Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха.




Вопросы исследования и классификации остаточной слуховой функции у детей с дефектами слуха всегда интересовали как врачей, так и сурдопедагогов. Созданные ими педагогические классификации направлены на обоснование различных подходов к обучению лиц с недостатками слуха, а медицинские классификации помогают врачам специалистам выбрать правильные ориентиры для лечения и профилактики заболеваний, ведущих к нарушениям слуха.

В нашей стране наибольшее распространение получила классификация нарушения слуха у детей, предложенная Львом Владимировичем Нейманом (1961). Она заключается в том, что диагноз глухота ставится при меньшей степени потери слуха (75…80 дБ). Устанавливаются три степени тугоухости в зависимости от средней арифметической потери слуха в области речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000 Гц).

В основе некоторых классификаций лежит, как способность ребенка с потерей слуха воспринимать речь на том или ином расстоянии от говорящего, так и критерии громкости в децибелах. Признавая важность медицинских классификаций, сурдопедагоги подчеркивали необходимость психолого-педагогических классификаций, направленных на наиболее выбор рациональный выбор корригирующих мероприятий, методик его обучения.

Опираясь на психологическую концепцию школы Л.С. Выготского, его ученица Рахиль Марковна Боскис провела исследование особенностей развития детей с недостатками слуха. Результаты исследования легли в основу созданной ею педагогической классификации детей с нарушением слуха. Применив учение Л.С. Выготского о сложной структуре развития аномальных детей, в котором первичные факторы взаимодействуют со вторичными (производные от первых, возникшие как результат своеобразного развития ребенка), Р.М. Боскис разработала классификацию, предложив новые критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушенным слухом:

· степень поражения слуховой функции;

· уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;

· время возникновения нарушения слуха.

Основой этой классификации являются следующие положения.

· Деятельность нарушенного слухового анализатора у ребенка отличается от деятельности нарушенного слухового анализатора у взрослого. Взрослый к моменту наступления нарушения слуха имеет сформированную словесную речь, словесное мышление, представляет собой сформированную личность. Нарушение слуха у него препятствует общению с опорой на слух.

· У ребенка нарушение слуха влияет на весь ход его психического и речевого развития, приводит к возникновению вторичных нарушений, в том числе к нарушению развития мышления, речи, познавательной деятельности.

· Большое значение в развитии ребенка с нарушенным слухом имеет учет взаимозависимости слуха и речи: чем выше уровень развития речи у ребенка, тем больше возможности использования остаточного слуха. Способность опираться на сохранные остатки слуха больше у того, кто владеет речью.

·.Критерием оценки нарушения слуховой функции у ребенка является возможность использования остаточного слуха для развития речи. Критерием отграничения детей с частичным нарушением слуха от глухих детей является возможность использования слуха в общении и развития речи при данном состоянии слуха. По этому критерию производится разграничение тугоухости от глухоты. Термин «тугоухий» используется преимущественно в медицине, а в сурдопедагогике используется термин «слабослышащий».

Степень и характер речевого развития при нарушениях слуха обусловлены рядом причин:

· степенью нарушения слуха;

· временем возникновения слухового нарушения;

· педагогическими условиями развития ребенка после наступления нарушения слуха;

· индивидуальными особенностями ребенка.

Рахиль Марковной Боскис выделены две основные категории детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. К категории глухих относятся те дети, для которых в результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью. К категории слабослышащих относятся дети, у которых слух снижен, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи.

Глухие и слабослышащие различаются по способу восприятия речи. Глухие овладевают зрительным (по чтению с губ и лица собеседника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального обучения. Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушения слуха.

Отдельную группу составляют позднооглохшие. Эти дети отличаются тем, что к моменту наступления у них нарушения слуха они обладали уже сформировавшейся речью. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи. После возникновения нарушения слуха без специальной педагогической поддержки словесная речь начинает распадаться, и все-таки все они имеют навыки словесного общения, в той или иной степени сформировавшееся словесно-логическое мышление. При поступлении в специальную (для слабослышащих) школу важным является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия обращенной к ним речи.

На основе педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное образование для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития. Позднооглохшие дети, как правило, учатся в школе для слабослышащих детей; глухому ребенку с высоким уровнем речевого развития и сформированными навыками восприятия устной словесной речи также целесообразно посещать школу для слабослышащих.

При поступлении в школу слабослышащие дети часто обнаруживают следующие нарушения речи:

· недостатки произношения;

· ограниченный запас слов;

· недостаточное усвоение звукового состава слова, которое выражается не только в неточностях произношения, но и в ошибочном написании слов;

· неточное понимание и неправильное употребление слов;

недостатки грамматического строя речи:

· неправильное построение предложения;

· неправильное согласование предложения;

· 6ограниченное понимание устной речи;

· ограниченное понимание читаемого текста.

К началу обучения в школе диапазон различий в уровне сформированности речи слабослышащих детей достаточно велик: от наличия зачатков речи, до относительно сложившейся речи с отдельными лексико-семантическими, фонетическими и грамматическими недостатками.

Овладение языком в условиях специального обучения предполагает закономерное развитие речевого мышления слабослышащих детей, постепенный переход от свойственного им наглядного, конкретного отражения окружающей действительности к более обобщенному осознанию и воспроизведению на уровне усвояемых языковых значений.

Отсутствие каких-либо органических поражений речевого аппарата у слабослышащих, функциональный характер их речевого недоразвития, вторичность происхождения отклонений в познавательной деятельности, особенности приспособления их к частичному нарушению слухового анализатора - все это указывает на пути, способы и средства их специального образования.

При прочих равных условиях, как впервые было отмечено P.M. Боскис, чем меньше снижен слух у ребенка, тем выше уровень его речевого развития; чем позже возникает нарушение слуха, тем менее пагубно оно влияет на состояние речи ребенка. При своевременном начале коррекционной работы и ее систематическом и адекватном проведении в течение длительного времени уровень речевого развития даже глухого ребенка может быть максимально сближен с нормой. Степень и характер речевой недостаточности у детей с нарушениями слуха зависят от взаимодействия четырех основных факторов:

· от степени снижения слуха,

· от времени возникновения поражения слуха,

· от наличия дополнительных отклонений в развитии,

· от условий развития ребенка после поражения слуха.

Таким образом, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся: степенью (тугоухость, выраженная в той или иной степени, и глухота) и характером (кондуктивная, сенсоневральная и смешанная тугоухость) нарушения слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии.

Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Дети, несмотря на то, что сегодня у медицины нет возможности вернуть им физический слух, могут максимально сближаться по уровню психомоторного и речевого развития с нормально слышащими сверстниками. Для этого необходимо произвести как можно раньше диагностику состояния слуховой функции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: