ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ 30 глава




Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной сферы, безусловно, про-дуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Каждая дилемма должна иметь отношение к реальной жизни; быть, по возможности, простой для понимания; быть


незаконченной; включать два или более вопроса, наполненные нравственным содержанием; предлагать на выбор варианты ответов. Такие дилеммы всегда порождают спор в коллективе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях. Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. В методах активного обучения различают имитационные (игровые: деловые игры, деловое проектирование и т.п. и неигровые: анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач) т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Игры условно разделяются на три основные категории: оргдеятельностные, деловые, ролевые. Деловая игра – это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики. В ходе деловой игры используются дискуссионные методы. Благодаря механизму дискуссии, человек отходит от черт эгоцентричного мышления и учится вставать на точку зрения другого, что очень важно при развитии коммуникативных умений, являющихся источником формирования толерантности. Еще одним методом активного обучения является социально-психологический тренинг. В ходе социально-психологического тренинга, основанного на методах групповой работы, происходит овладение знаниями социально-психологического характера и корректируется поведение. В процессе тренинга формируются навыки межличностного взаимодействия, развивается способность к рефлексии и умение быстро и гибко реагировать на ситуацию и перестраивать свое поведение. Таким образом, перечисленные методы можно использовать с целью эффективного формирования установки на толерантность, состоящую в способности и готовности к равноправному диалогу с другими людьми. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫТОЛЕРАНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Барышникова Г.Б., Россия, г. Ярославль Исследование проблемы толерантности и ее формирования в младшем школьном возрасте значительно расширилось в последнее время и это связано со следующими причинами: - изменение национального состава учащихся современных школ достаточно разнообразен: казахи, армяне, татары, евреи, немцы, азербайджанцы и т.д. все они учатся в одном классе; - в связи с возрастными особенностями дети младшего школьного возраста проявляют нетерпимость по отношению к таким детям, так у них заложены лишь такие понятия, как «хороший» или «плохой», среднего показателя в данном возрасте не существует; - в младшем школьном возрасте закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Теоретическая разработка проблемы формирования толерантности на современном этапе ведется достаточно интенсивно в педагогике и во всех смежных науках: философии, психологи, культурологии, социологии и других. Согласно данным исследований, проводимых в различных школах, наличие постоянных конфликтов среди школьников отмечают 37% учителей начальной школы; грубость и жестокость по отношению к младшим школьникам со стороны старших школьников отмечают 30% учителей; высокий и выше среднего показатель уровня агрессивности наблюдается у 35% опрошенных. Отсюда повышен интерес педагогической науки к проблеме толерантности в младшем школьном возрасте и ее актуальность. Исследование проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последнее время. Данная тема изучена пока еще фрагментарно и не системно, что может быть объяснено преобладающей в разработке проблемы толерантности в узкопредметности. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, не все учителя предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантности. В связи с этим возникают следующие противоречия: - между насущной потребностью общества в толерантной личности и недостаточной направленностью системы образования на ее воспитание; - между потребностью образовательной практики в научно -методическом и содержательном обеспечении процесса воспитания толерантности и недостаточной его разработанностью в педагогической теории и практике; - между нормами, ценностями семьи школьника, социальной и этнической группой, к которой он принадлежит, и нормами, ценностями общества, членом которого он является; - между увеличивающимися интеграционными процессами в образовании, миграционными потоками, приводящими к интеграции и ассимиляции культур, и отсутствием наработок по построению толерантной среды в образовательных учреждениях.

Обновление содержания образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. С раскрепощением личной свободы и расширением кругозора преодолевается синдром нетерпимости к любому инакомыслию. В результате чувство терпимости становится существенным элементом духовного пространства нашего


общества. Таким образом, толерантность в процессе социализации личности должна стать естественной нормой, определяющей стиль ее поведения и мышления. Характерной особенностью образовательного пространства является то, что оно объективно предлагает информационное обеспечение самообразования участников образования, которое проявляется в процессах обмена информацией с окружением. Такой обмен информацией осуществляется по четырем координатам, что учитывается при построении толерантной среды: - нормативно - регламентирующей, которая представлена спектром законов, других законодательных документов, в которых отражаются права и обязанности участников образования, регламентируются условия их жизнедеятельности; - перспективно - ориентирующей, представленной доктринами образования или программами развития образования, которые определяют перспективы образования на обозримо длительный период; - коммуникативно - информационной, которая создает условия для обмена информацией и представлена специально отобранными сведениями о реальном мире и о роли человека в нем, служит специфическим средством обмена между участниками образования; - деятельностно - стимулирующей, предназначенной для побуждения участников образования не только к исполнению своих обязанностей, но и к удовлетворению познавательных и иных духовных потребностей. Построение толерантной среды актуально для процесса формирования новой модели непрерывного образования, смещающей акценты воспитания с компенсаторно -адаптивных задач на задачи подготовки ребенка к участию в позитивных изменениях и обновлениях социальной среды, в том числе в ситуациях неопределенности. Толерантная среда основывается на гуманистических, нравственных ценностях и создает условия для развития интерсубъектного процесса образования на фоне актуальных преобразований личности и сама является условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего толерантную личность с адекватной самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высоко развитыми механизмами самоидентификации, выражающую определенные духовные и культурно - исторические ценности. Присутствие и взаимодействие толерантных и интолерантных детей в пространстве учебного заведения обусловлено их общим местом жизнедеятельности и одинаковыми контактами с окружением. Однако их ценностные установки, приемы общения и взаимодействия остаются разными. Проявление интолерантности ведет к возникновению конфликтных ситуаций, затрудняет успешность, в конечном счете, препятствует самому образовательному процессу и личностному росту. Преимуществом толерантных людей является то, что они действуют в интересах успешности ведения «культурного» диалога и в целях избежания межкультурных конфликтов с различными социальными, культурными группами или их представителями. Можно выделить два механизма перехода от интолерантной среды к толерантной. Первый заключается в пресечении негативных, агрессивных или враждебных реакций по отношению к другому. Это могут быть определенные ограничения, описанные в правилах, уставе и других регламентирующих документах учебного учреждения наподобие тех, что можно найти в международных стандартах прав человека, различных законах, в которых содержатся не просто конкретные формулировки такого рода ограничений, но и налагается ответственность за проявления интолерантности. К сожалению, такие ограничения выражают минимальный уровень уважения к другим, и, если он не выдерживается, люди и общество скатываются к нетерпимости и нарушению прав человека. Другой механизм развития и укрепления толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В рамках образовательного пространства школы переход к толерантности означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях. Эти механизмы не конкурируют между собой, а находятся в отношениях взаимного дополнения, особенно в ситуации, когда налицо проявления интолерантности. Задача преподавателя моментально реагировать и пресекать такие проявления. Но самая важная задача педагога - научиться видеть и различать первые признаки возможной конфликтной ситуации, чтобы предотвратить ее развитие или найти компромиссный, толерантный выход из конфликта. Доминирующими методами воспитания и самовоспитания толерантности во взаимоотношениях являются: убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивация, внушение и самовнушение, требование и упражнение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации и социальные пробы -испытания, и рефлексия. Практическая подготовленность ребенка состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально -значимых задач, выработке потребности творческих исканий, принятии оптимальных решений, уверенности в своих возможностях.

Главное в работе педагогов – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к


людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где учатся дети из семей самых различных национальностей, и не допускать ситуаций, когда проявляется неравенство детей в их правах и обязанностях. Различие национально - этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне необходимо сближать интересы учащихся различных национальностей. При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в классе, микрогруппе. Для этого необходимо: ▪ при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, способность и готовность к независимости своей позиции; ▪ обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами; ▪ создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других; принимать самостоятельные решения; ▪ не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими; ▪ с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы; ▪ добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умение корректно высказывать мнение о поведении и действиях других; ▪ при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов. Итак, из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод. Главное в работе педагогов — направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений, а так же важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения. Литература

1. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Шеламова Г.М. Толерантность в пространстве образования: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.

2. Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура младших школьников. Методические рекомендации — М.:ТЦ Сфера, 2008. - 80с.

3. Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория и практика, проблемы. - Уфа, 2000.

4. На пути к толерантному сознанию / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2000.

5. Пчелинцева И. Толерантность и школьник. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003.

6. Толерантность личности: характеристика, закономерности, механизмы формирования: Монография / Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Селезнева Е.В. И др. - М.: Изд-во РАГС, 2003

7. Шалин В.В. Толерантность. - Ростов-на-Дону, 2000.

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА Березина Л.В., Россия, г. Оренбург В последнее время проблема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Хотя само понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения ―tolerantia‖ – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.


Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание многообразных культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Это также терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению.. Слово ―толерантность‖ имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть. Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно Толерантность предполагает сформированность способностей конструктивно сотрудничать с людьми, представляющими различные этнические, социальные общности, умеющие разрешать возникающие конфликты ненасильственными способами. По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям. Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления. Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства. Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии. В гуманитарных науках толерантность-это характеристика психологической устойчивости человека к различным воздействиям. Диапазон такой устойчивости широк: от нервно-психической устойчивости до устойчивости к многообразию мира, к этническим. Культурным, социальным различиям. В психологии считают, что толерантность – это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов. В социологии, что толерантность – ―культурная‖ направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей. Одним из показателей толерантности подростков являются ценностные ориентации, определяющие систему личностных установок по отношению к существующим в обществе материальным и духовным ценностям. Это совокупность убеждений, принимаемым индивидом как свои собственные внутренние ориентиры, основной канал усвоения духовной культуры общества, превращение культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей. Наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой. Ценностные ориентиры составляют ядро жизненной перспективы человека, без которого она утрачивает свою регулятивную функцию. Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, показатель ее социализации. Изучение данной проблемы особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование, как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Подростки формируют ожидания и собственную систему ценностных ориентаций, на которую влияют такие факторы, как семейное окружение, сверстники, трудовое и нравственное воспитание. Обязательным фактором в формировании ценностных ориентаций подростка является социальная среда, среда взаимоотношений человека с другими людьми. В свою очередь, важным фактором социальной адаптации к этой среде является развитая психологическая толерантность личности. Психологическая устойчивость выступает как особое проявление человеческого духа, как его нравственная сила и представляет такое качество личности, которое можно назвать толерантностью.

Свое практическое выражение толерантность находит в формировании выдержки, самообладания, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия. Границы толерантности определяются гуманистическими ценностями, воплощенными в этнической, российской и мировой культурах. Формирование гуманистических ценностных ориентаций у подростков – одна из основных задач


педагогов, психологов и общества в целом. Основой содержания формирования ценностных ориентаций подростков являются ценности, воплощенные в общечеловеческой морали (гуманизм, патриотизм, справедливость). Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность. Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды. ТИПЫОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ У СТУДЕНТОВ ПОМОГАЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ Варавкина Ю.П., Россия, г. Волгоград Толерантность обозначается в качестве базового принципа для идеологии, этики и практики социальной работы со времен становления профессионального статуса этой специальности [3]. Процесс профессионального становления специалиста означает формирование профессионального сознания как инструмента для решения профессиональных ситуаций, в т. ч. связанных с оформлением определенного типа отношения к другому человеку, который имеет ярко выраженные отличающие его особенности (этническая толерантность и сохранение традиций, отношение к человеку с нетипичным развитием). Студенты, обучающиеся профессиональной деятельности в области помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, оперируют термином «толерантность» в отношении клиентов, имеющих явные различия в образе жизни, ценностных установках, социально-культурных, религиозных, этнических характеристиках. В соответствии с Декларацией Юнеско толерантность определяется как «...ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям». Внутренняя сложность и противоречивость самого понятия толерантности и качеств, лежащих в ее основе, обусловливает потенциальное расхождение толерантного поведения и толерантного сознания. Практическая деятельность в области социальной работы может обнаруживать неготовность действовать в соответствии с декларируемыми профессиональными этическими принципами. Многообразие групп адресатов помощи позволяет предполагать наличие толерантных установок различного уровня. Реализация принципа толерантности может быть более достижимой для помогающего специалиста, если речь идет о профессиональном взаимодействии с клиентами, чьи социальные установки и ценности (поведение, привычки, облик) имеют явное расхождение с официальными нормами сообщества, например, проявления девиантного поведения. Если речь идет о безусловно негативных явлениях, то для социальных работников здесь уже возможно как их бесспорное осуждение, так и определенное поле примирения с ними. В этой ситуации специалист, выдерживая профессиональную позицию, потенциально может воздерживаться от прямого осуждения действий и оказывать помощь в рамках своей компетенции, учитывая все обстоятельства, действующие в ситуации. Этически неоднозначную ситуацию представляет ситуация встречи с инаковостью другого человека. Так, поведение клиентов социальной работы, имеющих нарушения физического, психического или интеллектуального статуса, не может выступать для специалиста напрямую как объект оценки и реализации толерантного отношения. Установление этически верного отношения представляет большую трудность, поскольку оцениваются не конкретные факты поведения, а сама возможность включения человека, имеющего явные отличия, в пространство межличностного взаимодействия и в само пространство жизни социума. В ситуации взаимодействия речь идет не просто об оценке тех или иных действий, а о действительном недекларируемом признании права социальных групп и индивидов быть различными (отличающимися, другими, иными). Нами было проведено исследование с участием студентов, обучающихся на специальности «Социальная работа». В качестве предмета исследования выступают репрезентации отношения к лицам, имеющим нарушения физического, психического или интеллектуального статуса (дети с нарушениями в развитии), в контексте оценки перспектив развития инклюзивного образования. Студентам было предложено написать эссе на тему «Если бы в моем классе учился ребенок с нарушением в развитии». В результате анализа текстов были выделены несколько типов отношения. Задачей данного исследования является презентация вариантов феноменологии типов отношений, актуально содержащихся в сознании студентов.

Первый тип отношения включает в себя декларативные высказывания о том, что люди, имеющие нарушения в развитии, «достойны уважения», «мое отношение будет гуманным». В этом аспекте обращает


на себя внимание реализация «простого» понимания толерантности, связанного с принятием, имеющим отрицательную смысловую коннотацию – принятие как разрешение находиться рядом с собой, отношение по типу «рядом, но свысока». Описываемый тип отношения указывает на недостаточную зрелость понимания, связанную с недостаточным осмыслением профессионально-этических норм. Второй тип отношения включает в себя представления о признании различий и сходства людей с нарушениями в развитии. В этом пункте анализа наиболее информативными являются высказывания о наличии различий без оценочного компонента: «к ним нужно относиться так же, как и к полностью здоровым людям», «не стоит обращать внимания на его болезнь» и «вести себя с ним, как с обычным человеком», «они точно такие же люди, как и мы». Подобные формы отношения отражают начальный этап становления профессиональных представлений об этике, когда принцип толерантности «считывается» буквально в соответствии с его основным значением, однако студенты, стремясь высказать нормативное социально-ожидаемое отношение, не учитывают специфики различий, которые объективно существуют в случае нетипичного развития клиента социальной работы. Интерес представляет группа суждений, отражающих отношение к людям с нарушениями в развитии, высказанных студентами от третьего лица. Студенты предполагают, что некто относится к людям с инвалидностью негативно или агрессивно, обезличивая субъекта подобного отношения: «некоторые люди относятся к инвалидам предвзято, обходят их стороной», «для детей с интеллектуальной недостаточностью создаются специальные школы, потому что им тяжело учиться в обычной школе с нормальными детьми. Мир настолько жесток, что с малолетства дети понимают, что если с ними учится ребенок с интеллектуальной недостаточностью, то он не такой, как все. Зачастую он является объектом насмешек и издевательств со стороны сверстников. Таким детям будет тяжело ужиться в социуме», «здоровые дети смеются над ними, унижают», «он не всегда понимает, его недоразвитость вызывает гнев и чувство доминирования, чувство превосходства». Можно предполагать, что в косвенных предположениях о жестоком отношении выражается проекция собственного отношения, связанного с тенденцией к сегрегации людей с инвалидностью. Студенты опосредовано выражают собственные опасения и неготовность к взаимодействию с людьми с особенностями в развитии. Обращает на себя внимание использование латентно дискриминационной лексики в отношении людей с интеллектуальной недостаточностью. Особенностью многих высказываний, особенно проявляющейся в устной речи студентов, является употребление формулировок «они», «такие дети», «больные», «нормальные». Отметим, что в практике социальной работы в целом еще недостаточно сформирован лексический запас обозначений, употребление которых в отношении людей с инвалидностью является корректным. Обозначения, используемые студентами, содержат в себе интенцию разделения, сегрегации, разграничения пространства социального взаимодействия на «мы» и «они», которое содержательно репрезентируется как «нормальный» и «ненормальный». Каждый из типов отношения является исходным полем представлений, на базе которого формируется профессиональное понимание целей и способов взаимодействия с той или иной группой клиентов, в нашем случае – с клиентами с нарушениями в развитии. Каждый тип исходного отношения выражает определенный потенциал формирования толерантного отношения в полном значении этого принципа. Существует несколько высказываний, которые наиболее приближены к содержанию принципа толерантности и являются содержательной предпосылкой для зрелого понимания помогающих отношений: «Вряд ли можно по-настоящему понять человека с ограниченными возможностями и даже представить, с чем ему приходится сталкиваться», «Если бы со мной в группе обучался ребенок с ограниченными возможностями, то мое отношение к нему было бы в первую очередь как к человеку, имеющему такое же право на жизнь, как и все люди на земле». Этот тип высказываний характеризует умеренно эмоциональное отношение, признание объективного наличия различий между людьми, а также рефлексивное отношение, исключающее приписывание и оценочность. Работа со студентами помогающих специальностей, направленная на формирование профессионального сознания и профессиональных принципов отношения, обязательно предполагает, на наш взгляд, выяснение актуального уровня понимания студентами того или иного профессионального, профессионально-этического феномена. На основе индивидуальных представлений студентов, имеющихся у них в начале профессионального обучения, формируется индивидуальная траектория, в рамках которой возможно расширение понимания, содержательное обогащение, прояснение и коррекция. Каждый из описанных типов актуального понимания базового этического принципа толерантного отношения к клиенту задает разнообразные формы работы преподавателя, направленной на передачу идеи толерантности в образовательном процессе. Литература:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: