АТЛАНТИДА: ДЕТЕКТИВ СЕДЫХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ 3 глава




Я до сих пор придерживаюсь своего главного убеждения, которое развивал на страницах тридцати двух книг, написанных мною с 1968 года. На протяжении всего этого времени я всего лишь привожу новые аргументы в пользу своей первоначальной теории, и в процессе этого отсутствующих фрагментов в мозаике становится все меньше и меньше, а общая картина все убедительнее. Однако я признаю, что в моей теории есть свои недостатки и что некоторые мои предположения можно было бы объяснить иначе. Но, в конце концов, в чем же заключается истина? Корректны ли исследования комментаторов, написанные за последние сто лет? Убедительны ли их заключения? Дают ли они — как полагает научное сообщество — доказанную совокупность знаний? Или то, что они считают научным, является лишь трактовкой, продиктованной современными взглядами?

Разумеется, в этом отношении я и сам открыт критике. Что же делает Эрих фон Дэникен, скажет кто-нибудь, как не интерпретирует факты, исходя из современных взглядов? Это верно. Но не убедились ли мы в том, что род людской — всего лишь одна из мириад пылинок в глубинах Вселенной? Что мир и космос гораздо фантастичнее, чем это представлено в школьных учебниках? Не настало ли время признать на основе богатства материалов, что не все наши представления о древней истории человечества верны? И что общепринятые взгляды ошибочны, поскольку они заметают под ковер тысячи подсказок и намеков, отказываясь даже задумываться о них? У меня есть одно преимущество перед другими толкователями: я знаю их аргументы, а они не знают (и знать не желают) мои.

Новым читателям необходимо вкратце ознакомиться с моими старыми теориями. Когда-то, много тысячелетий назад, на Землю прибыла инопланетная экспедиция. Наши предки не могли понять, что происходит, они ничего не знали о технике, не говоря уже о межзвездных путешествиях. Их неискушенный разум воспринял пришельцев из космоса как «богов» — хотя мы-то с вами знаем, что никаких богов не существует. Инопланетяне сначала изучали небольшие группы землян (точно так, как сегодня это делают этнографы). Иногда они давали советы о том, как создать цивилизацию. Языкового барьера между людьми и «богами» не существовало, поскольку человеку всегда удавалось усваивать новые языки и, возможно, потому, что первые Homo sapiens сами научились языку у «богов».

В конечном итоге в рядах пришельцев произошел раскол и даже мятеж. Одни нарушили законы своего мира, ослушались начальство и вступили в любовную связь с прекрасными дочерьми человечества. В результате этих союзов на свет появились мутанты: огромные монстры, титаны древности. Другая группа инопланетян занялась генной инженерией, создавая самых разнообразных мутантов. Они действовали как настоящий Франкенштейн. После этого главный космический корабль с «хорошими» инопланетянами на борту покинул Землю и отправился в глубины космоса. Впрочем, инопланетяне обещали людям вернуться однажды в будущем.

Оставшиеся на Земле «боги» перессорились меж собой. У них осталось кое-что из изначальных технологий и, без сомнения, знания. Они знали, например, как обрабатывать железо, делать сплавы, создавать смертоносное оружие и роботов. Но также они знали, как заставить взлететь шар, используя нагретый воздух, или зарядить солнечную батарею. Эти «боги» рождали детей и, естественно, передавали отпрыскам свои технологические знания.

Дети «богов» рассеялись по Земле, осваивали разные регионы, которые управлялись либо одним властелином, либо семейной династией. Людей они использовали в качестве рабочих лошадок, производителей пищи, полезных дурачков. Но при этом также передавали им немало знаний, а лучших из них выбирали своими представителями, так называемыми царями. «Боги» довольно ревниво относились к своим подданным: «да не будет у тебя Богов, кроме Меня», гласил один из их законов. А когда дело доходило до битв и сражений, «боги» нередко поддерживали свой народ с помощью внушающего страх оружия. Сыновья «богов» и их потомки в третьем и четвертом поколениях зачастую сражались друг с другом.

В этом и заключается моя теория, которую подтверждает так много источников, что одни перекрестные ссылки составили бы целый том, а содержание всех моих книг представляет сейчас не только целую энциклопедию, но и CD-диск. Не говоря уже о сотнях книг, которые за это время опубликовали авторы из самых разных стран мира. Поэтому вполне естественно, что я знаком со всеми мыслимыми контраргументами и умею на них отвечать.

Какое отношение «Аргонавтика» может иметь к инопланетянам? Какие ее составляющие элементы вряд ли могут быть плодом воображения группы людей, живших несколько тысячелетий назад? И позвольте мне выражаться прямо: речь идет не о фантазии некоего Аполлония или любого другого греческого поэта, который записал эти рассказы две с половиной тысячи лет назад. Нет, ведь история об аргонавтах берет начало во временах, о которых не осталось никаких письменных свидетельств — просто потому, что все действительно древние библиотеки были уничтожены. Если, конечно, не осталось каких-нибудь необнаруженных сокровищниц в Египте.

Итак, что же в «Аргонавтике» заставляет нас задуматься?

1. Среди аргонавтов довольно много отпрысков богов в третьем и четвертом поколениях. Они обладают сверхъестественными способностями.

2. Описываются «гибридные существа», например кентавры, шестирукие исполины и «крылатые собаки» Зевса.

3. Богиня Афина делает «Арго» непотопляемым.

4. Та же богиня вделала в судно «говорящий брус». Этот словоохотливый кусок дерева, должно быть, имел с кем-то прямую связь, поскольку он предупреждает о грядущих опасностях.

5. Существо по имени Главк появляется из волн, как подводная лодка, и передает сообщение от одного из богов.

6. Скалы раздвигаются и сходятся, как в сказке про Али-Бабу и сорок разбойников («Сезам, откройся!»).

7. Царь Финей все знает об опасностях, которые ждут аргонавтов в пути. Откуда?

8. Башня Ээт близ города Эя.

9. Бог (Аполлон) пролетает над кораблем, издавая шум. Он держит путь в землю «гиперборейцев» и посещает «народы другой расы».

10. Птицы стреляют смертоносными стрелами, но их раздражает шум.

11. Богиня делает людей невидимыми с помощью «тумана».

12. Мазь наделяет сверхчеловеческой силой и создает жароустойчивый щит.

13. Дракон, который никогда не спит, за всем следит и не имеет физиологических потребностей, извергает огонь и не умирает.

14. Огнедышащие быки с металлическими ногами.

15. Средство передвижения богов, для управления которым требуется большой опыт. Когда оно терпит крушение, по всей земле рассыпаются искры, а «пилот» вынужден выбраться наружу из-за невыносимого жара внутри.

16. Различные говорящие существа-амфибии.

17. Бог, который освещает ночь посредством «светящихся стрел».

18. Металлический робот, который обходит остров. Его глаза видят приближающиеся корабли, он применяет метательные снаряды, сжигает противников, а его кровь похожа на расплавленный свинец.

19. Женщина из расы богов, которой удается сбить с толку этого робота с помощью «видений».

Даже если мы допустим, что данная история — всего лишь небылица, возникшая в голове фантазера и позже расширенная и дополненная поэтами последующих эпох, значит ли это, что все эти вопросы нужно замалчивать?

И у небылицы есть содержание. Самый первый ее сочинитель должен был поведать по меньшей мере вполовину правдоподобную историю, обладающую неким единством и смыслом. Основная структура истории проста: один или несколько человек отправляются на поиски уникального и невероятно ценного объекта. Объект охраняет странный монстр, и все каким-то образом связано с богами.

Не столь важно, имелась ли в этой истории любовная линия изначально или ее добавили позднее. Вопрос в том, откуда взялся монстр, который атакует корабли, стреляет чем-то, излучает жар и у которого вместо крови — свинец? И откуда вдруг возникла идея об огнедышащем драконе? За всю историю эволюции подобные существа никогда не водились на нашей планете. И никто не мог их просто выдумать. А значит, здесь не годятся ни «архетипичные» объяснения, ни отсылки к смутным древним «воспоминаниям». И почему раса драконов то и дело появляется в легендах древних людей?

В самых древних китайских преданиях повествуется об императорах-драконах, которые сошли с небес на землю на заре времен. Это вовсе не плод воображения или глупые россказни, поскольку императоры-драконы основали первую китайскую династию. Никакое людское оружие не способно было причинить им вред, и вместе с огнедышащими драконами они правили небесами. Летательные аппараты императоров-драконов издавали ужасный шум, а основатель первой династии носил имя «Сын Красного Дракона».

Все это не аллегория, ведь, в конце концов, мотив огнедышащего дракона пронизывает все китайское искусство на протяжении тысячелетий, вплоть до наших дней. И если кто-то еще полагает, что подобное не может быть правдой и что драконов следует понимать в психологических терминах, пусть он, пожалуй, отправится в Пекин и взглянет на огромную площадь в центре города. Что расположено с одной ее стороны? Храм небесного императора! Не возникает ли у вас какого-то странного ощущения, что все истории из глубокой древности — это не просто легенды, мифы, сказки, но отражение реальности? И тем не менее эту далекую реальность можно подтвердить и иным путем: идя по следам самого времени.

 

Глава 2

ВО ИМЯ ЗЕВСА

 

Десять заповедей потому так точны и понятны, что принимались не на совещаниях.

Конрад Аденауэр

 

 

Регион, который мы называем Олимпией, был заселен уже в III тысячелетии до нашей эры. Первое сакральное место в этой части западного Пелопоннеса было посвящено богине Гее. Значительно позже Олимпия превратилась в храмовый город Зевса. В 776 году до нашей эры в Олимпии состоялись первые состязания, имя победителя которых — Короибоса из Элиды — дошло до нас в письменных источниках. Спортивные состязания устраивались каждые четыре года на протяжении 1168 лет — с 776 по 393 год до Рождества Христова. Существовали строгие правила и для спортсменов, и для зрителей. Атлеты должны были тренироваться как минимум десять месяцев и, кроме того, являться свободными греками, не запятнавшими себя убийством или недостойным поведением в священных местах. За тридцать дней до начала игр атлеты собирались в тренировочном лагере в Элиде, в 57 километрах от Олимпии, и жили там все вместе в скромных жилищах, питаясь одинаковой пищей.

Олимпийские игры проводились только для мужчин: женщины и рабы не допускались даже в качестве зрителей. Существовал закон, согласно которому женщину, застигнутую за просмотром игр, надлежало сбросить с горы Типайон. Отчего такое неприятие женщин? Все участники должны были состязаться обнаженными, а позже организаторы повелели им и тренироваться без одежды. Чего ради? И судьям соревнований, и публике нужно было убедиться, что все участвующие в играх атлеты являются нормальными людьми, не мошенничают и, следовательно, имеют равные шансы. Слово «атлет» происходит от греческого слова athlos и означает приз или славу. Но какое отношение имеет все это к «Аргонавтике»? Совсем скоро вы узнаете.

Вплоть до 13-х Олимпийских игр (они состоялись в 728 году до нашей эры) проводилось только одно соревнование: бег на дистанцию в один стадий (это около двухсот метров). Только в 720 году до нашей эры дистанция увеличилась в два раза, до двух стадиев, и составила порядка четырехсот метров. Первым олимпийским чемпионом в этом забеге стал Аканф из Спарты. В промежутках между Олимпийскими играми позволялось вводить новые виды спорта. Историю игр детально изучали разные исследователи. Геродот, «отец истории», лично зачитывал выдержки из своих работ в Олимпии, именно так он и прославился среди своих соотечественников. Греческий историк Диодор, автор сорока томов исторических сочинений, посетил 180-е Олимпийские игры.

Я легко могу доказать, что на всем протяжении истории Олимпийских игр в них не принимали участия монстры, великаны, титаны, «смешанные существа» и другие причудливые создания. Участники соревновались обнаженными, и гибридам или гермафродитам не дозволялось даже смотреть на них. Никакие роботы вроде Талоса не могли защищать богатые золотом и серебром олимпийские храмы, которых было немало. Никакие огнедышащие вечно бодрствующие драконы не охраняли ценные подношения богам, и никакие «божественные» отпрыски не портили статистику. Так было, по крайней мере, с 776 года до нашей эры. Соревнования устраивались и раньше, но о них не осталось никаких исторических свидетельств.

 

Мегалитические камни в Олимпии

 

Мегалитические камни в Олимпии

 

Мегалитические камни в Олимпии

 

Древнейшую из известных отсылок к сюжету «Аргонавтики» мы находим в поэме автора, жившего в четвертом веке до Рождества Христова, — Пиндара. Он записал этот сюжет примерно в 500 году до нашей эры. Разумеется, в его время не существовало исполинов, титанов или других потомков богов, иначе они упоминались бы в исторических источниках об Олимпии. Не существовало их и на четверть тысячелетия раньше, в эпоху первых Олимпийских игр. И тем не менее в повествовании упоминаются боги, роботы, золотое руно и недремлющий дракон. Следовательно, первые сказители «Аргонавтики» либо выдумали своих монстров, либо позаимствовали их из гораздо более ранних источников. Иных альтернатив я не вижу.

Выдумать говорящий брус или металлического человека во времена Пиндара или даже Аполлония было нелегко. Так же как и недремлющего дракона, который не имеет физических потребностей, извергает огонь и никогда не умирает. Если бы такие монстры были вымышлены в те времена, мы бы об этом знали. В Древней Греции, в конце концов, поэтов и выдумщиков было пруд пруди. Бессчетное множество историй передавалось на протяжении тысячелетий, но ни одна из них не опровергает остальные. Следовательно, эти истории должны быть старше первых Олимпийских игр.

Чем глубже мы погружаемся во мглу человеческой истории, тем более неправдоподобными становятся технические приспособления вроде тех, что упомянуты в «Аргонавтике». Эволюционная модель должна привести нас к следующему выводу: чем дальше в прошлое, тем примитивнее человеческое сознание. Или, может, найдется кто-нибудь, кто всерьез станет утверждать, что сказочники добрались до глиняных табличек первыми, как только появилась письменность?

Давайте вместе мысленно совершим путешествие на четыре тысячи лет назад. Мы в городе Ашшур, на дворе 2000 год до нашей эры. Письменность развивается полным ходом, и люди уже пытаются процарапывать на глиняных табличках законы, установленные мудрым правителем. Правитель требует, чтобы каждый из его подчиненных всегда соблюдал эти законы, а не судил по собственной прихоти. Записать законы на табличках — дело довольно трудное. Сначала нужно в правильной пропорции замесить глину, вдавить ее в деревянные рамки, выровнять и разгладить. Затем следует нанести на глину тонкие линии с помощью заостренного камня. Этот процесс писцам уже привычен: они снова и снова наносят на табличку клиновидные письмена. Иногда камень процарапывает поверхность слишком глубоко, и поэтому клинья получаются чересчур широкими, иногда давление оказывается излишне сильным.

Да и у писца вдруг может дрогнуть рука. Порой мягкая глина просачивается куда не надо, скрывая важные штрихи и полностью меняя смысл слова («несправедливый» превращается в «справедливый»). И наконец, деревянные рамки нужно сушить на солнце. После нескольких часов записи могут испортиться, поскольку от жары рамки деформируются. И сверх того, многие таблички разбиваются, когда их достают из рам.

Итак, вы видите, что процесс письма в 2000 году до нашей эры был делом изнурительным и очень ответственным. Лишь немногие владели этим искусством. А теперь представьте себе фантазера, который как одержимый требует пять тысяч глиняных табличек, чтобы записать на них выдуманную историю, фантазию или, как мы назовем это тысячелетия спустя, сказку! Священники, клан, правитель позволили бы ему подобное только в том случае, если бы сочли это дело чрезвычайно важным. А какого рода историю можно счесть достаточно важной для того, чтобы годами писать ее на глине?

Только ту, что повествует о древних, величайших и, конечно же, правдивых событиях, историю которых нужно сохранить для потомков. Выдумки и фантазии на табличках не вырезают.

Так все и было. После того как человечество наконец изобрело письменность (или, скорее, позаимствовало ее у «богов»), сначала фиксировать стали торговые соглашения, а позже царские указы и сообщения о войнах и битвах. Горстка знатоков, владевших искусством письма, не разменивалась на сохранении всякого вздора. Глиняные таблички делались не для того, чтобы обессмертить выдумки каких-то фантазеров. Записывалось лишь то, что действительно было очень важным, — включая сказания о богах, их сверхъестественном оружии и сверхчеловеческой силе. Такие сказания уже существовали, их не изобрели вдруг в угоду публике. В священных текстах не было места развлекательным сюжетам. Этого не позволили бы не только правители, но и священнослужители. Так почему же в древнейших текстах мы находим описания загадочной техники богов? Почему она казалась настолько важной, что о ней написали? Эпос о Гильгамеше был записан за тысячи лет до нашей эры, как и истории о первых китайских императорах и небесных драконах. А в самой древней версии повествования о Гильгамеше, зафиксированной на глиняных табличках пять или шесть тысяч лет назад, мы встречаем робота Хумбабу, «башни богов», «дверь, которая говорит человеческим голосом» и быстрые, как молния, метательные снаряды богов. В ней также идет речь о полетах в космическом пространстве, поскольку Гильгамеша поднимают над землей, и он обозревает планету с огромной высоты.

На этом я, пожалуй, остановлюсь, поскольку упомянутые здесь сюжеты я уже анализировал в других своих книгах, к которым может обратиться заинтересованный читатель.

Историк Эрнст Курциус 190 лет назад писал: «Истории ничего не известно о младенчестве какого бы то ни было народа». Это верно, ведь каждый народ начинает фиксировать свою историю уже после того, как сформировано общество, о котором нужно писать. Безусловно, Геродот был не первым историком на планете, — история записывалась до него веками и тысячелетиями. Геродот был ученым. Он работал в библиотеках своей эпохи, поскольку стремился узнать больше, найти истину о греческих богах. В результате тщательнейших изысканий он обнаружил, что греческие боги пришли из Египта. Он выяснил, что египтяне первыми оставили точные записи о своих богах и царях и что им известны были древнейшие празднества, которые «лишь недавно стали справляться в Греции».

Геродот обнаружил своих греческих богов вместе со всеми ритуалами, посвященными им, в Древнем Египте, и у него не возникло никаких сожалений по этому поводу, хотя его набожные соотечественники могли запросто обидеться. Исида, заявляет Геродот довольно прозаично, это не что иное, как египетское имя Деметры. Богиня Афина, боги Гелиос, Арес и многие другие — все произошли из Египта. Во второй книге своей «Истории» с 60-й главы и далее Геродот описывает разнообразные празднества в честь этих богов, сравнивая их с аналогичными торжествами в Египте. Он всегда придерживается критической точки зрения и указывает, что он узнал из личного опыта, а что из вторых рук. Он также педантично упоминает то, о чем ему писать не хочется, — либо по причине неприятия, либо из неверия в то, что ему сообщили. Геродот даже рассматривает вопрос, почему вообще этих сверхчеловеческих существ назвали «богами». Его ответ не оставляет никаких сомнений: да потому, что они были первыми учителями человеческого рода, а также потому, что «все они упорядочили и все меж собой разделили».

Геродот заимствует из египетских источников хронологию истории Древнего Египта, которая просто обескураживает. В главе 43 второй книги он пишет, что Геракл считался египтянами очень древним богом. От эпохи Геракла до царствования Амасиса, говорит он, прошло 17 000 лет. А затем Г еродот приводит данные, от которых у наших ученых голова идет кругом. Геродоту, попавшему в Египет приблизительно в 450 году до нашей эры, фиванские жрецы перечислили бережно хранимые ими имена 341 правителя страны. В совокупности время их правления равно (согласно Геродоту) 11 340 годам, — а после в Египте не стало больше богов в человеческом обличии. Геродот, заметим, говорил не просто с какими-нибудь каменщиками или выдумщиками-купцами. Его собеседниками были образованные жрецы, и на его изумленные расспросы они снова ответили: цари числом 341 были людьми, «а вовсе не богами», но до них в Египте «царствовали боги, которые жили совместно с людьми» (если кому хочется проверить мои слова, прочитайте главы 142–145 второй книги «Истории» Геродота). И снова Геродот уверяет нас, что египтяне «знают точно, так как всегда вычисляют и записывают года [царей и верховных жрецов]». Все те же жрецы зачитали Геродоту имена 330 царей вместе с годами их правления, царствовавших после фараона Менеса.

У наших мудрейших экзегетов, филологов, археологов и историков религии до сих пор в голове не укладываются эти необъятные временные периоды. До начала письменной истории им известна лишь огромная черная дыра под названием «каменный век», во время которого люди, потомки человекообразных обезьян, медленно, но верно накапливали знания. Они учились использовать каменные инструменты и постепенно развивали речь. Ради собственной безопасности они образовали закрытые племена, изобрели наконечники для стрел, копья и, наконец, лук и на каком-то этапе выяснили, как добывать железо из камня. В то же время они возводили гигантские мегалитические конструкции. А когда они наконец-то изобрели письменность, то, недолго думая, принялись с помощью каменных стилусов расписывать глиняные таблички сказками с технологическим уклоном!

Современные эксперты, которые держат свой ум в смирительной рубашке, вытканной из бесконечных конференций и дискуссий, и постоянно цитируют работы друг друга во имя «научности», не могут придумать всему этому лучшее объяснение, нежели психологическое. Они излагают такие сентенции: «Любые хронологии древнейших династий до середины четвертого тысячелетия нелепы и, безусловно, выдуманы». Или: «Полный абсурд». Или: «Этот пассаж мы можем с чистым сердцем не принимать во внимание, поскольку он есть не что иное, как химерический вздор». Сторонники такой точки зрения абсолютно уверены в том, что «история Древнего Египта в действительности начинается примерно в 3000 году до нашей эры». Любые другие версии человеческой истории невероятны, даже если древние историки самых разных народов приводят конкретные даты. Священная догма эволюции не терпит никаких альтернатив.

Чтобы объяснить все эти нестыковки, мы изобретаем «лунные годы», обвиняем историков и летописцев в том, что они ошибались в подсчетах, преувеличивали роли своих правителей, выдумывали календари, которых на самом деле никогда не существовало (такие, как календарь Сотиса или Сириуса для династий фараонов). Что же остается от нашего хваленого «научного подхода», если мы запросто игнорируем все даты, так тщательно зафиксированные целой армией писцов и историков? Не только Геродот приводил в своем повествовании точные даты. Итак, напрашивается вывод: не у древних были проблемы со счетом, просто мы не хотим признавать реальность тех времен.

Греческие философы Платон и Сократ до сих пор признаются — даже современной высокоразвитой культурой — выдающимися мудрецами и мыслителями. Их трактаты и диалоги занимают тысячи страниц, посвященных поиску истины. Кто читал диалоги Платона, тот знает, что такое философия и диалектика. В диалоге под названием «Законы» Платон вступает в беседу с афинянином, Клинием с Крита и спартанцем Металлом. Мужи обсуждают прошлые эпохи, и афинянин говорит:

Так что если ты обратишь внимание, то найдешь, что произведения живописи или ваяния, сделанные там десять тысяч лет назад (и это не для красного словца — десять тысяч лет, а действительно так), ничем не прекраснее и не безобразнее нынешних творений, потому что и те и другие исполнены при помощи одного и того же искусства.

Почему грек подчеркивает тот факт, что он имеет в виду точный период в десять тысяч лет? Потому что греки относили все числа больше десяти тысяч к разряду от «больших» до «бесконечности». В третьей книге того же диалога собеседники недвусмысленно говорят о гибели предшествующих культур. Очевидно, в те дни знания об исчезнувших цивилизациях были чем-то очевидным — притом речь шла не о небольших народах, истребленных на каком-то этапе истории в результате войн или природных катаклизмов. Нет, люди знали о глобальной катастрофе, вызванной Великим потопом. У Платона можно подробно прочитать об уничтожении целых стран и городов и о том, что потоп пережили только небольшие группы людей, укрывшиеся в горных регионах. Выжившие, говорит он, сохранили гончарное искусство, кормились охотой и умели делать одеяла и простые орудия, не из железа. С другой стороны, пишет Платон, вновь использовать металлы их научили боги, чтобы помочь «тем самым роду человеческому в бедственном его положении, вновь придать ему свежий порыв и силы к росту».

У Платона мы читаем, что города на равнинах и у моря были уничтожены, а все шахты и рудники затоплены, так что невозможно стало добывать новую руду. Также были утрачены все инструменты, многие знания, в том числе «искусство политики». Последующие поколения, говорит Платон, вскоре позабыли, сколько прошло тысячелетий. Многие толкуют этот диалог как своего рода допущение, словно бы Платон предупредил читателей: «Представим, что было бы, если бы мир затонул и людям пришлось начинать все с самого начала». Но такой взгляд мало обоснован, поскольку Платон упоминает об исчезнувших культурах не только в «Законах». И афинянин определенно заявляет, что говорит о точном сроке в «десять тысяч лет».

Но почему могла произойти подобная катастрофа? В «Политике» Платона мы с изумлением читаем: «Чудо в изменении заката и восхода солнца и других звезд: ведь там, где теперь солнце восходит, в те времена был закат, и наоборот, там, где теперь закат, тогда был восход». Звучит довольно абсурдно, но в наше время в этих словах открывается несколько иной аспект. Представьте себе глобус и мысленно раскрутите его по оси, чтобы получить дни и ночи. Затем наклоните ось, и пусть глобус продолжит вращение как раньше — а точнее, прекратит свое вращение и изменит его на прямо противоположное. Что произойдет? Жителям Земли покажется, что Солнце изменило свою траекторию. Конечно, в действительности этого не произошло, но если повернуть земную ось в другом направлении, создастся именно такое впечатление. Сдвиг земной оси, кроме того, неизменно вызовет масштабные потопы. С тех пор как мы узнали, что магнитное поле Земли перемещается, отрицать возможность изменения угла земной оси нельзя. За столетия до Платона в Греции жил поэт Гесиод. Несколько его поэм, эпических произведений и фрагментов пережили тысячелетия. Самая известная из его работ, «Теогония», была написана между 650 и 750 годами до нашей эры. В ней он упоминает ужасных существ, которые некогда обитали на планете. Сами боги изобрели этих чудовищ:

 

Целою сотней чудовищных рук размахивал каждый

Около плеч многомощных, меж плеч же у тех великанов

По пятьдесят поднималось голов из туловищ крепких.

 

Огнедышащие драконы тоже присутствуют в бестиарии Гесиода. Таким образом, Аполлоний, живший триста лет спустя, не выдумал дракона из «Аргонавтики». Из плеч жуткого змееобразного дракона торчала сотня голов, черные языки высовывались во все стороны. Из каждой пары глаз вылетали молнии, и взгляд дракона воспламенял все вокруг. Каждая голова говорила собственным раскатистым голосом, вливаясь в ошеломляющее многообразие звуков.

В «Теогонии» Гесиода можно прочитать о том, как богиня разрешилась «изрыгающей пламя, мощной, большой, быстроногой Химерой с тремя головами: первою — огненноокого льва, ужасного видом, козьей — другою, а третьей — могучего змея-дракона». И снова неясно, откуда Гесиод черпал эту информацию. Считается, что он тоже использовал египетские источники. Его описаниям свойственны чрезмерные для того времени яркость, точность и технологический уклон. В книге «Труды и дни» он пишет, что, прежде чем сотворить людей, боги создали четыре расы: «Сначала боги, те, что обитают на высотах Олимпа, сотворили золотое поколенье людей словоохотливых».

Приведенная выше цитата взята из немецкого перевода 1817 года. Профессор Восс перевел греческие слова как «те, что обитают на высотах Олимпа». В более новых версиях перевода сказано несколько по-иному: «[боги], обитающие в небесных домах».

Позвольте мне расположить эти два перевода, отдаленных друг от друга всего на сто пятьдесят лет, напротив друг друга, чтобы вы сами могли сопоставить их и сделать выводы[3]:

1817

«Сначала боги, те, что обитают на высотах Олимпа, сотворили золотое поколенье людей словоохотливых. Ими правил Кронид, тогда царствующий на небесах. Они жили как боги, из души пребывали в постоянной любви…»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: