Биография и творчество Михаила Ильича Матюшина




Филиал в г. Уссурийске (Школа педагогики)

Кафедра русского языка, литературы и методики преподавания

ДЕТСКАЯ ПОВЕСТЬ ПРИМОРСКОГО ПИСАТЕЛЯ МИХАИЛА МАТЮШИНА «В БОЛЬШОЙ СЕМЬЕ»

Исследовательская работа

Короткова Дарья Валерьевна - студент гр. Б2307 направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование /

Русский язык и литература» очной формы обучения

 

Научные руководители работы:

Маринченко И. А., канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики преподавания филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школы педагогики);

Васильева Е.В., заведующий информационно-библиографическим отделом библиотеки филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школы педагогики)

 

Уссурийск, 2020

Введение

Ежегодно в дни осенних каникул на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания филиала ДВФУ (Школы педагогики) в г. Уссурийске проходит цикл мероприятий для студентов и школьников под названием «Литературная осень». Его организуют преподаватели кафедры русского языка, литературы и методики преподавания в сотрудничестве с вузовской библиотекой и ЦБС г. Уссурийска.

В 2020-м году в программу «Литературной осени» включен конкурс презентаций, посвященных малоизвестным книгам о Приморье. Концепция конкурса и его название «В краю синих сопок» возникли под влиянием творчества незаслуженно забытого сегодня приморского прозаика Ивана Божка, один из романов которого об освоении Уссурийского края называется «У синих сопок» (1954). Цель конкурса – популяризация региональной художественной литературы.

Знакомство с биографией и произведениями местных писателей и поэтов является одним из важных направлений лингвистического краеведения. По определению В. В. Демичевой, лингвокраеведение – это «раздел лингвистики, который изучает языковую ситуацию края, региона в тесной связи с его историей и современным укладом жизни. В методическом аспекте под лингвокраеведением понимают ознакомление детей с региональными языковыми особенностями, т.е. с региональной лексикой и фразеологией, ономастикой, речевым этикетом, фольклором, творчеством местных писателей и поэтов» [1, c. 68]. Топонимический и фольклорный материал часто становится объектом изучения в рамках проектно-исследовательской работы по лингвокраеведению на уроках русского языка и во внеурочной деятельности школьников. Проблемы региональной художественной литературы и языкового анализа произведений местных авторов рассматриваются в лигвокраеведческом аспекте гораздо реже. Это определяет актуальность работы по возвращению в круг чтения современных детей и подростков дальневосточной художественной прозы и поэзии прошлых лет. Одним из эффективных приемов работы является составление презентаций о забытых или малоизвестных книгах. Такой формат представления художественного произведения носит иллюстративный характер. Он позволяет с помощью аудиовизуальных средств кратко, но ярко и выразительно рассказать о биографии автора, визуализировать образы героев и события книги, передать особенности идиостиля писателя, поделиться собственными впечатлениями от чтения. Презентация вызывает интерес и эмоциональный отклик у зрителей, способствуя усвоению информации.

Для конкурсного проекта мы выбрали детскую повесть приморского прозаика Михаила Ильича Матюшина «В большой семье» (1958).

Цель проекта – познакомить с книгой, в которой описана о жизнь приморских школьников в первые послевоенные годы; вызвать интерес к творчеству талантливого писателя, чьи произведения для детей, популярные во второй половине ХХ века, сегодня практически не известны детской аудитории.

Поставленная цель определяет решение следующих задач:

1) рассказать о биографии и творчестве Михаила Матюшина;

2) рассмотреть историю создания, содержание и образы героев повести М. И. Матюшина «В большой семье» (1958);

3) проанализировать специфику повести в аспекте лингвокраеведения.

Биография и творчество Михаила Ильича Матюшина

Русский прозаик, автор книг для детей и юношества, член Союза писателей СССР Михаил Ильич Матюшин опубликовал повесть «В большой семье» (1958 г) в самом начале своей творческой деятельности. Обращение писателя к теме «трудного детства» не было случайным. Причины интереса и сочувствия к проблемам подростков, рано потерявших родителей и оказавшихся без поддержки взрослых, становятся понятны при знакомстве с биографией М. И. Матюшина.

Михаил Матюшин родился 1 января 1924 года в деревне Коха Канского района Красноярского края. Родители не ладили друг с другом, поэтому Матюшин до 1939 года жил с отцом, побывал с ним во многих районах Сибири и Дальнего Востока, а потом приехал во Владивосток, где проживала его мать. Отец Михаила Матюшина погиб на фронте в 1944 году.

Михаил Матюшин учился в Тернейской школе. После окончания 9-го класса его призвали в Военно-морской флот, где он прослужил до 1948 года. Он успел побывать корреспондентом газеты «Тихоокеанский моряк», редактором Приморского книжного издательства, собкором «Учительской газеты» Дальнего Востока, ответственным секретарём Приморской писательской организации. В 1959 году его приняли в Союз писателей СССР. Для получения дополнительного образования М. И. Матюшин окончил в 1960 году заочное отделение литературного института им. А. М. Горького.

Первыми произведениями писателя стали рассказ «Художника рождение» (1948 г.) и повесть «В порту» (1952 г., но в 1958 г. вышла отдельным издательством под названием «Светлые будни»).

Также он писал и в жанре приключенческих историй. Образцами приключенческого жанра являются повесть «Сокровища ангуонов» и роман «Загадка амулета», в сюжетах которых автор объединил далёкое прошлое Приморья с загадочными событиями гражданской войны на Дальнем Востоке.

М. И. Матюшин в своих произведениях также развивает нравственно-этические проблемы, рассуждает о силе любви и степени ответственности за свои поступки. Эта тема выражается в произведениях «Рождённый в рубашке» и «Медовый год».

Матюшин, имевший опыт тяжёлого детства, много писал о детях и для детей, где моральные принципы закладываются в детские души серез описание противостояния добра и зла. Положительный герой, как правило, наделён чертами «рыцаря справедливости», а отрицательный нарисован вполне живо, его поступки имеют чёткое обоснование, но не поощряются.

Дети являются главными героями упомянутых ранее произведений «Сокровища ангуонов» и «Загадки амулета», а также повести «В большой семье», о которой речь ещё впереди, а также рассказов «Мальчик у речки» и «Володькин орден».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: