Методы определения потребности в трудовых ресурсах




Кадры автомобильного транспорта

Категории и группы работников автотранспорта

Кадры представляют собой основной (штатный) состав работников автомобильного транспорта. Они являются важнейшим элементом производительных сил, определяют темпы роста производства и производительности труда. Успех предприятия во многом зависит от правильного подбора и расстановки кадров, их квалификации и профессионального мастерства.

Все работники предприятий автомобильного транспорта подразделяются на промышленно-производственный персонал и персонал не основной деятельности. К промышленно-производственному персоналу относятся работники, занятые непосредственно производством и его обслуживанием. Во вторую группу входят работники сферы жилищно-коммунального хозяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, подсобных хозяйств и др. подразделений предприятий, находящихся на балансе предприятия.

Промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на рабочих, инженерно-технических работников, служащих, младший обслуживающий персонал, пожарно-сторожевую охрану и учеников.

Наиболее многочисленной категорией работников предприятий автомобильного транспорта являются рабочие. К ним относятся водители, ремонтные рабочие и рабочие, обслуживающие транспортный процесс и процесс технического обслуживания и ремонта подвижного состава. К инженерно-техническим работникам относятся лица, которые ведут на предприятиях исследовательские работы, осуществляют организационное, техническое, экономическое руководство и управление.

Служащие - это счетно-конторский персонал, т.е. работники, занимающие различные административно-хозяйственные должности, выполняющие работу по учету и ведению делопроизводства.

В состав младшего обслуживающего персонала включаются работники по уборке двора и непроизводственных помещений, работники гардеробов, рассыльные и др.

К персоналу пожарно-сторожевой охраны относятся работники военизированной, вооруженно-вахтерской, сторожевой и пожарной охраны.

Ученики - лица, обучающиеся различным специальностям на данном предприятии.

Методы определения потребности в трудовых ресурсах

Численность работников предприятия планируется по списочному, явочному и среднесписочному составу. При планировании численности рабочих определяются явочный и среднесписочный их состав. Численность всех других категорий работающих планируется только по среднесписочному составу.

Списочная численность работников предприятия – это показатель численности работников списочного состава на определенное число или дату, например на 18 сентября. Она учитывает численность всех работников предприятия, принятых на постоянную, сезонную и временную работу в соответствии с заключенными трудовыми контрактами (договорами).

Явочным составом называется число работников, которые в соответствии с установленным режимом работы в течение суток фактически принимают участие в производственной деятельности (включая находящихся в командировке).

Среднесписочная численность – численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, с начала года, за год). Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Среднесписочный состав превышает явочный, т. к. в него включаются временные работники, и те, кто в тот или иной период больны, находятся в командировках, на военных сборах, с/х работах, в отпусках.

Потребность в трудовых ресурсах предприятий автомобильного транспорта определяется по группам и категориям работающих.

Различают следующие четыре основных метода определения явочной численности рабочих:

1. По трудоемкости планируемых работ.

2. По нормам обслуживания рабочих мест.

3. По числу рабочих мест.

4. По нормам выработки.

1. Явочную численность рабочих по трудоемкости планируемых работ рассчитывают на основе следующей формулы:

где Тпл - плановая трудоемкость производственной программы;

ФРВ - плановый фонд рабочего времени одного рабочего;

α - плановый коэффициент выполнения норм выработки.

Численность водителей:

,

 

где АЧР – автомобиле-часы работы парка автомобилей в плановом периоде;

0,3* АДР – подготовительно-заключительное время;

АДР – автомобиле-дни работы в плановом периоде.

Ремонтных рабочих:

 

,

 

где Σ ТТОиР – суммарная трудоемкость технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

 

2. Численность по нормам обслуживания рабочих мест определяют из следующего выражения:

N =A*Ncм / Ho,

где А – число оборудования;

Nсм – число смен (коэффициент сменности);

Но – норма обслуживания (число оборудования, обслуживаемого одним рабочим).

3. По числу рабочих мест (Мр) численность рабочих рассчитывается на основе формулы:

N=Мр*Nсм.

4. По нормам выработки:

,

 

где ОП – плановый объем продукции (выполняемых работ) в установленных единицах измерения за определенный период времени;.

Нвыр – плановая норма выработки в тех же единицах измерения и за тот же период времени.

Для расчета требуемого списочного числа рабочих (Ncп) применяют два основных метода: по коэффициенту списочного состава (Ксп) и по планируемому проценту невыходов на работу по формуле:

Ncп=N*Kcп,

 

,

 

где Ксп – коэффициент приведения явочной численности к списочной,

ФРВд – действительный фонд рабочего времени, час;

ФРВн – номинальный фонд рабочего времени, час;

 

Важным элементом определения необходимой численности рабочих является фонд рабочего времени. Различают календарный, номинальный и плановый фонды рабочего времени.

Календарный фонд рабочего времени – это число календарных дней в расчетном периоде.

ФРВк=Дк*Тр,

где Дк – количество календарных дней в расчетном периоде:

Тр – продолжительность рабочего дня (час).

Номинальный фонд рабочего времени определяется количеством дней в расчетном календарном периоде за вычетом количества выходных и праздничных дней.

ФРВн = (Дк – Дп – Дв)*Тр,

где Дп, Дв – праздничные и выходные дни;

Плановый и фактический (действительный) фонды рабочего времени одного работающего определяются количеством дней номинального фонда рабочего времени за вычетом дней невыхода на работу по причинам, предусмотренным действующим законодательством: очередные и дополнительные отпуска, неявки по болезни, пропуски в связи с выполнением государственных и общественных обязанностей и др.

ФРВд = [ Дк –(Дп+Дв+До+Ддп+Дб+Дгс)]* Тр

–(Дпв+Дпп–Дсо)* Тс,

Где До. Ддп – основные и дополнительные отпуска;

Дб. Дго – отсутствие по болезни и выполнение государственных обязанностей, общественных работ;

Дпв. Дпп – предвыходные и предпраздничные дни;

Дсо – дни отпуска, совпадающие с предпраздничными и предвыходными днями;

Тс – время сокращения дня в предпраздничные и предвыходные дни.

 

Численность вспомогательных рабочих (Nвс) на автомобильном транспорте рассчитывается исходя из численности ремонтных рабочих.

Nвс=0,25*Np.p; или Nвс=0, 3* Np.p.

Численность руководителей, специалистов и служащих можно определить из сборника "Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных объединений и предприятий / ЦБНТ. М.: Экономика, 1989. Численность данной категории работников определяется по функциям исходя из количества автомобилей в приведенных единицах, среднесписочной численности работающих, режима работы предприятия и коэффициента выпуска автомобилей на линию. Нормативную численность можно рассчитать по приведенным в сборнике формулам либо определить из таблиц.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: