Знамя 1 Калмыцкого полка




Калмыцкие боевые знамена

Светлана Батырева

Одной из интереснейших сфер изобразительного искусства монгольских народов являются произведения прикладного значения. Здесь самобытным образом соединялись культовый сюжет и народные приемы художественной обработки ткани. К ним относятся боевые знамена калмыков, под которыми они выступали во многих российских войнах, в частности, в Отечественной войне 1812 года.

Одно из них хранилось в главном сюмеТюменевскогохурула. По свидетельству Г. Прозрителева, это было изображение небесного всадника, покровителя воинов (калм."Дайчин-тенгри"). С величавым спокойствием несёт он знамя, над ним три птицы, внизу пять животных, символизирующих его власть на небе и на земле. Старинные иконописные изображения Дайчин-тенгри, связанные с добуддийским культом предков, были описаны Г. Потаниным у дербетов Северо-Западной Монголии ещё во второй половине XIX века.

Калмыцкие знамёна - интереснейшая область иконографии буддизма, имеющая выраженное этническое своеобразие традиционной культуры. Происхождение их связано с древним добуддийским культом предков и природы у монгольских народов.

Другой их особенностью является исполнение изображения. Лицевое шитьё шёлком с элементами тканевой аппликации представляет собой традиционную технику создания калмыцких знамён. Искусство выделки позументов, шерстяной и шёлковой тесьмы было распространённым ремеслом калмычек-рукодельниц, поставлявших свой товар и за пределы степи. В изготовлении культовых произведений сочетались такие приёмы: шитьё нитками "хатхмр", нашивки из позумента "күсм", нашивки из шелка, парчи "чимкәр", обшивка из шнурка "утцн", окаймляющая края полотна. Так, в технике гладьевой вышивки выполнено знамя 3-го Донского калмыцкого полка, датируемое первой четвертью XX века. Оно является собственностью Новочеркасского музея истории донского казачества и представляет собой навёрнутое на деревянный брусок светло-серое полотнище квадратной формы. На лицевой стороне знамени, продублированной с обратной стороны шёлком и парчой, - многофигурная композиция с изображением Лхамо (калм."Окон-тенгри"). Образ девы-воительницы окружают гаруда, птица с головой животного, всадник в боевом снаряжении, а также барс, конь с чинтамани и дракон.

Изображение их близко по стилю к народной живописи, сопровождается надписями на старокалмыцком "тодобичиг", разъясняющими композицию и сюжет, с информацией о воинском подразделении. В центре обратной стороны знамени - герб Войска Донского, на котором изображен раненый стрелой олень - символ воинской доблести казаков России. Вышивка золотой крученой нитью эффектно выделяется на тёмно-синем бархате фона.

Тональное богатство колорита произведений достигается искусным подбором нитей, окрашенных светоустойчивыми красителями. Трудоёмка техника исполнения вышитых шёлком, золотом и серебром знамен, поэтому работа мастериц под руководством зурачи растягивалась на несколько лет. Такие произведения стоили дорого и изготавливались по заказам хурулов и богатых владельцев. По инициативе багши донских калмыков Дамбо Ульянова, ходившего в Тибет, было исполнено знамя 3-го Донского калмыцкого полка. Об этом свидетельствуют вышитые на шелковом полотнище надписи.

Древнее происхождение калмыцких знамен уходит в монгольский период истории ойратов-калмыков, связанный с принятием буддизма. В культовом произведении самобытно претворен добуддийский сюжет в трактовке буддийского изобразительного канона. Трехчленное по вертикали изображение пространства акцентируется центральным образом, исполненным по правилам иконографии буддизма. Наиболее точную реконструкцию ойратского знамени можно видеть в произведении народного художника России Г.О. Рокчинского, ныне экспонирующемся в Национальном музее Калмыкии. Эстетическое мироощущение несут вышитые и аппликативные произведения, одухотворенные животворной силой народного декоративно-прикладного искусства.

Знамя 1 Калмыцкого полка

1-й Калмыцкий полк комплектовался калмыками Большого и Малого Дербетовских улусов. Возглавил его брат владельца Малодербетовского улуса Джамба-тайша Тундутов. В составе полка числилось 17 офицеров (командир, квартирмейстер, по 5 есаулов, сотников и хорунжиев), 10 урядников, 500 рядовых, сверх штата 3 гелюнга и 4 волонтёра. Кроме того, в часть "для показания порядка по службе” были направлены майор Дублянский, переводчик, 5 урядников и 10 казаков Астраханского казачьего полка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: