МИРОВЫЕ ВОЙНЫ И МИРОВЫЕ ДЕРЖАВЫ 12 глава




Женщина сильной расы желает быть не «спутницей» или «возлюбленной», но матерью, и матерью не одного ребенка в качестве игрушки или средства времяпрепровождения, но многих. Гордость многодетностью и понимание бесплодия как ужаснейшего проклятья, какое только может обрушиться на женщину, а через нее и на весь род, говорят об инстинкте сильной расы. От него происходит изначальная ревность, с какой одна женщина пытается отбить у другой мужчину, которого она желала бы видеть отцом своих детей. Более рассудочная ревность больших городов, которая есть не более чем эротический аппетит, рассматривающая другой пол как средство удовлетворения, уже в простом обдумывании желаемого или не желаемого числа детей обнаруживает угасший инстинкт расы к продолжению. Его невозможно пробудить речами и письмом. Древний брак — или то, что известно в древних народных обычаях из глубоко укоренившихся обрядов, освящающих зачатие — совершенно несентиментален. Мужчина хочет иметь толковых сыновей, которые смогли бы после его смерти продолжить и прославить в будущем его имя и дела, подобно тому, как он сам воспринимает себя наследником имени и дел своих предков. Это и есть нордическая идея бессмертия. Другой эти народы не знали и не желали. На этом основывается мощное стремление к славе, желание продолжить свое дело в потомках, видеть свое имя увековеченным в памятниках или, по меньшей мере, оставить о себе добрую память. Поэтому идею наследования невозможно отделить от германского брака. Если исчезает идея собственности, то семья лишается всякого смысла. Кто выступает против первой, тот нападает и на вторую. Идея наследования, заключенная в бытии каждого крестьянского двора, каждой мастерской, каждой старой фирмы, наследственных профессий нашедшая свое высшее символическое выражение в наследственной монархии, свидетельствует о силе расового инстинкта. Социализм не только нападает на него, но уже одним своим наличием символизирует его гибель.

Но упадок белой семьи, это неизбежное проявление бытия в большом городе, сегодня распространяется и искажает «расу» наций. Теряется смысл мужчины и женщины, как и воля к продолжению рода. Человек живет только для самого себя, а не для будущего рода. Нация как общество, первоначально представлявшая собой переплетение семей, угрожает благодаря городу превратиться в сумму частных атомов, каждый из которых стремится получить от своей и чужой жизни как можно больше удовольствий — panem et circenses. Женская эмансипация времен Ибсена [315] хочет не свободы от мужчины, а свободы от детей, от обязанностей по их воспитанию, а параллельно идущая мужская эмансипация — от обязанностей по отношению к семье, народу и государству. Вся специальная либерально-социалистическая литература сосредоточена на этом самоубийстве белой расы. То же самое происходило и в других цивилизациях.

Последствия очевидны. До сих пор цветные расы в мире численностью превышали белые в два раза. Но около 1930 года ежегодный прирост населения в России составил 4 миллиона, в Японии — 2 миллиона, а население Индии с 1921 по 1931 выросло на 34 миллиона. В Африке негры с их чудовищной плодовитостью размножаются еще быстрее, после того как туда «прорвалась» европейская медицина и стала препятствовать жестокому естественному отбору. В противоположность этому, прирост населения в Германии и Италии составил менее полумиллиона человек, в Англии, где официально поддерживается ограничение рождаемости, — менее половины от этого, во Франции и среди первых поселенцев-янки [316] прирост населения прекратился. Последние — господствовавшая до сих пор «раса» германского образца — быстро исчезают на протяжении десятилетий. Прирост населения происходит полностью за счет негров и жителей Восточной и Южной Европы, иммигрировавших после 1900 года. Во Франции некоторые департаменты потеряли за 50 лет свыше трети своего населения. В отдельных департаментах число родившихся в два раза уступает числу умерших. Некоторые небольшие города и многие деревни практически опустели. С Юга в качестве крестьян напирают каталонцы и итальянцы, поляки и негры повсюду проникают даже в средний слой. Есть черные священники, офицеры и судьи. Лишь эти переселенцы, составляющие более чем десятую часть населения, своей плодовитостью поддерживают число «французов» примерно на одном уровне. Но истинные французы в ближайшее время больше не будут хозяевами во Франции. Кажущийся рост белого населения земли, столь ничтожный по сравнению с размножением цветных, основан на временной иллюзии: количество детей сокращается, и лишь количество взрослого населения увеличивается, но не из-за его прироста, а из-за увеличения продолжительности жизни.

Но сильной расе присуще не только неисчерпаемое число новорожденных, но и жесткий отбор через жизненные препятствия, несчастья, болезни и войну. Медицина XIX века, истинный продукт рационализма, с этой точки зрения также является проявлением старости. Она продлевает любую жизнь независимо от того, заслуживает ли она этого или нет. Она продлевает даже смерть. Она замещает число детей числом стариков. Она соответствует мировоззрению panem et circenses, когда ценность жизни измеряется не ее содержанием, а количеством прожитых дней. Она устраняет естественный отбор и тем самым усиливает распад расы. В Англии и Уэльсе число неизлечимых душевнобольных выросло за 20 лет с 4,6 до 8,6 тысяч. В Германии число умственно неполноценных составляет примерно полмиллиона, в Соединенных Штатах — более миллиона человек. Согласно докладу бывшего президента Гувера [317], среди подростков Америки 1360 000 — с отклонениями речи и слуха, 1000 000 страдающих сердечными заболеваниями, 875000 трудновоспитуемых или имеющих преступные наклонности, 450000 умственно отсталых, 300000 инвалидов, 60000 слепых. К этому следует прибавить великое множество умственно, душевно и телесно ненормальных всех видов, истериков, душевно и нервно больных, не способных ни зачать, ни родить здоровых детей. Их число невозможно подсчитать, но о нем можно судить по числу врачей, которые живут с этого, и по той массе книг, которые об этом написаны. Из такого подрастающего поколения вырастают революционный пролетариат с ненавистью неудачников и салонный большевизм эстетов и литераторов, которые смакуют и пропагандируют прелести подобных душевных состояний.

Известен факт, что значительные люди редко или почти никогда не были единственными детьми. Семьи с небольшим количеством детей угрожают не только количеству, но, прежде всего, качеству расы. Народ нуждается не только в наличии здоровой расы в самом себе, но и в отборе тех выдающихся, что возглавят его. Если имеющийся материал нигде не превышает средние показатели, становится невозможным отбор, который проводился в английской колониальной администрации, прусском офицерском корпусе и в католической церкви - когда неумолимо и без оглядки на деньги и происхождение учитывается только нравственная установка и поведение в трудных ситуациях. Сначала должен осуществляться отбор жизни; и только после этого возможен отбор в сословиях. Сильный род требует сильных родителей. Под строгостью форм старой культуры в крови должно быть что-то от варварства древнейших времен, которое вырывается наружу в трудные времена, чтобы выстоять и победить.

Это варварство есть то, что я называю сильной расой [318] — вечно воинственное начало в таком виде хищника, как человек. Кажется, что его уже нет, но оно всегда находится в душе и готово к прыжку. Один сильный вызов – и враг уже побежден. Оно вымерло только там, где пацифизм поздних городов сваливает на поколения свою тину, усталое желание покоя любой ценой за исключением своей собственной жизни. Это духовное саморазоружение вслед за телесным саморазоружением в виде бесплодия.

Почему же немецкий народ является самым неиспользованным в белом мире и почему на него можно возлагать самые большие надежды? Потому что его политическое прошлое не предоставило ему возможности израсходовать свою ценную кровь и свои большие дарования. Это единственная благодать в нашей жалкой истории с 1500 года Она сэкономила на нас. Она сделала нас мечтателями и теоретиками в области большой политики, чуждыми миру и слепыми, мелочными, сварливыми и провинциальными, но все это преодолимо. Это не было органической ошибкой, не было врожденным недостатком способностей, как то показал имперский период [319]. Добрая кровь, являющаяся также основой для любого духовного превосходства, была и остается в наличии. Великая история очень требовательна. Она истощает лучшие в расовом отношении элементы. Она истощила Рим за несколько столетий. С открытием Америки нордическое переселение народов, которое за тысячу лет до этого остановилось в Южной Европе, возобновилось с большим размахом и перенеслось за моря. Исполненные сил роды Испании, в основном нордического происхождения, отправлялись туда, где они могли бороться, дерзать и господствовать. Около 1800 года самая ценная аристократия испанского образца оказалась там, что привело к затуханию активной жизни и самой Испании. Точно так же, призванный господствовать, высший слой Франции истощился в большой политике начиная с Людовика XIII [320]; и не только в ней — за высокую культуру нужно дорого платить — еще сильнее это затронуло англосаксонский высший слой в английской мировой империи. Выдающиеся роды посылали мужчин не в конторы и на маленькие должности родного острова. Они следовали стремлению викингов к жизни в опасности и гибли по всему миру в бесчисленных приключениях и войнах, умирали от нездорового климата или оставались на чужбине, где, как, например, в Северной Америке, образовали основу нового господствующего слоя. То, что оставалось на месте, стало «консервативным», что означает здесь: нетворческим, уставшим, переполненным бесплодной ненавистью ко всему новому и непредвиденному. Германия также потеряла очень много своей лучшей крови в чужих армиях и странах. Но провинциализм политических обстоятельств ограничивал честолюбие одаренных службой при маленьких дворах, в маленьких армиях и правительствах [321]. Они образовали здоровый и плодотворный средний слой. Дворянство в большинстве своем оставалось высшим крестьянством. Не было большого мира и богатой жизни. «Раса» спала в народе и ждала сигнала великого времени к пробуждению. Здесь, несмотря на опустошения последних десятилетий, находится запас доброй крови, какого нет ни у одной другой страны. Его можно разбудить и необходимо одухотворить, чтобы подготовить к огромным задачам будущего и эффективно использовать. Но эти задачи поставлены уже сегодня. Борьба за планету началась. Пацифизм либеральных столетий должен быть преодолен, если мы хотим жить дальше.

Насколько далеко зашли в нем белые народы? Является ли галдеж против войны духовным жестом или же серьезным отречением от истории за счет достоинства, чести и свободы? Но жизнь есть война. Можно ли отказаться от ее смысла и в то же время сохранить ее? Потребность в покое феллахов, в застрахованности от всего, что нарушает рутину дня, от судьбы в любом ее виде, означает стремление к следующему: к определенному виду мимикрии мировой истории, замиранию человеческих насекомых перед опасностью, happy end' yбессодержательного существования, в скуке которого джазовая музыка и танцы негров играют похоронный марш великой культуре.

Но этого не может и не должно быть. Возможно, заяц сможет обмануть лису. Но не человек человека. Цветной видит белого насквозь, когда тот говорит о «человечестве» и вечном мире. Он чует неспособность и отсутствие воли защищать себя. Здесь необходимо серьезное воспитание, которое я обозначил как прусское и которое по мне пусть называют хоть «социалистическим» — разве дело в словах? Воспитание, которое живым примером разбудит дремлющую силу; не школа, знания, образование, а духовная дисциплина, которая мобилизует то, что еще имеется в наличии, укрепит и приведет к новому расцвету. Мы не можем позволить себе усталость. Опасность стучит в двери. Цветные — не пацифисты. Они не держатся за жизнь, единственной ценностью которой является ее продолжительность. Они подберут меч, если мы его отбросим. Когда-то они боялись белого, теперь они его презирают. Это мнение можно прочитать в их глазах, если белые мужчины и женщины ведут себя перед ними так, как они это делают у себя дома или в самих цветных странах. Когда-то наша мощь приводила их в ужас, как первые римские легионы — германцев. Сегодня, когда они сами стали силой, их таинственная душа, которую нам никогда не понять, выпрямляется и смотрит на белых свысока, как на нечто вчерашнее.

Но наибольшая опасность еще даже не названа: что будет, если однажды классовая и расовая борьба соединятся для того, чтобы покончить с белым миром? Это соответствует природе вещей и ни одна из обеих революций не станет пренебрегать помощью другой только потому, что презирает ее носителей. Общая ненависть гасит взаимное презрение. И что будет, если во главе их встанет белый авантюрист, каких мы уже видели; тот, чья дикая душа не могла дышать в теплице цивилизации и стремилась насытиться в рискованных колониальных предприятиях, среди пиратов, в Иностранном легионе [322], пока он неожиданно не увидел перед собой крупную цель? При помощи таких натур история готовит свои большие неожиданности. Отвращение глубоких и сильных людей к нашему состоянию и ненависть глубоко разочарованных могут перерасти в протест, требующий уничтожения. Подобное не было чуждо и временам Цезаря. Во всяком случае, если в Соединенных Штатах поднимется белый пролетариат, негр будет тут как тут, а за ним своего часа будут дожидаться индейцы и японцы. В этом случае черная Франция также не будет долго колебаться, чтобы устроить в Париже сцены похлеще 1792 и 1871 годов. И разве белых вождей классовой борьбы смутит то, что путь им проложат беспорядки цветных? Они никогда не отличались разборчивостью в своих методах. Ничего бы не изменилось, если бы Москва прекратила отдавать приказы. Она – сделала свое дело. Дело развивается само по себе. Мы вели наши войны и классовую борьбу перед глазами цветных, взаимно унижая и предавая себя; мы требовали, чтобы они участвовали в них. Стоит ли удивляться, если однажды они станут это делать и для себя?

Сегодня грядущая история поднимается над экономической необходимостью и внутриполитическими идеалами. Сегодня в борьбу, борьбу за все или ничто, вступают стихийные силы самой жизни. Начальная форма цезаризма очень скоро станет определеннее, более осознанной и откровенной. Будут полностью отброшены маски из эпохи парламентского промежуточного состояния. Быстро забудутся все попытки уловить содержание будущего при помощи партий. Фашистские очертания этих десятилетий примут новые непредвиденные формы, также исчезнет и национализм в его нынешнем виде. В качестве формообразующей силы останется только воинственный, «прусский» дух, повсюду, не только в Германии. Судьба, некогда сгущавшаяся в значительные формы и великие традиции, будет творить историю в образе бесформенных отдельных сил. Легионы Цезаря снова пробуждаются.

Сейчас, возможно, уже в этом столетии, последние решения ждут своего героя. Перед ними распадаются в прах мелкие цели и понятия сегодняшней политики. Чей меч одержит теперь победу, тот и будет господином мира. Перед нами лежат кости для чудовищной игры. Кто осмелится бросить их?


Комментарии

1. Шпенглер имеет в виду формирование в начале 1933 года правительства национально-консервативной коалиции во главе с Гитлером.

2. Имеется в виду Ноябрьская революция 1918 года, в результате которой в Германии была свергнута монархия и установлена парламентская республика.

3. Речь идет о массовом энтузиазме, охватившем всю Германию в августе 1914 года после объявления о начале Первой мировой войны.

4. Бисмарк (Bismarck) Отто фон Шенхаузен (1815—1898) — герцог, фактический создатель и первый рейхсканцлер Германской империи в 1871 — 1890 годах. Осуществил объединение Германии на прусско-милитаристской основе. Проводил «реалистическую политику», направленную на превращение Германии в ведущую мировую державу. Осуществил ряд социальных реформ.

5. Кромвель (Cromwell) Оливер (1599—1658) — деятель Английской буржуазной революции XVII века, лидер индепендентов. Член Долгого парламента. Один из главных организаторов и руководителей армии парламента, одержавшей в гражданских войнах победу над королевскими войсками. После казни короля и провозглашения республики установил режим единоличной военной диктатуры, став лордом-генералом (1650), затем лордом-протектором (1653).

6. Мирабо (Mirabeau) Оноре Габриэль Рикети (1749—1791) — граф, деятель Великой Французской революции. Депутат Генеральных Штатов от третьего сословия. Приобрел популярность своими обличениями абсолютизма. В ходе революции стал лидером крупной буржуазии, выступал за конституционную монархию.

7. Имеется в виду победа Пруссии во Франко-прусской войне 1870—1871 годов, в ходе которой французская армия была разгромлена, а значительная территория Франции оккупирована. Последовавшее за этим провозглашение Германской империи в Версале завершило объединение Германии.

8. Spengler, Oswald. Preussentum und Sozialismus. Muenchen: С. Н. Beck, 1920. Русский перевод: Шпенглер О. Пруссачество и социализм / Пер. с нем. Г. Д. Гурвича. М.: Праксис, 2002.

9. 30 января 1933 года рейхспрезидент Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером.

10. Видимо, Шпенглер имеет в виду победу коалиции НСДАП и «Боевого черно-бело-красного фронта» (52% голосов) на выборах в рейхстаг 5 марта 1933.

11. Штауфены или Гогенштауфены (Staufen, Hohenstaufen) — династия германских королей и императоров Священной Римской империи в 1138—1254 годах, в 1197—1268 также короли Сицилийского королевства. Вели длительную борьбу за господство в Италии с городами Ломбардской лиги и римскими папами. Главные представители: Фридрих I Барбаросса, Генрих VI и Фридрих I Штауфен.

12. Ганза (нем. Hanse) — торговый и политический союз северонемецких городов во главе с Любеком в XIV—XVI веках (формально просуществовал до 1669 года). Осуществлял посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой. Окончательное оформление произошло в XIV веке. В период расцвета объединял до 100 городов. С конца XV века начался упадок союза.

13. Имеется в виду ультрамонтанское направление в католицизме (нем. Ultramontanismus, от средневек. лат. ultramontanus — за горами, т.е. за Альпами), ориентировавшееся на позицию римских пап. В XIX веке стало господствующим среди немецких католиков и рассматривалось в качестве противовеса революционному движению. Характеризовалось крайним консерватизмом взглядов в общественных вопросах. В Германии воспринималось не только как антипрогрессистское, но и как антиимперское. Политически было представлено Партией центра.

14. Фридрих II Великий (Friedrich II der Grosse) (1712 1786) — король Пруссии с 1740 года, из династии Гогенцоллернов. Прославился как полководец, дипломат и государственный деятель. В результате ряда войн с соседними государствами почти удвоил территорию Пруссии.

15. Руссо (Rousseau) Жан-Жак (1712—1778) — швейцарский философ и литератор, представитель сентиментализма. Один из наиболее влиятельных писателей XVIII века. Сторонник теории «естественных прав», вытекающих из природы человека. Рассматривал государство как результат общественного договора. Выступал против неравенства, деспотизма и религиозной нетерпимости.

16. Вольтер (Voltaire) (настоящее имя Мари Франсуа Аруэ, Arouet) (1694—1778) — французский писатель и философ-просветитель. В своих сочинениях выступал с критикой абсолютизма и обскурантизма. Сыграл значительную роль в идейной подготовке Французской революции. С его именем связано широкое распространение духа свободомыслия и иронии (т.н. вольтерьянство).

17. Гольбах (Holbach) Поль Анри (1723-1789) – французский философ, активный сотрудник «Энциклопедии». Систематизатор французского материализма XVIII века. Главное сочинение — «Система природы». Придерживался теории общественного договора. Оказал влияние на утопический социализм XIX века. Автор остроумных атеистических произведений.

18. Новалис (Novalis) (настоящее имя Фридрих фон Харденберг, Hardenberg) (1772—1801) — немецкий поэт и философ, представитель йенских романтиков. Высказывал идеи символизма, интуитивистской диалектики полярности и всеобщего взаимоперехода.

19. Прудон (Proudhon) Пьер Жозеф (1809-1865) - французский экономист, теоретик социализма и анархизма. Выступал за переустройство общества путем реформирования кредита и обращения с целью организации эквивалентного обмена среди мелких производителей. Выдвинул теорию «ликвидации государства».

20. Имеется в виду широкое национально-освободительное движение против французского владычества, развернувшееся в Германии после изгнания армии Наполеона из России.

21. Например, «Мировые загадки» Геккеля — это книга мечтателя, плохо разбирающегося в логике. Ведь романтика характеризует вера, а вера сильнее всех доказательств. — Прим. автора.

22. Имеется в виду период, наступивший после окончания наполеоновских войн в 1815 году.

23. Ян (Jahn) Фридрих Людвиг (прозвище «отец гимнастики») (1778—1852) — немецкий педагог и политик. Организатор спортивного и студенческого движения патриотической направленности. После 1815 года находился в оппозиции к режиму Реставрации. Во время революции 1848—1849 годов являлся членом Национального собрания. Выступал за конституционную монархию. Созданная им спортивная терминология частично используется до сих пор.

24. Арндт (Arndt) Эрнст Мориц (1769—1860) — немецкий поэт, публицист и историк. Его патриотическая лирика и политическая публицистика способствовали росту национального сознания немецкого народа.

25. Штейн (Stein) Генрих (1757—1831) — прусский государственный деятель. В 1804—1807 годах ведал финансами и экономикой, а в 1807—1808 годах возглавлял правительство Пруссии. Осуществил ряд преобразований, направленных на личное освобождение крестьян и выкуп ими земли.

26. Лист (List) Фридрих (1789—1846) — немецкий экономист, сторонник протекционизма. Выступал за активное вмешательство государства в экономическую жизнь и усиление роли Германии в Европе. Его идеи были восприняты исторической школой политэкономии.

27. Арминий (Arminius) (ок. 17 до н.э. — ок. 19 н.э.) — предводитель германского племени херусков. В 9 году н.э. сражении в Тевтобургском лесу разгромил армию римского полководца Вара.

28. Туснельда (Thusnelda) (ок. 10 до н.э. — ок. 17 н.э.) — дочь вождя херусков Сегеста. Была похищена Арминием, несмотря на то, что была обещана в жены другому. Попала в плен к римлянам и вместе со своим сыном стала трофеем полководца Германика во время его триумфа в Риме.

29. Берк (Burke) Эдмунд (1729— 1797) — английский философ и публицист. Один из лидеров партии вигов. Его сочинения с критикой Французской революции стали классикой консервативной мысли.

30. Имеются в виду времена английской королевы Виктории (1819—1901), последней представительницы Ганноверской династии. Ее царствование продолжалось свыше 60 лет (с 1837).

31. Лига Наций — международная организация, созданная в 1919 году по предложению президента США В. Вильсона. Ее целью являлось обеспечение безопасности и развитие сотрудничества между народами в Европе, недавно пережившей кровопролитную Первую мировую войну. Фактически прекратила существование в конце 30-х годов. Формально распущена в 1946 году.

32. Битва при Каннах (лат. Cannae) — произошла 2 августа 216 года до н.э. во время 2-й Пунической войны, в ходе которой карфагенская армия Ганнибала ударами с флангов и в тыл окружила и практически уничтожила 70 тыс. римскую армию.

33. Битва при Акции (лат. Actium) — произошла в 31 году до н.э. между флотами римского полководца Октавиана и его соперника Марка Антония, поддержанного египетской царицей Клеопатрой. Победой в ней Августа завершились гражданские войны 43 – 31 годов, начавшиеся в Риме после смерти Цезаря.

34. Ганнибал (Hannibal) (247 или 246-183 до н.э.) - карфагенский полководец, сын Гамилькара Барки. В ходе 2-й Пунической войны вел упорную борьбу с Римом. Совершил переход через Альпы, нанес римлянам ряд тяжелых поражений. В 202 году был разбит римским полководцем Сципионом в сражении при Заме.

35. Сципион Африканский Старший (Scipio Africanus Major) (ок. 235 — ок. 183 до н.э.) — римский полководец и государственный деятель. В ходе 2-й Пунической войны в 202 году разгромил в битве при Заме карфагенскую армию Ганнибала.

36. Гракхи Тиберий (Thiberius Gracchus) (162-133 до н.э.) и Гай (Gaius Gracchus) (153—121 до н.э.) - римские политические деятели, видные представители популяров. Происходили из знатного плебейского рода, по матери — внуки Сципиона Африканского. В качестве народных трибунов пытались осуществить земельную реформу в пользу широких слоев мелкого крестьянства. Погибли в борьбе с сенатской знатью, выступившей против реформ.

37. Марий (Marius) Гай (156-86) — римский консул и полководец. Одержал победу над царем Нумидии Югуртой, отразил нашествие кимвров и тевтонов, угрожавших Риму. Провел военную реформу, направленную на профессионализацию армии. Противник Суллы в гражданской войне.

38. Сулла (Sulla) Луций Корнелий (138—78 до н.э.) — римский консул и полководец. Одержал победу над понтийским царем Митридатом. Победив в гражданской войне, стал диктатором, проводил массовые репрессии.

39. «Махабхарата» — индийский народный эпос. Сложился к середине 1-го тыс. Авторство приписывается легендарному поэту Вьясе. Является источником множества сюжетов и образов для литературы народов Азии.

40. Кауравы — герои индийского народного эпоса «Махабхарата», враги Пандавов.

41. Пандавы — 5 братьев-героев индийского народного эпоса. История их борьбы с Кауравами составляет основу сюжета «Махабхараты».

42. Гомер — древнегреческий эпический поэт. Со времен античности ему приписывается авторство «Илиады», «Одиссеи» и других произведений.

43. Пиндар (518—442 или 438 до н.э.) — древнегреческий поэт-лирик. Известен как автор торжественных хоровых песнопений, культовых гимнов, а также эпиникий — похвальных песен в честь победителей Олимпийских, Истмийских, Пифийских и Немейских игр.

44. Эсхил (534—456 до н.э.) — древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии». В его произведениях выражается настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, а также страха перед возможным нарушением человеком мировой «меры».

45. «Шу-Цзин» («Книга исторических преданий») — памятник древнекитайской литературы и истории. По преданию, составлен Конфуцием. Наиболее древние части восходят, вероятно, к XIV—XI векам до н.э.

46. Извольский Александр Петрович (1856—1919) — министр иностранных дел России в 1906—1910 годах, затем посол во Франции (1910 — май 1917). Способствовал консолидации стран Антанты. Автор воспоминаний.

47. Пуанкаре (Poincare) Раймон (1860—1934) — французский государственный деятель, президент Франции в 1913— 1920 годы, премьер-министр в 1912–1913, 1922-1924 и 1926-1929. Неоднократно являлся министром. Проводил милитаристскую политику (прозвище «Пуанкаре-война»).

48. Грей (Грей оф Фаллодон) (Grey of Fallodon) Эдуард (1862— 1933) — виконт, министр иностранных дел Великобритании в 1905—1916 годах. В 1907 году заключил соглашение Россией, способствовавшее оформление Антанты.

49. Имеется в виду захват итальянцами Триполитании, вошедшей в их колонию Ливию.

50. Имеются в виду события 1-й Балканской войны (9 октября 1912 — 30 мая 1913) между странами Балканского союза (Болгария, Сербия, Греция, Черногория) и Турцией. Они привели к обострению международных противоречий, ускорив начало Первой мировой войны.

51. Имеется в виду подписание в 1713 году Утрехтского мира по окончании Войны за испанское наследство, главным результатом которой стало усиление морского и колониального могущества Англии.

52. Имеется в виду закрепление в подписанном в 1763 году Парижским мире итогов Семилетней войны, закончившейся для Великобритании победой над Францией в борьбе за колониальное и торговое первенство. Великобритания получила Канаду, Восточную Луизиану и большую часть французских владений в Индии.

53. Директория (Исполнительная директория) (Directo-ireexe-cutif) — правительство Французской республики 1795 — 1799 годов, состоявшее из пяти директоров. Свергнуто Наполеоном Бонапартом в результате переворота 18 брюмера VIII года (9-10 ноября 1799).

54. Якобинцы (Jacobins) — политическая группировка во время Французской революции. Название получили по месту заседаний их клуба — бывшему монастырю доминиканцев, именовавшихся во Франции якобинцами. По своему социальному составу и политической программе были неоднородны и делились на правое крыло (Дантон), центр (Робеспьер) и левое крыло (Марат, позже Гебер и Шометт). В 1793—1794 годах установили диктатуру, сопровождавшуюся массовыми репрессиями. Свергнуты в результате термидорианского переворота в июле 1794 года.

55. Жирондисты (Girondins) — политическая группировка во время Великой Французской революции. Название получила по департаменту Жиронда, откуда происходили многие ее деятели. Ее лидерами были Бриссо, Вернье, Кондорсе и др. Пришли к власти после свержения монархии (10 августа 1792). Свергнуты в результате переворота 31 мая – 2 июня 1793 года. Лидеры жирондистов встали во главе федералистского мятежа, были объявлены врагами революции и подверглись жесточайшему террору.

56. Венский конгресс — конгресс европейских государств, проходивший в Вене с сентября 1814 года по июнь 1815 года. Завершил войны коалиций европейских государств с Наполеоном. На нем были приняты соглашения, частично восстанавливавшие довоенные порядки и удовлетворявшие территориальные претензии стран-победительниц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: