа - ется на весовой ряд, сдвигая его на две позиции (3,4,5,6, …), затем произведения суммируются и сумма делится на 11. Остаток от деления будет контрольным знаком. Если контрольный знак вновь получится равным 10, то ему присваивается значение 0.
Пример: | ||||
х | ||||
------------------------------------
2 + 8 + 12 + 32 = 54/11 = 4(10)
Поэтому | ||||
х | ||||
---------------------------------
6 + 16 + 20 + 48 = 90/11 = 8(2)
Следовательно, контрольным знаком будет 2.
Изложенные методы позволяют обнаружить все ошибки, вызванные искажением одной или несколькими цифрами.
1.2.3. Нумерация поездов
Поездом называется сформированный в соответствии с ПТЭ и пла - ном формирования состав вагонов сцепленный с одним или нескольки - ми действующими локомотивами, имеющий установленные сигналы.
В настоящее время на сети железных дорог действует трехзначная нумерация для скорых, скоростных и пассажирских поездов (с 1 по 998)
и четырехзначная – для пригородных (с 6001 по 6998) и грузовых поез - дов различных категорий.
Емкость системы нумерации грузовых поездов больше, чем пасса - жирских, она допускает повторное использование номера поезда на од - ном направлении, а также изменение номера поезда при переходе с од - ного участка на другой. Для однозначного определения конкретного по - езда используется система, в которой, кроме номера поезда, вводится информация о категории поезда, его признаках, станциях отправления и назначения.
Для этого каждому грузовому поезду присваивается неизменяемый индекс, однозначно характеризующий данный состав на всем пути сле - дования – от станции формирования до станции назначения (расфор - мирования). Индекс состоит из 10 цифр, первые четыре из них – код станции в соответствии с ЕСР, три следующие – номер состава, осталь - ные четыре – код станции назначения ЕСР. Составы нумеруют по каж - дому направлению или назначению, номера составов фиксируют в спе - циальном журнале.
В сочетании с номером поезда, характеризующим его категорию, ин - декс обеспечивает достаточно полную характеристику состава поезда. Нумерация поездов приведена в табл. 1.4.
Таблица 1.4 | ||
Нумерация поездов по категориям | ||
Категория поезда | Нумерация | |
Ускорение грузовые | ||
Рефрижераторные | 1001–1098 | |
Грузовые | ||
Сквозные | 2001–2998 | |
Участковые | 3001–3398 | |
Сборные | 3401–3448 | |
Вывозные | 3501–3598 | |
Передаточные | 3601–3798 | |
Диспетчерские локомотивы | 3801–3898 | |
Хозяйственные | ||
Хозяйственные | 5001–5398 | |
Снегоочистители | 5401–5698 | |
Восстановительные | 8001–8098 | |
Из порожних вагонов,следующих на заводы | 9001–9098 | |
для ремонта |
1.2.4. Кодирование грузов, грузополучателей и грузоотправителей
Коды грузов имеют шесть знаков. Они содержатся в списке Тарифно - го руководства.
Первая и вторая цифра кода – тарифная группа в тарифном руко - водстве;
третья цифра – номер позиции в группе; четвертая и пятая цифры – наименование груза в позиции;
шестая цифра – контрольный знак, который рассчитывается по мо - дулю 11.
Коды грузоотправителей и грузополучателей имеют четыре знака. Для кодирования выделен диапазон номеров с 1001 по 9999, порядок кодирования изложен в алфавитном списке наименований клиентуры. При этом для каждой буквы выделено определенное число номеров.
В контрольной работе для указания кода клиентуры можно восполь - зоваться любым кодом.