Условно-натуральный, измеритель:
,
где Lnп – приведенный пробег, км;
Npp – численность ремонтных рабочих, чел.
где Lj – общий пробег автомобиля j-ой марки, км;
Кj – коэффициент трудоемкости работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту на 1000 км пробега для j-ой марки автомобиля (коэффициент перевода пробега в приведенный пробег).
где Т jто,тр – нормативная трудоемкость работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту на 1000 км пробега автомобиля j-ой марки, чел-ч;
Т бто, тр – трудоемкость работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту на 1000 км пробега базового автомобиля грузоподъемностью от 3 до 4 т, чел-ч;
Т jто,тр = Т то1j + Т то2j + Т трj;
где Т то1j, Т то2j, Т трj – нормативная трудоёмкость работ соответственно по техническому обслуживанию N1, N2 и текущему ремонту на 1000 км пробега автомобиля j-ой марки, чел-ч;
,
где Тнорм . ТОlj, Тнорм . ТО2j – нормативная трудоемкость технического обслуживания N1 и N2 на одно обслуживание автомобиля j-ой марки, чел-ч;
LТО1j, LТО2j – периодичность технического обслуживания N1 и N2 автомобиля j-ой марки км.
Положительные особенности:
– учет особенностей отдельных видов перевозок, работ и услуг;
– исключение искажающего влияния цен и тарифов;
– обеспечение сводимости и сравнимости затрат труда;
– возможность получения сводного показателя ПТ.
Недостатки:
– несоответствие уровней коэффициентов приведения действительному соотношению трудоемкости отдельных видов перевозок;
– невозможность учета различий в квалификации, сложности и характере труда отдельных категорий работников;
– затруднительность выявления влияния на производительность труда факторов, не зависящих от работы автотранспортных предприятий.
Стоимостной измеритель:
,
где Дi – доходы от i -ых видов работ (грузовые, пассажирские, техобслуживание и ремонт, транспортно-экспедиционное обслуживание и т.д.), руб.
Ti – затраты труда (численность работников) на выполнение i -ых видов работ, чел/час (чел.).
Положительные особенности:
– полный учет всех видов перевозок, работ и услуг;
– обеспечение сводимости и сравнимости показателей;
– возможность получения сводного показателя по отрасли.
Недостатки:
– искажающее влияние уровня цен и тарифов;
– недостаточно стимулируется снижение себестоимости перевозок и уровня тарифов;
– затруднено использование пофакторного метода планирования и анализа;
– несравнимость уровней производительности труда за
различный период времени.
Существующая система измерителей производительности труда на автотранспорте не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям и нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Должны быть два типа показателей:
1. Единый (сквозной), в стоимостном выражении для учета и анализа производительности труда на уровне отрасли и хозяйства (макро уровень).
2. Группа дифференцированных показателей для каждого АТП и его подразделений (микроуровень).