Система образования лиц с нарушением слуха. Технические средства для неслышащих




Специальным оно является потому, что опирается не только на достигнутый уровень развития, но и на компенсаторные возможности. В этом специальном процессе корригируются или заново воссоздаются наиболее важные для человека психические функции, их качества и свойства. Благодаря специальному обучению формируются речь и понятийное мышление. Словесная память, создаются условия для расширения возможностей компенсации дефекта за счет развития и использования слуховых данных, а также за счет других сохранных анализаторов.

Школа для слабослышащих и позднооглохших детей обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку на цензовом уровне, отвечающим нормативным требованием Государственного образовательного стандарта. Педагогический процесс направлен на восполнение пробелов развития, сказывающихся на освоении основ наук, он специфичен по используемым средствам и методам.

В процессе обучения решающим средством преодоления отклоняющегося развития является специальная система обучения языку, уточнению звукового состава речи, усвоению грамматической системы языка, овладению разными видами и формами речевой деятельности. Массовая общеобразовательная школа не ставит перед учащимися такие задачи, как преодоление речевого недоразвития, формирования речи. В связи с этим ее методическая система обучения детей языку не соответствует нуждам специальной школы. В специальной школе для слабослышащих детей в учебный процесс включаются:

· работа по развитию навыков чтения с губ (с опорой на зрительную и слухозрительную основу с привлечением тактильно-вибрационной чувствительности);

· специальные занятия по технике речи, формирующие двигательную, кинестетическую базу речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений;

· работа по развитию и использованию остаточного слуха.

Письмо и чтение для слабослышащих детей являются самым полноценным средством овладения языком. Значительна роль наглядных средств, поэтому они должны не столько иллюстрировать учебный материал, сколько наглядно раскрывать его содержание. Особое значение имеют наглядно-действенные средства и приемы, помогающие формированию представлений и понятий сначала на наглядно – образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений. К ним относятся преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима.

Все эти средства обычно используются в сочетании со словесными средствами обучения.

Основными педагогическими условиями развития современной системы формирования устной речи у глухих школьников являются совершенствование обучения и воспитания детей с нарушенным слухом (с первых месяцев жизни), разработка и внедрение новых продуктивных подходов к речевому развитию в условиях коммуникативной системы обучения языку (Т.А. Власова, С.А. Зыков, Б.Д. Корсунская, Ф.Ф. Рау, Е.П. Кузьмичева, Э.И. Леонгард, М.И. Никитина, Е.Г. Речицкая и др.).

Принципиальное значение для совершенствования образования глухих школьников, их социальной адаптации имеет разработка и внедрение в практику работы специальных школ системы развития слухового восприятия учащихся и формирования произносительной стороны речи при использовании различных типов электроакустической аппаратуры. Обучение устной речи глухих школьников базируется на создании единой системы слухозрительно -кинестетических связей в условиях интенсивной работы по развитию речевого слуха.

Для возникновения и развития потребности в общении организуется коллективная предметно-практическая деятельность (в дошкольный период это бытовая деятельность, игра, эстетическая деятельность, элементарная трудовая деятельность). В условиях школьного обучения принцип предметно-практической направленности обучения реализуется как на специальных уроках предметно-практического обучения, так и на других уроках, когда обеспечивается деятельностный коллективный подход к организации познавательной деятельности учеников (работа парами, бригадами, с «маленьким учителем», через распределение функций, ролей и обязанностей, планирование деятельности и реализацию ее в соответствии с намеченным планом и т. д.). В этом случае сам процесс речевого общения выступает как процесс речевой деятельности. Большой вклад в создание и развитие теории и практики предметно-практического, деятельностного, в том числе речедеятельностного, обучения глухих школьников сделали советские ученые-сурдопедагоги (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Л.А.Новоселов и др.).

Обучение глухих детей языку в условиях коммуникационной системы обеспечивается не только уроками предметно-практического обучения, но и занятиями по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Каждый из этих предметов обеспечивает подкрепление определенных компонентов речевой деятельности.

Занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения направлены на обогащение восприятия речи за счет использования остаточного слуха и зрительного анализатора и на формирование умений и навыков воспроизводить речь в устной форме, внятно и доступно для собеседника в условиях речевого общения. Активизация слухового восприятия и его использование ребенком в процессе жизнедеятельности обеспечивают ему более полное социальное и эмоциональное развитие.

Содержанием занятий по развитию слухового восприятия (РСВ) являются неречевые звуки и речь в виде слов, фраз, текстов и элементов речи.

К неречевым звукам относятся звуки окружающей среды: звонок, стук в дверь, шум дождя, крики животных, птиц и т.д., т.е. все звуки, которые не имеют отношения к звукам речи.

Основные цели развития слухового восприятия неречевыми звуками:

· выработка у глухих и слабослышащих детей слухового внимания к звукам окружающей среды;

· дифференциация звуков окружающей среды для ориентировки в окружающей шумовой обстановке;

· уточнение и обогащение представлений о неречевых звуках, встречающихся в учебной, художественной литературе, связанных с познанием предметов и явлений окружающего мира;

· подготовка слуха учащихся к более тонким и сложным дифференцировкам восприятия речи на слух.

Неречевые звуки имеют ряд преимуществ по сравнению с речью. Они обладают большой интенсивностью и мощностью, разнообразны по своей частотной характеристике. Знакомство с неречевыми звуками обогащает глухих и слабослышащих детей, т.к. способствует расширению представлений о тех звучаниях, которые встретятся в быту, в литературе. Помогут ориентироваться в шумных помещениях, на улице и т.д.

Речь и ее элементы. Для развития слухового восприятия наиболее важным средством является речь в виде слов, фраз, текста и таких элементов, как гласные, согласные звуки. Значение речи, используемой для упражнений в развитии слухового восприятия, велико:

· речь является адекватным раздражителем слухового анализатора;

· речь способствует общему развитию детей, развитию мыслительной деятельности;

· речь способствует успешной адаптации детей с нарушением слуха в среде слышащих.

Поэтому в упражнения по развитию слуха неречевыми звуками включается речь. Исследованиями доказано, что целесообразнее начинать с различения на слух слов, т.к. они несут определенную информацию, которая запоминается и соотносится с объектом, обозначаемым словом; это достаточно короткая речевая единица (одно-, двух-, трехсложное слово), легко воспринимаемая на слух по сравнению с предложением. После различения слов переходят к предложению, а затем к тексту. Предложения и текст являются более сложными речевыми единицами как по информации, заложенной в них, так и для восприятия на слух, т.к. каждое предложение состоит из нескольких слов, а текст- из нескольких предложений. После такой предварительной работы можно приступать к различению элементов речи в виде изолированных звуков. Это самые трудные речевые единицы для восприятия на слух. К ним обращается учитель, как правило, в средних и старших классах школ глухих и слабослышащих.

Таким образом, различение элементов речи, - очень трудоемкий процесс для всех категорий детей, т.е. как для глухих, так и для слабослышащих.

Дети с нарушением слуха в специальной школе проходят три периода обучения:

первоначальный период включает создание базы для развития речевого слуха у глухих учащихся, определение слухового резерва, на основе которого строится работа по РСВ. Этот период охватывает подготовительный и первый классы.

основной период характеризуется интенсивным развитием слухового восприятия, формированием навыка восприятия речи на слух, активного использования развивающегося слухового восприятия при формировании устной речи. В этот период можно в определенной степени компенсировать нарушенное слуховое восприятие благодаря длительной слуховой тренировке с использованием ЗУА. В результате этого у глухого школьника накапливается определенный слуховой словарь, которым он может активно пользоваться в речевой практике. При этом важным является формирование четких дифференцированных образов слов при активной опоре на развивающееся слуховое восприятие, которое способствует формированию у глухих слухоречевой системы, основанной на неразрывной связи слухового восприятия и речедвигательных механизмов. Основной период охватывает второй-пятый классы школьного обучения.

период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом. На данном периоде продолжается работа по РСВ, слухо-зрительное восприятие устной речи с помощью индивидуальных слуховых аппаратов позволяет глухим школьникам активнее включаться в речевое общение, что способствует социальной реабилитации глухих. Данная система по РСВ может использоваться также и в школе для слабослышащих детей.

Педагогическая система успешно функционирует, когда соблюдаются дидактические требования, предъявляемые к учебному процессу.

Педагогически процесс по РСВ должен быть оснащен наглядными средствами, т. е. Весь речевой материал и неречевые звуки, должны наглядно связываться с тем содержанием, которое заложено в этой знаковой системе. Например, для восприятия лая собаки, удара грома, шума проезжающей машины можно показать картинки или игрушки, изображающие названные объекты, продемонстрировать для восприятия на слух шумы, издаваемые этими объектами. В педагогическом процессе целесообразно сочетать различные виды средств наглядности: демонстрация объекта, его изображение на картинке, звуковой сигнал, графическое (письменное) обозначение в виде записи слова на доске, в виде обозначения схемы слова. Применение средств наглядности позволяет представлять объект, соотнести объект со звучанием, которое он издает, удержать в памяти круг представлений и понятий.

Работа по развитию слухового восприятия требует от учащихся большого напряжения, поэтому на занятиях должны присутствовать занимательность и игровые виды работ. Включение игровых моментов способствует развитию познавательных интересов детей.

Эффективность учебного процесса зависит от правильного сочетания индивидуальной и фронтальной работы, особенно на общеобразовательном уроке и фронтальном занятии в слуховом кабинете. Фронтальная работа осуществляется в виде восприятия заданий с голоса учителя, привлечения внимания к ответам учащихся, к прослушиванию магнитофонных записей и т.д. Учащиеся коллективно прочнее усваивают материал, т.к. возникает желание подражать лучшим учащимся, добиться такой же похвалы от учителя, достичь успехов в обучении. В этом случае продуктивнее идет усвоение материала по восприятию его на слух.

Индивидуальная работа проходит в таких формах, как регулировка интенсивности звучания, учет состояния слуха детей, в ответах-отчетах учащихся за проделанную работу, например, «я слышу звук барабана справа» и т.п.

Таким образом, педагогическая система по РСВ является целостной системой обучения, включающей общедидактические и специфические методы, принципы и требования, но в то же время это самостоятельная педагогическая система, т.к. она имеет собственные цели, задачи, содержание, принципы, технологию обучения. Зная состояние слуха учащихся, учитывая индивидуальные особенности их слуховой функции, характер патологического процесса в ухе, учитель может строить свою работу так, чтобы активизировать потенциальные возможности детей с нарушением слуха.

Специальные технические средства для неслышащих. Помимо постоянно совершенствующихся средств слухопротезирования и звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования процесс специального образования неслышащих оснащается разнообразными техническими средствами, обеспечивающими передачу информации на зрительной основе. Это разнообразные средства статической и динамической проекции, видеотехника, лазерные диски, кодирующие изобразительные или звуковые сигналы.

Все большее место в процессе коммуникации неслышащих занимают сегодня телекоммуникационные средства. Все больше телепередач снабжается сегодня видеотекстом или сурдопереводом. Глухие широко пользуются видеотелефоном, пейджинговой связью; повседневным средством связи глухих стал телефакс.

Особое место в жизни неслышащих занимает компьютер, выступая как средство обучения, развития слуха, речи, навыков чтения с губ. Для неслышащих компьютер в учебном процессе является не только и не столько средством оптимизации учебного процесса, как это имеет место в общеобразовательной массовой школе, сколько средством преодоления или уменьшения вторичных отклонений в развитии, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Так, индивидуализированные компьютерные программы по различным темам и по разным учебным предметам, предлагаемые обучающимся глухим, позволяют им получать учебную информацию в более доступном для них оптическом, а не акустическом варианте, получать при необходимости своевременную специализированную помощь, в том числе и с использованием жестовой речи. Специальное построение компьютерных программ позволяет сурдопедагогу целенаправленно работать над развитием мышления, речи, памяти, внимания и других психических процессов ребенка, нуждающихся в коррекции и развитии.

Перспективным является создание компьютерных программ профессионального образования для неслышащих по различным специальностям, профориентации, профотбора. Разработаны и используются в практике коррекционно-педагогической работы с глухими многочисленные компьютерные программы, предназначенные для развития артикуляционных умений, слухового восприятия слабослышащих и глухих, формирования навыков чтения с губ, обучения жестовому и словесному языку и др.

В специальных школах используется звукоусиливающая аппаратура. (ЗУА). Использование ЗУА при работе над развитием слухового восприятия можно достичь положительных результатов. Поэтому в школах и др. общеобразовательных учреждениях используются звукоусиливающие приборы различного назначения (для коллективной, фронтальной, групповой, индивидуальной работы). Специальные исследования и практический опыт свидетельствуют о положительной роли использования различного рода ЗУА в учебном процессе.

При использовании ЗУА в учебном процессе для учителя важным является ряд аспектов: использование ЗУА различного назначения, условия смены одного типа аппарата на другой, время использования, соблюдение правил и т.д. Также установлено, что введение индивидуальной ЗУА требует постепенного перехода от аппаратуры коллективного и группового назначения. Смена видов аппаратуры требует строго индивидуализированного подхода. При этом следует опираться на степень сохранности слуха, его потери, на уровень развития речи и другие особенности. Следует отметить, что несмотря на предварительную тренировку, при смене видов ЗУА у глухих учащихся возникают затруднения в усвоении материала. Смена видов аппаратуры, как правило, вызывает недовольство у учащихся и замедляет процесс обучения. Таким–образом, подготовка учащихся к смене вида ЗУА требует тренировки на другом виде ЗУА, постепенного перехода к параллельному использованию другого аппарата. Конечной целью использования ЗУА различного назначения является переход к постоянному использованию индивидуальных аппаратов.

В работе с ЗУА следует придерживаться определенных правил:

· перед началом урока проверить качество работы аппаратуры;

· включать аппаратуру в сеть только при включении тумблеров питания усилителя;

· за 2-3 минуты до начала занятия включить вилку в розетку электросети, установить тумблер питания на усилителе в положение ВКЛ, проверить работу микрофона учителя, установить регулятором громкости необходимый уровень звукового сигнала в телефонах учащихся, проверить работу микрофонов учащихся; после окончания работы выключить тумблер питания и вынуть вилку из розетки электросети;

· располагать микрофон пред ртом говорящего нужно так, чтобы выдыхаемая струя воздуха не попадала в микрофон, т.к. это создает дополнительный шум, который будет затруднять восприятие речи. В свою очередь микрофон не должен закрывать рта говорящего, чтобы не усложнять восприятие речи по чтению с губ. Чтение с губ в сочетании с усилением речи с помощью ЗУА будет способствовать успешному восприятию речи окружающих;

· учителю необходимо знать, что на восприятие речи оказывает влияние - расстояние, на которое он удаляется от микрофона;

· в зависимости от удаления от микрофона изменяется громкость звука. Данный прием используется в школе слабослышащих для «вытягивания» расстояния. В этом случае удаление от микрофона будет являться средством развития слухового восприятия.

Увеличение расстояния от микрофона требует усиление голоса говорящего. В то же время усиление голоса учителя ухудшает качество передачи речи и ее восприятия, так как возрастают дополнительные акустические помехи, сужается звуковой спектр гласных, увеличиваются искажения, вносимые ЗУА.

Усиление голоса ведет к чрезмерному напряжению артикуляционного аппарата. Поэтому наилучшие условия для восприятия речи для слабослышащих складываются при усилении интенсивности речи говорящего от 20 до 60 дБ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: