Эвдемонизм ригоризм гедонизм утилитаризм




ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. … - счастье) — принцип построения этической теории, в которой утверждается, что основное стремление человека составляет его стремление к счастью. Соответственно, нравственные императивы, подчиненные данному принципу, формулируются для того, чтобы показать, что нужно делать для достижения максимального счастья. Э. близок к гедонизму. Но, в отличие от последнего, он не связывает счастье однозначно с сильными чувственными удовольствиями. В Древней Греции Демокрит, Эпикур, Аристотель формулировали свои этические теории, исходя из принципа стремления к счастью. Однако само счастье понимается в разных теориях по-разному. Так, для Демокрита и Эпикура счастье представлялось как спокойствие духа. Аристотель считал, что счастье — это жизнь в соответствии с добродетелью, причем высшая интеллектуальная добродетель — мудрость показывает, что счастье заключается в созерцательном блаженстве.

Элементы Э. включают многие, казалось бы, совершенно противоположные обычному представлению о счастье теории. Так, основатель кинической школы Антисфен, известный аскетической нравственной ориентацией, не исключал стремления человека к счастью. Но он считал, что счастье не связано с наслаждениями, которые лишь делают человека зависимым от внешних обстоятельств жизни. Эпикур также считал, что человек должен быть свободен от внешних привязанностей, и ограничивал удовольствия лишь удовольствиями от самого необходимого для жизни, т.е. от простой пищи, простого жилища и т.д. Фома Аквинский говорил о наслаждении как о результате, сопутствующем незаинтересованному созерцанию Бога.

 

 

Ригори́зм (фр. rigorisme от лат. rigorтвёрдость, строгость) — строгость проведения какого-либо принципа (нормы) в поведении и мысли. Ригоризм исключает компромиссы и не учитывает другие принципы, отличные от исходного.

Обычно под ригоризмом понимают нравственный (моральный, моралистический, этический) ригоризм — ригоризм в проведении нравственных норм. Часто это слово используется в отрицательном смысле, для обозначения чрезмерно мелочной строгости в соблюдении правил нравственности.

Ригоризм является важным понятием этики. Ригористичны многие религиозные и философские учения (например, стоицизм и пуританизм). Нередко ригоризм является выражением этического формализма.

Кант [править]

Ригоризм является существенной чертой этики Иммануила Канта. Проявляется он в том, что, по Канту, критерием нравственности может быть только долг. Нравственными признаются лишь те поступки, которые совершены по велению долга. Если поступок не противоречит требованиям долга или даже соответствует им, но совершается из других побуждений (например, из склонности), то он не является нравственным.

Кроме того, Кант использовал термин «ригорист». Классифицируя нравственные позиции, он противопоставлял ригористов латитудинариямen. Первые, например, стоики, не признают нравственно безразличных действий (др.-греч. ἀδιάφορα), а вторые признают.

 

Гедонизм (греч. hedone — наслаждение) — широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели — к получению наслаждения и избежанию страдания.

Эта цель рассматривается как осн. движущее начало в человеке, заложенное в него природой (Натурализм) и в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму. В Древн. Греции одними из первых философов, проводивших принцип Г. в этике, были Демокрит и Аристипп.

Наиболее же известен своим обоснованием Г. Эпикур, с именем к-рого связывается целое течение в теории морали — эпикуреизм. Идеи Г. проповедовал также римский последователь Эпикура Лукреций. В эпоху средневековья идеологи христианской церкви резко осуждали Г., считая земные наслаждения греховными (Грех). Принцип Г. в этике вновь возрождается в эпоху возникновения и утверждения буржуазных отношений.

Это не случайно, поскольку он как нельзя лучше отвечал «классическому» буржуазному воззрению на человека прежде всего как на частного предпринимателя (движущим началом об-ва является частное лицо, преследующее свои собственные интересы, целью об-ва и, следовательно, морали должно быть благо этого частного лица, а его материальное благополучие является в конечном счете содержанием общечеловеческого блага).

 

Утилитаризм (от лат. «utilitas » – польза, выгода) – 1) этическая теория, в основе которой лежит принцип полезности, провозглашающий единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Этот нравственный принцип был выдвинут и развит в целую философскую концепцию Бентамом и Дж.С. Миллем; 2) принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету. Согласно утилитаристам, все люди стремятся к удовлетворению своих желаний. Высшая ступень удовлетворения — счастье, которое заключается в чистом, длительном и непрерывном удовольствии. Удовольствие может быть и чувственным, и интеллектуальным. Приемлемость удовольствия заключается в том, содействует ли оно достижению высшей цели, помогает ли человеку придерживаться высшего нравственного принципа: стремиться обеспечить хотя бы свое), частное благо, исполнить свое профессиональное и социальное предназначение. Высший моральный принцип конкретизируется в менее общих правилах: «не вреди», «противодействуй несчастью», «соблюдай интересы ближних» и т.д. Каждое действие должно соотноситься с принципом пользы, и каждый человек должен руководствоваться стремлением получения наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Утилитаризм равнозначен узкому практицизму, отрицанию возвышенных мотивов, преуменьшению роли духовных интересов человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: